Надо Знать

добавить знаний



Художественная литература



План:


Введение

Фрагонар. Читательница

Художественная литература (существует также чисто украинский термин изящная словесность) - составная литературы, совокупность письменных и печатных произведений определенного народа, эпохи, человечества; разновидность искусства, собственно, искусство слова, отражающая действительность в художественных образах, создает новую художественную реальность законами красоты; результат творческого процесса автора, зафиксирован в соответствующем тексте с помощью букв.


1. Философское определение литературы

Определение литературы как таковой, что отражает действительность в художественных образах, созданных средствами языка, предусматривает употребление терминов "Искусство", "вид искусства", "Действительность", "воспроизведение-отражение", "художественный образ", "язык-речь". Сущность искусства определяется на перекрестке понятий "эстетическое освоение действительности", "Общественное сознание", "Культура", "Деятельность", "Образ", "Наука", "Выражения", "модель действительности". При таком подходе к постижению сущности искусства обнаруживают свою односторонность теории мимезис (подражание), гносеологизму, интуитивизма, конструктивизма.

Имея в виду тысячелетнюю историю словесности, ее эволюцию, сменяемость известных литературных направлений ( классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм, импрессионизм, сюрреализм и т.п.), следует сформулировать определение художественной литературы как вида искусства, определенным образом соотносится с объективной действительностью, но не выдает своих творений за действительность. Теоретическая мысль еще со времен Аристотеля пытается постичь это свойство искусства слова.


2. Литература и наука

Длительная традиция на этом пути связана с сопоставлением поэзии (литературы) с историей (наукой), а также другими видами искусств. Исходя из теории подражания, можно, следуя Аристотелю, специфику литературы видеть, в отличие от истории, следует то, что было, в том, что литература показывает то, что могло быть по вероятности, и главное внимание в исследовании специфики литературы сосредотачиваться на соотношении, диалектике объективного и субъективного, действительного и воображаемого, реального и вымышленного.

Эта традиция прочная и сегодня питает традиционное литературоведение. Она дополняется сравнительными студиями науки и литературы, в основе которых лежит понятийное и образное мышления. Тезис, что дифференцирует науку и искусство звучит так: ученый мыслит понятиями, художник - образами. Из нее следует вывод: наука и искусство имеют общий предмет познания - объективную действительность. Отличие между ними начинается с формы познания (отражение, освоения) объективной действительности.

Неразрывное единство образно-понятийного мышления человека побудила сторонников такого подхода к изучению специфики искусства свидетельствовать о доминанте одного из элементов (понятия или образа) в духовной деятельности человека и искать специфического предмета освоения для науки и искусства.


3. Художественный мир в литературе

Однако определение специфического предмета искусства по принципу его выделения из системы связей объективного мира (общественная человек) не убеждало исследователей, которые трактовали искусство как выше, специфическое проявление эстетической деятельности, в результате чего создавалась друга, эстетическая реальность - художественный мир. Один из теоретиков феноменологической эстетики Роман Ингарден ввел специальный термин, который обозначил специфичность эстетического предмета, - интенциональность.
Он констатировал, что представленный в произведении искусства мир может быть и отражением реального мира, и выдуманные, небывалым миром (это не имеет никакого значения), но он скомпонован для того, чтобы вызвать эстетическое переживание. И в этом заключается его функциональная и онтологическая сущность, особенность.


3.1. Проблема восприятия литературного произведения

Писатель как физическое лицо, становясь автором произведения, перевоплощается в такую ​​личность, которая подбирает образы, создает предметный мир по собственному, имманентным законом, согласно которому представляет адресату идеальное послание-высказывания.

Произведение возникает как результат сотворчества создателя и сприймача, ведущие между собой мысленный диалог. И этот объективированный результат сотворчества фиксируется в тексте средствами письменной речи, которая является формой разговорной речи автора, рассказчика, персонажей. Целостный художественный мир, созданный воображением восприятие которой вызывает такой же целостный читательский образ (правда, его изоморфность к образу, созданному художником, остается проблематичной). Поэтому произведение художественной литературы не столько отражает действительность, сколько моделирует ее авторское восприятие, творческую видение.

В этом отношении художественная литература является результатом творчества, средством выражения, своеобразной языковой структурой, которая конкретизируется в читательском восприятии и в определенной степени отражает объективную действительность сквозь призму субъективного мира. Это - своеобразная фикция (fiction). Однако степень объективного и субъективного, отраженного и воображаемого, воспроизводимого и деформированного будет каждый раз другой зависимой от цели субъекта художественного процесса, того литературного направления и стилевого течения, в русле которых автор, принимая их каноны или деформируя их, творит.

Художественная литература - гетерогенное по происхождению искусство, которое имеет самодостаточную эстетическую ценность, что может быть по-разному трактована, интерпретирована в зависимости от цели и опыта читателей, литературных критиков.

Художественная литература - вид искусства, использующий как единый материал слова и конструкции естественного языка. Специфика художественной литературы проявляется в сопоставлении, с одной стороны, с видами искусства, использующими иной материал вместо словесно-языкового ( музыка, изобразительное искусство) или наряду с ним ( театр, кино, песня, визуальная поэзия), с другой - с другими типами словесного текста: философским, публицистическим, научным и др.. Кроме того, художественная литература, как и другие виды искусства, объединяет авторские (включая и анонимные) произведения в отличие произведений фольклора, которые принципиально не имеют автора.


4. Литературные роды

Основная статья Литература по родам

В самом общем смысле литература делится на поэзию и прозу.
Тремя традиционными родами литературы являются:

5. Подвиды литературных родов (жанры)

5.1. Лирика

5.2. Эпос

5.3. Драма

6. Литературы народов мира


7. Художественная литература по периодам

Основная статья История литературы

8. Смотри также

п ? в ? р Теория литературы
Понятие
Направления

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам