Царское Село (музей-заповедник)


Парковый фасад Большого Царскосельского дворца.

Царское Село (музей-заповедник) - известный в России и в мире дворцово-парковый ансамбль, ныне музейный заведение. Расположен в городе Пушкин и отнесен в состав городской агломерации города Санкт-Петербург. Имеет разветвленную сеть старинных парков, павильонов, дворцов и служебных помещений. Одной из лучших дворцово-парковых ансамблей Европы и мира.


1. Общая характеристика

  • Бывшая резиденция царского, а затем императорского двора России.
  • Резиденция основана 1710 и в июле 2010 года видсвяткуалы 300-летие со дня основания.
  • Резиденция национализирована 1918 после большевистского переворота в Петербурге.
  • Сильно пострадала в годы отечественной войны 1941-1945 гг, потому что была на временно оккупированных фашистской Германией территории. Восстановлена ​​и реставрирована по старым чертежам на период расцвета резиденции пришелся на 1752 - 1796 годы.
Российская марка 2003 года на честь Царского Села
  • Средства на реставрацию ансамбля давали Правительство СССР и Всемирный банк. В заключение реставрационных работ нужно еще 92.000.000 руб.
  • Статус музея-заповедника резиденция получила 1992 года.
  • Общая площадь Екатерининского парка (старого сада барокко и пейзажного Английского парка) составляет 107 га.

Царское Село заняло замечательное место в искусстве страны, так десятилетиями был местом пребывания и творчества нескольких поколений известных художников ( Андрей Квасов, Растрелли, Антонио Ринальди, Чарльз Камерон, Джакомо Кваренги), садоводов (Ян Роозен, Д. Буш, В. Неелов), поэтов ( А. С. Пушкин, Иннокентий Анненский, Анна Ахматова), ряда государственных деятелей.


1.1. Составные части ансамбля

Башня-руина в парке Царского Села, фотография Джакомо Кваренги 18 в. город Милан, Италия
  • Большой Царскосельский дворец, или также Екатерининский дворец (названный так в честь жены Петра - царицы Екатерины И.
  • Знаменская церковь (1716, перестройки 1734, 1864-65 гг)
  • Сад барокко
  • Пейзажный парк
  • Конюшни на 200 лошадей
В парке Царского Села, фото до 1905 г.
  • Манеж
  • Экипажный сарай с каретами
  • Павильон Грот
  • Павильон Эрмитаж
  • Холодные бани
  • Камеронову галерея
Египетская ворота
  • Павильоны пейзажного парка - Вечерняя зал, Турецкие бани, Пандус, Верхняя и Нижняя ванны, Эрмитажный кухня, Кухня-руина, Концертный зал, палладия городов, Арсенал, Пирамида, Деревянная купальня, Башня-руина, неоготическая караулку у Баболовських ворот, Белая башня, павильон Шапель, Большая оранжерея.
  • ансамбль - Китайская деревня с театром, парковыми мостиками и беседками
  • ансамбль - Адмиралтейство (три павильона)
  • остатки ансамбля - городок София
  • ансамбль - Федоровский городок.
  • Александровский дворец с пейзажным парком
  • Царскосельский лицей.
  • Египетская ворота

1.2. Большой Царскосельский дворец

Деревянная модель первоначального Екатерининского дворца к перестройкам
Вид Среднего дома после достроек и реставрации на 2006 год

Большой Царскосильський дворец (или Екатерининский дворец) построен в 1710-е гг на расстоянии 26 вест от Петербурга на возвышении вокруг рощи, который стал составной частью сада барокко. Первоначальная небольшое здание была на 17 осей и 2 этажа. Позже потерпела надстроек и приложений по бокам, получив название Средний дом. К строительству были привлечены лучшие на то время архитекторы И. Браунштейн, И. Ферстер, Земцов Михаил Григорьевич, Квасов Андрей Васильевич, Чевакинский Савва Иванович.

1741 русский трон заняла дочь Петра I - Елизавета. Она и начала масштабную перестройку дворца в Царском Селе, принадлежавший ее матери Екатерине. Проекты и перестройки совершили сначала Савва Чевакинський, а затем Варфоломей Растрелли. Последний и предоставил дворца величественного и роскошного вида, ставший шедевром архитектора и суток русского барокко. Это признавали все наследники престола и в дальнейшем решались менять лишь интерьеры дворца, оставляя без изменений фасады. На время работы в резиденции архитектора Растрелли и отреставрировано современное здание после разрушений фашистами.


1.3. Интерьеры Царскосельского дворца

Интерьеры Большого Царскосельского дворца менялись на протяжении веков и имеют признаки стилей барокко, классицизм, эклектика. Над их созданием работали лучшие архитекторы - Варфоломей Растрелли, Антонио Ринальди, Чарльз Камерон, В. Стасов. Во дворце не было всемирно известных шедевров живописи или скульптуры, хотя здесь и хранились произведения

Но есть одно исключение - Янтарная комната. Похищенная немецкими фашистами во время войны с СССР, она исчезла и не была найдена в послевоенные десятилетия. Правительство России инициировал воспроизведения декора уникального памятника по старым рисункам и фото.


1.4. Картинная зал

Реставрирована картинная зал.

Среди реставрированных интерьеров Большого Царскосельского дворца особое место занимает Картинная зал. Еще во времена эвакуации особенно стоимостных вещей из дворца, со стен сняли 115 полотен западноевропейских мастеров и вывезли их в безопасное место. Во время фашистской оккупации Зал пострадала, как и большинство комнат дворца. Но восстановить ее декор было значительно легче из-за сохранность картин.

Восстановлены золоченые детали портала, десюдепорты, печь с изразцами. На потолке установили плафон (живопись) - копию картины венецианца Гаспаро Дицциани. Все стены зала покрыты картинами в манере обоев. Подобное использование картин - историческая особенность той эпохи, когда картина еще не рассматривалась как отдельный художественный артефакт, отдельный и самоценный. Картины групиювалы только за декоративными качествами и признаками. Пейзажи граничили с портретами, а сцены любви с драматическими библейскими или военными сюжетами. Подобное использование картин было достаточно недолгим и как исторический анахронизм сохранилось только в Царском Селе, в дворце Петра III в пригороде Ораниенбаум, и также в так называемой портретных зале дворца в Петергофе. В 18 веке подобное плотное расположение картин использовали в залах Подгорецкий замок в Украине.


1.5. Скульптуры Царского Села

Скульптор Иоганн Дункер. Атлант.

Декоративная скульптура использовалась в Царском Селе со времен его основания. Сначала это была мраморная скульптура венецианских мастеров в саду барокко. Декоративную скульптуру широко использовал архитектор Варфоломей Растрелли во время перестроек Царскосильського дворца, привлекая к сотрудничеству скульптора Дункера.

В эпоху императрицы Екатерины II мраморные скульптуры из Венеции покупать перестали. Зато императрица приказала украсить бюстами древнеримских императоров прогулочную Камеронову галерею в парке. Оригиналы хранили в павильоне Грот, а в галерее установили копии с бронзы.

В начале 21 века последней из установленных скульптур в Царском Селе стал бюст архитектора Растрелли, автора пышного архитектурного ансамбля, который реставрируют.

  • Скульптурные украшения дворцового фасада

  • Бронзовая скульптура Камеронову галереи

  • Бюст архитектора Растрелли


1.6. Китайская деревня с театром

Chineese Village.JPG

К созданию Китайского села в парке императрица Екатерина II привлекла итальянского архитектора Антонио Ринальди, работавший по ее заказам еще до ее захвата русского престола.

Ринальди создал проект целого ансамбля из 12 зданий в стиле шинуазри [3], виртуозно обыграв стереотипные представления современников о далекой и экзотическую страну. По проекту, ансамбль должен иметь 18 домиков, но в полном объеме первоначальный проект не был воплощен [4].

С настоящим Китаем эти парковые сооружения не имели ничего общего, ибо фантазийным, карнавальным воспроизведением экзотики на китайскую тему. Домики Китайского села использовали для жилья, а театр служил для вечерних развлечений императрицы и дипломатов. Значительно поврежден фашистами ансамбль находится в состоянии восстановления и реставрации. Китайский театр (Царское Село) (1778-1779 гг) было повреждено еще во время артобстрела 1941 г. и не восстановлен на начало 21 века. 12 домиков села восстановлены и используются как элитный отель.


1.7. Павильон Эрмитаж

Павильон Эрмитаж, фото 2012 года

До лучших павильонов эпохи барокко в творчестве Растрелли, сохранившиеся до 2010 г., принадлежит павильон Эрмитаж. Но постройка перейщла к Растрелли в наследство от предшественников. Первоначальный проект разработал Михаил Земцов еще 1743. Сооружение успели выстроить начерно из-за смерти архитектора. Достройки проводил архитектр Савва Чевакинский. Но небольшим, но сказочно пышным дворец его сделал Варфоломей Растрелли [5].

Величественное сооружение на 2 этажа имеет центральную зала и четыре бчни кабинеты. Фасады имеют пышные украшения в едином стиле с Царскосельским дворцом и барочные крыши с переломом. Павильон протяжении 19-20 вв. потерял скульптурные украшения и вазы на крыше, плафоны и десюдепорты работы Джузеппе Валериани и А. Бельского, похищенные или разрушены фашистами [6]. Даже в полностью отреставрированном виде является лучшим образцом павильонов 18 века, которые сохранились до наших времен. Эрмитаж был использован на натурных съемках многих исторических и документальных кинолент.

Во времена реконструкции сада барокко Царского Села в пейзажный парк конце 18 в., были коренным образом изменены остров, на котором расположен павильон, растительность вокруг Эрмитажа (так называемый Эрмитажный роща), засыпаны его рвы с водой. Павильон со сказочной архитектурой оказался как на дикой лесной поляне, совершенно не соответствовало стилистике барокко и первоначальном ПЛАН этой части парка. В таком виде он и находился все 20 века.

В начале 21 в. проведены работы по восстановлению бывшего островка, рва с водой и упорядочения Эрмитажного рощи. Фасады и первоначальное планировка павильона не претерпели значительных вмешательств и сохранились без перестроек с 1748 года. Интерьеры только реставрированные по старым чертежам Ф.В. Растрелли в 2006-2010 гг Впервые за последние 70 лет павильон открыт для посещения до 300-летнего юбилея дворцово-паркового ансамбля.


1.8. Павильон Арсенал

Павильон Арсенал, состояние на 2008 год.

Арсенал (Царское Село) - парковый павильон суток романтизма, построенный в 1819-1934 гг (архитектор А. Менелас). Имеет вид двухэтажного башни с готическими окнами, которые вместо привычного оконного стекла вставили оригинальные витражи средневековья. Сборник оружия в помещении была небольшая из-за небольших размеров самого павильона.

Во времена СССР коллекция оружия из павильона была переведена в состав музея Эрмитаж и таким образом частично сохранена. Во времена оккупации Царского Села немецкими фашистами, павильон Арсенал потерпел частичного повреждения, потерял окна, крыши, междуэтажные перекрытия. Здание на консервации, хранится в полуразрушенном состоянии.


1.9. Сад барокко

Сад барокко Царского Села принадлежал к лучшим образцам регулярных садов в Российской империи. Распланирован на единой оси с Царскосельским дворцом, он имел все характерные украшения той эпохи - павильон Эрмитаж, ставки-зеркала, различные партеры, мраморную скульптуру. Испорченный и напивзнищений пейзажными приложениями, сад барокко частично восстановлен на исторических и случайно сохранившихся частях.

  • Kateřinsk? pal?c, zahrady (4). Jpg
  • Kateřinsk? pal?c, zahrady (5). Jpg
  • Armon Yekaterina IMG 7387.JPG

1.10. Пейзажный парк

Пирамида в пейзажном парке Царского Села.

Пейзажная часть парка крупнейшая и распланирована в сутки Екатерины II. Дополнена несколькими павильонами и монументами в честь военных побед Российской империи в войнах, которые вела на протяжении своего царствования энергичная императрица. Доля павильонов стереотипная, почти типичная (Пирамида, палладия городов), их можно было встретить и в других парках Европы, доля - оригинальные - Чесменская колонна, Турецкие бани, Эрмитажный кухня.