Надо Знать

добавить знаний



Церковная десятина



План:


Введение

В монастыре

Десятина ( лат. decenia ) - Род церковного или светского налога, распространен в Средневековой Европе и на Руси в княжескую эпоху; десятая часть доходов, которую платило зависимое население церкви в феодальный период в европейских странах. Первоначально десятину давал князь епископу как десятую часть своих годовых доходов.


1. Десятина в Ветхом Завете

В Ветхом Завете о десятине впервые упоминается в истории о патриарха Авраама, который передал десятую часть военной добычи Мельхиседек, царь Салима и священнику:

" "Благословен будь Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки!" И дал ему (Авраам) десятую часть из всего. "(Быт. 14: 20). [1] "

Патриарх Иаков обещал отдать Богу десятину, если Он сохранит его в пути:

" "Как Господь будет со мною и сохранит меня в этой дороге, которую верстаю, и как даст мне хлеб есть и одежду одеться, так что вернусь я живым-здоровым в дом отца моего, то Господь мне Богом ... и с всего, что дашь мне, наверное дам десятину ". (Быт. 28: 20 -22) [1] "

Однако нет прямого подтверждения, что сначала десятина носила регулярный или общеобязательный характер. Наиболее раннее свидетельство о регулярной десятину - слова из Книги пророка Амоса:

" "Приносите утром ваши жертвы, что три дня - ваши десятины." (Ам 4: 4) ". [2] "

Постепенно десятина приобретает другой смысл. Моисей устанавливает ее как обязательный налог для израильтян, получивших землю в Ханаане, в пользу левитов, храмовых служителей, не имевших земельных наделов и поэтому им нужны были средства для существования. Десятина в данном случае составляла своеобразную компенсацию, выделялась им вместо отсутствующего надела земли. Одну десятую часть от полученной десятины Левиты вносили на содержание первосвященника. (Чис. 18: 21-32). [3] Под десятиной понималась десятая часть из всего, что добывает своим трудом человек:

" "Всякая десятина от земли, от посевов с поля, от плодов с дерева, будет Господу, (она) праздника Господу ... Десятина с великорослои или с мелкого скота; десятина из всего, что проходит под герлыгой пастуха, будет праздника Господу . "(Лев. 27: 30-32). [4] "

Но не только десятина была способом жертвы Богу - существовали и другого рода пожертвования. Так, в Исходе (22: 29-30) записано:

" "Так делать с волом и с мелким скотом твоим; семь дней оно будет при матери своей, восьмого же день отдай его мне". [5] "

Первенцы людей посвящались Богу, а первенцы от животных приносились на восьмой день в жертву Богу.

Главный смысл принесения десятины в Ветхом Завете - научиться бояться Господа:

" "Давать точно десятину от всего произведения твоего посева, из того, что вырастет в поле ежегодно.

И ешь пред Господом, Богом твоим, на месте, которое изберет он, чтобы там поставить свое имя, десятину твоего зерна, твоего молодого вина и твоей масла и перваков твоей высокорослой и мелкого скота, чтобы ты учился, пока жизнь, бояться Господа , Бога твоего. "(Втор. 14: 22-23). ​​[6]

"

Ветхозаветная человек была убеждена, что земля и ее плоды принадлежат Богу, который дал их Израиль во владение:

" "Господь - мой пастырь: Ничего мне не бракуватиме.На буйных пастбищах он дает мне лежать; ведет меня на тихие воды." (Пс. 23: 1-2). [7] "

Именно поэтому пророк Малахия называет неуплату десятины "обворовыванием Бога":

" "Разве годится человеку обкрадывать Бога? Вы же меня обкрадываете и говорите: В чем мы тебя обокрали, - десятину и приношениями" (Рис. 3: 8). [8] "

2. Десятина в Новом Завете

В Новом Завете заповедь о десятине прямо не отменяется, но не предлагается. Христос обличает буквализм соотечественников:

" "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, укропа и тмина, а запускают, что важнейшее в законе: справедливость, милосердие и веру. И то следует делать, и того не упускать". (Мф. 23: 23). [9] "

Интересно, что десятиной хвастается фарисей из евангельской притчи:

" "... Из всех моих доходов даю десятину". (Лк. 18: 12). [10] "

В апостольских посланиях отсутствуют требования или указания для христиан следовать системе десятин. Однако Апостол Павел неоднократно пишет о необходимости материальной поддержки Церкви, в частности ее служителей. Так, в Первом послании к Коринфянам он говорит:

" "Разве не знаете, что те, которые у святого работают, едят с святого, и те, служащие жертвеннику берут долю с жертвенника? Так и Господь повелел, проповедующих Евангелие из Евангелия жить." (1 Кор. 9 : 13-14). [11] "

Следует отметить, что Апостол не определяет конкретную сумму или часть дохода, которую должны собирать христиане на нужды Церкви, но предлагает:

" "В первый день недели каждый из вас откладывает в себя, собирая, что может сэкономить, чтобы сборников не делать, когда сам приду." (1 Кор. 16: 2). [11] "

Такие пожертвования должны происходить верующими добровольно:

" "Пусть дает каждый, как позволяет сердце, не из жалости или принуждения: Бог любит дающего радостью." (2 Кор. 9: 7). [12] "

3. Десятина в истории Церкви

3.1. Десятина в католической церкви

До начала III ст. регулярная десятина в Церкви не практиковалась. Однако уже тогда иерархи выражали сожаление, что христиане не хотят даже десятую часть своего имущества передать Церкви для поддержки. Как обязанность для каждого христианина десятина была установлена ​​в Западной Церкви в V в. Церковная десятина упоминается в 14 проповедях епископа Цезария Арльского. Широко вопрос представлено и в 33-и проповеди, созданная примерно в 536 году. Проповеди обосновывают ключевые положения - справедливость и целесообразность уплаты прихожанами церковной десятины, их прямую для себя выгоду.

" "Приближаются жатвы, самое время подумать об уплате десятины от всех плодов и доходов Господу нашему, ибо ее справедливо получает и .... имеет право на нее рассчитывать. Что если скажет Бог: ты, человек, мой, я тебя создал, моя земля, которую ты обрабатывает, и семена мое, сеешь, мои животные, которых утомляет работой, и рабы, мои дожди и ливни, веяния ветров, солнечное тепло, словом, все жизненные элементы мои собственные, а когда же так, неужели ты, прилагая лишь труд рук своих, сам заслуживаешь хотя бы десятины? Подавая пример милосердия, Бог оставляет нам девять десятых. Как отказать в десятине тому, кому мы обязаны всем? " [13] "

Начиная с VI века, десятина становится обязательной для крепостных, неуплата которой угрожает отлучением от Церкви: Турский собор 567 года предлагал верным вносить десятину, Маконський собор 585 года уже приказывал платить десятину под угрозой отлучения. [14] Император Карл Великий указом 779 года ввел десятину в государственное законодательство, распространив ее только на землевладельцев, при этом ее неуплата считалась уголовным преступлением и каралась иногда казнью. Вместе с тем законы Карла Великого предусматривали разделение десятины на три части: на строительство и содержание храмов, на помощь путешественникам и паломникам, на нужды духовенства. В позднем средневековье римо-католические епископы распространили десятину на все прибыльные занятия, включая и самые аморальные. При этом церковная благотворительность была почти полностью забыта, зато значительная часть доходов шла на нужды Папы Римского (особенно века, при папе Александре III). С усилением королевской власти духовенству пришлось делиться десятиной и с ними. Из-за того, что десятина в сумме составляла большие доходы, возникали резкие столкновения между отдельными категориями средневекового общества (так, например, вековая борьба за десятину в Польше между шляхтой и духовенством, о чем сообщает Любович в книге "История реформации в Польше"). [14] В эпоху реформации католическая церковь потеряла в большей части протестантских стран свои мирские владения и доходы, которые стали теперь достоянием светской власти и дворянства. Состоялась секуляризация церковных владений. В Англии десятина сохранилась, и попытка ее отменить, сделанная в эпоху первой революции века, не увенчалась успехом, поскольку в английской церкви десятина шла на содержание духовенства, и, отменяя ее, приходилось искать вместо нее другой источник дохода. В католических странах десятина продолжала существовать как и раньше, и, например, в Франции перед революцией духовенство получало около 125 млн ливров десятины, которая обычно оставалась в руках высшего духовенства. С 1789 года началась эпоха отмена десятины, примером стала Франция, где революция отменила десятину, отдав духовенство на содержание государства. В Швейцарии и некоторых государствах Германии десятина, как и в Франции, была отменена без какого-либо вознаграждения для тех учреждений, в пользу которых она взималась, но большинство германских государств ( Нассау, Бавария, оба Гессена, Баден, Вюртемберг, Ганновер, Саксония, Австрия, Пруссия и др.) прибегали к системе выкупа. [14] В XIX веке десятина удержалась в Англии, где в 1836 году по англ. Tithe Commutation Act в распределении и способах взимания этого налога были внесены существенные изменения. В сельских десятинах ( англ. prediales ) Уплата натурой была заменена определенной суммой, которая называлась англ. tithe rent-charge . Количество хлеба, ячменя и овса было установлено раз и навсегда (нормой было принято среднее количество за 7 лет) и стоимость ежегодно официально определялась по рыночным ценам и выплачивалась деньгами. Кроме того, отменено десятину с рыбного промысла, горного промысла и др.. [14] Сейчас в ряде западных стран существует церковный налог, который в обязательном порядке выплачивается верующие разных конфессий.


3.2. Десятина в православной церкви

Корни десятины выходят из практики обеспечения языческих святилищ. Официально возникла в Х ст. и сохранялась до XIX в. Церковная десятина в Киевской Руси появилась после принятия Владимиром Великим христианства в 988 году. Он отдал десятую часть своих доходов на строительство Десятинной церкви (церкви Богородицы) - первой каменной церкви Киевской Руси Это источник дохода "священства" было привнесено с Византии и опиралось на давнюю первохристианские традицию. Десятина закреплялась 59-м апостольским правилом церковного устава Владимира, который провозглашал, что церковное богатство -

" "Нищих богатство, церквам, монастырям, пустыням поднятия, живым приют и утешение, мертвым память". [15] "

На Руси десятина изначально представляла собой 1/10 часть княжеских доходов, которые передавались в пользу церкви (иногда заменялась деньгами или угодьями). Для ее сбора существовали специальные должностные лица - десятники, которые могли быть людьми как духовными, так и светскими. В обязанности десятников, кроме сбора налогов, входили и другие обязанности, главным образом наблюдение за благопристойной поведением священнослужителей и добросовестным исполнением ими своих служебных обязанностей. В чистом виде, как княжеская дань десятина существовала с IX до конца XII в. [16] Десятая часть урожая отдавалось церковными (монастырскими) крестьянами в пользу монастыря, который выступал как феодальный владелец. Такая ситуация могла вызвать недовольство крестьянства. В 1337 г. состоялось восстание в Новгороде против Юрьевского монастыря, которое закончилось убийством архимандрита, в 1594 - 1595 г.г. - Восстание крестьян Волоколамского монастыря. [16] К XVI - XVII ст .. получила развитие система специальных сборов в пользу церкви, которая была независимой от государственной власти. Собрание из приходских дворов (воеводских, вотчинных, гостеприимных) составили 6 денег, с подьячих, лучших людей посадских - 4, с других - 2 гроша. С 1687 г. система была официально обязательным для всех епархий. Имели место дополнительные доходы: установлены пошлины с новопоставленный лиц и церквей, передача определенного количества земли прихода для собственноручно возделывания. [16] Православная Церковь особое значение десятине не оказывала, поскольку ее доходы без были и так достаточно. Благочестивые русские князья, купцы и самые простые люди жертвовали на содержание церкви большие средства без какого-либо специального принуждения. Это были не только деньги, но, в первую очередь, чудотворные иконы, драгоценную утварь, земли для основания монастырей. В необходимых случаях к финансовой помощи церкви прибегала светская власть. Однако, начиная с царствования Петра Великого, благосостояние церкви начал беспокоить светскую власть, которая мечтала о полном отлучении церковного имущества. Первая, робкая попытка секуляризации была сделана самим Петром, который превратил Монастырский приказ в Экономическую коллегию. Императрица Екатерина II в 1764 году сразу лишила церковь всех ее земельных владений. При этом перестало существовать более двух третей всех Российских монастырей, а те монастыри и храмы, оставшиеся стали содержаться за счет Государственного казначейства. [17] Ликвидирована церковная десятина была в конце XIX в. Еще безжалостнее действовали большевики, которые организовали в 1922 году тотальное изъятие церковных ценностей, при котором Церковь, не только была ограблена материально, но и погибло огромное количество памятников культуры и духовных святынь. После распада СССР православная церковь находит эти средства в виде добровольных пожертвований верующих и благотворительных актов. При этом, ни о какой обязательной десятины или о любой другой церковный налог речь не идет. [17]


4. Высказывания о десятине

Многие верят в то, что, отдавая десятину, хвалят своего Бога и обеспечивают себе место на небесах. В церкви Королевского колледжа Кембридже ( Англия) можно прочитать такие слова Уильяма Вордсворта :

" "Дай то, что можешь: не воспринимает Бог ни слишком мал, ни велик налог". [18] "
" "Тот, кто только берет и ничего не дает, подобный стоячей воде пруда: все, что у него убегает, остается, а все, что остается, становится затхлым". (Джон А. Джеймс) [18] "
" "Дань в виде десятины - это молчаливое соглашение о том, что человек находится в партнерстве с Богом ... Десятина вносит в сознание чувство божественного порядка .... Это - самый надежный способ показать богатство". (Чарльз Филлмор) "Указ слово" [18] "

Примечания

  1. а б http://www.dyvensvit.org/staryj-zavit/buttja - www.dyvensvit.org / staryj-zavit / buttja
  2. http://www.dyvensvit.org/staryj-zavit/prorok-amos - www.dyvensvit.org / staryj-zavit / prorok-amos
  3. http://www.dyvensvit.org/staryj-zavit/chysla - www.dyvensvit.org / staryj-zavit / chysla
  4. http://www.dyvensvit.org/staryj-zavit/levit - www.dyvensvit.org / staryj-zavit / levit
  5. http://www.dyvensvit.org/staryj-zavit/vyhid - www.dyvensvit.org / staryj-zavit / vyhid
  6. http://www.dyvensvit.org/staryj-zavit/vtorozakonnja - www.dyvensvit.org / staryj-zavit / vtorozakonnja
  7. http://www.dyvensvit.org/staryj-zavit/knyga-psalmiv - www.dyvensvit.org / staryj-zavit / knyga-psalmiv
  8. http://www.dyvensvit.org/staryj-zavit/prorok-malahija - www.dyvensvit.org / staryj-zavit / prorok-malahija
  9. http://www.dyvensvit.org/novyj-zavit/jevangelija-vid-mateja - www.dyvensvit.org / novyj-zavit / jevangelija-vid-mateja
  10. http://www.dyvensvit.org/novyj-zavit/jevangelija-vid-luky - www.dyvensvit.org / novyj-zavit / jevangelija-vid-luky
  11. а б http://www.dyvensvit.org/novyj-zavit/1-e-poslannja-ap-pavla-do-korintjan - www.dyvensvit.org/novyj-zavit/1-e-poslannja-ap-pavla-do- korintjan
  12. http://www.dyvensvit.org/novyj-zavit/2-e-poslannja-ap-pavla-do-korintjan - www.dyvensvit.org/novyj-zavit/2-e-poslannja-ap-pavla-do- korintjan
  13. Церковная десятина Дубровский И.В. http://articles.excelion.ru/science/history/world/62961475.html - articles.excelion.ru/science/history/world/62961475.html
  14. а б в г http://ru.wikipedia.org/wiki/% D6% E5% F0% EA% EE% E2% ED% E0% FF_% E4% E5% F1% FF% F2% E8% ED% E0.
  15. http://leksika.com.ua/18740414/legal/statut_knyazya_volodimira_svyatoslavicha - leksika.com.ua/18740414/legal/statut_knyazya_volodimira_svyatoslavicha
  16. а б в http://www.emc.komi.com/02/05/091.htm - www.emc.komi.com/02/05/091.htm
  17. а б Православие и www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_questions&task=view_quest&q_id=508
  18. а б в http://www.mirradosti.com.ua/?p=398 - www.mirradosti.com.ua/?p=398

Литература

  • Грушевский М. Иллюстрированная история Украины. Репринтное воспроизведение издания 1913 г. - К., 1990. - 524 с
  • Кульчицкий С. В. Мисик Ю. А. Власов В.С. История Украины, Киев "Литера", 2011 год, 526 ст.
  • Полонская-Василенко Н. История Украины в 2-х томах, М. 1992
  • Всемирная история Документы и материалы 6-11 классы,-Х.: "Утро", 2011 г. 288 с.
  • Всемирная история ПД Х.: Весна, 2009 г.. 760 с.

Источники

п ? о ? р Благотворительность в темах
Понятие
Социальные явления
Социальные объекты
Типы организаций
Другие темы

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам