Церковные братства

Братства - национально-религиозные общественные организации украинских (русинских) и белорусских (литовских) православных мещан в 16-18 вв.

Братства сыграли значительную роль в общественно-политической и культурной жизни, в борьбе против политики национального и религиозного притеснения, которую проводили благородная Польша и католическая церковь в Украине и в Беларуси. В 80-х годах 16 в. широкую деятельность развернуло Львовское Успенское Ставропигиальное братство. Оно приобрело типографию, открыло школу. Конце 16 - начале 17 в. Б. возникли в Рогатине, Красноставе, Городке, Галиче, Перемышле, Любачеве, Дрогобыче и других городах. Так, 1589 организационно оформились братства в Рогатине, Могилеве и Красноставе, 1591 в Бресте и Городке, 1592 в Комарно и Минске. 1594 братства основанные на Бильске и в Люблине, где была небольшая община украинского. Около 1615 было основано Киевское братство, к которому вступило много мещан, православных шляхтичей, а также запорожское войско во главе с гетманом П.Сагайдачным. В 1617 г. был создан Луцкий братство. Во 2-й пол. 17 - 18 вв. Б. действовали в большинстве городов и в некоторых селах Галиции, Волыни, во многих городах Приднепровья. Б. создавались вокруг приходских церквей, используя организационные формы, присущие цехам и другим городским корпорациям, как светским, так и религиозным. Они имели свои уставы. Расходы Б. покрывались за счет взносов его членов, доходов от недвижимого имущества, процентов от займов. Для Львовского Б. важным источником доходов была типография. Б. заботились о своих патрональные церкви, производили общие культовые службы, оказывали материальную помощь своим членам, участвовали в похоронах братьев, удерживали госпитале. Б. защищали социальные интересы ремесленно-торгового населения, боролись против национального угнетения. Деятельность Б. имела преимущественно светский характер. С конца 16 - начала 17 в. Б. активно участвовали в борьбе против усиления польского гнета, национального и религиозного притеснения и приобретали большого общественно-политического и национально-культурного значения. В числе ведущих деятелей Б. были выдающиеся ученые, писатели, политические деятели того времени: Ю.Рогатинець, И.Красовский, С.Зизаний, И. Борецкий, П. Беринды и др.. Пытаясь превратить православную церковь в орудие укрепления своих общественно-политических позиций, Б. как против неограниченной власти церковных феодалов - православных епископов, так и против польского и католического наступления. Борьба Б. против засилья церковников, за развитие светских элементов культуры была, по сути, борьбой против феодализма. Будучи прежде организациями зажиточного ремесленно-торгового городского населения (бюргерства), Б. объединяли вокруг себя также представителей других социальных слоев Украины. Некоторые из них принимали в свой состав православное духовенство и православную шляхту, которые были недовольны национально-религиозными притеснениями. Иногда Б. поддерживали и отдельные православные магнаты и епископы (в частности князь Острожский). В Б. проявлялись социальные противоречия между различными группами мещанства, между мещанством, шляхтой и церковной верхушкой. Влияние различных социальных слоев в Б. был неодинаковым. Б. вели борьбу против иезуитской пропаганды и принудительного насаждения униатства в Украине и в Белоруссии, поддерживали связи с Россией, Молдавией, южными славянами. Одновременно Б. разворачивали большую просветительскую деятельность. Они открывали школы, типографии, вокруг которых собирались культурные силы. На базе Киевской братской школы 1632 было создано Киево-Могилянская коллегия (с 1701 г. - академию). С братских школ вышел ряд писателей, ученых, политических деятелей, деятелей образования, книгопечатания, художников, способствовали укреплению связей украинского и белорусского народов.

Во 2-й пол. 17 - 18 вв. в связи с дальнейшим укреплением феодальных отношений, роль Б. в общественно-политической жизни уменьшалась. В Галиции и на Правобережье они подпадали под влияние духовенства, на Левобережье выполняли преимущественно религиозно-бытовые функции. Б. существовали при некоторых сельских и городских церквях. В 19 в. Б. не занимались общественно-политическими и культурными делами, хотя сохранили некоторые обряды и обычаи, присущие Б. 17 в. Конце 19 - нач.20 вв. некоторые деятели православной церкви создали клерикальные организации, кроме названия не имели почти ничего общего с прежними Б., хотя ссылались на их традиции. В некоторой степени старые цели и задачи взяли на себя украинские братские организации, и католические, и православные, в эмиграции, распространяя свою деятельность на достаточно широкие участки, однако в других - не сословных и не в цеховых рамках.


Источники

Церковные братства в Киевской митрополии в XVI-XVIII веках
Orthodox.png

Львовское Православное Молодежное Братство "Неувядаемый Цвет"