Церковь Святой Великомученицы Варвары (Вена)

Церковь Святой Великомученицы Варвары - греко-католический храм в столице Австрии, городе Вена. 17 июня 1784 году здесь был основан центральную приход Греко-католической церкви в Австрии.


1. История храма

В 16-м веке иезуиты построили конвикт у Доминиканской церкви и расширили его в 1652 - 1654 годах. В 1573 году была основана конгрегация марионистив [1], которые получили в конвикт часовню для чествования Святой Варвары, которая и дала название всем церковным сооружениям построенным позже. Основные размеры часовни, есть церкви Святой Варвары, увеличивались в 19 века, но затем претерпели значительные изменения.

После закрытия иезуитского конвикта в 1773 году, церковные сооружения перешли в собственность греко-католической семинарии (с 15 октября 1775 - дата основания церкви, а с 17 июня 1784 - дата основания прихода), но покровительницей и в дальнейшем осталась Святая Варвара.

Первый греко-католический коллегиум просуществовал всего несколько лет. А уже в 1852 был учрежден новый конвикт греко-католической центральной семинарии, просуществовал 40 лет. С этой семинарии в 1893 года было выпущено более 463 священнослужителей и ученых.

Действующий архиепископ Вены также архиепископом для всех католиков византийского обряда, к которым относится и центральная приход Св. Варвары в Вене [2]. Поэтому здесь проводятся литургии в византийском обряде греко-католиками разных национальностей. Основной обществом является украинский, но отправятся службы и для других, менее многочисленных общин: румын, болгар, македонцев, словаков, венгров, а от недавнего и для Мелхитской арабов (сирийцев, ливанцев), живущих в Вене.


2. Фасад церкви

Внешний вид церкви является уникальным в венском церквобудуванни. Фасад является частью большой эпохальной здания Пауля Шпренгера ( 1852), что изначально использовалась главным почте и торговым ведомством. Пауль Шпренгер (Paul Sprenger) ( 1798 - 1854), как государственный советник по строительству, имел значительное влияние на градостроительство. С 1849 года, работая в министерстве торговли, вскоре начал возглавлять также отдел архитектуры в генеральном строительном управлении. Его считают действительно выдающимся архитектором императорского градостроительства к-мартовского периода (до революции в Германии 1848 года). Этой эпохе присущи рационализм и функциональность вместе с экономичностью, которые объединены с формами историзма предыдущей эпохи. Немного чопорные, романизированных фасадные формы отражают также официальный стиль времен предыдущего правления, кайзера Франца Иосифа. Несмотря на то, что внешне церковь выглядит довольно большой, на самом деле внутренняя часть значительно меньше. Верхние ярусы фасада и в дальнейшем относятся главной почте.

Надпись на мемориальной доске у входа, греческом и церковно-славянском языках, говорит следующее:

Иосиф II и Мария Терезия, самодержцы Австрии, великодушно передали церковь Св. Варвары в собственность конвикта, с целью подготовки молодых духовников византийского обряда 1775

Современная мозаика ( 1956) над входом изображает Св. Варвару с башней и веткой пальмы, знаком мученичества. В 1999 году справа церкви был установлен бюст в честь украинского национального поэта и ученого Ивана Франко.

На верхнем ярусе фасада, справа и слева, можно увидеть статуи Святого Василия Великого, учителя церкви, и Святой Варвары. Статуи не являются общепринятыми в традиции византийского церквобудування, где обычно только иконы, как нарисованные молитвы, украшают восточные церкви. Все же сильное влияние западного стиля 19-го века появлялись на фасадных формах церкви.


3. Интерьер

3.1. Иконостас и внутреннее оформление

Иконостас церкви Св. Варвары

Оформлением интерьера церкви занимался знаток восточного искусствоведения Иосафат Бастазих. А средства, необходимые для ахитектурного и литургической адаптации византийского обряда, предоставила императрица Мария Терезия. Предложение комиссии придворного культурного фонда относительно художников не нашла поддержки в Бастазиха. Он отказался от известного художника фраке Цоллера, ученика Пауля Трогера, занимавшийся императорскими заказами и был на вершине своей творческой славы, а также от скульптора Григлера. Причиной этого отказа был стиль в котором работали оба художников - классицизм. По этому поводу Иосафат Бастазих был вынужден дать Марии Терезии аргументированный ответ, подробно обосновав свою позицию. Он сам обратился к художнику Моисея Суботича (? - 1789), представителя сербского барокко, и скульптора Арсения Марковича.

Первые признаки влияния сербского барочного искусства начали появляться во времена великой миграции 1690 года, с тех пор как сербы массово начали покидать Косово и селиться в южной части Венгрии. Необычно высокие иконостасы сих пор продолжают художественные традиции 17 века, берут начало в монастыре с горы Атос. Подобные иконостасы характерны для всех придунайских государств. С тех пор, как стиль барокко появился в искусстве, начали проявляться его признаки и в оформлении интерьеров. Резчики с помощью гирлянд, колонн, ваз и многочисленных производных от этих форм вариантов изменили внутреннее оформление церкви Святой Варвары. Покраска стен "под мрамор", в светлых пастельных тонах, дополнило эту концепцию и создало целостность росписи церкви. Это ярко видно на примере епископского трона и хоров. В тогдашнем искусстве начали медленно проявляться тенденции перехода от традиционной иконописи к западному искусству с его глубоким и насыщенным колоритом. Барокизация сербского искусства осуществлялась не только через прямое влияние есть, через австрийское барокко и итальянско-кретське искусство, но прежде всего из-за украинского искусство, принесли с собой иезуиты во второй половине 17-го века. Как раз в это время происходили сильные изменения в религиозном искусстве, осуществлялся интенсивный обмен с культурными центрами Украины.

Икона Святой Варвары в алтарной части (на тыльной стене), написанная Суботич, поражает своим сходством с юной Марией Терезией. В то время Мария Терезия имела уже 58 лет и не хотела осознавать своего возраста. Так, по ее приказу была уничтожена икона Божией Матери в францисканский церкви в Инсбруке, написанная с ней.

Суботич написал также еще 16 малых икон на основные праздники, предназначенные для византийской литургии. В 1979 году австрийская почта использовала икону "Рождество Христово" из этого сборника как образец для летней почтовой марки по случаю этого праздника. Эти иконы можно увидеть в алтаре, а одна из них всегда лежит на столике (тетраподе), где также стоит крест и зажженные свечи. Иконы из этого сборника меняют поочередно, в течение года, по церковному календарю. Скульптурные работы Арсения Марковича можно увидеть в церкви. В 1780 году Ефрем Кляйн написал иконы Двенадцати апостолов (использованы для иконостаса часовни Святого Иосафата).

Иконостас церкви не является разделяя элементом, ведь не закрывает от осмотра ни алтарную часть, ни расписанную подкупольной, где Христос Пантократор символически объединяет земной и небесный (божественный) космосы.

Структура. Трое ворот: средние, так называемые "царские врата", прямо до самого алтаря. Через эти ворота священники имеют право входить только во время службы Божьей, а епископы всегда. Справа от царских врат находится икона Христа, а слева - Марии. На самых царских вратах установлена ​​икона, изображающая "Благовещение Марии". Над царскими вратами находится икона "Тайной Вечери", на которой Иисус изображен вместе со своими апостолами. Царские врата открываются только во время богослужений, а также, как особый знак, в Пасхальный неделю.

Малые боковые ворота справа и слева, которые называются "дьяконскими", служат для входа в алтарной части диаконам и прочим духовенства. На этих воротах находятся иконы с изображениями святого архидиакона Стефана (справа) и архангела Михаила (слева). Кроме этого над воротами есть иконы святых, особо почитаемых покровителей церкви, Иоанна Крестителя и Николая Мирликийского [3].

Венчает иконостас распятие, а под ним иконы с изображениями: слева - Мария, справа - апостол-заместитель Иван.

Отделка иконостаса осуществлялось поэтапно, поэтому разнообразие качеств и стилей требует более детального пояснения. Задержка начала оформления возникла вследствие слишком самовольной поведения Бастазиха, что выбрал вышеупомянутых художников, Суботича и Марковича, ведь Марии Терезии пришлось выплатить аванс ранее выбранным художникам. Но в дальнейшем, императрица способствовала строительству и украшению церкви. Драгоценные подарки напоминают об этом еще сегодня: Евангелие с роскошной кованой переплетом и уникальными эмалевыми изображениями, филигранный крест, изготовленный в монастыре на горе Атос, и украшенный эмалями и горным хрусталем процесийний крест. Посреди этого креста, есть изображение Иисуса, ручной работы в стиле "Petit-Point-Technik", которое было сделано и подарено Марией-Антуанеттой, дочерью Марии Терезии, королевой Франции.

Две иконы на обратной стороне иконостаса были подарены церкви графом Карлом Коуденхофе в 1834 году и изображают Святого Николая и Святого Спиридона. Два ангела, держащие подсвечники (по обеим сторонам иконостаса), происходят со времен перестройки церкви за Пауля Шпренгера. Только икона над царскими вратами "Тайная вечеря" происходит из времени обновления церкви в 1850 году, так же, как и кресло-трон для епископа. Во время этой перестройки построен троноподобного кафедру с изображением Христа Пантократора, как главы церкви, царя и учителя, на иконе над самим троном. С этой эпохи происходит также и хоровая ниша ( клирос), напротив трона. В ней находятся иконы Святого Атаназия и Святого Иоанна Хрисостомоса (на передней стенке) и Святого Василия и Святого Григория (на тыльной стене клиросе). В клиросе также вход в амвона. На самом амвона является икона с изображением Христа, учит в храме.


3.2. Захристию

В захристии хранятся священнический одежда и церковные принадлежности, а также плащаницы с 18 и 19-го веков. Свадебные короны церкви Св. Варвары являются копиями корон с василианского монастыря, высеченного в пещерах недалеко Рима (Grottaferata). Две большие иконы, работы Юрия Балли ( 1902), занимающие всю левую стену в захристии, являются образцами стиля позднего историзма, присущего концу 19-го, начале 20-го веков. На них изображены: на одной славянские апостолы Кирилл и Мефодий, на другой князь Владимир и княгиня Ольга.

Монограмма Марии Терезии, украшающий Евангелие, также использовалась как официальная эмблема выставок посвященных Марии Терезии. Именно Мария Терезия выбрала 15 октября 1775, день Св. Терезы, как день основания семинарии и церкви.


3.3. Подкупольные и настенные иконы

В 1983 - 1985 годах было произведено полное обновление церкви. Для потолочных росписи подкупольной части алтаря и потолочных и настенных икон в самой церкви было выбрано иконописца, профессора Святослава Гординского. Изображение Христа Пантократора среди ангелов в подкупольной алтарной части церкви было сделано при участии Кристины Циммерман-Курицы. В каждой потолочные ниши, вдоль всей церкви, изображено по два святых Восточной Церкви. А под ними, вдоль левой стороны церкви, иконы Богородицы на все ее праздника в году, а вдоль правой стороны - Христа, основные события из его жизни. На хорах есть икона с изображением "Крещение Руси-Украины" князем Владимиром Великим в 988 году и напротив, "Освобождение Вены от турок" в 1683 году, с помощью украинских казаков, которые были в составе войска польского короля Яна Собеского. Эти иконы написаны в нео-византийском стиле с приложенными украинского элементами.


3.4. Часовня Святого Иосафата

Напротив ниши для хора, справа иконостаса, есть вход в часовню Св. Иосафата. Относительно современное оформление напоминает не только о судьбе крупнейшего мученика за единство Церквей, Св. Иосафата Кунцевича, но также и об обнаружении его мощей, перенесенных в Вену по приказу императора Карла в 1915 году, и открытых для почитания до конца Второй мировой войны. С 1963 года мощи святого покоятся (в стеклянном саркофаге, одетые в литургические ризы архиепископа) в соборе Св. Петра в Риме, в правом крыле под алтарем Св. Василия Великого.

В конце 30-х годов, по плану церковного архитектора Карла Холе ( 1879 - 1955), была сделана реконструкция часовни. Тогда же и была Захристия, справа Капличной алтаря, принадлежала дирекции почты, была передана для нужд церкви. Кованая решетка иконостаса и утолщенная арка над ним, что является его составной частью, происходят из этого времени. Карл Холей использовал арку для иконостастасу, он встроил туда иконы с изображениями 12-х апостолов (вторая половина 19-го века), были уже в церкви. В 1963 году, венский знаток церковного права, профессор Виллибальд М. Пльохль (Pl?chl W.) ( 1907 - 1984) подарил кованые ворота, похожие на те, что служат иконостасом, для входа в самой часовне. Профессор Пльохль первым написал полную историю церкви Св. Варвары [4]. Алтарная икона 1963-го года, работы профессора Пауля Рекендорфера, изображающая Св. Иосафата как архиепископа Полоцкая, одетого в мантию и омофор, знаки епископского сана.

Слева кафедрального собора Полоцка, на этой же иконе, является изображение собора Св. Юра во Львове, а справа - собор Св. Софии Киевской. Тиара [5] с ключами являются символами союза и верности Папе, огненный язык в правой части - герб василианского чина, к которому принадлежал Св. Иосафат. На стене, напротив алтаря, есть икона Рекендорфера "Призвание Иосафата". Она является копией иконы украинского художника Браиловского, находящийся в Риме, конгрегации восточных церквей. В оконной нише размещено "Рождественскую шопку" богемской работы, стиля позднего Бидермайер [6]. Старые фаны напоминают о первом Буковинский ветеранский братство и украинских солдат австрийской армии времен австро-венгерской монархии (Галичина и Буковина).

Гроб в стеклянном саркофаге происходит со времени перенесения мощей Св. Иосафата в Вену в 1915 году. Позже гроб были обиты красным дамаста и скреплено епископской печатью, подтверждающей подлинность реликвии.

При входе в часовню можно увидеть бронзовый рельеф, установленный по случаю празднования 1000-летия крещения Киевской Руси, итальянского мастера Уго Маццеи. На нем изображен князь Владимир и княгиня Ольга и сцену крещения народа.


3.5. Мемориальные доски

Мемориальная доска Василию Вышитому

Слева от главного входа расположена доска, установленная в честь украинского (русинских) пехотных полков. На ней указаны названия полков и их командиров. Также здесь указаны места крупных сражений Первой мировой войны. Доска, что справа входа, установлена ​​в память о погибших во время Второй мировой войны. Также установлена ​​доска в память о погибших за свободу Украины во время освободительной борьбы 1918 - 1928 лет. Есть мемориальная доска, установленная в честь 50-летнего юбилея Украинского Свободного Университета, который был основан в Вене в 1921 году, а позже перенесен в Прагу и Мюнхен. Еще одна, справа входа, установлена ​​в память о 100-летний юбилей украинского академического общества "Сич" ( 1868 - 1968). Эмаль Марии небрежно Дольницкий в центре гравюры изображает архангела Михаила, покровителя Украины. Над гравюрой можно увидеть изображение трезубца, герба Украины. Гербы по обе стороны, в верхней части гравюры и в центре внизу, указывают на происхождение студентов (Лев - герб Львов и Галичины, Бык - Буковины, Медведь - Закарпатье).

Портрет Марии Терезии

На левой стене можно увидеть две доски, на которых изображены иконы Св. Иосифа и дальше Св. Иуды-Фаддея. На правой стороне есть икона Божией Матери с 17-го века "Утоли болизни", пожертвована обществом украинских рабочих в Вене "Семья" в честь 40-го юбилея этого общества ( 1896 - 1936).

При входе на хоры, отцом Ореста Курпанця, в 1961 году была установлена ​​благодарственная таблица руководителю хора профессору Андрей Гнатышину и инженеру Роману Щуровский:

"Стараниями дирижера хора Андрея Гнатишина перестроил Твоим хоры инж. Роман Щуровский

В г. 1961 по священника о. Д-ра Ореста Купранця "

Если смотреть на хоры из середины церкви, то можно увидеть портреты Марии Терезии и Иосифа II, установленные в знак уважения к их заслуг перед греко-католической традиции. Об этом также указывал двуглавый императорский орел, который был на старом фасаде, к реконструкции церкви Паулем Шпренгер.


4. Список священников


Примечания

  1. так назывались члены католической общины, которые почитали Деву Марию [1]
  2. этот приход - территория Австрии
  3. еще Св. Николай Мирийський Чудотворец
  4. Pl?chl W., St. Barbara zu Wien: die Geschichte der griechisch-katholischen Kirche und Zentralpfarre St. Barbara (2 vols), 1975.
  5. папская корона
  6. этот стиль был типичным для Австрии и Германии в первой половине XIX века
  7. Свято-Преображенская греко-католический приход г. Ужгород

Источники

  • Вольфганг И. Бандион. Церковь Святой Великомученицы Варвары в Вене [2]
  • "Украинская душа в австрийской столице" - автор Безгачнюк Владимир [3]