Церковь святой Параскевы Пятницы (Львов)

Памятная таблица 1644

Церковь святой Параскевы Пятницы - храм оборонного типа в Львове, у подножия Замковой горы, по адресу ул.Богдана Хмельницкого, 77.


1. Описание

Церковь расположена в Шевченковском районе Львов на сегодняшний улице Хмельницкого. Главный фасад и вход устроены с юга. Боковой фасад ориентирован параллельно улице. Церковь находится недалеко первой львовской торговой площади (ныне площадь Старый Рынок) и одновременно на так называемом "Волынском пути" - средневековой дороге, сохранилась доныне в виде улицы Хмельницкого. Эти факторы указывают на появление храма еще в княжеский период, к формированию нового центра города вокруг современной площади Рынок (т.е. до получения городом нового локационного привилегии - пункты).

Изначально построенная из ломаного камня, однонефное. На стенах церкви остатки бойниц. Своды кирпичные, вероятно со времен поздних перестроек. Законченная граненой апсидой, вдвое ниже неф. Есть две боковые пристройки позднего происхождения. Среднюю часть церкви покрывает стремительный двоспадовий крышу с задним фронтоном, над притвором четырехсторонняя высокая башня, когда-то разрисованная наружу, с аттиком со слепой аркадой.

В интерьере своды и стены презбитерия украшены фресками с конца 18 в. работы Луки Долинского. Еще одна памятная таблица с молдавским гербом и инициалами Василия лупула размещена на парапете хоров.


2. История

По данным археологических обследований 1978 года, первичная сооружение было возведено в период с конца XIII до первой половины XIV века [1]. Пространственная структура характерна для зданий романского стиля. Существенно перестроена после пожара 1623 года. Тогда же была построена и башня над притвором, изначально имела оборонное значение. На стене помещена памятная таблица, сообщает о завершении восстановления 15 августа 1644 года. Молдавский герб на таблицы может свидетельствовать о выделении средств на восстановление молдавским хозяином Василием Лупулом.

Несколько раз повреждена, церковь была реставрирована в 1870, 1886 и 1908 годах, сочетает в себе элементы готики и позднего ренессанса. В 1908 году во время перестройки по проекту Михала Лужецкого, вместо шатрового завершения храм получил стройную баню с фонарем и угловыми башенками. Во время этой перестройки на башне планировалось установки часов. Этот замысел однако не реализован. [2]

Около 1873 - 1876 ​​лет у церкви была построена новая плебания в "Аркадова стиле" по проекту Юлиуша Гохбергер. Сейчас это дом № 2 по улице Гайдамацкой. В 1996 - 1999 годах рядом построена колокольня по проекту Владимира Швеца.

К Национального музея и Галереи искусств во Львове передан ряд памятников, которые хранились в церкви. Среди них рукописное Евангелие XVI в., серебряная кадильница XVII в. с несуществующей ныне львовской церкви Рождества Богородицы на Тарнавке, образ из этой церкви (все ныне в Национальном музее). В церкви хранились три редких достопримечательности львовского армянского живописи с несуществующих ныне армянских храмов святой Анны и святого Иакова: "Апостол Марк", "Апостол Матфей" (Национальный музей), "Вознесение Христа" (Галерея искусств).

В церкви в Первой мировой войны было 7 колоколов. Самый происходил вероятно с 1663 года. Все они реквизированы австрийскими властями для военных нужд. Сейчас в церкви только два колокола, один из которых отлит 1947 года. [3]


3. Иконостас

Наибольшая ценность церкви - шедевр львовских художников и резчиков середины XVI или первой половины XVII век - пятирядный ренесансовий иконостас с приложенным 1870 года шестым рядом (всего 70 икон) и барочными царскими вратами, завершенными Распятием с фигурами по бокам. Пышная часть иконостаса - портал с хорошим архивольтом - иконой Христа архиерея, по обеим сторонам ряд апостолов на позолоченных с тисненым орнаментом досках. На самом ряде фигуры Святых православной церкви в прозороризьблених медальйонових рамах. Низкий (добавлен) ряд кисти Антония Качмарский - фигуры Святых Кирилла и Мефодия, Ольги и Владимира, Иоанна Златоуста и Святого Николая. Ценные также иконы на алтарях и заалтарной.

В общем, не считая добавленных в 1870 году икон, вопрос авторства иконостаса остается открытым. Неизвестен также автор резьбы. Датировка памятника также приблизительное. С середины 1850-х годов в правительственных консерваторов Австро-Венгрии возникло первое научное интерес иконостасом. Позже его изучали или упоминали в своих работах ряд искусствоведов. Это в частности Николай Голубец, Михаил Драган, Владимир Ярема, Павел Жолтовский, Вера Свенцицкий, Владимир Овсийчук, Наталья Шамардина, Владимир Александрович.

Львовский живописный центр конца XVI - начале XVII был очень многочисленным и отмечался быстрым развитием художественных традиций, разносторонними художественными поисками. Помимо того, сведения о художниках этого периода очень фрагментарны. Обычно известны лишь отдельные имена, упомянутые вскользь в документах, часто без конкретных биографических данных. В лучшем случае удается сопоставить несколько живописных произведений из конкретными художниками. Усложняет задачу и тот факт, что подавляющее большинство их работ не сохранена. Исследователями иконостаса Пятницкой церкви делался ряд предположений, относительно авторства. Владимир Ярема приписывал иконопись Федору Сеньковича и его ученику Морохновському, резьбы - Станиславу Дриару ( 1970). Владимир Овсийчук выдвинул гипотезу о Лаврентия Пухала и Федора Сеньковича, как возможных авторов ( 1985). Постепенное открытие новых фактов биографий художников, а также исследования реставраторов фактически опровергают все еще высказаны предположения. Исследователь Владимир Александрович в своей статье от 1996 года разграничивает крайней мере четыре отдельные живописные манеры, свидетельствующие об участии четырех рабочих. Вероятным временем создания называет середину-конец 1610-х годов. Александрович предполагает, что отдельные авторы могли в дальнейшем работать над иконостасом, с середины XVIII в. находится в церкви села Голоско (первоначальное его местонахождение не выяснено).


См.. также

Примечания

  1. Мацкевий Л.Г. Археологические достопримечательности Львова. - М.: Логос, 2008. - С. 113. - ISBN 966-7379-47-5
  2. Пшик Г. Львов - город башенных часов / / Галицкая брама. - № 17, 1996. - С. 5.
  3. Кондратюк Б. К истории колоколов Львова / / Научные тетради исторического факультета Львовского университета. - Вып. 9, 2008. - С. 50.

Литература


Религия Это незавершенная статья о религию.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.
Достопримечательности Львова
Библиотека имени Стефаника ? Бригидки ? Дом ученых ? Дом Галицкого наместничества ? Вернисаж ? Высокий замок ? Армянский собор ? Галерея искусств ? Глинянские ворота ? Главный железнодорожный вокзал ? Доминиканский костел ? Железная Пидзамче - Лычаков ? Исторический музей ? Часовня Боимов ? Костел иезуитов ? Комплекс Успенской церкви ( Успенская церковь ? Часовня трех святителей ? Башня Корнякта ? Королевский арсенал ? Костел бернардинцев ? Копец Люблинской унии ? Костел Иоанна Крестителя ? Костел и монастырь кармелитов босых ? Костел Марии Магдалины ? Костел Марии Снежной ? Латинский собор ? Лев Лоренцовича ? Лычаковское кладбище ? Львовский университет имени Ивана Франко ? Львовская Политехника ? Городской арсенал ? Митрополичи палаты ? Монастырь святого Онуфрия ? Национальный музей ? Оперный театр ? Дворец Бандинелли ? Дворец Бельских ? Дворец губернаторов ? Дворец Корнякта ? Дворец Любомирских ? Дворец Потоцких ? Дворец римо-католических архиепископов ? Дворец Сапег ? Под черным орлом ? Парк "Вознесение" ? Площадь Рынок ? Пороховая башня ? Преображенская церковь ? Проспект Свободы ? Ратуша ? Синагога "Золотая Роза" ? Собор святого Юра ? Старый город ? Стрыйский парк ? Театр имени Марии Заньковецкой ? Тюрьма на Лонцкого ? Кладбище орлят ? Церковь святых Ольги и Елизаветы ? Церковь святого Николая ? Церковь святой Параскевы Пятницы ? Цитадель ? Шевченковский гай ? Шотландская кафе