Надо Знать

добавить знаний



Цех



План:


Введение

Цехи ( нем. Zunft , Также нем. Zech ) - Закрытые корпоративные союзы, состоящие из членов, принадлежащих к одному или нескольким сближенных ремесленных специальностей, распространенные в городах Западной Европы начиная с XI - XII века.


1. История

Типичного характера цеха как сословные объединения ремесленников приобрели за средневековья. Особого развития они подверглись в германских странах, откуда через Польшу распространились и в Украине, главным образом в городах, пользовавшихся Магдебургским правом. Ремесленные цеха привели к развитию городского самоуправления и творили в нем, наряду патрициев, купцов и других сословий многочисленная прослойка населения. Действуя сначала лишь как профессионально-общественные организации ремесленников, цехи со оформились как представитель ремесленного сословия. Они появлялись с целью защиты интересов ремисникив-производителей, для получения и удержания определенных исключительных прав, установление внутренней дисциплины среди членов, контроля над производственными отношениями, ценами, сбытом товаров и т.п.. Цеха монополизировали некоторые ремесла для закрытых групп лиц - своих членов ("братьев"}, устраняли конкуренцию, заботились профессиональную этику и всячески защищали привилегии своих членов. Введение в цехов был затруднен и ограничен. Подобные ремесленных цехов, иногда с тем же названием, были профессиональные организации учителей, врачей, аптекарей, адвокатов, нотариусы; впоследствии они назывались гильдиями, причем название цех оставлены для ремесленных объединений.

Предшественники цехов в Украине-Руси были известны из летописей жены ремесленников, имели своих старшин; об их организации и роль знаем очень мало. Первые Ц. на укр. землях возникли в 14 в. (Ц. сапожников в Перемышле, 1381), впоследствии были известные львовские Ц. (1425 их было 10, в сер. 17 в. - до 30). Ц. известны также в Луцком (ср. 16 в. - 5 Ц.), Ковеле, Каменец, Владимире, Холме, Красноставе, Тернополе и др.. м. Самые были Ц. столяров и золотников во Львове, имевших устойчивую репутацию во всей Польше.

Особого развития получили Ц. в 17-18 вв., Когда распространились на Правобережье и в Гетманщину. 1552 г. в Киеве действовало 17 Ц.; крупнейшими были: сапожников (1762 - 643 мастера), портных (327), ткачей (109), рыбаков (266), музыкантов (243), бондарей (243), пекарей (130), мясников (124), маляров (177) и др.. Со временем цехи как основная организация ремесленников в городах охватывали всю Украину (см. Ремесло).


2. Принципы деятельности

Вне цехами действовали ремесленники, которые работали в пригородах, в маленьких городках, селах и в благородных владениях, где цеха не имели права на исключительность. Сравнению с членами цехов эти ремесленники имели ограниченные права, устранялись от конкуренции с цеховыми ремесленниками, вообще не допускались к деятельности, где существовал цеховое устройство. Цехи объединяли мастеров одной профессии, работавших с товарищами (подмастерьями) и учениками в собственном предприятии с относительно простой техникой; ручной труд был основным источником рабочей энергии. Организация обеспечивала определенные экономические интересы мастеров, монополизировала рынок сбыта, устраняя позацехових ремесленников, и заботилась за профессиональную этику членов (профессионализм, солидность в производстве, справедливые цены и т.д.), контролировала их поведение, как также занималась семьями умерших членов, иногда цеха удерживали госпитале. Во главе цеха стоял избранный цехмистр и управа. Цеха руководствовались собственными уставами (уставами), которые утверждал магистрат, иногда и королевская власть. Некоторые передовые цеха принимали с незначительными изменениями уставы Ц. меньших м. Иногда постановления ЦК выполняла и относительно не чл. их власть, напр., нарушения цеховых привилегий наказывались гривной, конфискацией произведенных предметов или даже арестом нецехових рабочих, т. н. партачей. Прием новых чл. (Мастеров) был связан с различными условиями: ученичество, работа подмастерьем, выполнения показательного продукта (Meisterst?ck) и оплата в пользу Ц. Эти условия были облегчены для сыновей и зятьев мастеров, которые имели унаследовать предприятие. Чл. Ц. составлял, кроме цеховой, присягу перед магистратом, чем признавал городское право. Полноправными чл. Ц. были только мастера; подмастерьев и ученики находились в зависимом положении, в частности последних избыток использовали. Поэтому для самозащиты и взаимопомощи местами существовали и отдельные общества подмастерьев и т. н. господи (их дома с проживанием) под руководством старшего мастера.

Организованные в цехи ремесленники имели свой внутренние и кодекс поведения, дисциплины, санкций (действовали цеховые суды), свои обряды, кассу (цеховая "ящик"), флаг, печать, знак (так называемые "цеха"), а также цеховое наряды для разных торжеств ( церковные праздники, похороны, обеды, заседания и т.п.); были специальные награды ( гербы) по профилю ремесла. Совместно отбывали члены цехов ("братчики") рел. праздники, занимались какой-то церковью или часовней, давали воск на церковь. Некоторые Ц. имели собственные помещения, напр., В Киеве на Подоле был дом Грушевского Ц с усадьбой. Из своих финансовых средств Ц. содержали стражу, помогали гор. полиции и пожарной службе. Некоторые Ц. содержали собственные магазины для сбыта товаров своих мастеров. Музыкальный Ц. в Киеве был основателем гор. оркестры и муз. школы, действовавшей в 18 в.

Цеха имели своих представителей в магистратуре. Действовало целом цеховое право, санкционировалось центральной и городской властью. В экономических отношениях возникали конфликты между цехами и купцами и их организациями, которые поддерживали свободную конкуренцию и добивались допуска нецехових ремесленников к рынкам, также шляхта противилась автономии цеховых корпораций и т. н. нецехового принуждения (Zunftzwang), по которому нецехови ремесленники лишались определенных прав.

Будучи западного происхождения, цеха в Украине были тесно связаны с римо-католической религией, действовали прежде всего среди римокатоличного населения (немцев и поляков) православные украинской и армяне имели затрудненный доступ к цехам, разве что становились католиками или впоследствии униятами (но и эти не были равноправны). Были исключения, когда православных ремесленников принимали в цеху толерантно относилась как подмастерьев или учеников.

На восточно-украинских землях действовали цеха, сформированные из православных ремесленников. Евреев вообще не допускали до цехов, но они медленно захватывали некоторые ремесла, будучи только партачами. Там, где существовали католические цеха, православные Украинской творили отдельные собственные организации, так называемые, братства из членов различных профессий и вообще горожан. Братства имели культурно-религиозные цели, прежде национальную оборону. Евреи иногда создавали собственные цеха и на это получали разрешение центральной или городской власти.


3. Ликвидация цехов

Рост позацехового ремесленничества, возникновение мануфактур, внутр. ослабление Ц. из-за нехватки дисциплины и снижению профессиональных стандартов привели к уменьшению роли и расписания цехов и цехового строя под Польшей. Хотя цеха существовали еще в течение всего 18 века, они потеряли первоначальную монополию и автономию, потому нецехови ремесленники были постепенно эмансипированные.

На Левобережье 1785, а на Правобережье 1840 - царское правительство ликвидировало автономию Ц., подчинив их администрации. Регляментувалы ремесленной деятельности и Ц. законы Петра ( 1722), Екатерины II ( 1785), по последней цеховые ремесленники становились одним из 6 разрядов городского населения, но натоди еще не образовался отдельный ремесленный состояние.

"Устав цехов" Павла I 1799, а в частности реорганизация цехов 1802 дали начало отдельном ремесленном состоянию. "Вичнозаписани" ремесленники в цехов пользовались всеми правами мещан и платили налоги в противовес ремесленной прислуги и рабочих.

В конце 19 века российское законодательство стало ликвидировать цеха, и они стали превращаться в ремесленные общества с харитативных целями: например, 1886 Киевский сапожный цех преобразован в союз "Взаимопомощь".

1900 цехи отменены в России окончательно.

На западно-украинских землях австрийское правительство ликвидировало цеха в 1859.


См.. также

4. Источники и литература

  • Лазаревский А. Цеховые акты Девобережной Малороссии. - Чтения Исторического Общества Нестора. т. XV
  • Грушевский М. История Украины-Руси. т. VI. - М., 1907 (2-е изд. Нью-Йорк, 1955)
  • Ершов А. К истории цехов на Левобережье XVII-XVIII в. / / Записки Нежинского ИНО, кн. VI. - Нежин, 1926
  • Ершов А. Нежинские цеха в первой половине XVII в. / / Чернигов и северное Левобережье. - К., 1928
  • Клименко П. Цеха на Украине, т. 1. - К., 1929
  • Пажитнов К. Проблема ремесленных цехов в законодательстве русского абсолютизма. - М., 1952
  • Крипьякевич И. Борьба нецехових рабочих против цехов во Львове (1590-1860) / / Из истории зах.-укр. земель, выпуск 1, 4. - Л., 1957
  • Кись Я. Промышленность Львова в период февдализму (XVII-XIX вв.). - Л., 1968
  • В. Маркусь
  • Энциклопедия украиноведения. В 10-х томах. / Главный редактор Владимир Кубийович. - Париж; Нью-Йорк: Молодая жизнь, 1954-1989 .


Экономика Это незавершенная статья экономики.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.


История Средневековья Это незавершенная статья Истории Средневековья.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам