Надо Знать

добавить знаний



Цимбалы



План:


Введение

Украинских гуцульские цимбалы. XIX в.
BuikCymbaal.jpg
венгерские цимбалы
Румынские цимбалы
Польские цимбалы
Електроцимбалы

Цимбалы - струнный музыкальный инструмент. Состоит из деревянного корпуса прямоугольной, чаще трапециевидной формы с натянутыми над ним струнами. Верхняя дека производится из ели или ели, нижняя - из явора. Существуют такие разновидности народных цимбал:

  • Бурдону бойкивски цимбалы: размер деки 35-45 см прямоугольной формы, играют стоя, держа одной левой рукой;
  • гуцульские мелодические цимбалы: размер деки 60-90 см, играют сидя или стоя при наличии специального ремня;
  • подольские цимбалы: размер деки 50-60 см, подобные гуцульских по форме деки.

Звук извлекается ударами палочек по струнам ( Гуцульщина, Угол, Тернопольская, Приднепровье), или гибким ивовым прутиком ( Бойкивщина).

Репертуар: свадебные марши, надобридни, полечки, гопачки, вальсы, казачки, народные фокстро, гуцулки до пения, гуцулки к танцу, частушки и т.п..

В Украине, как народный инструмент известны с 17 века. Зафиксировано использование цимбал в составе народных ансамблей ( троистые музыки) на Гуцульщине (играют мелодию), Тернопольской, Углу, Приднепровье (играют сопровождение), Бойкивщини (играют Бурдонов сопровождение). Современное производство цимбал бытует на Гуцульщине.


1. Из истории цимбал

По мнению ученых, виды цимбал существуют уже почти три тысячи лет. Этот инструмент был распространен повсюду - в Китае, Юго-Восточной и Средней Азии, на Ближнем Востоке. Это подтверждают и древние изображения, сохранившиеся до наших дней. В частности, на ассирийском каменном барельефе в Куюнджици высечено музыканта, играющего на гуслеподибному инструменте, как наши народные цимбалист - нацепив при длительном ремня на шею и ударяя палочками по струнам. Живым свидетельством далекого прошлого цимбал является древний арабский прародитель инструмента - сантир (писантир), который сохранился в Египте.

Интересное языковой происхождение термина "цимбалы". В древней Элладе во время праздников звучал примитивный музыкальный инструмент в виде металлического таза - "кимвал", или "цимбалум", как его позже назвали римляне. Впоследствии это название распространилось по всей Европе - им стали называть подобные струнные инструменты.

Однако были и противники цимбал и их названия. Он "собственно, к музыке не принадлежит", - уверял ученый начале XVII века Преториус. Еще раньше, 1536 года, Оттомар Луцина констатировал, что этот "инструмент является неблагородным через шумный звучание". В Италии цимбалы окрестили "инстроменто ди порко", т.е. "свиной инструмент". Зневажальних названий убрал он в свое время и в Германии.

Начиная с XVI века не хватает сообщений и упоминаний о цимбалы в письменных источниках, а несколько позже - в устном творчестве восточнославянских народов. При дворе московского царя Михаила Федоровича Романова играли цимбальникы "Потешной палаты". В "Второй книге царств" выдающегося белорусского гуманиста и просветителя Франциска Скорины читаем: "... гудяху поскольку на гуслех на смицех на цимбалех и на трубах и бубнех". Украинских лексикограф, поэт и печатник Памво Беринда в своем труде "Лексикон славеноросский и имен Толкование" делает попытку оказать цимбалам славянской названия: "Бряцало - погремушка, то есть, что брязчит, яко клепало; цитра, фестула в органов, цимбал, арф".

В те времена цимбалы уже прочно входят в украинского народного инструментария. Французский инженер и путешественник Гийом Левассер де Боплан в своем ?Описании Украины", изображая крестьянскую свадьбу, говорит, что когда молодая идет в церковь, то идут "впереди нее скрипка, дуда и цимбалы".

В Украину, считают ученые, цимбалы могли добраться разными путями. Во-первых, поскольку венгерский культура в свое время имела определенное влияние на культуру украинского Закарпатье, цимбалы могли распространиться на этой части Украины собственно из Венгрии. Из Закарпатья - прямой путь через Гуцульщину, Галичину на всю Украину.

Есть тоже предположение, что цимбалы попали в Украину из Белоруссии, куда ее еще раньше, в первой половине XIII века, могли занести немецкие певцы миннезингеры, сопровождавшие крестоносцев в военных походах.

Инструмент, который распространился в Украине, несмотря на определенные индивидуальные различия, прежде всего в количестве бунтов, способе настройки, по своим общим признакам мало чем отличался от нынешних народных цимбал. Он плоский, похожий на гусельного, корпус. Чтобы звук из него хлынул "ярким пригожим, а не забито, как в бочке", в верхней равной или выпуклой деке вырезают два голосники, через которые колебания воздуха передастся из полости корпуса наружу. Раньше существовал обычай через эти голосники бросать в цимбалы медные и серебряные деньги, которые потом музыки добывали через специальную щель в правом боку инструмента. Существенные различия цимбал от гуслей начинаются от наличия бунтов и способа их натяжение, внешне очень напоминает пересечение нитей на кроснах крестьянского ткацкого станка. Струны, сначала жильные, со временем изменились металлическими, количество которых в хоре достигала даже восьми, хотя зачастую равняется четырем-пяти.


См.. также


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам