Надо Знать

добавить знаний



Цирк



План:


Введение

Гонки в римском цирке. Картина Куна, 1913

Цирк ( лат. circus ) - Преимущественно круглое здание с ареной ( манеж) и трибунами для зрителей. В цирке происходят зрелища (называемые также цирком), сопровождаемые музыкальным эксцентрикой, которые демонстрируют силу и отвагу цирковых артистов (силачей, акробатов, воздушных гимнастов, жонглеров, эквилибристов, иллюзионистов, фокусников, всадников, велофигуристов, борьбы, муштрувальникив домашних и укротителей диких животных и т.п.) с интермедиями-буффонада клоунов, пантомимой и меломимою.

В древних римлян цирк был местом скачек и состязаний в скорости на колесницах, а впоследствии и других зрелищ, которые проходили в праздничные дни и назывались ludi circenses.

Cirque du Soleil (в переводе "Цирк Солнца") - яркий представитель современного жанра циркового искусства. О цирк Солнца говорят, что он вдохнул новую жизнь в цирковое искусство. Насчитывает более 4000 человек, годовая выручка цирка превышает 600 млн долларов.


Цирк в Литве
Цирк в Литве

1. История

1.1. Римский цирк

Прыжки Вт римского цирка. Картье-Кунья, 1913

В древних римлян цирк (circus, "круглый дом") - это одно из основных римских "зрелищ", место прежде всего скачек и соревнований в скорости езды на колесницах, а впоследствии и других зрелищ (единоборства гладиаторов (включая венаторов - дрессировщиков, формально тоже считались гладиаторами, несмотря на то, что они не боролись), травли зверей и др.), происходивших в известные праздничные дни и назывались ludi circenses. Цирк играл в Риме большую общественную роль, сохранялась в первые века Византии.


1.2. Средние века

Бродячие циркачи в Китае, бл.1655-57 гг.

После распада Римской империи цирк мало-помалу потерял свое значение главного места для развлечения народа. Внук Хлодвига I, Хильперик I, король франков, построил в Париже и Суассоне цирки, где давались народу различные представления, но последние особого успеха не имели, и поэтому цирки вскоре были заброшены и сломаны. Значительное развитие мистерий и театральных представлений в средневековье окончательно подорвали значение цирка как общественного развлечения.


1.3. XIX века

Жорж Сёра. Цирк. 1891

Цирк современного типа появился впервые лишь в конце XVIII века по Франции. Создателями его явились два английских наездника, отец и сын Астлея. В 1774 г. они построили в Париже, в пригороде Temple, круглой зале, названную ими цирком, и стали давать здесь представления, состоявшие из различных упражнений на лошадях и акробатических. Преемники Астлея, итальянцы Франкони, вскоре построили новый цирк уже на 2700 человек. Они ввели в программу представлений еще пантомимы, а также борьбу диких зверей между собой и с собаками. Из Парижа цирковые представления вскоре распространились по всей Европе.

В XIX веке в цирках, независимо от того, были они выстроены на 500 зрителей или на 5000, пространство остается для арены, мало одни и те же размеры. Объяснялось это профессиональной необходимостью. Для конного вольтижировка и акробатики нужно, чтобы спина бегущего коня была всегда под одним углом к ​​центру манежа. Этого можно добиться, только поддерживая четко заданную скорость лошади при определенном диаметре манежа. Данное условие потребовало унификации всех манежей, на которых работали конные номера. Диаметр арены цирка во всем мире одинаков и составляет 42 фута, или 13 метров. Арена цирка отделялась от поднимающихся вокруг нее амфитеатром мест для публики небольшим, довольно широким барьером, высота которого должна была быть такая, чтобы лошадь среднего роста могла, положив копыта передних ног на барьер, продолжать двигаться задними ногами по арене. В двух противоположных пунктах арены, покрытой конечно слоем песка или опилок толщиной в 6-8 см, этот барьер разбирался для образования проходов при впуске и выпуске лошадей; когда конь был на арене, барьер был закрыт.

Спектакли по дрессированными животными начали даваться в цирке с конца XIX в. К концу века постоянные цирки существовали почти во всех столицах и главных городах Западной Европы и России. Лучшими считались цирки Парижа ( фр. Cirque d'hiver , Cirque d't и др.). Кроме того, по Западной Европе и России постоянно кочевали весьма значительное число подвижных цирков. В Италии XIX века не было постоянных цирков, но большая часть наиболее значительных театров была устроена так, что партер мог быть превращен в цирковую арену. Наибольшее распространение цирки получили в Испании, где сохраняется с античности коррида.



2. Цирк в Украине

Картина - Скоморохи на селе

Предшественниками цирка в Украина с 11 в. были скоморохи, впоследствии ярмарочные балаганы, жонглеры и цыгане с медведями, в 18 - 19 в. театрализованные конные карусели и другие конные зрелища, а с 19 в. бродячие цирки и зверинцы. В конце 19 - начале 20 вв. появляются стационарные цирки, прежде всего в Киеве деревянный ( 1867), каменный цирк Бергонье ( 1875) и др.., затем в Харькове : деревянный цирк братьев Никитин ( 1883), 1886 современный в свое время, вроде парижского цирка Франкони, цирк Грикке и в 1911 второй цирк на 5 750 мест грека Муссури. 1903 в Киеве построены цирк, где показывал вымуштрованных лошадей П. Крутиков, в Одессе действовал цирк С. Малевича. Помимо стационарных, в 1914 в Российской империи работало около 100 бродячих цирков. При советской власти декретом с октября 1919 цирк национализированы и подчинены Наркомпросе. По этому декрету цирк должен "стать одним из орудий воспитания нового человека, гражданина социального государства". Для составления цирковых программ привлечено писателей, режиссеров театра, балетмайстрив, композиторов, сценографов и физкультурников. Некоторое время для Киевского и Харьковского цирка работали украинские режиссеры Г. Юра (поставил украинским водяную пантомиму "Бунтарь Кармелюк"), В. Балабан, М. Крушельницкий, В. Скляренко, композиторы П. Майборода, А. Штогаренко, В. Серманич, М . Фореггер, балетмайстер К. Голейзовского, декоратор Б. Эрдман, физкультурники А. и В. Ялове и др.. На провинциальных аренах задаваемые пантомимы "Тарас Бульба", "Ночь под Рождество". Мирового признания получили украинское борец И. Поддубный (шестикратный чемпион мира) и клоун-акробат В. Лазаренко. 1954 в Харькове создан первый украинский цирк, открытие которого состоялось на киевской арене премьерой "День рождения". Украинский национальный коллектив представил украинской цирковое искусство 1960 на Декаде украинской литературы и искусства в Москве. В спектаклях коллектива украинский национальный характер подчеркивания одеждой, музыкой, орнаментикой в ​​реквизите, поведением. В частности, украинский характер имеют антиподисты Микитюк (Светлана, Анна и Франк), жонглеры Филиппенко (разыгрывают сценку по мотивам "Сорочинская ярмарка" Н. Гоголя), гуцульские акробаты под руководством В. Максимова, художники фигурной езды на мотоциклах П. Маяцкий и Н. Сорокина , акробаты-вольтижеры В. и В. Фоменки, супруги Лисиненкы, клоун с собачками Л. Мозговой, воздушные гимнасты 3. и Н. Крыленко, танцовщица на проволоке Элла Косяченко и др..

Киевский цирк (1960)

1960 построен в Киеве новый цирк на 2100 мест (архитектор А. Жуков), директор и художественный руководитель Б. Заяц. Здесь с 1961 существует эстрадно-цирковая студия. Старейшая цирковую традицию имеет Харьков. Многие мастеров цирка начинало свою художественную карьеру на харьковской арене, в частности клоуны В. и В. Лазаренко, А. Дуров, А. Попов, харьковчанка И. Бугримова, что более 40 лет работала со львами, акробат, эксцентрик и эквилибрист П. Маяцкий и др.. 1974 построен в Харькове новый цирк, здание на более 2 000 мест с современной технической аппаратурой, помещениями для лошадей, львов и слонов, спортивно-репетиторнимы залами, гардеробами подобное. Программы Харьковского цирка театрализованные, там создаются новые цирковые жанры: цирк на воде, цирк-ревю, цирк на льду. Тематические программы тогдашнего украинского цирка: "Арена дружбы", "Парада чудес", "Веселые звезды", "Цирковые сувениры" и детские спектакли: "Новые приключения Снегурочки и Золотого ключика", "Забавная сказка" и др.. Главные режиссеры: Е. Зискинд, Ф. Яшинов (1934-82), В. Гамеров, дирижер оркестра И. Додюк: цирковые композиторы Я. Френкель, А. Владимирцов. При цирке создан режиссерскую лабораторию. Старый харьковский цирк превращены в филиал Всесоюзного дирекции подготов цирковых программ, аттракционов и номеров (руководитель Е. Зискинд). Здесь разработаны большие аттракционы: "Гималайские медведи", "Львы", "Африканские левивелетни", "Экзотические животные", "Среди хищников" и др..

Харьковский цирк (1974)

Вместе со стационарными цирками, в государственной системе СССР работали передвижные цирки и цирковые коллективы, бригады. 1951 г. в Киеве появился художественная организация цирке на эстраде, которая имела 13 коллективов. Обслуживала преимущественно села. С 1964 действует цирк на льду. Кандидаты циркового искусства профессиональное образование получают в Харьковском институте искусств на режиссерском факультете. На международном поприще национальные цирковые бригады не представляют своих стран, а отдельные мастера их включаются в сборный коллектив советского цирка.


См.. также

3. Цирковые артисты

Литература


Искусство Это незавершенная статья искусства.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам