Надо Знать

добавить знаний



Цицерон



План:


Введение

Марк Туллий Цицерон

Марк Туллий Цицерон ( лат. Marcus Tullius Cicero , 3 января 106 до н.е. - 7 декабря 43 до н.е.) - древнеримский политический деятель, выдающийся оратор, философ и литератор. Один из зачинателей римской повествовательной прозы.


1. Биография

История Древнего Рима
Vexilloid of the Roman Empire.svg

Основание Рима
Царский период

Республика
Ранняя Республика
Пунические войны
и экспансия на Востоке
Союзническая война
Гражданская война 83-82 до н. е.
Заговор Катилины
Первый триумвират
Гражданская война 49-45 до н. е.
Второй триумвират

Империя
Римские императоры
Принципат
Династия Юлиев-Клавдиев
Династия Флавиев
Династия Антонинов
Династия Северов
Кризис III века
Доминат
Западная Римская империя

Понятие:
SPQR
Римский Форум
Титулы

География
Культура

Брак
Проституция

Религия
Христианство
Театр

Язык
Литература
Архитектура
Мода

Дороги
Провинции

Армия
Легионы
Магистратуры

-

Цицерон родился 3 января 106 до н.е. в имении своего отца близ г. Арпина (южный Лаций). Отец принадлежал к всаднического сословия, но из-за слабого здоровья государственной службы не стремился, занимался литературными делами. Образовании своих детей он уделял особое внимание, поэтому переехал с семилетним Марком и его братом Квинтием к Рим, где они учились ораторскому искусству, стихосложению и философии.

В 90-х гг. е. Цицерон провел год на военной службе во время Союзнической войны, сначала под командованием Помпея Страбона, а затем Суллы. Вернувшись в Рим усиленно занимался философией у Филона Ларисського и стоика Диодот. Как свидетельствовал сам Цицерон, он посвящал занятиям "дни и ночи".

Сторонник свободы и республики, Цицерон защищал свои идеалы в обличительных речах. Впервые выступил на суде в 81-80 гг. е. при Суллы. Дело приобрело политическую окраску Цицерону пришлось на время уехать из Рима под предлогом болезни. За следующие два года он посетил Афины, Малую Азию и Родос.

После отречения и смерти Суллы Цицерон возвратился в Рим, где женился на Теренции, представительницы состоятельной и знатной семьи. Хотя этот брак заключался скорее в расчете, они прожили вместе следующие тридцать лет и имели сына (Марка) и дочь ( Туллио).

Политическую карьеру Цицерон начал 76 до н.е. в должности квестора в сицилийском городе Лилибей, где заведовал поставками продовольствия в Рим; задача, с которой Цицерон справился блестяще, получив репутацию неподкупного и честного правителя. Вернувшись в Рим, и убедившись, что о его достижениях в провинции никто не знает, решил, по собственным показаниям, жить постоянно в городе и находиться ближе к Форума. Цицерон вошел в состав сената, где сразу же приобрел славу блестящего оратора.

70 до н.е. Цицерон привлек всеобщее внимание своими выступлениями против Гая Верреса, наместника Сицилии. Ораторский талант поднял такую ​​волну возмущения, что посрамленный правитель вынужден был еще до окончания суда отправиться в изгнание, выплатив 3 млн. сестерциев. Цицерон создал одиозный портрет жестокого и жадного человека, безнаказанно угнетала рядовых граждан, не гнушалась грабежом, и вместе с тем показал печальную картину общественной жизни своего времени, когда римская республика оказалась на грани катастрофы. Речи сохранились до наших времен.

Того же года Цицерон стал эдилом, в обязанности которого входило проведение за свой счет общественных игр. Как Эдиль, устраивал игры трижды, с небольшим расходом средств.

Выигрыш дела превратил Цицерона популярного адвоката в Риме. В 70-67 гг. е. он неоднократно выступал в гражданских процессах: до нас дошли фрагменты его выступлений за М. Фонтея, пропретора Галлии, за квестора П. Оппия и, наконец, полностью сохранилась его речь по Цецина, знатную человека с этрусского города Волатерры.

Летом 67 до н.е. Цицерон был единогласно избран претором. В то время приобрел роскошный дом на Палатине и имение в Тускуле (совр. Фраскати).

Следующим шагом должно стать консульство. Для получения такой важной должности человека его происхождения необходимо было заручиться поддержкой влиятельных деятелей и Цицерон сделал ставку на Гнея Помпея, который в то время был самой популярной фигурой римского политикума. В речи в защиту законопроекта трибуна Манилия, Цицерон призывал выбрать Помпея единоличным верховным командующим. Соперниками Цицерона получении консулата были Катилина и Антоний, которых поддерживали Цезарь и Красс. В своей речи кандидата в консулы, оратор раскрыл прошлое своих конкурентов, обвинив тех в измене и подготовке государственного переворота. В результате, 63 до н.е. Цицерон был избран первым и голосами всех центурий. Для Цицерона, "нового человека" (чего не случалось уже 30 лет) на консульском посту это был пик политической карьеры. Во время консульства за разоблачение заговора Катилины он был с триумфом провозглашен ?отцом отечества?.

Но вследствие отказа поддержать первый триумвират Цезаря, Помпея и Красса, Цицерон постепенно все более утрачивал влияние и отошел от активной политики, в результате в апреле 58 до н.е. Цицерон был вынужден отправиться в изгнание в Македонию через закон Публия Клодия, по которому к "лишение воды и огня" (т.е. изгнания) должен быть осужден то магистрат, который виновен в казни римских граждан без суда.

Вернувшись в Рим в сентябре 57 до н.е., Цицерон примкнул к партии Помпея.

В феврале 51 до н.е. сенат назначил Цицерона проконсулом в Киликии ( Малая Азия), где тот проявил большую энергию, справедливость и снисходительность по отношению к подчиненным, отменил лишние расходы городов, связанные с содержанием наместников, облегчил и уменьшил налоговый гнет. Особое удивление в провинции вызвала его личное бескорыстие и умеренность. Неожиданно Цицерон приобретал славу полководца. Победив в битве неподалеку Иссы горные племена Амана и покорив крепость Пинденисс, Цицерон был провозглашен своими войсками "императором", т.е. получил право на триумф. Но при первой возможности возвращается в Италию 49 до н.е. и приобщается к Помпею.

В гражданской войне 49-47 г. Цицерон безуспешно пытался посредничать между Помпеем и Цезарем, а после поражения Помпея в Фарсальский битве ( 48 до н.е.) Цицерон сдался на милость Цезаря, который с тех пор фактически стал единоличным диктатором, и отошел от активной политики.

44 до н.е. Цицерон создал философскую повесть-диалог "Тускуланськи беседы", посвященную Марку Юнию Бруту - будущему убийце Цезаря, человеку, близкому автору по увлечению философией. Это в основном моральные размышления в диалогах о том, что больше всего беспокоит человека в его жизни, делает его уязвимым, о презрении к смерти, преодоление боли, утешении в горе, страстях.

В день мартовских ид ( 15 марта 44 до н.е.) Цицерона не было среди убийц Цезаря, он даже не был посвящен по мятежа. Но его отношение к диктатору было настолько известно, что по преданию, убийцы выкрикивали его имя, выбежав на Форум. В день убийства Цицерон пишет одному из заговорщиков: "Поздравляю тебя и радуюсь за себя!?.

Одобрив убийство Цезаря, он оказался в оппозиции Марка Антония, которого считал продолжателем дела узурпации власти. Известная серия знаменитых речей против Антония ("филиппики") подвела итог и политическую карьеру Цицерона. В них Цицерон, следуя традиции древнегреческого оратора IV в. до н. е. Демосфена, чьи речи против македонского царя Филиппа II были названы филиппиками, выступил против консула Марка Антония. В 14 памфлетах Цицерон объявил своего противника наглецом, негодяем, глупцом и трусом, носителем мерзких человеческих пороков и грозил ему судьбой Катилины и объявлением войны. Для борьбы против Марка Антония Цицерон пытался использовать Октавиана, стремящиеся поддержки в борьбе за наследство приемного отца. После победы при Мутине ( 21 апреля 43 до н.е.) Цицерон и республиканцы праздновали победу, казалось, что эта победа положит конец посягательствам Марка Антония на диктаторство, а молодого Октавиана можно не учитывать, предоставив овацию вместо триумфа. По выражению Аппиана, Цицерон пользовался днях единовластием демагога.

В июле 43 до н.е. Октавиан обратился к Цицерона, требуя себе консулат, но получил отказ. Тогда наследник Цезаря ввел свои легионы в Рим и 19 августа был провозглашен императором. В ноябре между Октавианом, Марком Антонием и Лепидом был заключен второй триумвират, а уже 27 ноября, когда триумвирам была предоставлена ​​верховная власть, начались политические преследования против республиканцев.

Цицерон был внесен в проскрипционные списки одним из первых, что узнал, находясь в своем Тускульському имения. Он пытался бежать в Македонию, но был схвачен преследователями и зверски убит 7 декабря 43 до н.е. около городка Форме. Его голова и рука были выставлены на Форуме, где ранее он клеймил социальное зло и отстаивал справедливость. По преданию Плутарха, жена Марка Антония, Фульвия, колола язык Цицерона булавками, своеобразным образом отомстив за язвительные речи.


2. Литературное наследие и философия

Марк Туллий Цицерон

Литературное наследие Цицерона состоит из его публичных речей, сочинений по ораторскому искусству, философских трактатов, поэтических произведений и частных писем. Он впервые сделал латинский язык полноправным средством выражения философских идей, стремясь дать римской просвещенной публике материал для серьезного чтения и самообразования. Обзор своих сочинений по философии Цицерон приводит в трактате "Искусство гадания", книга 2, гл. 1. Этот обзор начинается словами: "Не раз я спрашивал себя, чем я могу быть полезным для республики, не оставляя моих забот о ней, после многих и долгих размышлений, я пришел к такому выводу: лучше будет, если я открою моим согражданам путь к благородным наук ". В XIX - XX в. наследие Цицерона интересовало историков философии в основном как источник сведений о платонической философии периода эллинизма (ценный материал о Филона из Ларисы и Антиоха Аскалонського) Цицерон отражал в своих произведениях и современные ему идеи Стоик и эпикурейцев ( Панэтий, Посидоний), сознательно подражал диалоги Аристотеля.

Цицерон затрагивал вопросы соотношения риторики и философии, государственного и, в частности, "наилучшего государства и наилучшего гражданина". Следуя за греческим историком Полибием и стоиком Панэтием, он видит в Римской республике времен ее расцвета ту ?смешанную политой", в которой демократия (свободное волеизъявление народа и его действительное участие в государственных делах) оптимально сочетается с элементами аристократии (руководством со стороны умных и достойных). Из теоретических гносеологических вопросов занимался вопросом о природе и статусе знания: есть ли критерии истинности познания? может знания о чем-либо быть окончательным? Согласно учению Новой Академии, и в противоположность стоикам он отвечает на этот вопрос отрицательно. В работе "О пределах добра и зла" Цицерон последовательно опровергает учения о высшем благе эпикурейцев и стоиков, оставаясь при скептическом взгляде о невозможности теоретического обоснования высшего блага. В области практической морали такое окончательное определяющее понятие Цицерон находит - это понятие природы: "кто соблюдает природы, тот не ошибается", что сближает его позицию с стоической. Стоицизм был духовно близок Цицерону лишь отчасти: согласие в вопросах морали сопровождается резкой критикой веры в традиционных богов, стоического фатализма и связанной с этим веры в гадания (?О природе богов", "Искусство гадания" и "О судьбе"). Один из самых значительных произведений Цицерона - "Тускуланськи беседы" в 5 книгах, в котором разворачивается широкий спектр философских вопросов. В нем он называет философию "наукой об исцелении души", "воспитательницей добродетели, гонительницей пороков", объединившая силой "в общество рассеянных по земле людей".

Цицерон считал, что истинная философия как стремление к мудрости и морального совершенствования обогащает основу повседневного существования - дружбу, и смягчает и наполняет смыслом неизбежные тяготы всякой жизни: старость, боль, смерть близких и ожидание собственной ("О старости", "О дружбе "). Для всех последующих эпох Цицерон так или иначе оставался философом-просветителем, представителем гуманизма - именно это слово происходит от его любимого понятие humanitas.


3. Произведения

Из произведений сохранились 58 судебных и политический речей, 19 трактатов по риторике, политике, философии и более 800 писем. Цицерон является автором латинского словаря и стиля для выражения абстрактных понятий.

3.1. Выступления

(Некоторые из названий объединяют несколько речей.)

3.1.1. Судебные речи

  • (81до н. Н.э.) Pro Quinctio (В защиту Публия Квинта)
  • (80до н. Н.э.) Pro Sex. Roscio Amerino (В защиту Секста Росция)
  • (77до н. Н.э.) Pro Q. Roscio Comoedo (На защиту Квинта Росция)
  • (70 до н. Э) Divinatio in Caecilium (Слово против Цецилия по делу Верреса)
  • (70 до н. Э) In Verrem (против Гая Верреса)
  • (69 до н. Э) Pro Tullio (На защиту Туллия)
  • (69 до н. Э) Pro Fonteio (В защиту Марка Фонтея)
  • (69 до н. Э) Pro C?cina (В защиту Авла Цецина)
  • (66 до н. Э) Pro Cluentio (В защиту Авла Клуентия)
  • (63 до н. Э) Pro Rabirio Perduellionis Reo (В защиту Рабирия)
  • (63 до н. Э) Pro Murena (В защиту Луция Мурены)
  • (62 до н. Э) Pro Sulla (На защиту Суллы)
  • (62 до н. Э) Pro Archia Poeta (В защиту поэта Архия)
  • (59 до н. Э) Pro Flacco (На защиту Флакка)
  • (56 до н. Э) Pro Sestio (В защиту Сестия)
  • (66 до н. Э) In Vatinium (Против ватин на суде Сестия)
  • (56 до н. Э) Pro Caelio (В защиту Марка Целия Руфа)
  • (56 до н. Э) Pro Balbo (В защиту Корнелия Бальба)
  • (54 до н. Э) Pro Plancio (В защиту Планция)
  • (54 до н. Э) Pro Rabirio Postumo (В защиту Рабирия постумов)
  • (54 до н. Э) Pro Milone (В защиту Милона)

3.1.2. Политические речи

3.1.2.1. До изгнания
  • (66 до н. Э) Pro Lege Manilia or De Imperio Cn. Pompei (в пользу законопроекта Манлия о командовании Помпея)
  • (63 до н. Э) De Lege Agraria contra Rullum (против аграрного закона, внесенного Рулле)
  • (63 до н. Э) In Catilinam I-IV (четыре Катиллинарии - против мятежа Катилины)
3.1.2.2. После изгнания
  • (57 до н. Э) Post Reditum in Quirites (К граждан после возвращения)
  • (57 до н. Э) Post Reditum in Senatu (К Сенат после возвращения)
  • (57 до н. Э) De Domo Sua (О дом)
  • (57 до н. Э) De Haruspicum Responsis (Речь об ответе Гаруспики)
  • (56 до н. Э) De Provinciis Consularibus (Речь о консьльськи провинции)
  • (55 до н. Э) In Pisonem (Против Пизона)
3.1.2.3. Последние годы
  • (46 до н. Э) Pro Marcello (Речь возвращения Марцелла)
  • (46 до н. Э) Pro Ligario (В защиту Лигария перед Цезарем)
  • (46 до н. Э) Pro Rege Deiotaro (На защиту Дейотара перед Цезарем)
  • (44 до н. Э) Philippics (Филиппики против Марка Антония - 14 речей)

(Речи "Pro Marcello", "Pro Ligario" и "Pro Rege Deiotaro" известны как "Цезарийськи речи".)

3.2. Философские труды

3.2.1. Риторические

  • (84 до н. Э) de Inventione (О подборе аргументов)
  • (55 до н. Э) de Oratore (О оратора)
  • (54 до н. Э) de Partitionibus Oratoriae (О риторику)
  • (52 до н. Э) de Optimo Genere Oratorum (О лучшего оратора)
  • (46 до н. Э) Brutus (Брут, или краткая история римской риторики)
  • (46 до н. Э) Orator ad M. Brutum (Оратор, также известный как Брут)
  • (44 до н. Э) Topica (Темы)

3.2.2. Другая философские труды

  • (51 до н. Э) de Republica (О государстве)
  • (45 до н. Э) Hortensius (Гортензий)
  • (45 до н. Э) Lucullus or Academica Priora (Академические вопросы)
  • (45 до н. Э) Academica Posteriora (Академические вопросы)
  • (45 до н. Э) De Finibus, Bonorum et Malorum (О пределах добра и зла).
  • (45 до н. Э) Tusculan? Quaestiones (Тускуланськи беседы)
  • (45 до н. Э) de Natura Deorum (О природе богов)
  • (45 до н. Э) de Divinatione (О девинацию, искусство гадания)
  • (45 до н. Э) de Fato (О судьбе)
  • (44 до н. Э) Cato Maior de Senectute (Котону, или О старости)
  • (44 до н. Э) Laelius de Amicitia (Лелий, или О дружбе)
  • (44 до н. Э) de Officiis (Об обязанностях)
  • (??) Paradoxa Stoicorum ("Парадоксы стоиков)
  • (??) De Legibus (О законах)
  • (??) De Consulatu Suo (О своем консульство)
  • (??) De temporibus suis (О его жизни и времена)
  • (??) Commentariolum Petitionis (Советы кандидатам) (приписывается Цицероне, но вероятно является произведением брата, Квинта Цицерона)
  • (??) De Universo (О Вселенной, перевод диалога Платона "Тимей").

3.3. Письма

  • (68-43 до н. Э) Epistulae ad Atticum (Письма Аттика)
  • (59-54 до н. Э) Epistulae ad Quintum Fratrem (Письма к брату Квинта)
  • (43 до н. Э) Epistulae ad Brutum (Письма к Бруту)
  • (43 до н. Э) Epistulae ad Familiares (Письма к друзии)

4. В украинской литературе

Знакомство украинских ученых с философскими идеями Цицерона началось со второй половины XIV века, когда в учебные заведения Западной Европы из Польши, в состав которой входила Украина, хлынул поток молодежи. Их деятельность после завершения исследований привела к развертыванию и развития гуманистического движения в Украине. Многие гуманистических идей из трактатов Цицерона использует Станислав Ореховский, цитируя чаще его произведение "Об обязанностях" и "Тускуланськы беседы". Захват Цицероном Ян Замойский использовал при создании в Замостье 1595 известной Замойской академии. Интерес к философским идеям не ослаблялась протяжении XVII-XVIII вв., О чем свидетельствуют учебные программы и учебники братских школ и академий, в частности Киево-Могилянской. Ярким свидетельством может служить курс риторики И. Кононовича-Горбацкий. Часть трактата Цицерона "О старости" перевел свое время Г. Сковорода.


5. Афоризмы и высказывания

Википедия содержат высказывания, автором которых является: Цицерон
  • Устарели уже эти речи, опровергнуты действительностью намного больше, чем словами.
  • Каждый человек может заблуждаться, но упорствовать в заблуждении может только глупец.
  • Познай самого себя.
  • Невежество - ночь ума, ночь безлунная и беззвездная.
  • Щедрость не знает границ.
  • Взяточники должны трепетать, если они наворовали лишь сколько нужно для них самих. Когда же они награбили достаточно для того, чтобы поделиться с другими, то им нечего более бояться.
  • Что посеешь, то и пожнешь.
  • Нельзя любить ни того, кого ты боишься, ни того, кто тебя боится.
  • O времена!О нравы!
  • Как долго, Катилины, будешь злоупотреблять нашим терпением?
  • Можно сказать, что старость делает нас неспособными к делам? К каким именно? К тем, которые свойственны юношеству и требуют силы. Но разве не существует ничего, к чему был бы способен старик, что можно было бы делать в здравом уме и ослабленном теле?
  • Привычка - вторая натура.
  • Бумага не краснеет.
  • Жалкий старик, который не сумел в течение столь долгой жизни научиться презирать смерть!

Литература

  • Марк Туллий Цицерон. О государстве, О законах, О природе богов / Пер. с лат. В. Литвинова. - Киев: Основы, 1998. - 476 с. ISBN 966-500-175-2

См.. также


Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам