Надо Знать

добавить знаний



Чайковский Петр Ильич


Петр Ильич Чайковский

План:


Введение

Петр Ильич Чайковский ( рус. Петр Ильич Чайковский , 25 апреля ( 7 мая) 1840 - 25 октября ( 6 ноября) 1893) - русский композитор, дирижер, педагог, музыкально-общественный деятель.


1. Происхождение

Происходил из украинского [1] рода Чаек. Прадед композитора, Федор Афанасьевич Чайка, происходил из под Кременчуга, в ранге казацкого сотника принимал участие в битве под Полтавой и умер от ран. [2]. Его сын, Петр, рожденный на Полтавщине (дед композитора), учась в Киево-Могилянской академии, принял фамилию Чайковский. Пройдя русско-турецкую войну и отслужив полковым врачом, стал городничим Слободского и Глазова Вятской губернии, а 1785 года был приписан к дворян Казанской губернии. [3]

Отец композитора, Илья Петрович, занимал различные посты в Департаменте горных и соляных дел, проводил геологические исследования в Новгородской губернии, преподавал в Горном корпусе. Мать композитора, Александра Андреевна, урожденная Ассиер, родилась в семье таможенного чиновника в Петербурге, окончила Училище женских сирот, владела фортепиано и умела петь. 1833 году она стала второй женщиной Ильи Петровича и родила от него шестеро детей, среди которых Петр был вторым.


2. Биография

2.1. Ранние годы

Родился в поселке при Камско-Воткинском заводе Вятской губернии, ныне город Воткинск ( Удмуртия). По словам самого композитора, "вырос в глуши, с очень раннего детства проникся неописуемой красотой характеристических черт русской народной музыки"

Исходный текст (Рус.)

вырос в глуши, с детства самого раннего проникся неизъяснимой красотой характеристическому черт русской народной музыки

Учился игре на фортепиано с ранних лет. В 14-летнем возрасте остался без матери, которая умерла от холеры. Чайковский берет на себя ответственность за воспитание младших братьев. По воспоминаниям младшего брата, Модеста, "мудрый и опытный педагог, наиболее любящая и нежная мать не могла бы нам заменить Петра"

Исходный текст (Рус.)

Самый мудрый и опытный педагог, самая Любящая и нежная мать не могла бы нам заменить Петю

Окончил училище правоведения в Санкт-Петербурге ( 1859), служил в министерстве юстиции в 1863 года. Параллельно занимался музыкой в ​​классах Русского музыкального общества, что было 1862 года преобразован в Петербургскую консерваторию. В консерватории изучал композицию в классе А. Г. Рубинштейна. За годы учебы в консерватории Чайковский написал ряд учебных произведений, в частности квартет, пьесы для ф-но. Окончил консерваторию 1865 года, представив на выпускном экзамене кантату на текст оды Ф.Шиллера "Ода радости".


2.2. Московский период

1866 Чайковский переехал в Москву по приглашению Николая Рубинштейна преподавать в только что открытой Московской консерватории. В консерватории Чайковский преподавал композицию, гармонию и теорию музыки, инструментовки. Среди его учеников - Сергей Танеев. Чайковский активно участвовал в творческой жизни Москвы, здесь он знакомится с Львом Толстым, Александром Островским (позже - автором либретто к опере Воевода), а 1868 - с композиторами "Могучей кучки", которые обратили его интерес к программной музыке. Среди произведений этих лет - 1-я симфония и увертюра-фантазия "Ромео и Джульетта", (1869).

Творчество Чайковского 1870-х годов охватывает различные жанры - он пишет оперы "Опричник" и "Кузнец Вакула", музыку к драме Островского "Снегурочка", балет "Лебединое озеро", Вторую и Третью симфонии, фантазию "Франческа да Римини", Первый фортепианный концерт, Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром, три струнных квартета и другие.

1876 ​​Чайковский совершил вместе с братом Модестом путешествие в Париж. Сильное впечатление на Чайковского оказала опера Кармен Жоржа Бизе, премьера которой состоялась за год до этого. На обратном пути Чайковский с братом посетили Вагнеровский фестиваль в Байройте, где лично познакомился с Ф. Листом и Рихардом Вагнером.

В июле 1877 года Чайковский импульсивно оджружився на прежний консерваторские студентке Антонине Милюков, моложе его на 8 лет. Милюкова посылала композитору письма и даже угрожала самоубийством, если он откажется от встречи. Чайковский, в то время работал над оперой в "Евгений Онегин (опера)", в отличие от героя своей оперы не стал отказывать своей поклонницы. Однако уже в сентябре композитор был разочарован в браке и даже сам собирался совершить через это самоубийство [4].


2.3. Период путешествий

В октябре Чайковский принял решение о разводе, он прекращает также работу в Московской консерватории и вместе с братом Анатолием отправляется в Швейцарию. Эта поездка стала возможной благодаря поклонницы его таланта Надежды фон Мекк, которая назначила ему ежегодную стипендию в размере 6000 рублей (эквивалентно современным 54 000 $), при условии, однако, что они никогда не встретятся лично. Общение Чайковского с фон Мекк происходило исключительно письменно. За 13 лет переписки было написано около 1100 писем.

Следующий 1878 Чайковский закончил "Евгения Онегина" и Четвертую симфонию, которыми сам композитор остался доволен. "Я чувствую сегодня большое наслаждение от сознания, что я закончил два больших произведения, в которых, мне кажется, я сделал шаг вперед, и значительный"

Исходный текст (Рус.)

Я Испытывая сегодня большое наслаждение от сознания, что я Окончил два больших сочинения, в которых, мне кажется, я шагнул вперед и значительно

В течение следующих 14 лет жизни Чайковский постоянно путешествовал - как родиной, так и за рубежом. Путешествовал преимущественно поездом, а в 1886 - на пароходе из Батуми в Марселя. В середине 1880-х Чайковский возвращается к активной музыкально-общественной деятельности. В 1885 его избирают директором Московского отдела Русского музыкального общества. Музыка Чайковского получает известность в России и за рубежом.

В это время Чайковский начинает заниматься дирижированием, и в 1887 - начале 1888 года он совершает первое европейское турне как дирижер. Концертные поездки укрепили творческие и дружеские связи Чайковского с западноевропейскими музыкантами, среди которых - и Ганс фон Бюлов, Эдвард Григ, Антонин Дворжак, Густав Малер, Артур Никиш, Камиль Сен-Санс и другие. Весной 1891 года П. И. Чайковский совершает поездку в США. Он дирижировал собственными произведениями Нью-Йорке, Балтиморе и Филадельфии с чрезвычайным успехом.

Последние годы жизни музыкант проводит в Клину в Подмосковье, где сейчас находится его мемориальный музей. 16 октября 1893 он успешно дирижировал на премьере своей симфонии в Петербурге, через 9 дней внезапно умер.


2.4. Чайковский в Украине

Мемориальная доска у Одесского театра оперы и балета, ул. Чайковского, 12

С 1864 почти ежегодно жил в Украине в имении Низах на Харьковской, а 1878 - 1885 в с. Каменец и Браилов на Подолье. Здесь появились его произведения на украинский сюжеты или такие, в которых использованы украинские народные мелодии: оперы "Мазепа" (по Александром Пушкиным) и "Черевички" ("Кузнец Вакула" за Николаем Гоголем), симфонии № 2 ("Украинская") и № 4, концерт для фортепиано с оркестром № 1, транскрипция фантазии "Казачок" Даргомыжского для фортепиано, песни к русским переводам Тараса Шевченко и многие др.. Чайковский отредактировал издание церковных произведений Дмитрия Бортнянского в 10-х томах (1882).

Мемориальная доска на усадьбе фон Мекка в с. Копылов Макаровского района Киевской обл.

1890 года Чайковский посетил Николая Лысенко в Киеве и слушал оперу "Тарас Бульба". Был одним из участников создания на базе музыкального училища Киевского отделения Русского музыкального общества Киевской консерватории. Также композитор бывал в поселке Александровка Зачепиловского района и в селе Копылов на Макаривщини, в усадьбе фон Мекка.


3. Творчество

Фрагмент рукописи П. И. Чайковского, страницы оперы "Пиковая дама (опера)"

Хотя ведущими сферами творчества Чайковского были опера и симфония, этот композитор писал музыку почти во всех жанрах. В его музыке отражены глубокие социально-этические конфликты, рожденные русской действительностью 2-й половины 19 века. Столкновение устремлений к полноте жизни и чувств с жестоко враждебной действительностью служит источником острого напряженного конфликта, часто получает в произведениях композитора трагический исход. Заметное усиление трагического начала наблюдается в произведениях последних лет (например, опера "Пиковая дама", 6-я симфонии). Проницательный художник-психолог, Чайковский раскрывал внутренний мир человека в разных его проявлениях - от мягкой лирической задушевности до захватывающего трагизма. Светлое жизнеутверждающее начало воплощалось им в картинах народных увеселений и торжеств или в идеально прекрасных поэтических образах, выражающих романтическую мечту о наполнен и гармоничную жизнь.

Музыке Чайковского свойственно мелодическое богатство, связанное с интонациями народной песни и городского романса. Вместе с тем, Чайковский считается одним из самых симфонистов романтической эпохи. Б. Асафьев так описывает эту черту творчества Чайковского:

"И вот слушатель чувствует, что музыка будто растет, расцветает, что чувства обогащаются, обращаясь будто в свою противоположность и снова принимая свой знакомый облик, что скорбь и радость, свет и мрак, любовь и гнев взаимно сопоставляются, проникают друг в друга то с больше, то с меньшим нарастанием и напряжением. Слушатель ощущает все это и как знакомое ему биение сердца, и как трепет всей своей внутренней жизни, и как контрасты чувств. Но вместе с тем он столь же несомненно чувствует, что все эти явления музыкального развития совсем не заключены только в пределах "моего я", что им нисколько не противоречит и, объективно данная действительность, познается в развитии и передаче явлений природы, и во взаимоотношениях людей. Так симфонический развитие в своем художественном преломлении передает жизни "
Исходный текст (Рус.)

И вот слушатель ощущает, что музыка как бы растет, расцветает, что чувства обогащаются, Обращаясь как бы в свою противоположность и опять Принимая свой знакомый облик, что скорбь и радость, света и сумрак, любовь и гнев взаимно сопоставляются, проникают друг в друга то с большим, то с меньшим нарастанием и напряжением. Слушатель ощущает все это и как знакомое ему биения сердца, и как трепет всей своей внутренней жизни, и как контрасты чувствований. Но вместе с тем он столь же бесспорно ощущает, что все Эти явления музыкального развития вовсе не заключены только в границах "моего я", что им нисколько не противоречит и и объективно данная действительность, что познается в развитии и передаваниы явлений природы и во взаимоотношениях людей . Так Симфоническое развитие в своем художественном преломления отображает жизнь [5]

В программных симфонических произведениях Чайковского нашли отражение образы творчества Шекспира ("Ромео и Джульетта", "Буря", "Гамлет"), Данте ("Франческа да Римини"), Байрона ("Манфред"). Воплощая тот или иной сюжет в музыке, он стремился не столько детальной звукописнои передачи хода событий, сколько концентрированного выражения основного конфликта посредством столкновения и развития контрастных музыкальных образов.

Выдающийся является вклад Чайковского в развитие концертного жанра. Его фортепианные и скрипичный концерты объединяют симфонический размах с виртуозностью, темпераментностью и яркостью колорита.

Галерею сильных и трогательных образов создал Чайковский в своих операх. В письме С. Танеева композитор писал:

"... Я всегда старался выбирать сюжеты, способные согреть меня. Согреть же меня могут только такие сюжеты, в которых действуют настоящие живые люди, которые чувствуют так же, как и я" [6]
Исходный текст (Рус.)

... Я всегда старался выбирать сюжеты, способные согреть меня. Согреть же меня могут только такие сюжеты, в коих действуют настоящие живые люди, чувствующие так же, как и я

Он подчеркивал, что опера "должна быть музыкой наиболее общедоступной из всех родов музыки", "и именно только опера роднит вашу музыку к этой публики, делает вас достоянием не только отдельных маленьких кружков, но при благоприятных условиях - всего народа" [ 7]. Богатство и выразительность вокальной мелодики соединяются в операх Чайковского с напряженным симфоническим развитием, что позволяет передавать динамику состояний души, психологический подтекст действия. Вместе с тем композитор относился с большим вниманием к законам сцены, добивался гибкости музыкальных характеристик и тщательного определения бытового или исторической почвы, подчеркивая, что оперу нужно "не только слушать, но и смотреть".

Новаторское значение имела балетная музыка Чайковского. Традиционный "Дивертисментний" тип классического балета у Чайковского насыщается непрерывным симфоническим развитием. Сказочные сюжеты служат композитору для воплощения реальных жизненных конфликтов.

Камерно-инструментальная музыка Чайковского насчитывает три квартета (первые образцы в русской музыке), струнное трио, секстет и ряд фортепианных произведений, преимущественно лирических или жанрово-характеристических. Наиболее крупным по масштабу фортепианным произведением Чайковского является "Большая соната" (1878), в которой композитор развивает традиции великой романтической сонаты.

Одну из важных сфер творчества Чайковского составляют романсы. Как и М. И. Глинка и А. С. Даргомыжский, Чайковский опирался на интонации и жанры бытового романса, творчески переосмысливая и углубив их, выделяя и обостряя индивидуально-характерные черты. Эмоциональный диапазон вокальной музыки Чайковского простирается от тихого элегической грусти до высокого драматизма и страстного захваченного порыва. Большинство романсов написаны на слова русских поэтов - А. К. Толстого, Л. А. Мея, К. Р. (К. К. Романова), Д. М. Ратгауза, А. Н. Плещеева, А. А. Фета, А. Н. Апухтина, Я. П. Полонского.


4. Произведения

Оперы

Балеты

Для симфонического оркестра

Концерты для инструментов с оркестром

Хоровая музыка

  • Литургия святого Иоанна Златоуста (1878)

и другие духовные произведения

  • Кантата "Москва"

Произведения для фортепиано

  • "Времена года", 12 характеристических картин (1876)
  • Детский альбом, 24 легкие пьесы (1878)
  • Большая Соната

103 романсы разных жанров на слова:

  • А.Плещеева (20 романсов),
  • А. К. Толстого (12 романсов и дуэт),
  • К. Р. (6 романсов),
  • Д. Ратгауза (6 романсов),
  • О.Апухтина (5 романсов),
  • Фета (5 романсов),
  • Я.Полонського (3 романса),
  • Д.Мережковского (2 романса)

а также Г. Гейне и И. Гете в переводах Л.Мея, Ф.Тютчева, Михайлов и др..


5. Экранизация произведений


6. Увековечении памяти композитора

В честь Чайковского названы:


Примечания

  1. Род Чайка называют украинским большинство украинских источников, в частности Энциклопедия украиноведения. Также род Чайка называет "украинским" - mirslovarei.com/content_fam/CHajkovskij-14112.html уральская исследовательница Пролеева и Г.И.Белонович - www.tchaikov.ru / father.html на сайте, посвященном композитору. Существуют данные - h. ua/story/190167, что в современной Украине более 12 тысяч носителей фамилии Чайковский и более 19 тысяч фамилии Чайка. В большинстве советских и российских источниках, однако, об украинском происхождении П. И. Чайковского не рассказывается.
  2. М.И.Чайковский. Из семейных воспоминаний - www.tchaikov.ru / vosp_modest.html
  3. Валько Кравченко приводит информацию - www.ukrlife.org / main / valiko / muzika.htm о том, что Чайковский в Запорожье звали командиров казацких чаек, значит фамилия композитора осталось украинское.
  4. Этому аспекту посвящены следующие источники:
    В. Соколов. Антонина Чайковская. История Забытое жизни. - М.: Музыка, 1994;
    А. Познанский. Петр Чайковский: Биография. - СПб.: Вита нова, 2009; Самоубийство Чайковского: миф и реальность. - М.: Журнал "Глагол", 1993;
    И. Кон. Любовь небесного цвета: Научно-исторический взгляд на однополую любовь. - СПб.: Продолжение жизни, 2001. - Глава 9. Был ли Гомосексуализм на святой Руси? - sexology.narod.ru/chapt1109.html.
    Wiley, Roland John, "Tchaikovsky, Pyotr Ilyich.", А также статья в словаре Гроува (2001), 25:147.
  5. Асафьев, Б. Избр. труды, т. 2, М., 1954, с. 37
  6. Чайковский П. И., Танеев С. И., Письма:, М., 1951, с. 169
  7. Переписка с HP фон Мекк, 1934-36, т. 2, с. 37, т. 3, с. 381

Литература

  • Клименко И. A.. П. И. Чайковский. Краткий биографический очерк, (М.), 1909.
  • Коптяев А. П.. История новой русской музыки в характеристиках, вып. 1 - П. И. Чайковский, СПБ, 1909, 1913.
  • Игорь Глебов. П. И. Чайковский, Его жизнь и творчество. - П., 1922.
  • Игорь Глебов. Чайковский. Опыт характеристики. - П., 1922.
  • Игорь Глебов. Инструментальное творчество Чайковского. - П., 1922.
  • Житомирский Д. В. Симфоническое творчество Чайковского. - М., 1936.
  • Берберова Н. Н. Чайковский. История одинокой жизни. - Берлин, 1936.
  • Ярустовский Б. М. П. И. Чайковский. Жизнь и творчество. - М., 1940.
  • Богданов-Березовский В. М. Оперное и балетное творчество Чайковского. - Л.-М., 1940.
  • Холодковский В. П. И. Чайковский. - М., 1942;
  • Альшванг А. А. Опыт анализа творчества П. И. Чайковского (1864-1878), М.-Л., 1951.
  • Слонимский Ю. И. П. И. Чайковский и балетный театр его времени. - М., 1956.
  • Протопопов В. и Туманина Н. В. Оперное творчество Чайковского. - М., 1957.
  • Николаев AA фортепианной наследие Чайковского. - М.-Л., 1949, М., 1958.
  • Кунин И. Ф. П. И. Чайковский. - М., 1958.
  • Альшванг А. А. Чайковский, M., 1959.
  • Должанский А. Н., Музыка Чайковского. Симфонические произведения. - Л., 1960;
  • Воспоминания о П. И. Чайковским. - М., 1962; Изд. 4. испр. Л., 1980.
  • Давыдов Ю. Л., Записки о П. И. Чайковским. - М., 1962;
  • Туманина Н. В. Чайковский: путь к мастерству 1840-1877. - М., 1962.
  • Туманина Н. В. Чайковский: большой мастер 1878-1893. - М., 1968.
  • Цуккерман В. A., выразительные средства лирики Чайковского. - М., 1971.
  • Орлова Е. М. Петр Ильич Чайковский. - М., 1990.
  • Наследие П. И. Чайковского на пути в XXI век. Проблемы взаимодействия искусства, педагогики и теории и практики образования: Сборник научных трудов. - Вып. 14. - Харьков, 2004. ISBN 966-8779-00-2.
  • Познанский А. Петр Чайковский. Биография. (В 2-х т.) - СПб.: Вита Нова, 2009.
  • Evans E. Tchaikovsky. - L. 1906, переиздам. NY 1963;
  • Keller О. P. Tschaikowsky. - Lpz. 1914;
  • Stein R. Tschaikowsky, Stuttg. 1927;
  • Rals N. van der, P. Tschaikowsky. - Potsdam, 1940;
  • Weinstock H. Tchaikovsky. - NY 1943;
  • Hofmann R. Tchaikovsky. - P. 1947;
  • Сherbuliez A.-E. Tschaikowsky und die russische Musik. - Z. 1948;
  • Abraham G. Tchaikovsky. - L. 1949;
  • Steрenek V. Prazskй nаvstevy PI Cajkovskeho. - Praha, 1952;
  • Wolfurt К. von PI Tschaikowski. - Z. 1952;
  • Retizoldt R. P. Tschaikowski. 1849-1893. - Lpz. 1953, 1961;
  • Zagiba F. Tschaikowsky. Leben und Werk. - Z. 1953;
  • Briggs J. The collector's Tchaikovsky and the five, Phil.-NY 1959;
  • Pahlen K. von, Tschaikowsky. Ein Lebensbild, Stuttg. (1959);
  • Стършенов Б. П. И. Чайковский. - София, 1960;
  • Schriften des Tschaikowsky-Studio, (Lfg.) I-II, Hamb. 1963-68;
  • Erismann G. PI Tchaikovski. L'homme et son oeuvre, P. 1964;
  • Warrасk J. Tchaikovsky. - L. 1973;
  • Systematisches Verzeichnis der Werke von PI Tschaikowsky. - Hamb. 1973;
  • Swolkien H. P. Czajkowski. - Warsz. 1976.

Источники



код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам