Надо Знать

добавить знаний



Чакська война


Disputed Bolivia Paraguay.jpg

План:


Введение

Чакська война ( исп. Guerra del Chaco , 1932 - 1935) - война между Боливией и Парагваем за контроль над северным районом региона Гран-Чако (или просто Чако) в Южной Америке, во многом из-за ошибочного предсказания там больших запасов нефти.


1. Предпосылки

1.1. Описание региона

Почтовые марки обеих стран с изображением претензий на Чако

Южноамериканский регион Гран-Чако обычно делится на три части: Северный Чако (Chaco Boreal), к северу от реки Пилькомайо, Центральный Чако (Chaco Central) между реками Пилькомайо и Бермехо и Южный Чако (Chaco Austral), эти районы имеют некоторую географическую и культурную целостность, хотя Южный и Центральный районы часто рассматриваются как один район Чако-Гуаламба, а до Северного Чако иногда включают части Пантанал и Чикитании. Спорный район между Боливией и Парагваем принадлежит исключительно к Северному Чако.

Этот регион имеет площадь около 455 тыс. км и по состоянию на начало 1930-х годов был главным необитаемым и неисследованным. Регион граничит с Аргентиной (с границей по реке Пилькомайо) на юге и с главной плодородной частью Парагвая (граница по реке Парагвай) на востоке. На западе регион ограничивается южной частью Центральных Анд, а на севере - боливийскими низменностями и бразильским Пантанал. Регион покрыт колючими кустарниками и небольшими деревьями, такими как квебрахо, его потенциал для традиционного сельского хозяйства весьма невелик. Кроме квебрахо, здесь также выращивается падуб парагвайский, источник мате.

Климат в основном очень жаркий и засушливый, здесь водятся многие ядовитых змей и насекомых -переносчиков заболеваний, таких как малярия. Источников питьевой воды в регионе немного, поэтому немногочисленные озера региона имели большое значение для выживания небольшого населения и для снабжения солдат во время войны. Зимой климат более благоприятен для пребывания человека, однако короткий период дождей приводит к тому, что пыльные дороги превращаются в непроходимые болота. Это один из наименее благоприятных для жизни человека районов мира, и очень неблагоприятный для ведения интенсивных боевых действий, из-за чего солдаты обеих стран вынуждены были пройти значительные испытания.


1.2. Споры о границах

Споры относительно того, кому принадлежит Северный Чако, начались прежде всего из-за нечеткости административных границ испанских колоний и из-за отсутствия в колониальной администрации значительного интереса к этим землям и контроля над ними. Поэтому споры возникли почти сразу после провозглашения независимости Парагвая в 1811 году. В частности португальцы почти сразу попытались поставить новую республику под свой ​​контроль. В результате новый парагвайский правительство начало строительство многочисленных укреплений вдоль реки Парагвай с целью сдержать проникновение "Бандейрантив", бразильско-португальских наемников, которые охотились за ресурсами и рабами в регионе. В частности, в Северном Чако была основана крепость Фуэрте-Борбон (сейчас Фуэрте-Олимпо), ставшая одной из главных баз парагвайской армии, и форты Итапасу и Сан-Игнасио-де-Самукос, которые просуществовали достаточно недолго.

Боливия также заявляла о своих правах на регион по принципу uti possidetis iure (право того, кто фактически занимает территорию) с 1810 года, а с провозглашением независимости в 1825 году заявила о своих правах на территорию бывшего испанского колониального судебного района Королевской аудиенсии Чаракас, включавшей, среди других территорий, Северный Чако. Хотя позже Испания отнесла территории до реки Парапете и Яуру к юрисдикции Асунсьону, границы не были четко прописаны и предоставляли Боливии возможность заявлять свои права на регион.

В результате, этот конфликт во многом уходит корнями в испанского колониального раздела, аналогично многим африканским конфликтов, возникших из-за плохо прописаны границы владений европейских государств.


1.3. Война тройного альянса

К Парагвайской войны 1864 - 1870 років Парагвай претендовал на территорию от реки Яуру и реки Рио-Негро, впадающей в реку Парагвай около города Баия-Негра (эти границы были утверждены между Бразилией и вице-королевством Рио-де-ла-Плата в начале 19 века), к реке Бермехо.

Однако в ходе войны Парагвай был разгромлен альянсом Бразилии, Аргентины и Уругвая и потерял значительную часть территории, на которую претендовал. В результате этой войны положение Парагвая стало катастрофическим, он потерял около 80% своего мужского населения, а его экономика была практически уничтожена. Война закончилась в 1870 году, когда Парагвай и Аргентина разделили свои владения по реке Пилькомайо в результате решения международного арбитража в пользу Парагвая. Парагвай остался независимой страной во многом из-за желания Бразилии и Аргентины - главных соперников в Южной Америке - иметь буферную страну между ними. В результате, права Парагвая на районы к северу от реки Бермехо были официально подтверждены рядом других стран, в частности Аргентиной, Бразилией и США.


1.4. Тихоокеанская война

Также важной причиной войны стала Тихоокеанская война Боливии и Перу с Чили ( 1879 - 1883 года), по результатам которой Боливия потеряла выход к Тихого океана. Из-за потери этой территории для Боливии стало жизненно важным получить выход к океану, а река Парагвай, протекающая на востоке Чако, достаточно глубокой для навигации океанских судов. Поэтому Боливия пыталась получить порт на этой реке, для чего нужно было получить контроль над частью территории Чако.


1.5. Акрський конфликт

По Петрополиським договором 1903 года, которым завершился конфликт за территорию Акре между Боливией и Бразилией, Боливия передала Бразилии территорию штата Акри, малонаселенную, хотя небольшое население и было главным бразильским, в обмен на несколько миллионов фунтов стерлингов, часть Чикитании (до того в составе штата Мату-Гросу), и строительство железной Мадейра-Маморе, ставшая дополнительным связующим звеном Боливии с окружающим миром. Границы между Бразилией и Боливией были установлены по параллели 18 02 'ю. ш. и меридиана 60 05 'з. д., в результате чего Боливия потеряла выход к реке Итенес (Гуапоре) и верховьев реки Парагвай. Однако фактически Бразилия признала Боливией границы с территорией Северного Чако.


1.6. Переговоры о разделе Северного Чако

Начиная с последнего периода 19 века между Боливией и Парагваем велись переговоры о разделе территории Северного Чако при посредничестве соседних стран во избежание вооруженного конфликта. Однако несмотря на многочисленные предложения распределения Чако, эти переговоры так и не привели к успеху. Боливия пыталась получить территории, которые она считала своей собственностью, ссылаясь на испанский колониальный раздел, который относили Чако к вице-королевства Перу. Парагвай утверждал, что эти территории принадлежат ему через передачу этих районов к вице-королевства Рио-де-ла-Плата в 16 веке, с которого и образовался сам Парагвай.

Параллельно с переговорами, начиная с 1905 года, Боливия стала направлять в Чако военные отряды, строили небольшие крепости на спорной территории, в частности на берегу реки Пилькомайо и в верховьях реки Парагвай, пытаясь получить контроль над главными источниками питьевой воды в Чако. Из-за того, что грунтовые воды Чако очень бедны и часто соленые и загрязнены другими минералами (например, мышьяком), источники хорошей питьевой воды были важными для колонизации и контроля Чако.

Парагвайцы ответили на эти действия довольно медленно, во многом из-за нестабильности ситуации внутри страны. Начиная с 1904 года в Парагвае происходили многочисленные перевороты, революции и гражданские войны, а территориальный вопрос отошел на второй план. Однако районы у реки Парагвай были населены парагвайцами, а исследования и заселения района проводилось парагвайцами течение нескольких десятков лет. Также в Парагвай прибыла группа иммигрантов - меннонитов, которых поселили на территории Чако с целью колонизации этого района. Кроме того, парагвайцы заготавливали дерево квебрахо, богато танин, который использовался для обработки кожи, и даже построили железную дорогу до центральных районов Чако.

Переговоры между Боливией и Парагваем продолжались много лет, в частности Парагвай предложил Боливии выход к реке Парагвай, однако пытался удержать большую часть Северного Чако. Боливия не соглашалась с таким решением и требовала суверенных прав на значительно большую часть региона, объясняя это его важности для экономики страны. Для Парагвая содержание Северного Чако было вопросом национального достоинства через крупные территориальные потери в течение Войны Тройственного союза. Потерять еще Чако означало уменьшение территории Парагвая до менее трети земель, на которые он претендовал после объявления независимости в 1811 году.

В результате в 1920-е годы Боливия и Парагвай, так и не сумев достичь согласия, начали укрепление территории, которую они контролировали, в подготовке к войне.


1.7. Нефть

Между 1927 и 1928 годы исследователи компании Standard Oil Company of New Jersey (со штаб-квартирой в Нью-Джерси) открыли залежи нефти в восточном районе Чако, у предгорья Анд. Поскольку предполагалось, что запасы нефти могут продолжаться на восток, на парагвайских территориях начались исследования британско - голландской компании Royal Dutch Shell.

Кроме того, найдены запасы нефти увеличили важность выхода к морю Боливии, потому что почти единственной возможностью экспорта нефти было ее перевозки через аргентинские реки. Часто считается, что это было главной причиной конфликта: если Боливия получила (пусть косвенное) выход к Атлантическому океану, контроль над экспортом был бы в руках Великобритании, США и их союзников в Аргентине.

Предположение о том, что Чако имеет огромные запасы нефти распространились во время правления парагвайского президента Хосе Патрисио Гуджиари, который начал активные переговоры по статусу Чако. Однако 5 декабря 1928 года в отношениях между двумя странами началась дипломатическая кризис, из-за чего с обеих сторон началось патрулирование региона. Посредничество Лиги Наций не привело к полному примирению.


1.8. Положение перед войной

Первый вооруженный и дипломатический конфликт между Боливией и Парагваем произошел в 1928 году, когда парагвайская кавалерия захватила боливийский форт Вангуардия, при этом были убиты шесть солдат, а сам форт разрушен. Боливийцы ответили довольно быстро, захватив парагвайский форт Бокерон. Лига Наций сразу вмешалась в конфликт и добилась прекращения огня. По условиям перемирия 16 сентября 1929 года парагвайцы обязались восстановить боливийский форт в обмен на оставление Бокерон боливийцами. В мае 1930 года обе страны начали переговоры о восстановлении дипломатических отношений, что было осуществлено 1 мая того же года.

В 1931 году в Боливии на президентский пост был избран Даниэль Саламанка Урей, известный своими националистическими взглядами. Парагвайский президент Эусебио Аяла, избранный в 1932 году, также был вынужден согласиться с милитаристской позиции армии.

По состоянию на 1930 рок населения Боливии составляло 2150000 жителей, по сравнению с 880 000 жителей Парагвая, а ее экономика была заметно сильнее, благодаря экспорта серебра и олова, ВВП Боливии более чем втрое превышал ВВП Парагвая, экономика которого базировалась на экспорте продуктов животноводства, пальмового масла и хлопка.

Начиная с конца 1931 года обе страны начали гонку вооружений. Модернизация армии, начатая двумя странами еще в 1920 года, пошла намного быстрее, а Боливия обеспечила себе большое преимущество в размере арсеналов. Также активизировалось проникновение обеих стран на территорию Чако, где продолжали основываться небольшие форты, прежде всего у источников питьевой воды. Между новыми поселенцами Чако все чаще происходили пограничные столкновения.


2. Подготовка к боевым действиям

В 1922 году в Парагвае была проведена военная реформа, в результате которой была создана постоянная армия в 4000 человек и в случае необходимости можно было быстро мобилизовать еще 20000 человек. Также в стране была пересмотрена система военного образования, в частности были созданы две военные академии.

В течение последнего десятилетия перед войной Парагвай потратил значительные средства на вооружение своей армии. В частности, в Испании было закуплено 10 тысяч, а позже еще ​​7 тысяч винтовок Маузера. В Дании были закуплены легкие пулеметы Мадсен, а в США - крупнокалиберные пулеметы Браунинг M2. В Франции было приобретено восемь горных 105 мм гаубиц Шнайдера модели 1927 года и 24 горных пушек калибра 75 мм. В последние годы перед войной было закуплено 24 мортиры Стоукс-Бренд калибра 81 мм, несколько пулеметов Мадсен и другое вооружение. Одной из крупнейших покупок стало приобретение в 1930 году в Италии двух канонерских лодок ("Умаита" и "Парагвай"), водоизмещением 845 тонн каждый, для патрулирования реки Парагвай и перевозки войск. Каждый из лодок был вооружен двумя главными 4,7 "(120 мм) пушками, тремя 3" (76 мм) и двумя автоматическими 40 мм противовоздушными пушками. Эти расходы были очень тяжелым бременем для слабой экономики, находившейся в течение 1920-х годов почти в кризисном состоянии.

Более населения и лучше экономическое положение позволили Боливии закупать большое количество современного вооружения. В частности, в 1926 году был заключен контракт с компанией Vickers на поставку 36 тыс. винтовок, 250 тяжелых и 500 легких пулеметов, 196 единиц артиллерии и большого количества амуниции. В начале Великой депрессии в 1929 году контракт был расторгнут, а на то время он был выполнен лишь частично, в результате по состоянию на начало войны Боливия имела 39 тыс. винтовок Маузер, 750 пулеметов, 64 единицы современной артиллерии и пять британских танков, численность ее регулярных войск составляла 6 тыс. Большие военные расходы позволили Боливии построить большой воздушный флот, боливийские генералы называли "лучшими военно-воздушными силами Америки". Однако самолеты быстро устаревали и выходили из строя, а попытки уже во время войны доставить новые самолеты не всегда были успешными. Так попытки завезти партию новых двухмоторных бомбардировщиков B-2 Condor сорвались, когда эта партия была задержана в Перу через эмбарго Лиги Наций [1].

Большую роль в подготовке к войне сыграли как иммигранты из европейских стран, многие из которых были ветеранами Первой мировой войны, так и представители иностранных военных миссий, что было особенно важно в условиях очень низкого уровня военного образования в обеих странах, особенно отсутствие знаний о современных видах вооружений и особенности ведения войны с их использованием.

Обе страны приветствовали иммиграции, и в обоих осела большое количество иммигрантов, преимущественно из Европы. На территории Парагвая осела большая менонитская группа по Канады, которая была поселена на территории Чако, также в Парагвае поселились выходцы из Испании, Японии, Кореи, Италии, Германии и СССР. Важнейшим для военных действий группой были белогвардейские иммигранты из Российской империи, в этой стране осело около 80 офицеров, имели хорошую военную подготовку и опыт боевых действий. Эти офицеры значительно подняли уровень образования парагвайской армии и сделали неоценимый вклад в исследование Чако и планирование военных операций войны. В частности, генерал Иван Тимофеевич Беляев, бывший полковник российской армии, совершил 13 поездок для исследования Чако и руководил военной академией в Асунсьоне, а во время войны - генеральным штабом парагвайской армии. Через добрые отношения Парагвая с Аргентиной, Чили и Францией, эти страны также значительно помогали Парагвая в налаживании военного образования и знакомстве с новыми типами вооружения. В частности, с этой целью в 1926 году Франция учредила в Парагвае крупную военную миссию.

Иностранцы также сыграли важную роль и в налаживании образования и планировании операций боливийской армии. Здесь поселились выходцы из Германии, Италии, Испании, Японии. По оценкам, в Боливии служило около 120 немецких офицеров, в том числе генерал Ганс Кундт, что до войны командовал генеральным штабом, планируя военные действия в Чако, а в течение большей части войны командовал боливийской армией. Перед войной в Боливии также работало несколько военных операций, крупнейшей из которых была немецкая, которые помогали обучению и организации армии. Большими группами иностранцев, которые также воевали на стороне Боливии, стали чехословацкие и чилийские наемники [2].


3. Ход боевых действий

3.1. Начало войны

В июле 1932 года отряд боливийской армии захватил парагвайский передовой пост, форт Карлос-Антонио-Лопес, расположен у озера Лагуна-Питиантута (на парагвайских картах) или Лагуна-Чукисака (на боливийских). Того же месяца парагвайские войска отбили форт в ходе небольшой битвы, после чего 27-28 июля боливийские войска начали наступление на приграничные парагвайские укрепления Корралес, Толедо и Бокерон, которые заняли почти без боя в результате бегства парагвайцев. После захвата Бокерон пограничные стычки почти сразу переросли в полномасштабную войну. Формально война была объявлена ​​значительно позже, 10 мая 1933 года.

В течение первых недель войны боливийская армия далеко продвинулась вглубь парагвайской части Чако, практически без контакта с противником, который оставил малонаселенные территории. Под давлением центрального боливийского правительства, боливийская армия (командование которой вскоре после начала боевых действий принял генерал Кундт) заняла освободившуюся территорию без должной логистической поддержки, тогда как парагвайский командующий полковник (позже генерал и маршал) Естигаррибия решил защищать более укрепленные территории.

Интенсивные бои в Чако начались в середине августа. Четыре тысячи боливийских солдат в составе Первого корпуса наступали на юго-востоке Чако, две тысячи разделены на две дивизии, на северо-востоке. По состоянию на июль было призвано еще 6 тысяч солдат, которые двигались в Чако из Центральной Боливии.

В августе парагвайцы сформировали корпус численностью 8 тыс. человек возле городка Исла-Пой под командованием генерала Естигаррибии. Еще полторы тысячи солдат окопавшихся в форте Нанава, на юго-востоке Чако, третья часть, из 3 тысяч солдат и восьми пушек мобильной артиллерии, разместились в верховьях реки Парагвай, еще 3 тысячи солдат отправились из Асунсьону. В июле главной базой парагвайцев стал город Исла-Пой, здесь был создан аэродром, где размещался почти весь небольшой парагвайский воздушный флот.


3.2. Стратегические позиции

Карта района боевых действий

В начале войны боливийцы значительно углубились на территорию врага, захватив большую необитаемые территорию, вынуждены защищать от парагвайских войск. Боливийская стратегия планировалась прежде всего генералом Кундтом за несколько лет до начала войны, боливийцы рассчитывали на легкое проникновение в реки Парагвай. Однако, большая удаленность театра военных действий от центральных районов Боливии стала значительной проблемой. Боливийские войска, мобилизовались в Центральной Боливии, транспортировались по железной дороге в главной боливийской базы, города Вилья-Монтес, в боливийских низменностях. С Вилья-Монтес солдаты должны были маршировать к линии фронта от 322 до 483 км через пыльную и жаркую территорию Чако.

Жара и недостаток фуража и воды в Чако привела к тому, что нельзя было использовать лошадей, из-за чего кавалерийские части обеих стран были почти полностью расформированы еще в начале войны. Главным средством транспорта в Чако стали грузовики, которых не хватало в обеих армиях. Поэтому грузовики использовались исключительно для перевозки продовольствия и боеприпасов, а солдаты были вынуждены двигаться пешком, и боливийцам потребовалось несколько недель, чтобы пересечь Чако и достичь линии фронта, куда солдаты прибывали уже полностью истощенными.

Парагвайцы, которые формировали воинские части в Асунсьоне и других городах Центрального Парагвая, имели возможность прибывать базы в Пиерто-Касадо лодками по реке Парагвай. Оттуда по узкоколейной железной они ехали в город Исла-Пой на территории Чако, от которого до линии фронта оставалось всего около 29 км (во время наибольшего продвижения боливийских войск), в итоге войска прибывали значительно свежее, чем боливийские, а поставки продовольствия и боеприпасов не было столь сложным. В результате в течение большей части войны логистика была гораздо лучше обеспечена в парагвайцев, которые в значительной степени компенсировало серьезное преимущество Боливии в людских ресурсах и вооружении. Также следует отметить, что с начала войны важную роль в обеспечении перевозок и коммуникаций боливийских войск играл воздушный транспорт. С другой стороны, Парагвай значительно полагался на местное индейское население, преимущественно гуаранимовне, часто помогало парагвайским войскам проводниками и разведкой. За это индейцам было обещано хорошую жизнь в столице, оказалось обманом, потому что много индейцев были поселены в ее бедных окраинах.


3.3. Главные битвы

Конфликт характеризовался очень кровавыми битвами, которые можно сравнить с битвами Первой мировой войны, в частности такими были Битва за Бокерон, при Алиуати, при Кампо-Хордани, при Кампо-Гранде, при Кампо-Виа, при Нанави, при Каньяди, при Эль-Кармен, на 7 километре, при Пикуиби, при Карандаити, при Вилья-Монтес и меньше стычки, которые привели к гибели молодого поколения парагвайцев и боливийцев. Однако люди гибли не только в битвах - много солдат погибло от недостаточного медицинского обслуживание, голода и малярии.

Среди найбильх и известных битв были битва за Бокерон, в которой горстка боливийских солдат под командованием подполковника Мануэля Марсан течение долгого времени защищалась против атак парагвайской армии под командованием полковника Естигаррибии, и битва при Кампо-Вильи, в которой парагвайцам удалось захватить около 8 тысяч пленных и много вооружения.


3.3.1. Битва за Бокерон

В начале января полковник Естигаррибия сконцентрировал под своим командованием Первый корпус парагвайской армии и начал наступление с целью отбить форт Бокерон, который защищали несколько сотен боливийских солдат. В битве принимали активное участие воздушные силы обеих стран, с целью разведки и бомбардировки позиций противника. Преимущество в воздухе, однако, принадлежала Боливии, имела значительно больше самолетов.

8 сентября два боливийских самолета "Vespa" засекли приближение Второго полка парагвайской пехоты и разбомбили колонну, вызвав значительные потери личного состава. Многие парагвайских солдат до того никогда не видели самолетов, поэтому эта атака вызвала панику в рядах парагвайской армии и офицерам пришлось приложить много усилий для восстановления порядка.

Несмотря на эту задержку, наступление парагвайцев продолжился, и уже 9 сентября они атаковали форт. Поскольку первая атака оказалась безрезультатной, парагвайцы взяли форт в осаду. Утром 9 сентября колонна грузовиков 14 полков парагвайских войск попала в засаду и была разгромлена боливийскими силами под командованием подполковника Росендо Вильи, которому также удалось разгромить батарею парагвайской артиллерии.

Парагвайская артиллерия целом стала одной из главных целей боливийской авиации, однако часто найти и уничтожить батареи было сложно из-за умелое маскировки и укрепления в окопах. Первый приступ боливийской авиации 8 сентября научил парагвайцев важности этого вида вооружений, и они быстро приспособились к новым условиям ведения войны. В частности, они научились эффективно использовать заросли кустарников для маскировки, часто позволяло им выходить во фланги боливийской армии незамеченными. Дороги обычно прокладывались под деревьями, избегая прямого пути. Также парагвайцы научились создавать камуфляж из переплетенных ветвей деревьев над дорогами, что делало движение ними незаметным с воздуха.

Во Бокерон боливийцы использовали все имеющиеся силы авиации как для бомбардировки парагвайских позиций, так и для поставки боеприпасов, еды и медикаментов осажденным войскам. Парагвайцы активно использовали артиллерию и противовоздушные средства, что вынудило боливийцев летать на больших высотах, снижая эффективность авиации. Бомбометание и сброса припасов с большой высоты не были достаточно точными, из-за чего многие припасов, предназначенных боливийцам, доставались парагвайцам. Однако во время этой битвы, боливийское командование не знало о проблемах снабжения осажденного форта и планировало наступление с целью разрыва осады. 17 сентября оно направило приказ голодным защитникам форта продержаться еще 10 дней до контратаки, а когда, несмотря на чрезвычайную мужество защитников, форт упал через два дня, это стало настоящим шоком для боливийского командования.

Битва за Бокерон стала известным примером героизма, когда горстка боливийцев, страдающих от жажды и голода, в течение долгого времени защищались против значительно превосходящих сил парагвайцев, ее часто сравнивают с Фермопильском битвой. В результате битвы, в которой 14-18 тыс. парагвайцев атаковали форт из 619 защитниками, парагвайцы потеряли около 7 тыс. солдат.


3.3.2. Перевооружение и Нанавська кампания

После битвы за Бокерон обе стороны потратили некоторое время на отдых и реорганизации с учетом сделанных ошибок. Боливийцы, поражены поражением, отправили письмо Гансу Кундта с просьбой принять командование армией. Они надеялись, что этот популярный в Боливии военный сможет переорганизовать армию и быстро разобьет парагвайцев. Авиация обеих стран требовала ремонта, обе страны имели намерения приобрести новые самолеты из-за больших потерь, прежде всего через посадку на грунт временных аэродромов Чако.

Боливийцы заказали 20 новых разведывательных самолетов-бипланов и легких бомбардировщиков Curtiss-Wright C14R "Osprey" в США, первый из этих самолетов прибыл в январе 1933 года. Самолеты "Osprey" имели по два пулемета калибра 0,30 дюйма, спереди и сзади, и были способны транспортировать до 260 фунтов бомб различного типа. Эти самолеты были выбраны за свою скорость в 163 миль / час. Это были одни из самых современных военных самолетов того времени, а боливийцы использовали их до конца войны - они стали основой боливийской авиации.

Кроме того, боливийцами были заказаны различные модели самолетов Curtiss-Wright, в частности "Hawk" II модели 35A и "Sea Hawk" модели 65A. В 1932 году было получено четыре самолета, еще два в 1933 году и три в 1934. Эти одноместные самолеты были одними из лучших военных самолетов своего времени и были вооружены двумя передними пулеметами и могли поднимать до 220 фунтов бомб. Эти самолеты также стали одними из основных в боливийской авиации. Кроме того, в Германии были приобретены три транспортных самолета Юнкерс Ю-52. Эти самолеты были приспособлены к жестким условиям Чако и были способны перевозить грузы то трех тонн. Первый из этих самолетов был получен в октябре 1932 года, два последних - в течение 1933 года. Они стали одним из главных элементов транспортной инфраструктуры.

В этот период Парагвай провел полную мобилизацию. Парагвайцы также закупили новые легкие бомбардировщики Potez 25, проявили себя как одни из наиболее подходящих к условиям Чако. К 1933 году поступило 25 этих самолетов. Новые машины были нужны на замену боевым самолетам Wibault: Парагвай имел 7 самолетов этого типа на начало войны, из которых два были уничтожены на первых ее этапах. Главной проблемой этих самолетов была нестабильность моторов Лорен-Дитрих (Lorraine-Diedrich) с воздушным охлаждением, которые не были приспособлены к условиям Чако. Поэтому на замену этим машинам в Италии были приобретены пять боевых самолетов Fiat CR 20bis. Эти самолеты примерно равны по основным характеристикам самолетам Curtiss "Hawk" боливийской армии.

После перевооружения и пополнения войск, в ноябре боливийцы смогли остановить парагвайский наступление на юг от 7 километра (от Сааведра). Генерал Кундт прибыл и принял командование в декабре и сразу провел серию атак на парагвайские позиции. 12 - 13 декабря 1932 Восьмая дивизия боливийской армии приблизилась к парагвайских позиций, после чего произошла контратака с использованием семи бомбардировщиков. Также в течение этого времени боливийцы совершили серию фронтальных атак на парагвайские укрепления возле города Нанава (так называемая Нанавська битва), во время которых понесли значительные потери, но цель наступления так и не была достигнута.

Парагвайская линия обороны форта была хорошо спланирована еще до войны под руководством генерала Беляева и группы белогвардейских офицеров, здесь были созданы относительно прочные укрепления, хорошо замаскированные огневые точки и мнимые "батареи" для отвлечения внимания авиации противника. Хотя боливийцы широко использовали авиацию и имели преимущество в артиллерии, методы фронтальной атаки, которые применял генерал Гундт, были гораздо менее эффективными, чем подобные атаки проводились им в течение Первой мировой войны.

Несмотря на отражение всех боливийских атак, в течение этой кампании парагвайцы очень страдали от недостатка боеприпасов, поскольку из-за сильных дождей дороги стали практически непроходимыми и поставки почти полностью прекратилось. Естигаррибия мобилизовал для поставки припасов все имеющиеся самолеты, как транспортные, так и бомбардировщики, которые были вынуждены приземлялись на неровном площадке возле Нанавы или сбрасывать грузы с воздуха. Однако такие чрезвычайные меры позволили парагвайцам удержать свои позиции.

В феврале Кундт начал новую серию атак на парагвайские позиции у Толедо. Эти позиции также подверглись бомбардировке со стороны боливийской авиации и обстрелов боливийских пулеметов, однако и это наступление завершился безрезультатно, а боливийцы понесли огромные потери.


3.3.3. Наступление Кундта - Нанава II

Парагвайцы, использующих тяжелый пулемет

В июле 1933 года генерал Кундт объединил большую часть боливийской армии и начал новый фронтальное наступление на парагвайские позиции у Нанавы. Пользуясь значительным преимуществом в авиации и артиллерии и используя несколько танков Vickers, Кундт надеялся на быстрое получение парагвайских укреплений.

Авиации было поручено уничтожить парагвайскую артиллерию, однако это не удалось из-за эффективное маскировки артиллерийских позиций в густых зарослях. В результате боливийский наступление было отбито, потери боливийской армии составили около двух тысяч солдат, по сравнению с 149 погибшими и 400 ранеными парагвайцами. Через большие потери во время наступлений Боливии Нанава была прозвана "Верденом Чако".


3.3.4. Кампо-Вия

В октябре и ноябре 1933 года парагвайские воздушные патрули обнаружили важные дырки в боливийских укреплениях у Кампо Вия. Естигаррибия быстро и втайне от боливийцев сконцентрировал войска, и 3 декабря совершил маневр, в результате которого были окружены Четвертая и Девятая боливийские дивизии.

Парагвайская атака стала неожиданностью для боливийцев, боливийская оборона была недостаточно организована, а генерал Кундт не успел своевременно ответить на парагвайский наступление. Хотя боливийская авиация обнаружила передвижения парагвайских войск у крепости, генерал Кундт считал эти сообщения ложными и не рассчитывал на атаку парагвайской армии на этом фронте.

10 декабря боливийцы тем не менее провели контратаку для освобождения окруженных войск, однако наступление и воздушная помощь не были должным образом организованы и большинство бомб с боливийских бомбардировщиков не достигли цели. В результате уже 11 декабря боливийские дивизии отступили.

Эта парагвайская атака оказалась катастрофой для боливийских войск, в результате нее погибло более 2600 солдат и около 7500 попали в плен. Одним ударом боливийская армия была дезорганизована, а свыше 1500 солдат дезертировали с поля боя. В результате генерал Кундт был отстранен от командования боливийской армией, а его место занял полковник Пеньяранда, которого повысили до генерала.

Боливийская армия начала спешно отступать со своих позиций в Чако, а парагвайцам удалось захватить около 8000 винтовок, 536 пулеметов, 25 мортир, 20 единиц другой артиллерии и большое количество амуниции. Для такой маленькой и бедной страны, как Парагвай, это была огромная победа, которая позволила Естигаррибии начать общее наступление.


3.3.5. Битвы Пикуиба и Эль-Кармен

Из-за того, что парагвайцам надо строить новые линии снабжения, продвижения их войск задерживалось, поэтому боливийцам удалось организовать линию обороны у Бальивиану, в центральной части Чако. В мае 1934 года полковник Бернардино Бильбао Риоха, принявший командование Второй дивизией после отставки подполковника Хорхе Хордана, создал засаду у города Каньяда-Стронгест, в центральной части Чако.

Парагвайцам удалось избежать окружения только ценой 500 погибших и 1500 пленных. Это была большая победа Боливии, закрепила репутацию Бильбао Риохи как лучшего командующего боливийских сил времен войны. В июле 1934 года парагвайский наступление было остановлено возле городка Пикуиба, а Естигаррибия начал поиски способов восстановить успех на поле боя. Такая возможность появилась у города Эль-Кармен в ноябре 1934 года, когда его неожиданная атака на фланг боливийских сил привела к окружению Резервного корпуса, в результате которого погибли около 2000 боливийских солдат, а 4000 были захвачены в плен. Лишь в 2000 удалось вырваться из зоны оцепления.

После Пикуибы среди боливийцев началась паника, подкрепленная захватом парагвайцами немногочисленных источников воды в регионе Ирендагуе. Кавалерийский корпус боливийской армии, без доступа к воде, был вынужден отступить. С 5300 солдат в этом корпусе, 1600 погибли во время отступления.


3.3.6. Последние битвы

В начале 1935 года боливийская армия отступила с большей части территории Чако и сконцентрировалась возле главной боливийской базы Вилья-Монтес. В настоящее время логистическая ситуация сложилась в пользу Боливии, и уже парагвайцы были вынуждены перевозить припасы грузовиками через всю территорию Чако.

В настоящее время авиация обеих армий практически вышла из строя. Естигаррибии удалось сохранить несколько работающих самолетов для стратегических целей, эти самолеты обеспечивали поддержку войск в течение первых месяцев 1935 года.

Парагвайцы продолжали давить на боливийские войска и в марте 1935 года пересекли реку Парапете, на основной территории Боливии. Однако, в результате серии успешных контратак, боливийцам удалось заставить парагвайцев отступить за эту реку. В настоящее время обе армии были истощены и не имели возможности к активным действиям.

При посредничестве Аргентины начались переговоры о перемирии, которое было принято 12 июня 1935 года и фактически положило конец войне. Переговоры, последовавшие после этого, привели к распределению Чако между двумя странами.

В течение войны боливийцам удалось мобилизовать около 250 тыс. солдат, из которых 55 тыс. погибли, а 12 250 были захвачены в плен. Парагвай мобилизовал 150 тыс. солдат, из которых погибли 40 тыс., а более 2 500 попали в плен. Это была очень кровавая война, особенно учитывая небольшое население обеих стран - население Боливии составляло менее чем три миллиона, а Парагвая - менее миллиона.


4. Действие различных родов войск

4.1. Авиация

Ни одна из двух стран не производила самолетов или иного вооружения, поэтому приобретение самолетов на мировом рынке стало тяжелым бременем для экономик обеих стран. Однако обе страны понимали важность этого типа вооружений, учитывая европейский опыт прежде всего Первой мировой войны. Поэтому и Боливия, и Парагвай, сделали все возможное для создания современной авиации, которую только позволял состояние ихих экономик.

4.1.1. Боливийский воздушный флот

Бомбардировщик Berguet XIX, подобный тем, которые использовались Боливией

На протяжении большей части войны командующим Воздушного корпуса боливийской армии был майор Бильбао Риоха, опытный пилот, в совершенстве изучил технические возможности самолетов Европы и США. Он собственноручно написал и опубликовал много технических руководств по использованию самолетов своего небольшого воздушного флота. Решение Бильбао Риохи часто были решающими как при выборе между моделями самолетов и их вооружения, которые приобрела Боливия, так и в вопросах организации воздушного флота.

В 1927 году Боливия заказала девять новых британских самолетов Vickers Vespa, эффективных легких истребителей, одних из самых быстрых самолетов своего времени. В 1926-27 годах Боливия приобрела семь бомбардировщиков Breguet XIX во Франции, также эффективных в то время машин. В 1929 году было приобретено еще четыре новых модели Breguet XIX.

По состоянию на начало войны Боливия имела эффективный воздушный флот в Южной Америке. В течение последних месяцев перед конфликтом боливийцы разместили три истребители Vickers Vespa, три бомбардировщика Breguet XIX, от 5 до 6 истребителей Vickers "Scout" Type 143 и один Fokker CV в городе Вилья-Мантес, на границе Чако и боливийских низменностей. Всего боливийцы имели воздушные силы из примерно 40 самолетов, включая тренировочные и транспортные, и часто хвастались "лучшими воздушными силами на континенте".


4.1.2. Парагвайский воздушный флот

По состоянию на начало войны парагвайцы имели небольшие воздушные силы примерно с 25 пилотов и несколько десятков механиков и другого персонала, большинство из которых были ветеранами революции 1922 года, в течение которого обе стороны, повстанцы и правительство, использовали самолеты в качестве важного типа вооружений. Воздушный флот был организован в несколько небольших эскадрилий, каждая из нескольких истребителей, преимущественно Wibault 73, и одной эскадрильи бомбардировщиков Potez 25. Также парагвайцы имели небольшое количество транспортных самолетов и легких тренировочных самолетов, расположенных в Асунсьоне на аэродроме Ну Гуасу.

Бомбардировщики Potez 25 уже были устаревшими в 1932 году, однако в течение 1920-х годов считались устойчивыми, безопасными, маневренными и многофункциональными, и были одними из самых популярных самолетов вооруженных сил многих постколониальных стран. Истребитель Wibault 73, моноплан, пригодный к большим высотам, также стоявший на вооружении некоторых французских эскадрилий, в которых считался эффективным средством боя. Но мотор Lorraine-Diedrich с водяным охлаждением и мощностью в 450 лошадиных сил, который стоял на этих самолетах, имел тенденцию перегреваться в условиях Чако, поэтому использование Wibault 73 в военных действиях было значительно ограничено этим недостатком.

Командующим парагвайского Воздушного корпуса был аргентинец майор (позднее подполковник) Висенте Альмонасид, который воевал на стороне Франции на Западном фронте Первой мировой войны.

По состоянию на начало войны Парагвай имел около десяти военных самолетов и около 20 тренировочных и транспортных. После начала войны, как боливийцы, парагвайцы делали все попытки избежать ограничений на поставку самолетов, наложенных нейтральными странами, а приобретение самолетов стало одним из приоритетов военных ведомств.


4.1.3. Воздушные операции в начале войны

С июня по август 1932 парагвайцы создали площадку для приземления самолетов в городе Исла-Пой, где разместили большую часть своего небольшого воздушного флота с целью разведки позиций противника. Боливия имела гораздо большие воздушные силы, однако не имела удобных аэродромов рядом с зоной военных действий. Несмотря на это, боливийцы эффективно атаковали парагвайцев своей авиацией и имели значительное преимущество в воздухе.

Именно в течение этого конфликта произошла "первая межгосударственная воздушная битва на Американском континенте", победителем которой стал боливийский пилот Рафаэль Рабон, который сумел сбить парагвайский самолет. Рафаэль Рабон течение войны победил дважды в воздушных боях, после чего разбился в попытке вынужденного приземления, когда его самолет был подбит парагвайской артиллерией; парагвайские артиллеристы, что подвели его, получили значительные награды после опознания этого пилота.

Подполковник Бернардино Бильбао Риоха, руководивший авиацией с начала конфликта, организовал главную базу авиации в городе Вилья-Монтес и временную базу в городе Муньос, ближе к линии фронта. В июле 1932 года боливийцы переместили три истребителя Vickers "Vespa", три бомбардировщика Breguet XIX и от трех до семи истребителей Vickers Type 143 "Scouts" на базу.

С точки зрения стратегической ситуации, подполковник Бильбао решил, что лучшим использованием воздушных сил было бомбардировки парагвайских баз, прежде всего базы в Пуэрто-Касадо и баз на реке Парагвай, через которые к району боевых действий попадали все войска и все припасы. Однако, между ним и верховным командующим военными силами полковником Энрике Пеньяранда возникла острая борьба. Бильбао Риоха настаивал на бомбардировке Асуньсьйону с целью сломить дух парагвайцев. Из прифронтовых аэродромов в Муньос и Вальивиани боливийский воздух корпус мог легко достичь Асуньсьйону и Пуэрто-Касадо. Верховное командование Боливии отказалось планы Риохи, считая, что бомбардировка Асунсьону может вызвать международные протесты против Боливии. В настоящее время верховное боливийское командование не считало необходимым использовать крайние меры, хотя и пересмотрело это решение позже.

Несмотря на это, командованием были санкционированы нападения на парагвайскую военную базу в Пуэрто-Касадо. Эти налеты действительно вызвали резкую реакцию со стороны Аргентины, потому что в этом городе жило много аргентинцев, которые, в частности, руководили железной дороге, соединявшей город с Чако. Аргентина, формально нейтральное государство, тем не менее оставалась более лояльной к парагвайцев, которым оказывала займа, поставляла амуницию, вооружение и самолеты. После бомбардировки Пуэрто-Касадо в 1933 году аргентинский правительство заявило, что не будет терпеть нападения Боливии на гражданское население, и активно поможет Парагвая в случае повторения подобных атак. После такого выбора Боливия приостановила воздушные атаки на парагвайские города. С этого момента боливийский воздух корпус преимущественно использовался на фронте, а за его пределами проводил лишь разведывательную деятельность.

С начала войны Бильбао Риоха организовал активное патрулирование прилегающих к линии фронта районов Чако, в результате чего боливийцы потеряли минимум один самолет Vickers Vespa, сбит противовоздушными силами Парагвая конце июля 1932 года. В течение битвы за Бокерон обе стороны проводили большое число воздушных атак с целью помочь наземным силам.

Между 9 и 29 сентября парагвайские бомбардировщики Potez 25 под эскортом истребителей Wibault совершили 12 налетов на боливийские позиции во Бокерон. Также парагвайцы использовали Potez 25, обеспечены радиовисилачамы, для разведки позиций артиллерии противника, в частности батарей пушек Schneider 75. Парагвайский полковник артиллерии Альфредо Стресснер, будущий диктатор Парагвая с 1954 до 1989 года, сам летал на этих самолетах в качестве наблюдателя для разведки артиллерийских позиций.

Хотя оба воздушных флота использовали самолеты для разведки и вспомогательных целей под Бокерон, первое столкновение в воздухе произошло позже, 28 сентября, когда парагвайский Potez 25 столкнулся с боливийским истребителем Vickers Vespa. Парагвайский пилот, полковник Эмилио Рочоль, был ранен, однако сумел уйти от преследования и сохранить самолет. 30 сентября 1932 произошла первая потеря в воздушном бою, парагвайский Wibault был сбит боливийским Vickers Type 143.


4.1.4. Вспомогательная авиация

Воздушные силы выполняли много важных задач на всех этапах войны, включая помощь наземным войскам, разведку и оценку потерь. Хотя эскадрильи истребителей и бомбардировщиков получили практически всю славу, проще и невооруженные транспортные самолеты и самолеты общего использования обеих стран также выполняли очень важные задачи в течение войны. Обе стороны использовали большое число различных типов легких и транспортных самолетов для помощи войскам.

В начале войны боливийские военные конфисковали для военных целей самолеты гражданской авиакомпании Lloyd Areo Boliviano (LAB), которая имела четыре одномоторных легких транспортных самолета Junkers F13 (шесть пассажиров) и три больших транспортных самолета Junkers W34. LAB также незадолго до войны был большой Ford Trimotor, который, однако, разбился незадолго до войны.

В декабре 1932 года Боливия получила из Германии три транспортных самолета Junkers JU52 trimotor. Надежная конструкция самолета, его добрые скоростные характеристики и способность перевозки до трех тонн грузов делали его идеальным для условий Южной Америки. Для такой маленькой страны, Боливия имела очень хорошие возможности перевозки грузов по воздуху, а логистические проблемы Чако привели к максимальному использованию этих возможностей на протяжении всей войны для перевозки необходимых боеприпасов, топлива и медикаментов. Только три транспортных JU52 перевезли более 4400 тонн грузов в течение войны.

Парагвай также имел большую, чем почти любая другая страна Южной Америки, кроме Боливии, количество транспортных самолетов и самолетов общего использования. В конце 1932 года Парагвай приобрел у США два монопланы Travel Air Model S-6000 на шесть пассажиров и двухмоторный итальянский транспортный самолет Breda 44, служили в качестве воздушной скорой помощи. В течение войны обе стороны интенсивно использовали свои самолеты для перевозки больных и раненых, если позволяли посадочные полосы у линии фронта. Было подсчитано, что, например, боливийские JU 52 перевезли 40 тыс. больных и раненых солдат. Возможности парагвайских Travel Air и Breda 44 были меньше, однако и они регулярно перевозили раненых на короткие расстояния в госпитали городов Консепсьон и Пуэрто-Касадо, а более тяжело раненых в центральный военный госпиталь в Асунсьоне. Эти самолеты действовали непрерывно и вывезли много тысяч парагвайцев с мест боев.

Генерал Естигаррибия активно применял легкие самолеты связи по всему району боевых действий, соединявших его с командованием воинских подразделений. Также Естигаррибия использовал эти самолеты для личного ознакомления с положением на фронтах. Кроме того, и президент Парагвая Эусебио Аяла несколько раз летал на фронт, посещая войска и встречаясь с Естигаррибиею. Это была первая война в Америке, во время которой политические лидеры лично встречались с военными командирами во время операций в отдаленных районах военных действий. Главных самолетом для этой цели был скоростной Model 21 производства США.

Кроме того, Парагвай имел минимум один Curtiss "Robin", два De Havilland DH 60 "Moths" и два легких Junkers A-50, которые использовались для воздушного транспорта.


4.1.5. Эмбарго на воздушные вооружения

Из-за того, что оба воздушных флота несли большие потери, существовала настоятельная необходимость получать новые самолеты и запчасти к ним, было очень трудной задачей из-за эмбарго на поставки вооружения, наложенное Лигой Наций под давлением прежде всего правительства США. Из-за того, что это эмбарго мешало обеим странам, они шли на различные приемы чтобы избежать и ввезти самолеты любой ценой.

Боливия прежде всего зависела от поставок самолетов и запчастей от Чили. Эта страна имела лицензию на закупку нескольких самолетов Curtiss, в частности Curtiss Falcon. Из-за того, что большинство боливийских "Osprey" скоро вышли из строя, боливийцы пытались получить двухместные скоростные самолеты, и "Falcon" подходил на эту роль. Боливийцам удалось ввезти различные модели "Falcon" через Чили, потому что Чили неофициально игнорировала эмбарго Лиги Наций. Самолеты Curtiss "Hawks" и "Sea Hawks", лучшие боливийские истребители, также ввозились через Чили.

Наиболее решительной попыткой Боливии избежать эмбарго было ввоз в 1934 году четырех бомбардировщиков Curtiss "Condor". Эти бомбардировщики-бипланы были способны перевозить до тонны бомб и имели три пулемета калибра 0,30 дюйма большого радиуса действия. Официально боливийцы закупали эти самолеты для "медицинских целей", однако из-за наличия военного оборудования на этих самолетах, это выглядит неправдоподобным. Более вероятной целью покупки было значительное ухудшение для Боливии положения на фронтах, через что боливийское командование рассматривало возможность использования тяжелых бомбардировщиков для бомбардировки Асунсьона - "Condor" лучше удовлетворял требованиям этой цели. Когда США отклонили просьбу Боливии на закупку, бомбардировщики были приобретены под предлогом оснащение недавно созданной гражданской авиакомпании - "La Tampa-New Orleans-Tampico" (TNT). Эти четыре самолета переправлялись через Перу, однако правительство США узнал об истинном назначении самолетов и заставил Перу задержать их перевозки в Боливии.

Через эмбарго Франция также отказалась поставить 19 самолетов, заказанных Парагваем, а Нидерланды задержали отгрузку 5 самолетов Fokker CV. Однако парагвайцы проявили большую изобретательность, не менее чем боливийцы, в попытках получить самолеты. Так, семь Potez 25, проданных Францией Эстонии, удивительным образом оказались в Парагвае. В течение войны Уругвай и Аргентина часто закупали вооружение, затем переправлялись в Парагвая. Уругвай позволял перевозки закупленных в Европе самолетов в Парагвай через аргентинские реки, так же много транспортных самолетов и самолетов связи завозились через Аргентину.


4.1.6. Оценка действий авиации

Истощение самолетов и пилотов в течение войны было значительным в обеих странах. Главным фактором разрушения самолетов и гибели пилотов были несчастные случаи во время эксплуатации через небольшой опыт пилотов и плохие аэродромы. С самых самолетов Curtiss "Falcon", которая приобрела Боливия, два были потеряны в бою, а четыре - при небоевых несчастных случаях в течение войны. Парагвай потерял четыре самолета при тренировке, при этом погибли четыре пилота. Всего в течение войны Боливия имела между 57 и 62 истребителей и 22 тренировочных и транспортных самолетов. Парагвай имел 32 истребителей и 23 тренировочных и транспортных самолетов. По официальным парагвайским данным, за время войны Парагвай потерял восемь истребителей (один Wibault, четыре Potez 25, один CANT, два Fiat CR20), а Боливия потеряла девять (6 Osprey, один Junker, один Hawk и один Curtiss Falcon), с этих потерь только несколько самолетов были потеряны в бою, несмотря на то, что воздушные силы вступали в довольно агрессивные стычки, в частности необычное столкновение в воздухе парагвайского бомбардировщика Potez 25 и боливийского Breguet XIX.

Во многих случаях воздушные атаки осуществлялись против военных баз противника и хранилищ боеприпасов. Наибольшей парагвайской атакой течение войны было бомбардировки взлетной полосы и прилегающих сооружений боливийской армии в Бальивиани 8 июля 1934. Четыре самолета Potez 25 вместе с несколькими самолетами Fiat сбросили 40 бомб на эти объекты, разрушив минимум четыре американских самолета Curtiss и несколько других самолетов. Кроме того, парагвайские бомбардировщики Potez атаковали и разрушили главные хранилища амуниции и припасов в Бальивиани, что вызвало существенные проблемы с боеприпасами в боливийской армии. Наибольшим успехом боливийского Воздушного корпуса была битва при Кармен в ноябре 1934 года, когда боливийская авиация заставила отступить Кавалерийский корпус парагвайской армии в результате атаки на его передовые отряды. Во многом успехи боливийской армии, кроме современных самолетов, были следствием лучшей подготовки пилотов.


4.2. Парагвайский речной флот

Задачей парагвайского речного флота было обеспечение безопасности важного пути, потому что расстояния между главными военными базами и фронтом были большими, территория не имела достаточного количества дорог, а единственная дорога начиналась от Пуэрто-Касадо, далеко от центра страны. На воде не велось боевых действий, кроме атак боливийской авиации, однако речные суда эффективно использовались парагвайцами как транспортные средства. Канонерские лодки "Парагвай" и "Умаита", приобретенные в Италии незадолго до конфликта, продемонстрировали свою эффективность в борьбе против авиации противника.


4.2.1. Корабли

Еще в 1926 верховное командование парагвайской армии посоветовал правительству приобрести два военных корабля для обеспечения безопасности речных перевозок, эта покупка была принята декретом PE No 26.603 от 21 ноября 1927 года. Оба приобретенных канонерских лодки были построены компанией SA Cantieri Navali Odero, Генуя, Италия, были завершены в 1930 году и в мае 1931 года прибыли в Буэнос-Айрес. Они были названы "Парагвай" (C1) и "Умаита" (C2). Эти корабли имели водоизмещение 636 тонн (865 тонн с грузом). Характеристики:

  • Размеры: 70 x 10,7 x 1,7 м
  • Первоначальное (проектное) вооружение: 4 орудия калибра 4,7 "(120 мм), 3 противовоздушные пушки калибра 3" (76 мм), 2 калибра 40 мм и 2 калибра 20 мм, могли перевозить 6 мин
  • Действительно вооружение
    • "Парагвай": 2x120 мм, 3x76 мм и 2 x 40 мм
    • "Умаита": 2 x 120 мм; 2x76 мм 1x40 мм и две Oerlikon
  • Броня: 1/2 "на корпусе, 1/3" на палубе 3/4 "на контрольной рубке
  • Турбины Parsons и бензиновые двигатели, два винта
  • Мощность: 3800 лошадиных сил при скорости 18 узлов
  • Топлива: 170 тонн
  • Дальность хода: 1700 миль со скоростью 16 узлов
  • Экипаж 86 человек, хотя во время некоторых рейсов ходе конфликта перевозилось до 2000 человек одновременно.

4.2.2. Парагвайская речная авиация

Парагвайская речная авиация также была создана в 1927 году под названием el Servicio Aeronutico de la Marina, формирование этих сил проводилось с помощью французской военной миссии. Первоначально эти силы имели один гидроплан CANT-10 и один SIAI S59bis, к которым в 1929 году были добавлены два гидроплана Macchi M18, а несколько тренировочных самолетов Morane-Saulnier MS139 использовались вместе с армейским Воздушным корпусом.

Речная авиация также играла важную роль во время войны. В частности, именно ее самолеты Macchi M18 (R5) 22 декабря 1934 совершили первое ночное бомбардировки позиций противника, в результате которого было свергнуто 800 фунтов бомб и было разорвано перемирие на Рождественский период, подписанное обеими странами десятью днями ранее.


4.2.3. Операции на воде

Так что все парагвайские войска и припасы, которые попадали в Чако, сначала перевозились по реке Парагвай, воздушный контроль над ней был очень важным. Главной базой флотилии был Баия-Негра на севере Чако, с которой флотилия могла помогать войскам, которые сдерживали продвижение боливийцев вниз по течению вдоль реки.

Боливийцы имели небольшую авиационную эскадрилью в этом районе и многократно атаковали транспорты с грузами на реке Парагвай. Из-за зависимости от перевозок по реке, потеря одного из канонерских лодок или большого парохода была бы катастрофой для Парагвая. В результате, для отражения боливийских атак, флотилия широко использовала свои хорошо вооруженные канонерские лодки имели эффективные тяжелые противовоздушные пулеметы. Эти лодки сопровождали суда с припасами и войсками во время их движения по реке и служили противовоздушными артиллерийскими батареями на базах в Консепсьон и Пуэрто-Касадо. Эффективность канонерских лодок была значительной, часто заставляли боливийскую авиацию отступать и сбили минимум один самолет. Через эффективные действия флотилии, боливийцы практически не мешали перевозке грузов по реке.


4.3. Танки

Двобаштовий танк Vickers

Танки Vickers, находившихся на вооружении боливийской армии, были одними из самых популярных танков в Второй мировой войны, они высоко ценились благодаря большой разрушительной силе. Эти танки стояли на вооружении СССР, Польши, Болгарии и Китай.

Эти танки имели систему подвески, которая была известна как "подвеска Vickers" и позже была скопирована многими другими производителями. Существовало много вариантов танков Vickers, из которых Боливия приобрела Mk.A и Mk.B. Mk.A имели две одинаковые башни, которые могли вращаться на 120 и были вооружены тяжелыми пулеметами Vickers с водяным охлаждением. Mk.B имели одну короткую пушку калибра 47 мм, расположенную на единой башне, и коаксиальный пулемет. Все машины были сделаны хорошо, хотя если дизайн корпуса был удачным, дизайн башни и надстроек был более проработанным, поэтому некоторые страны, обладавшие подобными танками, собственноручно дорабатывали эти части.


4.3.1. Первые боливийские танки

В 1926 году, во время подготовки к военным действиям, Боливия составила контракт с компанией Vickers общей стоимостью 3 млн. фунтов стерлингов на приобретение большого количества вооружения. Хотя через Великую депрессию сумма контракта была снижена до 1,25 млн. фунтов стерлингов, кроме артиллерии, пулеметов и самолетов было приобретено некоторое количество танков и танкеток.

Подобные боевые машины никогда ранее не использовались в Боливии, поэтому они закупались во многом с целью испытания, без понимания их действительной пользы. Хотя некоторые источники указывают на наличие в Боливии нескольких танков Renault FT-17, участвовавших в войне, эти данные обычно отрицаются.


4.3.2. Участие в боевых действиях

В нарушение статей Версальского договора, в Боливии работала большое количество немецких военных инструкторов, которые действовали в составе нескольких миссий. Участие в учениях боливийских солдат была добровольной и длилась 8 недель.

Исторических деталей об участии танков в боях осталось немного. Вероятно они впервые приняли участие в бою в битве за "7 километр от Сааведры", а затем 4 июля 1933 в Нанавою. В течение последней из этих атак танки наступали вместе с солдатами, вооруженными огнеметами под прикрытием авиации. Mk.B с 47 мм пушкой прежде всего использовались для уничтожения огневых точек с пулеметами противника и его деревянных укреплений.

Мобильность танков при использовании в Чако была невысокой из-за неравного терн и жаркий климат. Из-за жары до 40 C, они вынуждены были двигаться, открыв все окна, что делало их очень уязвимыми. Также боливийцы были вынуждены создавать укрытия от солнца для пулеметов, из-за того, что было невозможно касаться металлических деталей. Значительная влажность воздуха также делала неэффективными радиопередатчики этих танков.

Танкетка Carden Lloyd

Парагвайская авиация сформировала специализированную эскадрилью для охоты на боливийские танки. Им удалось захватить два танка и уничтожить еще один прямым огнем артиллерии. В течение войны Боливия также использовала несколько танкеток Carden Lloyd, из которых вероятно несколько было потеряно, однако информации об этом недостаточно.

Боливийцы использовали танки к концу войны в разных битвах, в частности в качестве мобильного резерва при парагвайских контратак.


4.3.3. Судьба нескольких из этих танков

Судьба нескольких из этих танков часто обсуждалась после войны. Известно, что некоторые машины были уничтожены или захвачены парагвайцами, а оставшиеся, еще некоторое время стояли на вооружении боливийской армии. Долго ходили слухи, что по крайней мере один танк был продан Испании, однако достоверных данных об этом нет. Один из захваченных парагвайцами танков в течение долгого времени стоял на площади одного из парагвайских городов в качестве памятника, однако он был возвращен Боливии в 1990 году.


5. Окончание войны

5.1. Дипломатическая ситуация

Кровавые битвы у Лагуна-Патиантута и Бокерон вызвали беспокойство в мире - многие страны опасались переброски войны за пределы Чако. Наиболее активно против войны выступали правительства США и соседних стран, таких как Аргентины, Бразилии, Чили и Уругвая. Лига Наций, которая пыталась решать споры мирным путем, активно обсуждала эту ситуацию, однако при обсуждении возникло соперничество между дипломатами США и Аргентины за лидерство в решении вопроса. Единственное решение, принятое Лигой Наций, было наложение эмбарго на поставки вооружений в обеих враждующих стран. Однако, дипломаты недооценивали проблему, считая, что столь слабые страны будут способны только не непродолжительные военные действия.

Кроме того, Парагвай значительно зависел от Аргентины экономически, аргентинцы владели многими важными предприятиями на территории Парагвая, 80% международной торговли Парагвая проходило через Аргентину (через железные и речной транспорт). Поэтому Парагвай время войны получал политическую и экономическую помощь от Аргентины, а аргентинскому президенту Агустин Хусто приписывались слова "Парагвай ни в коем случае не должен потерять территорию в результате этой войны". Боливийские шпионы в Аргентине периодически сообщали о неофициальном поставки Аргентиной Парагвая бензина, продовольствия, амуниции, боеприпасов, запчастей к технике и других товаров, хотя формально Аргентина всегда удерживала нейтралитет [2]. Поэтому боливийское правительство Даниэля Саламанки не доверял аргентинцам во время переговоров, и только после установления нового правительства Боливии переговоры пошли успешнее.

Эй Мартинес Тедди (Уругвай), Луис А. Риарт (Парагвай), Томас М. Элио (Боливия) и Карлос Сааведра Ламас (Аргентина) на переговорах о Чакський мир

5.2. Мирный договор

Договор об окончании войны был подписан 21 июля 1938 года после долгих переговоров, проводившихся в Буэнос-Айресе (Аргентина), активная фаза которых началась с подписанием соглашения о прекращении огня 10 июня 1935 года. Аргентинском дипломату Карлосу Сааведра Ламас (до этого в 1936 году получил Нобелевскую премию мира) удалось согласовать условия мира с представителями враждующих стран.

В результате мирного договора Парагвай получил большую часть спорной территории Чако, около 3/4 его территории, по новой линии раздела проходит современная граница между двумя странами. Боливия получила значительно меньшую территорию, в том числе выход к реке Парагвай (где находится город Пуэрто-Буш), и возможность транспортных перевозок этой рекой через территории Парагвая и Аргентины.

Марка, посвященная Чакському мира
Марка, посвященная памяти парагвайских солдат

Нефть, предполагаемые запасы которого на территории Чако стали одной из причин войны, так и не была найдена в центральной части Чако, хотя небольшие его запасы были найдены в той части, которая отошла к Боливии. Однако, по иронии судьбы, порт на реке Парагвай, за который так боролась Боливия, оказался ненужным - весь экспорт нефти в результате осуществлялся нефтепроводу через бразильскую территорию.

27 апреля 2009 года в Буэнос-Айресе президенты Боливии - Эво Моралес и Парагвая - Фернандо Луго, через 80 лет после окончания войны, подписали договор об окончательном урегулировании государственной границы Чакськои области. [3]


5.3. Политические и экономические последствия

Война привела к политическому кризису и переворотов в обеих странах. В 1936 правительство парагвайского президента Эусебио Аялы был свергнут в результате переворота молодых офицеров, которые были недовольны мягкими условиями мира для Боливии, на которые соглашался президент через тяжелый экономический кризис в стране. Этот переворот стал началом целой серии переворотов, закончилась только с диктатурой Альфредо Стресснера в 1954 году.

Боливийский президент Даниэль Саламанка Урей также был сброшен в 1934 году, а его место занял вице-президент Хосе Луис Техада Сорсано, также сброшен в мае 1936 года за две недели до выборов полковником Хосе Давидом Торо, одним из офицеров, которые несли ответственность за военное поражение страны.

Экономический, социальный и политический эффект войны на обе страны был очень большим, обе страны потеряли целое поколение молодых людей (около 100 тыс. только прямых потерь), получили огромные долги и загнали свои экономики в глубокий кризис.


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам