Надо Знать

добавить знаний



Чарли Паркер


Чарли Паркер

План:


Введение

Чарли "Птица" Паркер ( англ. Charles "Bird" Parker, Jr. , 29 августа 1920 - 12 марта 1955) - американский джазовый саксофонист и композитор. В начале карьеры у него было прозвище Yardbird, что потом сократилось до Bird (в пер. С англ. Птица ). Это прозвище часто использовалось в названии его произведений, например "Yardbird Suite" и "Bird Feathers". В честь его назван нью-йоркский клуб Birdland, а также произведения других композиторов.


1. Биография

1.1. Ранние годы

Чарлз Паркер родился в 1920 году в негритянском квартале Канзас Сити. Отец был водевильный артистом, мать - медсестрой. Чарли учился в школе, где был большой оркестр и первые музыкальные впечатления связаны с игрой на духовом баритон и кларнете. Уже в школьные годы Чарли увлекался джазом, судьбоносным в его жизни стал подарок матери - альт-саксофон.

В возрасте 15 лет Чарли бросает учебу в школе и начинает серьезно заниматься джазом. Среди кумиров Ч.Паркера - выдающийся саксофонист Лестор Янг. В эти годы Чарли играет в различных джаз-бендах, путешествует в Чикаго и Нью-Йорк, с 1938 в течение трех лет играет в оркестре Джея Мак-Шэнна (Jay McShann), с которым были осуществлены его первые записи. Следует отметить, что уже в ранние годы Чарли Паркер искал свою, неповторимую манеру исполнения.

"Я был по горло сыт стереотипными гармониями, которыми все пользовались. Я постоянно думал о том, что должно же существовать что-то другое. Я слышал это, но не мог сыграть ... Я долго импровизировал на тему Cherokee и вдруг заметил, что выстраивая мелодию из верхних интервалов аккордов и придумывая на этой основе новые гармонии, мне вдруг удалось сыграть то, что постоянно было во мне. Я словно заново родился ".

- Писал Чарльз Паркер.

В 15-летнем возрасте Чарли женился на 19-летней Реббеци Раффинг - но брак был скоротечным и неудачным, как и последующие. В 17 лет Ч.Паркер впервые становится отцом. В те же годы он знакомится с наркотиками.


1.2. Бибоп

В 1939 Паркер поселяется в Нью-Йорке. Здесь он продолжает свою карьеру, однако подрабатывает и на других работах. В частности он работает мийщиком посуды в ресторане, где в те времена выступал известный пианист Art Tatum. Манера этого пианиста несколько повлияла на поздний стиль Чарли Паркера, в частности в блестящих быстрых арпеджио и утонченному использовании гармонии.

Начало 1940-х годов считается эпохой рождения нового джазового стиля - би-бопа. В эти годы в клубе "Minton's Playhouse" собираются музыканты, с именами которых связано зарождение этого направления. Это - трубач Диззи Гиллеспи, пианист Телониус Монк, гитарист Чарли Кристиан, барабанщики Макс Роуч и Кенни Кларк. В это время Чарли Паркер играл главным образом в клубе "Uptown House", где его и услышали единомышленники. В частности Кенни Кларк высоко оценил творчество Паркера:

Берд играл нечто неслыханное. Он играл фразы, которые, как мне казалось, придумал я сам для ударных. Он играл в два раза быстрее Лестера Янга и в таких гармониях, которые Янгу и не снились. Берд шел по нашей же дороге, но намного опередил нас. Вряд ли он знал цену своим находкам. Это была просто его манера играть джаз, это была часть его самого.

В 1942 оставляет МакШенна году Чарли Паркер играет в симфоджаз Нобла Сислей на кларнете, в 1943 - в оркестре у пианиста Эрла Хайнса, в 1944 - Билли Екстайна. В феврале - марте 1945 Чарли Паркер записывает серию пластинок с Диззи Гиллеспи, ярко представляли новый стиль джаза - бибоп. Не менее ярким этапом стали записи в ноябре этого же года фирмами Dial Records, а также Savoy Records.


1.3. Зависимость

Еще подростком, Паркер попал в наркотическую зависимость во время пребывания в больнице после автомобильной аварии, он пристрастился к героина. Героин преследовал его всю жизнь и стал одной из причин его смерти. Страсть к наркоткив приводила к тому, что он пропускал выступления. Его нередко увольняли за появление в одурманенных состоянии. Чтобы добывать деньги на наркоту он часто подрабатывал игрой на улицах. Судьба Паркера является одним из примеров тесной связи между наркотиками и джазом тех времен.

Несмотря на то, что он записал несколько прекрасных вещей в тот период, его поведение становилось чем дальше непредсказуемым. После ареста дилера Паркера добывать героин стало трудно, и ради компенсации он начинает беспробудно пить. История создания альбома Dial 1946 дает доказательства критического состояния Паркера. Перед записью саксофонист выпил где-то около кварты виски. Судя из альбома Bird on Dial Volume 1, Паркер пропустил большую часть двух тактов своего первого соло, "Max is making wax". Когда он наконец вступает, то раскачивается и крутится вокруг оси, это плохо влияет на качество записи из-за ограниченных возможностей студийного микрофона. В следующей песне, "Lover Man" Ross Russell должен содержать Паркера перед микрофоном. В последнем треке записанном в тот вечер, Паркер начинает соло из первых восьми тактов. На его последующих восьми тактах, тем не менее, Паркер стал рваться, и Говард Макги, что исполнял партию на трубе, не выдержал и крикнул Паркеру, "Дуй!". Возглас Макги остался на пластинке. Некоторые критики, включая Чарльз Мингус, считают эту версию "Lover Man" одним из лучших записей, несмотря на технические недостатки. Однако Берд ненавидел эту запись и никогда не прощал своему продюсеру Россу Расселу его выпуска (он перезаписал песню в 1953, на этот раз исполнитель был в наилучшей форме, и этой версии хватало пристрастности предыдущей).

В ночь после записи "Lover Man" Паркер пил в комнате отеля. Он спускался в холл гостиницы абсолютно голым несколько раз за ночь и просил позвонить. В ту же ночь он поджег сигаретой матрас в своей комнате, потом побежал через холл гостиницы в одних носках. После этого его арестовали и посадили в психологической клиники на шесть месяцев.

После выхода из больницы Паркер сначала немного оправился, сразу после этого он написал несколько своих лучших произведений. Перед тем, как оставить Калифорнию он записал "Relaxin 'at Camarillo," (Camarillo - название клиники где он лечился). Вернувшись в Нью-Йорке и записав большое количество пластинок, Паркер оказался на вершине своей карьеры. Многие из этих пластинок были записаны "классическим квинтетом "в состав которого входили трубач Майлз Дэвис и барабанщик Макс Роуч.


1.4. Поздние годы

В 1946 году Чарли Паркер пережил психическую кризис, вызванный злоупотреблением алкоголем и героином. Он попадает в больницу Камарилло, в которой находится несколько месяцев. Однако, в 1947 году Чарли Паркеру удается вернуться к творческой деятельности. Он выступает в квинтете, в состав которого входят трубач Майлз Дэвис и барабанщик Макс Роуч. В 1948 году Берда был назван музыкантом года в анкете журнала "Метроном". В 1949 году Ч.Паркер осуществляет триумфальное путешествие в Париж, Лондона и стран Скандинавии.

Поздние записи со струнным оркестром принесли Паркеру неплохие деньги, однако, дали дополнительный повод для стрессов. Эти записи отвлекли от Паркера некоторых его поклонников, теперь обвиняли музыканта в коммерциализации. Чарли Паркер вновь попадает под наркотическую, позже - алкогольную зависимость. Двукратно пытается совершить самоубийство.

В 1954 году умерла двухлетняя дочь Паркера - При. Через психологическую неуравновешенность с Паркером отказываются работать Нью-Йоркские клубы. Последнее выступление Чарли Паркера перед аудиторией состоялся 5 марта 1955 г. в посвященном Чарли клубе "Birdland" ("Страна птицы"). Однако, это выступление закончился скандалом: в очередном приступе ярости Паркер разогнал всех музыкантов и прервал выступление. Хозяева клуба отказались дальше иметь с ним дело.

12 марта 1955 Чарли Паркер умер в доме его богатой поклонницы, баронессы де Кенигсвартер, ставший его последним пристанищем. Официальной причиной смерти считают цирроз печени и язву желудка.


2. Дискография

Файл: Charlie-parker1.jpg
Мемориал Чарли Паркера в Канзас-Сити
  • 1945 Bird, Diz, Bud, Max Savoy
  • 1949 The Genius of Charlie Parker, Vol. 3: Now's ... Verve
  • 1950 The Genius of Charlie Parker, Vol. 4: Bird ... Verve
  • 1950 Bird & Diz [Verve] Verve
  • 1950 Bird and Diz Verve
  • 1950 The Genius of Charlie Parker, Vol. 1: Night ... Verve
  • 1950 Charlie Parker Sextet Dial
  • 1951 The Genius of Charlie Parker, Vol. 8: ... Verve
  • 1951 The Genius of Charlie Parker, Vol. 6: Fiesta Verve
  • 1952 The Genius of Charlie Parker, Vol. 3: Now's ...
  • 1953 Charlie Parker Plays South of the Border Mercury
  • 1953 Yardbird: DC-53 VGM
  • 1953 Quintet of the Year Debut
  • 1953 One Night in Washington Elektra
  • 1954 The Genius of Charlie Parker, Vol. 5: CP ... Verve

3. NB

"Музыка - это твой собственный опыт, твоя мудрость, твои мысли. Если ты не живешь ею, то из твоего инструмента никогда ничего не выйдет. Нас учат, что у музыки есть свои определенные границы. Но искусство не имеет границ ...

Чарли Паркер

Литература

Хулио Кортасар "Преследователь" - художественный и вместе с тем глубокий аналитический произведение об особенностях творчества Чарльза Паркера где использованы его монологи и его понимание джаза. В произведении рассказывается о парижский период творчества Паркера. Важное место в произведении посвящена проблеме зависимости джазмена и отношениям с окружающими.

Цитата: стр. 407, Хулио Кортасар, "выигрыш. Повести и рассказы". (Джонни Картер - псевдо Чарльза Паркера в произведении)

"Джонни покинул язык" хот ", которая в целом была популярна уже лет десять, потому джазовая речь, крайне эротическая, казалась ему слишком вялой. В музыке Джонни желание всегда заслоняет наслаждение и отбрасывает его, потому, что желание заставляет идти вперед, искать, заранее отбрасывать "легкие победы" традиционного джаза. Поэтому, думаю, Джонни на любит такие популярные блюзы с их мазохизмом и ностальгией ... отказ от быстрого удовлетворения побудила Джонни создать музыкальный язык, который он и другие музыканты нмагаються сейчас довести до высочайшего совершенства. Такой джаз разбивает вдребезги банальный эротизм и так называемое вагнерианство, чтобы освоить безграничные просторы, где музыка получает свободу, подобно тому, как живопись, освобождаясь от образов, становится живописью, и только живописью. Итак, обладатель музыки, которая не облегчает ни оргазма, ни ностальгии, и мне хотелось бы сказать метафизической, Джонни будто хочет найти в ней себя, вцепиться зубами в действительность, которая все время от него ускользает. "

"Люди думают, что некоторые вещи сделать трудно, и поэтому аплодируют циркачам и мне. Я не знаю, что им тогда кажется. Что человек разрывается на части, когда хорошо играет? Или акробат руки-ноги ломает, когда прыгает? В жизни настоящие трудности зовсиы другие, они вокруг нас - это все то, что людям представляется самым простым и привычным. Смотреть и видеть, например, или понимать собаку или кота ... "


5. Источники и ссылки


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам