Надо Знать

добавить знаний



Чарльз Диккенс


Charles Dickens 3.jpg

План:


Введение

Чарльз Диккенс ( англ. Charles Dickens , * 7 февраля 1812, Лендпорт - 9 июня 1870, Гейдсгилл) - английский писатель, один из самых популярных романистов викторианской эпохи, известный политический агитатор.

Некоторые критики называли Диккенса мастером прозы и хвалили многочисленных уникальных персонажей и яркое изображение общества, другие же обвиняли его в излишней сентиментальности, необычных событиях и гротескных образах [1]. Популярность произведений Диккенса всегда была очень высокой, они никогда не прекращали выдаваться [2] [3]. Многие из романов Диккенса впервые появились как популярные в то время периодические издания, кроме того, Диккенс часто писал произведения частями задавало им определенный ритм, в котором сюжет был разбит на частично независимые эпизоды, с развязкой в ​​начале каждой новой части [4]. Произведения Диккенса пронизаны остроумием, повлиявшим на оригинальность национального характера и образа мышления, известного в мире как "английский юмор".


1. Биография

1.1. Ранние годы

Чарлз Диккенс родился в пригороде Портсмута Лендпорти в небогатой семье. Когда Чарльзу было три года, семья перебралась в Лондон. Детские годы будущего писателя, похоже, были идиллическими, но он считал себя "малым не особенно ухоженным мальчиком" [5]. Он проводил много времени на улице, но также жадно читал, особенно плутовские романы Тобиаса Смоллетта и Генри Филдинга. Позже он вспоминал, что имел цепкую, едва не фотографическую память, помогло ему в дальнейшей работе писателя. Отец некоторое время работал клерком в офисе королевского флота, благодаря чему Чарльз провел несколько лет в частной школе Уильяма Джайлса в Четем [6].

Спокойная жизнь внезапно закончилось, когда Джон Диккенс, отец Чарльза, влез в долги и был заключен в долговой тюрьме Маршалси в Саутварку. Вскоре к нему вынуждена была присоединиться вся семья, кроме Чарлза, которого взяла к себе, в Кэмден-Таун приятельница семьи Элизабет Ройленс [7]. Госпожа Ройленс была бедная старуха, которую Диккенс позже вывел из незначительно изменив и украсив, в образе дамы Пипчин из романа "Домби и сын". Затем он жил в пристройке дома долгового агента в Боро ... толстого, добродушного старика и его тихой летной жены, в которых был очень виноват взрослый сын. Эта троица послужила прообразами для семьи Гарланд из Лавки древностей" [8].

В воскресенье, Чарльз с сестрой Фанни, которую отпускали Королевской академии музыки, посещали своих родителей в тюрьме [9]. Впоследствии в тюрьме происходила основное действие романа "Крошка Доррит". Чтобы заплатить за проживание и питание, а также, помочь семье, Чарлз начал работать на складе ваксы Уоррена. Он зарабатывал шесть шиллингов в неделю, 10 часов в день наклеивая этикетки. Изнурительные, и часто даже жестокие, условия труда глубоко запечатлелись в душе Диккенса и повлияли на его прозу и очерки, создав основу интереса к социально-экономических реформ, особенно реформ условий труда, тяжесть которых, как он был убежден, несправедливо ложились бременем на плечи бедняков .

Джон Диккенс провел в долговой тюрьме только несколько месяцев. Умерла его бабушка, Элизабет Диккенс, и оставила ему в наследство 450 фунтов стерлингов. Ожидая наследства, Джон Диккенс договорился с кредиторами о выплате, вместе с семьей вышел на свободу и переехал к госпоже Ройленс.

Впрочем, мать Чарльза Диккенса не торопилась отозвать его с работы на производстве ваксы. Видимо после этого случая Чарльз закоренив на мысли, что семьей должен руководить отец, а мать должна найти свое место в ведении домашнего хозяйства. "Я никогда не забывал, я никогда не забуду, я никогда не смогу забыть, что моя мама не особенно озаботилась тем, чтобы забрать меня." Это один из факторов, которые обусловили его требовательное и недовольно отношение женщин [10]. Недовольство своим положением и условиями, в которых приходилось жить рабочему классу, стало впоследствии одной из основных тем произведений Диккенса. Именно об эти невеселые времена он писал в самых автобиографическом романе "Дэвид Копперфильд" [11] : "Никто не посоветовала мне не наставила, не ободрил, не обрадовала, не помогла, не питримала, ни, кого я мог бы вспомнить, когда , надеюсь, пойду на небо ". Все же Диккенс продолжил обучение в Веллингтонского домашней академии, которая не была хорошей школой. Диккенс говорил, что обучение там было бы всякое, дисциплина плохая, время от времени наружу прорывалась садистская грубость руководителя школы, и, вообще, царила атмосфера запущенности, что нашло впоследствии отражение в описании школы мистера Крикла в "Дэвид Копперфильд" [12].

После школы, с мая 1827, Диккенс начал работать младшим клерком в адвокатской конторе Эллиса и Блэкмора. Затем, изучив систему скорописи Герни, он бросил работу и стал вольнонаемным репортером. Его дальний родственник, Томас Карлтон, был вольнонаемным репортером в Докторс-Коммонс, поэтому Диккенс протяжении почти четырех лет мог использовать его аккредитацию и писать репортажи о судебных делах [13]. За это время он набрался опыта, который впоследствии использовал в романах "Николас Никлби", "Домби и сын", а особенно в романе "Холодный дом". Яркое изображение коварства и бюрократизма правовой системы во многом помогло Диккенсу для пропаганды взглядов, связанных, в частности, с тяжелой ношей бедняка, которого обстоятельства заставили прибегнуть к "услугам закона".

Свою первую любовь, Марию Биднелл, Диккенс встретил в 1830. Считается, что она стала прообразом Доры из "Дэвида Копперфильда". Родители Марии не одобряли ухаживания Диккенса к девушке и прекратили отношения между ними, отправив его в школу в Париже.


1.2. Журналистская работа и первые романы

Первый рассказ Диккенса "Обед в Тополиной аллеи" вышло в лондонском "Мантл Мэгэзин" в 1833. В следующем году он винайнавняв комнату в Фернивалс-Инне и стал политическим журналистом, печатая в "Морнинг Кроникл" репортажи о парламентские дебаты и отчеты об избирательных кампаниях, для чего ему приходилось путешествовать Англией. Репортажи и очерки из журналов составили основу сборника "Очерки Боза", напечатанной в 1836. В марте 1836 начался печать "Записок Пиквикского клуба" в виде периодических фельетонов. Сотрудничество с журналами продолжалась всю его жизнь.

В 1836 Диккенс согласился на предложение стать редактором журнала "Бентлиз Мисселлени", которую он занимал три года, пока не рассорился с владельцем. Между тем писательские успехи продолжались. Диккенс написал "Приключения Оливера Твиста" (1837-1839), "Николас Никлби" (1838-1839), "Лавку древностей" и "Барнаби Радж", как часть "Часов мистера Хамфри" (1840-1841). Все эти произведения сначала выходили месячными выпусками, а затем отдельными книгами.

2 апреля 1836 Диккенс женился на Кэтрин Томсон Гогарт, дочерью Джорджа Гогарт, редактора "Ивнинг Кроникл". После короткого медового месяца в Кенте, молодожены поселились в Блумсбери. У них родилось десять детей [14] : Чарлз, Мэри, Кейт, Уолтер, Франсис, Альфред, Сидни, Генри, Дора и Эдвард.

Семья Диккенсе с марта 1837 по декабрь 1839 жила на Доти-стрит, 48, вместе с младшим братом Чарльза, Фредериком и 17-летней сестрой Кэтрин Мэри. Диккенс очень привязался к Мэри. Она умерла на его руках от болезни в 1837. Впоследствии она стала основой многих персонажей его романов, а ее смерть описана как смерть Нелл в "Магазины древностей" [15].


1.3. Первое путешествие в Америку

Диккенс в 1842

В 1842 Диккенс с женой совершили первое путешествие в США и Канады, в целом успешной, несмотря на его поддержку отмены рабства. Он посетил Белый дом, встретившись с президентом Джоном Тайлером [16]. Путешествие описана в "Американских очерки", а также в некоторых эпизодах "Мартина Чаззлвита". В "Очерки" Диккенс поместил сокрушительную критику рабства [17], приводя очевидные свидетельства жестокости [18].

Во время визита Диккенс провел месяц в Нью-Йорке, читая лекции, выступая в поддержку закона об авторских правах и записывая свои впечатления. Он встречался с такими выдающимися личностями, как Вашингтон Ирвинг и Уильям Каллен Брайант. 14 февраля 1942 в Мангеттенському парковом театре был устроен бал в его честь, на который собралось 3 тыс. гостей.

На время путешествия о детях Диккенсе заботилась другая сестра Кэтрин, Джорджина [19]. Она осталась с семьей в качестве экономки, организатора, советника и друга до смерти писателя в 1870.

Вскоре после поездки в Америку Диккенс начал интересоваться унитаризмом, хотя всю жизнь оставался англикане [20]. Произведения Диккенса оставались популярными, особенно "Рождественская песнь", написанная в 1843 в течение нескольких недель, чтобы оплатить расходы, связанные с пятой беременности жены. Семья Диккенсе осуществила короткие путешествия в Италии в 1844 и Швейцарии в 1846. Потом продолжались успешные публикации: "Домби и сын" в 1848, "Дэвид Копперфильд" в 1849-1850.


1.4. Филантропия

Потрет Диккенса работы Эри Шеффера, 1855. Диккенс писал о своих впечатлениях Джону Форстеру: "Трудно передать, как нелегко и неудобно было сидеть, сидеть и сидеть, с" Крошка Доррит "мысленно"

В мае 1846 к Диккенсу обратилась богатая наследница семьи банкиров Анджела Бердетт-Кауттс с планом дома для женщин, опустившихся на дно. По ее замыслу это заведение должен был отличаться других заведений подобного рода, где царил жесткий режим, тем, что в нем женщин учили бы читать, писать и выполнять домашние работы, что помогло бы им вернуться в общество. Отказываясь сначала, Диккенс все же организовал дом под названием Урания-коттедж в Шефердс-Буш. Он активно занимался ежедневным функционированием учреждения, установлением правил, просмотром счетов и приемом женщин. Многие из них стали прообразами персонажей его книг. Подбирая кандидатуру жительниц дома, он посещал тюрьмы и работные дома, другие кандидатуры предлагали ему друзья, такие как городской советник Джон Гардвик. Каждой женщине давали написано Диккенсом печатное приглашение с подписью "Ваш друг" [21] [22]. От каждой женщины требовалось, чтобы после пребывания в Урания-коттеджи они эмигрировали. В 2009 семьи двух таких женщин были идентифицированы, один в Канаде, другая в Австралии. Всего по оценкам в промежутке между 1847 и 1859 через дом прошло 100 женщин [23].

В ноябре 1851 Диккенс переехал в Трависток-хауз [24], где написал "Холодный дом", изданный в 1852-1853. Именно в этом доме он начал устраивать любительские домашние театральные представления.

Фотография Диккенса 1849

1.5. Средние годы жизни

В 1856 гонорары за книги позволили Диккенсу приобрести дом Гедз Хилл-плейс в Кенте. Еще мальчиком Диккенс мечтал жить в этом доме. Кроме того, окружающие места были связаны с событиями, описанными Шекспиром в первой части "Генриха IV", что нравилось писателю.

В 1857 Диккенс снял профессиональных актрис для пьесы "Замороженная глубина", написанной вместе с протеже Диккенса Уилки Коллинсом. С одной из них, Эллен Тернан, у Диккенса образовался связь, продолжавшийся всю его жизнь. Следующий, 1858 года, он и жена Кэтрин стали жить отдельно, хотя в те времена официальный развод для человека со славой Диккенса было немыслимым.

В то время в Диккенса обратились за помощью представители детской больницы на Грейт-Ормонд-стрит. Больница именно переживала свою первую финансовый кризис. Диккенс именно начал планировать публичные чтения своих произведений. Чарлз Вест, основатель больницы, попросил Диккенса председательствовать на западе по сбору средств. Диккенс отдался делу душой и сердцем [25]. Уже ранее, в 1849, он анонимно писал статьи в еженедельнике "Экзаминер" о запущенных детей, а в 1852 написал статью, посвященную открытию больницы. [26]. 9 февраля 1858 Диккенс произнес речь на годовом званом обеде в больнице, а вскоре выступил с публичным чтением "Рождественской песни" в церкви святого Мартина в полях, собрав достаточно денег, чтобы больница смогла купить соседний дом и расширить количество мест с 20 до 75 [27].

Летом 1868, разойдясь с дружина [28], Диккенс начал серию первых публичных чтений своих произведений в Лондоне. После десятидневного отдыха он отправился в изнурительный амбициозный тур всей Англией, Шотландией и Ирландией. Тур продолжался 3 месяца, писатель совершил 87 чтений, иногда дважды в день [29].

Диккенс за письменным столом в 1858

Вскоре были опубликованы две книги, которые можно считать центральным в творчестве Диккенса: "Повесть двух городов" и "Большие надежды". Романы имели шумный успех. Вместе Диккенс был редактором и активным автором двух журналов: "Хаузголд Верлд" (1850-1859) и "Ол то есть круг" (1858-1870).

В сентябре 1860 Диккенс сделал большой костер из своей переписки в поле за собственным домом. Осталась только деловая переписка. Эллен Тернан тоже сожгла все письма от него, поэтому об их любовной афере было мало известно до публикации в 1939 году книги "Диккенс и дочь", об отношениях между Диккенсом и его дочерью Кейт. Кейт работала над книгой вместе с ее автором, Глэдис Стори, вплоть до своей смерти в 1929. По ее словам Тернан родила Диккенсу сына, который умер младенцем, хотя никаких свидетельств об этом не сохранилось [30]. Перед смертью Диккенс завещал Тернан пожизненную ренту, благодаря чему она стала финансово независимой женщиной. Книга Клэр Томалин "Невидимая женщина" пыталась доказать, что Тернан жила с Диккенсом тайком протяжении 13 последних лет его жизни. Впоследствии эта книга была переработана в пьесу "Маленькая Нелл" Саймоном Греем.

В последние годы своей жизни Диккенс все больше интересовался паранормальными явлениями и даже стал членом "Клуба привидений" [31].


1.6. Последние годы

Железнодорожная авария в Степлгерсти

9 июня 1865, когда Диккенс с Тернан возвращались из Парижа, поезд, в котором они ехали, съехал с моста возле города Степлгерст. Первые 7 вагонов упали, Диккенс ехал в одном вагоне первого класса, оставшийся неукодженим. Он пытался помочь пострадавшим еще до того, как прибыли спасатели. Потом вспомнил, что оставил в вагоне незавершенный рукопись "Нашего общего друга" и вернулся, чтобы забрать его. Как это было характерно для него он использовал свои впечатления в рассказе с привидениями "Сигнальщик", в котором главного героя охватывает предчувствие гибели в железнодорожной катастрофе.

Диккенсу удалось избежать появления на судебном расследовании, что открыло бы общественности тот факт, что он путешествовал в Париж с Тернан и ее мамой, а это привело к громкому скандалу. Диккенс не пострадал физически, но событие оставило травму в его душе. Обычно он писал много и быстро, но теперь работа замедлилась. Он только закончил "Нашего общего друга" и начал "Тайна Эдвина Друда". Много времени уходило на публичные чтения любимых романов. Диккенс увлекался театром как способом убежать от мира, и вывел театральных персонажей в "Николасе Никлби". В те времена странствующие театры были очень популярны. В 1866 Диккенс провел серию чтений в Англии и Шотландии. В следующем году - в Англии и Ирландии.

Фотография Диккенса работы Джереми Герни, Нью-Йорк, 1867

1.7. Второе путешествие в Америку

9 ноября 1867 Диккенс выплыл из Ливерпуль в другую путешествие Америкой. Висившы в Бостоне, он посвятил следующий месяц встречам со значительными людьми, такими как Ральф Вальдо Эмерсон, Генри Лонгфелло и со своим американским издателем Джеймсом Томасом Филдсом. В декабре начались публичные чтения, и Диккенс весь месяц мотался между Бостоном и Нью-Йорком. Он придерживался графика, несмотря на "настоящий американский катарр" . График чтений истощил бы юноши, а Диккенс еще нашел время на катание на санях в Центральном парке. Во время этого путешествия он не мог не заметить значительные изменения в Америке - в людях и в обществом. раз он появился на банкете , устроенном в его честь Американ-пресс в ресторане Доменико, и пообещал больше не ругать Америку. К концу путешествия, он не мог есть твердую пищу, живя на шампанском и сырых яйцах, взбитых в шерри. 23 апреля он сел на корабль в Великобритании, избежав ареста имущества за неуплату налога от доходов, которые принесло ему турне [32].


1.8. Прощальные чтения

В 1868 и 1869 годах Диккенс провел ряд "прощальных чтений" в Англии, Шотландии и Ирландии. 22 апреля 1869 он рухнул в Престоне, Ланкашир, с признаками инсульта [33]. Дальнейшие чтения в провинции было отменено, и, немного оклигавшы, он начал работать над последним романом "Тайна Эдвина Друда". В опиумном притоне в Шедвелл писатель познакомился со старым торговцем травами, известным как "Опиумный Сел", которого он вывел в своем детективе.

Афиша с объявлением чтений Диккенса в Ноттингеме

Когда проблемы со здоровьем прошли и Диккенс набрался сил, он, заручившись согласием врача, организовал последнюю серию чтений с целью хотя бы частично возместить спонсорам расходы, которые они понесли из-за его болезни. Планировалось 12 выступлений с 11 января по 15 марта 1870 последнее в Сент-Джеймс-холле в Лондоне. Чувствуя в ту пору уже плохо, он прочитал "Рождественскую историю" и вытащил из "Записок Пиквиксьокго клуба". 2 мая он появился на банкете в Королевской академии, где среди гостей были принц и принцесса Уэльская. Диккенс произнес спич, особо упомянув умершего друга, иллюстратора Дэниела Маклизеля [34].


1.9. Смерть

8 июня 1870, Дикенс перенес еще один инсульт. Это произошло дома после целого дня работы над "Эдвина Друда". На следующий день, 9 июня, через пять лет после аварии у Степлгерста, писатель умер, не приходя в сознание. Несмотря на его собственное желание быть похороненным в Рочестерском соборе, Диккенса похоронили в углу поэтов Вестминстерского аббатства [35]. Во время похорон присутствовал раздали эпитафию со словами: "На память о Чарлза Диккенса (популярного писателя Англии), который умер в собственном доме, гайге, вблизи от Рочестера, Кент, 9 июня 1870 в возрасте 58 лет. Он сочувствовал бедным, обездоленным и угнетенным, и со смертью один из выдающихся писателей Англии потерян для мира [36]. Утверждают, что последние слова Диккенса: "Будьте естественными дети. Для писателя естественное выполнение всех правил искусства" [37].

В своем завещании Диккенс сказал, чтобы в его честь не строили ни мемориала. Единственный бронзовый памятник натуральной величины, отлитый в 1891 Фрэнсисом Эдвином Элвелл, стоит в Кларк-парка в городе Спрюс Хилл, Пенсильвания, США. Кровать, на которой он умер, хранится в музее Диккенса в Портсмуте.


2. Имена: Диккенс и Боз

У Диккенса необычна [38]. Слово Dickens используется в ангийських восклицаниях вроде What the Dickens! Как эвфемизм черта, дьявола, черта. Фразу What the Dickens! Можно перевести на украинский как: "Какого черта!".

Иногда Диккенс использовал псевдоним Боз. Так в шутку называли младшего брата писателя Огаста в честь героя популярного тогда романа "Викарий Вейксфилда" Оливера Голдсмита, Моисея. Произнесенное в нос Moses, звучит почти как Boses [39].


3. Литературный стиль

"Мечты Диккенса", картина Роберта Уильяма Басса, на которой Диккенс изображен за письменным столом в окружении своих персонажей.

Диккенс любил стиль готических романов 18 в., Хотя они уже стали мишенью для параодий [40]. Одним из самых ярких персонажей его романов есть город Лондон, который он описал в подробности. Стиль Диккенса красочный и поэтический, с большой долей юмора. Популярная его сатира на снобиизм британской аристократии, одного из своих персонажей он называет Нобле Рефриджератаром, что может читаться как Благородный Холодильник. В общем, выбор Диккенсом имен, часто намекает на ту роль, которую персонаж играть в повествовании, например мистер Мердстоун в "Дэвид Копперфилд" очевидно сочетанием слов murder (Убийство) и stone (камень). Диккенсу присуще аткож сочетание элементов фантазии и реализма. О взлетах фантазии свидетельствуют сравнения сирот с акциями, людей с буксирами, гостей на вечеринке с мебелью.


3.1. Персонажи

Персонажи Диккенса легко врезаются в память благодаря своему колориту и причудливым именам. Эбенезер Скрудж, Тайни Тим, Джекоб Марли, Боб Кратчит, Оливер Твист, Артфул Доджер, еврей, Билл Сайкс, Поп, мисс Хэвишем, Чарлз Дарна, Дэвид Копперфилд, Уилкинс Микобер, Абель Магвич, Даниэль Килп, Самюэль Пиквик, Вокфорд Сквирс, Юрая Гип настолько увийшы в британскую культуру, стали употребляться как обычные слова, например, scrooge означает скупца.

Писатель сотрудничал с илюстараторамы, предоставляя им общую характеристику произведения заранее, чтобы иллюстрации соответствовали его видению событий и персонажей [41]. Романы Диккенса выходили ежемесячными фельетонами, а потому такая практика давала возможность художнику приступить к работе еще перед тем, как Диккенс заканчивал написание очередного выпуска. Маркус Стоун, иллюстратор романа "Наш общий друг" вспоминает, что автор всегда "готов был описать до мельчайших подробностей характеристики персонажа и ... жизненную историю плодов своего воображения" [29]. Это тесное сотрудничество важно для современных читателей. Иллюстрации позволяют нам увидеть персонажи так, как Диккенс видел сам. Режиссеры фильмов опираются на эти иллюстрации при подборе актеров, выборе костюмов и декораций.

Диккенс часто брал за основу для своих песонажа людей, с которыми был знаком. Иногда эти персонажи слишком близки к оригиналам, как в случае Гарольда Скимпола в "Холодном доме", прототипом которого был Джейм Генри Ли Хант и мисс Мочер в Дэвиде Коппперфилди, протопипом для которой была хиропрактикантка жены писателя. Персонажи Диккенса застревают в памяти. Вирджиния Вульф утверждала, что "мы пересматриваем свою психологическую географию, читая Диккенса", поскольку он изображает персонажи, которые существуют не в подробностях, не абсолютно правдиво точно, но полнокровно в облаках диких но часто ярко правдивых наблюдений" [42].


4. Известные произведения


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам