Надо Знать

добавить знаний



Чатал-Гююке


Раскопки в южной части Чатал-Хуйюк

План:


Введение

Раскопки в южной части Чатал-Хуйюк

Чатал-Гуюк (устаревшее написание) или Чатал-Гююка ( тур. ?atalh?y?k МФА : [Tʃatal.h?jyk] , рус. Чатал-Хююк, Чатал-Гуюк ) Также ?atal H?y?k и ?atal H?y?k , В переводе - "вилообразного холм") - крупное поселение эпохи керамического неолита и энеолита в южной Анатолии, 50 км южнее города Конья. Самые ранние найденные слои относятся к 7500 до н. е. Существовало до 5700 до н. е. Господствует над большими полями на Иконийский равнине на юго-восток от турецкого города Конья. Расположен в 140 км от двуглавой вершины Хасандаг. Восточная часть поселения образует холм, возвышающийся над равниной на 20 м. Несколько западнее существовало еще одно поселение меньших размеров, а в нескольких сотнях метров на восток позже был расположен поселок византийской эпохи. Между двумя холмами поселения проходил канал, отведенный от реки Чаршамба.


1. Археология

В ходе раскопок 1961-1965 гг. было показано, что поселок представляло собой крупный центр неолитиченои культуры [1]. В 1993 г. исследования возобновились и продолжаются.

2. Демография

Продолжительность жизни была по тем временам довольно высокой. В среднем, судя по захоронению, мужчины жили около 35 лет, женщины - около 30, старейшины доживали до 60 лет. Высокой была детская смертность, поэтому и средние цифры продолжительности жизни были довольно низкими. В среднем на каждую женщину рождалось 4,2 детей, из них - 1,8 в среднем умирало, выживало на каждую семью 2,4 ребенка.

Специалисты предполагают, что жителей в городе было 5-6 тыс. Но поскольку на большей части Европы в поселениях в то время жило не более чем по 100-150 человек, то эта цифра также была очень значительной.


3. Культура

Реставрация типового интерьера жилой комнаты.

Экономика Чатал-Гююка была основана на земледелии и скотоводстве. Кроме пшеницы и ячменя выращивали бобовые, а также собирали дикорастущие миндаль, фисташки и фрукты. Пасли овец и, возможно, крупный рогатый скот. Тем не менее, главным источником мяса оставалось охоты. Орудия труда и оружие изготовляли преимущественно из обсидиана и не только использовали сами, но и продавали другим племенам в обмен на морепродукты, раковины моллюсков и кремень, который поступал из Сирии. Это позволяет предположить, что местная община специализировалась на горном деле и активно развивала культуру изготовления изделий из камня. Судя по остаткам окалины и шлака, жители Чатал-Гююке одними из первых в мире научились выплавлять из руды медь [2], что связывает это поселок с началом медного века.

Население восточного холма составляло до 10 тыс. чел. Все поселения состояло из жилых домов, общественных зданий не найдено. В то же время стены больших домов, украшенных росписью. Их назначение остается неясным [1]. Дома строили из самана, скученные как соты в пчелином улье. Улиц или дорожек между домами не было. Вход в большинстве случаев был устроен с крыши, куда были проложены лестницы как внутри, так и снаружи зданий, поэтому "улицы", очевидно, проходили по крышам зданий. Вход был также единственным вентиляционным отверстием как для поступления свежего воздуха, так и для отвода дыма от открытого огня, не имевших труб. Как очаги, так и лестницы и вход в помещение обычно располагались у южной стены. Кроме того, в интерьере были подняты платформы, вероятно, сидения или столы. Как и стены, они были покрыты полированным алебастром. Подсобные помещения использовались как хранилища и были доступны из главной комнаты через низкий вход. Все помещения были в чистоте, мусора или отходов в них найдено крайне мало. Мусорные кучи располагались в стороне от домов и содержали наряду с пищевыми отходами и нечистотами остатки древесного угля и золы. В хорошую погоду население могло также располагаться на крышах своих домов, а в холодное там устраивали общественные ячейки, вероятно, для отопления. Время от времени занепавши сооружения частично разрушили, и на фундаменте из обломков возводили новые стены. В результате строительной активности поселок постепенно поднимался над окружающим рельефом. Всего выявлено до 18 слоев такого строительства.

Тела умерших хоронили под полом домов, чаще всего, под очагами и другими внутренними повышениями, вместе с дарами: драгоценных и полудрагоценных камней, оружием, тканями, деревянными сосудами. [3] Тела умерших тщательно пеленали и нередко заключали в плетеные корзины или заворачивали в камышовые маты. Поскольку скелеты часто расчленены, предполагают, что перед захоронением тела долго выставляли на открытом воздухе, после чего хоронили только кости. Иногда черепа отделяли, вероятно, для использования в каком-то ритуале, так как их находят в других местах поселка. Некоторые черепа покрывали алебастром, моделируя лицо, и раскрашивали охрой. Подобные обычаи встречалось у населения других неолитических поселений, например, в Иерихоне и на территории современной Сирии.

Голова буйвола из Чатал-Гююка в музее в Анкаре

Настенные росписи обычно представляют собой сцены охоты, мужчин с поднятым фаллосом, изображения ныне вымерших крупных копытных, оленей и грифов. Изображение двуглавой вершины горы Хасандаг иногда расценивают как первый в истории пример пейзажной живописи или картографии [1], хотя другие исследователи видят в нем лишь геометрический орнамент [4]. Кроме росписей на стенах найдены рельефы в виде львиц, которые смотрят друг на друга, и множество женских статуэток из мрамора, коричневого и синего известняка, кальцита, сланца, базальта, алебастра и глины. Статуэтки вероятно изображают Богиню-мать. Они нередко находятся в зернохранилищах, что указывает на статус женского божества как хранителя урожая [5].


4. Религия

По количеству женские изображения многократно превосходят мужские [6]. Хотя культовых сооружений не найдено, наличие захоронений, статуэток и росписей свидетельствует о наличии у жителей религии и богатой религиозной символики. Помещения, в которых сконцентрированы женские фигурки, вероятно является святилища.

Еще в 1960х годах было раскопано 40 таких "святилищ". Богиня изображалась в трех ипостасях - молодой женщины, матери, рожающей ребенка (или быка), и старой, иногда в сопровождении хищной птицы. Мужское божество изображалось в виде мальчика или юноши (ребенка или любовника богини) или бородатого мужчины, иногда верхом на священной животному или быку. Рельефные изображения богини, иногда до двух метров в высоту, львов и бычьих голов выполнены из алебастра, дерева или глины. Иногда символы жизни - женская грудь и бычий рог - объединены.

В святилище, датированном 6200 до н. э., были найдены четыре человеческих черепа, расположенных за бычьими головами на стенах. На одной стене изображены грифы с человеческими ногами, нападающих на обезглавленную человека. Значение мифо-ритуального комплекса, представленного этими изображениями, пока не расшифровано.

Несмотря на наличие "святилищ", признаков социального расслоения и сосредоточения богатств у правящей верхушки в поселке не выявлено. Даже половая дифференциация не выражена, женщины и мужчины получали одинаковую пищу и, очевидно, имели одинаковый статус в обществе [7] [8] [9] [10]. Поскольку тела лиц с высоким статусом хоронили отдельно от черепов, исследователи сравнили количество подобных мужских и женских захоронений и обнаружили, что оно примерно одинаково [11]. В связи с этим исследователи 2000х годов предположили, что община не была ни патриархальной, ни матриархальной [12], и смысл изображения женских фигур был другим, чем поклонение Богини-матери [13].

  • Артефакты Чатал-Гуюк
  • Божество на троне в окружении львиц

  • Изображения богов

  • Изображения быков, оленей и людей

  • Фрагменты ткани

  • Рельеф из двух львиц


См.. также

Источники

  1. а б в Gardner's Art Through the Ages: The Western Perspective: Volume 1 Twelfth. - С. 12-4. - Belmont, California: Wadsworth Publishing. ISBN 0-495-00479-0.
  2. Bernhard Brosius. From ?ay?n? to ?atalh?y?k. Inprekorr, 400/401, 24 - 29, 2005.
  3. James Mellart ?atal H?y?k: A Neolithic Town of Anatolia. - New York: McGraw-Hill Book Company, 1967. - С. 60 ff.
  4. A bird's eye view - of a leopard's spots. The ?atalh?y?k 'map' and the development of cartographic representation in prehistory. Anatolian Studies 56, 2006, pp. 1-16. Published by The British Institute of Archaeology at Ankara
  5. Mellaart (1967), 180.
  6. Mellaart, James Catal Huyuk: A Neolithic Town in Anatolia. - С. 181. - McGraw-Hill, 1967.
  7. Leften Stavros Stavrianos A Global History From Prehistory To The Present. - New Jersey, USA: Prentice Hall, 1991. ISBN 0133570053. Pages 9-13
  8. R Dale Gutrie The Nature Of Paleolithic Art. - Chicago: University of Chicago Press, 2005. ISBN 0226311260. Page 420-422
  9. Fielder, Christine (2004). "Sexual Paradox: Culture". Sexual Paradox: Complementarity, Reproductive Conflict and Human Emergence. Christine Fielder and Chris King . http://www.dhushara.com/paradoxhtm/culture.htm .
  10. Museum of Antiquites web site (accessed February 13, 2008).
  11. Hodder, Ian, " A Journey to 9000 years ago ", 2008-01-17. Проверено 2008-08-07.
  12. Balter, Michael The Goddess and the Bull. - С. 127. - New York: Free Press, 2005. ISBN 0-7432-4360-9.
  13. Hodder, Ian (2005). "New finds and new interpretations at ?atalh?y?k". ?atalh?y?k 2005 Archive Report. Catalhoyuk Research Project, Institute of Archaeology . http://www.catalhoyuk.com/archive_reports/2005/ar05_01.html .

6. См.. такох


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам