Надо Знать

добавить знаний



Челомей Владимир Николаевич


ChelomeyVladimNikol.jpg

План:


Введение

Владимир Николаевич Челомей
ChelomeyVladimNikol.jpg
Родился 30 июня 1914 ( 19140630 )
Седльце
Умер 8 декабря 1984
Москва
Гражданство СССР СССР
Область научных интересов механика
Alma mater Киевский авиационный институт
Награды
Орден Ленина Орден Ленина Орден Ленина
Орден Ленина Орден Ленина Орден Октябрьской Революции
Ленинская премия Государственная премия СССР Государственная премия СССР Государственная премия СССР

Владимир Николаевич Челомей (* 30 июня 1914, Седльце - 8 декабря 1984, Москва) - ученый механик, специалист в области динамики устойчивости сложных колебательных систем, генеральный конструктор ракетно-космической техники, действительный член АН СССР1962 года), действительный член Международной академии астронавтики1974 года), дважды Герой Социалистического Труда ( 1959, 1963).


1. Биография

Родился 30 июня 1914 года в городке Седльце Привисленського края (ныне территория Польши) в семье учителей. Вскоре семья переехала в Полтаву, подальше от района боевых действий начатой Первой мировой войне. Поселились на Келинском проспекте (теперь Первомайский) в доме, который в начале 1880-х годов построила сестра Н. В. Гоголя Г. В. Гоголь-Яновская (Разобран в 1969 году) [1].

В 1926 году семья переехала в Киев, где Владимир Челомей продолжил обучение в семилетней трудовой школе № 45. В 1929 году после окончания школы поступил в Киевский автомобильного техникума; в 1932 году, окончив техникум, поступил на авиационный факультет Киевский политехнический институт1933 году на базе этого факультета был создан Киевский авиационный институт).

Став студентом, продолжал усиленно заниматься самообразованием: слушал лекции по математики, физики и механики в Киевском университете и Украинской академии наук. Особенно его интересовала механика и в частности теория колебаний. Благодаря блестящим способностям и огромному трудолюбию он получил прекрасное фундаментальное образование.

В студенческие годы активно занимался научной работой. За время учебы в КАИ им было опубликовано более 20 научных статей. В 1936 году литографским способом была издана его работа "Векторное исчисление", которая стала для студентов основным учебным пособием. Отличительной особенностью многих его работ было то, что результаты исследований тут же воплощались в практику.

Проходя практику на Запорожском моторостроительном заводе, он "... проделал большую расчетно-исследовательскую работу по крутящим колебаниям авиамоторов" и "... проявил особенно высокую теоретическую и инженерную подготовку" [2]. Эта и другие работы Челомея позволяли выяснять причины отказов авиадвигателей. Уже тогда у него возник замысел пульсирующего воздушно-реактивного двигателя, и он, получив разрешение, проводил на оборудовании завода опыты в интересах его разработки и создания.

На заводе он прочитал большой 70-часовой курс лекций по теории колебаний инженерам завода. По отзыву академика Л. И. Седова, богатые теоретические результаты, изложенные в этих лекциях, для того времени были новыми и в дальнейшем вошли в учебники и в специальные справочники.

В 1937 году В. М. Челомей на год раньше с отличием окончил Киевский авиационный институт. Дипломная работа на тему "Колебания в авиационных двигателях" была защищена блестяще и признана Ученым советом выдающейся, на уровне кандидатской диссертации.

После окончания института работал в Институте математики АН УССР и учился в аспирантуре. В 1939 году защитил кандидатскую диссертацию на тему "Динамическая устойчивость элементов авиационных конструкций".

Научные интересы В. М. Челомея сосредоточились на исследовании динамической устойчивости упругих систем. В ходе этих исследований он получил важные теоретические результаты, которые нашли применение в практике, - предложенный им метод определения продольных, поперечных и крутильных колебаний упругих систем. Этот метод позволяет создать универсальную вычислительную программу для ЭВМ и широко применяется и сейчас.

В 1940 году было учреждено 50 Сталинских стипендий для особо выдающихся молодых ученых, работающих над докторскими диссертациями. В их число был включен и М. Челомея. Был установлен срок завершения и защиты диссертации - 1 июня 1941 года. Диссертация была защищена в срок, но из-за начала войны работа не была утверждена ВАКом, и Челомей в последующие годы дорабатывал ее в процессе текущих научных исследований. Новая защита состоялась через 10 лет, в 1951 году в МВТУ имени Н. Э. Баумана. В 1952 году ему было присвоено звание профессора.

Летом 1941 года В. М. Челомей был назначен начальником группы реактивных двигателей Центрального института авиационного моторостроения (ЦИАМ) имени Баранова, где в 1942 году им был создан первый в СССР пульсирующий воздушно-реактивный двигатель, который устанавливался на ряде летательных аппаратов.

Приказ Наркомата авиационной промышленности от 19 сентября 1944 года о назначении В. М. Челомея Главным конструктором и директором опытного авиационного завода № 51 положил начало созданию новой организации, со своей тематикой, своими задачами, принципами и методами работы, которые привил коллектива его главный конструктор.

На начало 1945 года в КБ ученым был создан самолет-снаряд 10Х. В 1948 году закончились его испытания, но на вооружение он не был принят из-за неудовлетворительных тактико-технических характеристик. М. Челомей на некоторое время отошел от практической конструкторской работы, занимался наукой и преподаванием, однако тематику крылатых ракет (так стали называть самолеты-снаряды) не оставил.

Разработками М. Челомея заинтересовалось командование ВМФ, и в июне 1954 года в подмосковном Тушине на моторном заводе № 500 была создана специальная конструкторская группа по проектированию крылатой ракеты второго поколения. В этой ракете реализовывались новые идеи ученого:

  • во-первых, ракета находилась в транспортно-пусковом контейнере, закрытом герметичной крышкой;
  • во-вторых, крылья ракеты в контейнере находились в свернутом состоянии и раскрывались после старта * в-третьих, применялся пороховой ускоритель для вывода ракеты из контейнера.

Реализация этих идей позволила опередить США в вопросе вооружения подводных лодок.

В 1955 году В. М. Челомею был передан механический завод в городе Реутове в Москвой, где было создано ОКБ-52 Министерства авиационной промышленности. Челомей сумел создать на предприятии сплоченный и эффективно работающий творческий коллектив, что было важным достижением, обеспечившим дальнейшие успехи. За короткое время под его руководством КБ выросло и превратилось в мощную научно-конструкторскую организацию.

Период с 1956 по 1965 год характеризуется как этап признания места М. Челомея и его КБ в ряду ведущих предприятий оборонных отраслей промышленности. Возрождение конструкторского бюро в Реутове позволило развернуть работы по созданию принципиально нового типа крылатой ракеты с раскрывающимся в полете крылом, а также выиграть соревнования в условиях жесткой конкурентной борьбы со сложившимися авиационными КБ Микояна, Ильюшина и Бериева и открыть дорогу к перевооружению Военно-Морского Флота СССР комплексами ракетного оружия.

В 1958 году В. М. Челомей избирается членом-корреспондентом АН СССР.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 июня 1959 года Челомею Владимиру Николаевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали "Серп и Молот".

В 1959 году В. М. Челомей был назначен Генеральным конструктором ОКБ-52. К этому времени вокруг ОКБ-52 создалась большая кооперация исследовательских и промышленных предприятий, крупнейшим из которых стал Московский машиностроительный завод имени М. В. Хруничева.

В 1962 году В. М. Челомей избирается действительным членом Академии наук СССР.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 апреля 1963 года Челомей Владимир Николаевич награжден второй золотой медалью Серп и Молот".

В. Н. Челомею принадлежит большая заслуга в создании основной ударной силы РВСН, знаменитой "сотки" - межконтинентальной ракеты УР-100, что обеспечило стратегический паритет с США. Более тысячи УР-100 было установлено в шахтные сооружения на территории СССР. Причем "сотка" легко могла модернизироваться, и таких модификаций насчитывалось множество: УР-100К, УР-100У, УР-100Н и другие. Челомей изначально поставил на первое место не только высокую надежность ракетного комплекса и точность попадания головной части в цель, но и дешевизну в изготовлении, и простоту в эксплуатации.

В 1964 году В. М. Челомей предложил концепцию орбитальной пилотируемой станции (ОПС) для решения различных, в первую очередь оборонных задач. Он видел в ОПС мощнейшее средство оперативной космической разведки. Предлагалось создать наблюдательный пункт с комфортными условиями существования для изменяемого экипажа из двух-трех человек, срок существования станции 1-2 года, вывод носителем УР-500К.

С 1979 года начался тяжелый этап в жизни генерального конструктора и его предприятия. М. Челомей подвергся непрерывному давлению, ограничение своей деятельности со стороны руководства оборонными отраслями промышленности во главе с Д. Ф. Устиновым. После запрета работ по пилотируемой программе коллектив ЦКБМ переориентировался на работу над комплексом "Алмаз" в беспилотном варианте. За счет отказа от системы жизнеобеспечения космонавтов удалось разместить на борту мощный комплекс аппаратуры для дистанционного зондирования Земли, в том числе уникальный радиолокатор бокового обзора с высоким разрешением. Однако подготовлена ​​к старту в 1981 году автоматическая станция пролежала на космодроме до 1985 года.

Депутат Верховного Совета СССР 9-11 созывов.

Умер 8 декабря 1984 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве (участок 7).


2. Основной задел

Автор многих работ (в основном засекреченных), по довоенному времени - писал также украинском языке. С 1950-х годов принимал активное участие в различных проектах ракетостроения в СССР, был одним из ведущих ученых-консультантов в области ракетных двигателей для ракет и летательных аппаратов, преимущественно военного назначения. По смерти Михаила Янгеля ( 1971) - главный руководитель советской космической программы.

Конструктор спутников "Протон", "Полет", "Космос-1267", орбитальных станций "Салют-3" и "Салют-5".

В его конструкторском бюро разработаны и изготовлены крылатые ракеты 10ХН, ракету-носитель "Протон" (на его счету отправка во Вселенную аппаратов серии "Зонд", "Эхо", "Венера" ​​, "Марс", "Вега", а также орбитальных станций "Мир", "Салют"), искусственные спутники Земли серий "Полет" и "Космос", орбитальные станции "Салют-3" и "Салют-5". Именно В. Челомею принадлежит идея и реализация транспортного орбитального корабля многоразового использования.


3. Награды

Награжден пятью орденами Ленина ( 16 сентября 1945, 25 июня 1959, 1964, 1974, 1984), орденом Октябрьской революции (1971), медалями.

Лауреат Ленинской премии ( 1959) и трех Государственных премий ( 1967, 1974, 1982).

В 1964 году удостоен Золотой медали имени Н. Е. Жуковского за лучшую работу по теории авиации, в 1977 году - Золотой медали имени А. М. Ляпунова - высшей награды АН СССР за выдающиеся работы в области математики и механики.


4. Памяти

Его именем назван улицы и площади в городе Москве и городе Реутове ( Московская область), а также малая планета солнечной системы, зарегистрированная в международном каталоге под номером 8608 и получила название "Челомей".

Бюст академика В. М. Челомея установлены в Москве у МВТУ имени Баумана и в Байконуре, мемориальные доски - в Киеве на доме, где он жил с с 1926 по 1941 год улице Саксаганского, 3 ( бронза, барельеф; установлена 27 июля 2001 года [3]) и на здании Киевского института инженеров гражданской авиации (ныне Национальный авиационный университет) по проспекта Космонавта Комарова, 1, в Полтаве по улице Пушкина, 20 - на здании школы № 10, в которой он учился в 1922 - 1926 годах (установлена ​​в 1989 году).

почтовая марка

На территории НПО машиностроения создан мемориальный кабинет Героя. В Полтавском музее авиации и космонавтики открыт мемориальный зал М. Челомея.

Учреждена медаль имени М. Челомея, которой награждаются деятели науки и техники за выдающиеся работы в области ракетно-космической техники.

В 2000 году создан Союз ученых и инженеров имени академика М. Челомея.

В 2003 году была выпущена почтовая марка Украины, посвященная Челомею.

Chelomey MGTU.JPG МД Челомей.jpg Мемориальная доска Владимиру Челомею (Киев). Jpg Chelomej.JPG
Бюст в Москве
Мемориальная доска на корпусе НАУ
Мемориальная доска на доме, где жил Владимир Челомей
Мемориальная доска в Полтаве

Примечания

  1. histpol.pl.ua - histpol.pl.ua / pages / content.php? page = 3371
  2. Справка Запорожского завода
  3. www.interesniy.kiev.ua - www.interesniy.kiev.ua/maps/catalog.php?p=2029 (Рус.)

Литература


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам