Надо Знать

добавить знаний



Черепашка



План:


Введение

Худ. Адриан Корте. Натюрморт "Ракушки", 1697р., Город Маастрихт.
Различные виды ракушек
Худ. Иоганн Георг Хайнц. Кабинет сторонника искусств с ракушками. Гамбург, Кунстхалле.
Худ. Виллем Калфа. Ценный бокал из раковины Наутилуса, золотая оправа с морской потворою.Фрагмент натюрморта 17 века. Мадрид.
Узоры из ракушек, издание Альберта ВЭБа, 1735 год.

Черепашка, раковина - защитный скелетная творение, покрывающей тело многих простейших, большинства моллюсков, плечононгих и некоторых ракообразных. Черепашка обычно не полностью прикрывает тело, через ее отверстие (устье) животное может высовывать наружу мягкие части тела. В раковинных амеб ракушка состоит из хитиноподибнои или студнеподибнои вещества и часто инкрустирована кремневыми пластинками или песчинками, которые поглощает амеба из окружающей среды. Двустворчатая ракушка панцирных джгутиконосцив состоит из пластинок сетчатки. В фораминифер черепашка известковая или органическая, в последнем случае она инкрустирована песчинками. В моллюсков раковина состоит преимущественно из известнякового кальция и органики (конхиолин) и может иметь различные формы, состоять из одной или нескольких частей, быть размером от долей миллиметра до метра и более. В плеченогих черепашка известковая, состоит из двух створок. В ракообразных черепашка, если есть, сформирована 2 боковыми створками и может состоять из известняка или конхиолин.


1. Раковины и их использование

С ракушек моллюсков с давних времен изготовляли сосуды, ложки, ножи, скребки, рыболовные крючки, сигнальные рожки, амулеты, украшения. Черепашки моллюсков использовали как деньги. В некоторых двустворчатых и Наутилуса из ракушек добывают перламутр. С ракушек фораминифер, моллюсков и других состоящих известняки и другие осадочные породы, которые служат строительным материалом.


2. Ракушки и искусство

Ракушки давно стали предметом коллекционирования, удовлетворяя человеческий влечение к эстетики или экзотики. Эпидемия коллекционирования ракушек прошла Голладиею в 17 веке. Предпочтение раковина в коллекционировании оказывали голландские ученые, художники и любители искусств. Заморские колонии тогдашней Голландии были постоянными поставщиками ракушек для коллекций. Их разнообразие вызвало удивление, восхищение, научные исследования. Особенно поциновувались большие по размеру раковины. Черепашки заморских стран были типичной частью "коллекций редких вещей", так называемых кабинетов, кунсткамер.

Свидетельством тому является известный портрет Яна Говертсена, издателя гравюр, страстного поклонника искусств и ракушек. Когда Говертсен заказал художнику Хендрику Гольциуса свой портрет, то пожелал видеть себя со своим сборником ракушек. На портрете в руке большая раковина turbo sarmaticus. Портрет сохраняет музей Бойманс ван Бенингена.

Ракушки были предметом изображений на голландских натюрмортах, как отдельно, так и в окружении других вещей. На большие по размерам раковины обратили внимание ювелиры. Ракушки оправляли в золото и серебро и делали центральной частью ценных бокалов, разошедшихся по королевским и царским сборникам-казне.

Нашли свое применение и заморские мущли малых размеров. Ими стали преподавать фон некоторых картин или экзотические фигуры.

Не обошли маленькие ракушки своим вниманием и декораторы, тогдашние дизайнеры интерьеров. Ракушками одного размера начали преподавать узоры и орнаменты в павильонах Грот, символизировавший дворец бога морей Нептуна (Грот в усадьбе Кусково), выкладывать орнаменты на стенах дворцах ( Хет Лоо, (Голландия), Грот, Цвингер Новый дворец (Потсдам), Сан-Суси, Германия).


3. Раковина в барокко и рококо

Мощный, синтетический стиль барокко использовал как ракушки естественного происхождения, так и их образ. Раковина была признаком религиозного паломника, который путешествовал в католических святынь (художник Хосе де Рибера, Апостол Иаков Старший, его плащ пилигрима украшенный ракушкой гребешок).

Раковина долго использовалась как украшение ниши на фасаде костела ( Вознесенский костел (Золочев), Украина) или украшала потолок в интерьере. Раковина украсила фонтаны на площадях и скульптуры ангелов в церквях. Раковина (т.е. рокайль по-французски), ее волнистые линии и изгибы вместе с растительными узорами стали характерной чертой стиля рококо вообще).

  • Украшение ниши церкви 18 века во Франции.

  • Мраморный ангел с ракушкой, церковь Санта Мария дельи Анжели.

  • Большая часовня церкви Сан Хуан электронной Реал, калатауд, барокко.


4. Раковина и современное искусство

Раковина не исчезла и в современном искусстве. Она - традиционный атрибут древних и современных фонтанов (скульптор Карл Миллес, Швеция, фонтан "Посейдон", 1930-е гг)

Раковину, увеличив все размеры до гигантских, перенесли в грубую современную архитектуру.

  • Карл Миллес, Гетеборг, Швеция, фонтан "Посейдон", 1930-е гг

  • Раковина в современной архитектуре

  • Дар эс Салам, Танзания, продажа ракушек


Источники

  • Биологический энциклопедический словарь. Под ред. М. С. Гилярова - М.: Советская Энциклопедия, 1986.
  • Шедевры западноевропейской живописи 16-19 веков из собрания музея Бойманс ван Бенинген. Каталог выставки, Л, 1986.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам