Черниговское высшее военное авиационное училище летчиков

Черниговское высшее военное авиационное училище летчиков имени Ленинского Комсомола (ЧВВАУЛ) - летное училище (с 1 октября 1959 года - вуз), осуществлявшего подготовку летчиков для истребительной авиации ВВС СССР. Расформировано в 1995.


1. Аэродромы училища

Летная подготовка проводилась в учебных авиационных полках училища на аэродромах, расположенных в населенных пунктах: Чернигов, Городня, Добрянка, Конотоп, Малейки, Свесса, (Первомайск), Климово, Умань, Ивангород.

2. Матчасть училища

В разные годы в училище проводилась подготовка летчиков-истребителей на следующих типах самолетов: В-2 (По-2), И-15бис, И-16, Як-1, Как-7Б, Як-11, Як-18, Л-29, МиГ-15, МиГ-17, Л-39, МиГ-21, МиГ-23.

3. История училища

3.1. Основание

По приказу наркома обороны от 6 ноября 1940 началось формирование Черниговской военной авиационной школы пилотов (ЧВАШП). Начальником школы был назначен полковник Курдубов.

На 1 января 1941 школа была полностью укомплектована постоянным составом.

3.2. Немецко-советская война

С самого начала войны авиашкола приняла участие в боевых действиях. Из личного состава школы в начальный период Великой Отечественной войны было сформировано и отправлено в действующую армию 3 авиаполка и 3 отдельных авиаэскадрильи на самолетах И-15бис, И-16, В-2, всего 1285 человек.

В июле 1941 года ЧВАШП была эвакуирована в город Зерноград Ростовской области, там она была объединена с Фастовской авиашколой, получив название Зерноградского. Приказом Наркома Обороны от 21 октября 1941 ей вернули прежнее название Черниговская военная авиационная школа пилотов. В конце ноября 1941 Черниговская военная авиашкола была вместе с семьями офицеров эвакуирована в Туркмению в города Кызыл-Арват и Казанджик. Самолеты У-2, УТ-2, И-16, УТИ-4 были направлены по маршруту Зерноград - Сальск - Буденновск - Грозный - Махачкала, другое имущество, а также личный состав были перевезены эшелонами в Махачкалу, где автомашины, имущество и личный состав были на паромах через Каспийское море переправлены в Красноводск и затем по железной дороге доставлены в Кызыл-Арват. Часть личного состава и семей военнослужащих были отправлены железной дорогой маршруту Зерноград - Сталинград - Уральск - Актюбинск - Аральск - Кзыл Орда - Чимкент - Ташкент - Самарканд - Бухара - Мари - Ашхабад - Кызыл-Арват. Штаб ЧВАШП, 1 и 3 авиаэскадрильи были расположены в Кызыл-Арват на двух аэродромах, а 2, 4 и 5 авиаэскадрильи в населенных пунктах Казанджик, Эгер-Бугаз и Кара-Бугаз соответственно.

С февраля 1942 начался новый этап в учебно-боевой подготовке. Курсантов начали учить на новейших самолетах Як-1 и Як-7б. Полеты проводились в очень сложных условиях: температура летом достигала 50 ? С и выше, поэтому полеты начинались с восходом солнца, прекращались в 11-12 часов и возобновлялись в 17 часов. В таких условиях школа готовила летные кадры до марта 1944 года. С продвижением наших войск на запад, в марте 1944 ЧВАШП перебазировалась на Кубань. За годы войны в ЧВАШП было подготовлено 2230 летчиков-истребителей. 14 выпускников удостоены звания Героя Советского Союза.


3.3. Послевоенное время

В сентябре 1945 авиашкола была преобразована в Черниговское военное авиационное училище. В июле 1946 училище было расформировано. Решением правительства было создано несколько новых военных учебных заведений, в том числе и пятьдесят седьмой военное авиационное училище летчиков ВВС. Местом дислокации были определены города Чернигов и Городня. Начало формирования училища положила директива ГШ РА от 15 февраля 1951. И 2 сентября 1951 507 курсантов первого набора приступили к изучению теоретических дисциплин. Училище возглавил дважды Герой Советского Союза полковник Михаил Васильевич Кузнецов.

16 марта 1952 в училище был выполнен первый полет на самолете МиГ-15. Пилотировали самолет подполковник Л. Е. Сопельниченко и полковник М. В. Кузнецов. А уже в 1953 состоялся первый выпуск летчиков на МиГ-15. В 1957 начальником училища стал Герой Советского Союза генерал-майор авиации Николай Федорович Кузнецов, впоследствии первый начальник отряда подготовки космонавтов. Один выпуск следовал за другим. С 1953 по 1959 год, работая по программе среднего, училище произвело десять выпусков и дало стране тысячи высококвалифицированных летчиков-истребителей.

С 1 октября 1959, согласно приказу Министра обороны СССР от 23 мая 1959 и директивы Главного штаба ВВС от 20 июля 1959, училище преобразуется в Черниговское высшее военное авиационное училище летчиков с четырехлетним сроком обучения. Первый выпуск летчиков-инженеров ЧВВАУЛ состоялся в 1963. В этом же году училищу была поставлена ​​задача освоить реактивный самолет чехословацкого производства Л-29 и одновременно с этим начать переучивание на самолет МиГ-21. В октябре 1968 Черниговском училищу было присвоено имя Ленинского комсомола.

В 1973 летный и курсантский состав приступил к переучиванию на новом учебном самолете Л-39. Училище первым приступило к полетам на самолетах Л-29, первым и на Л-39. В ЧВВАУЛ впервые ВВС приступили к обучению курсантов на самолетах МиГ-23 в 1977 году.

Брежневские времена ( 1964 - 1982) были годами расцвета ВВС и ЧВВАУЛ частности, училище подготовило тысячи летчиков-инженеров для истребительной авиации.

В 1988 обучение на самолете МиГ-23 было прекращено, а в 1990 был проведен последний выпуск на МиГ-21 и училище перешло на принципиально новую систему летной подготовки. Ранее курсант по 3-4 летных курса осваивал 3-4 типы самолетов (Л-29, МиГ-15, МиГ-17, МиГ-21). Подготовка по сложным видам проводилась уже в боевых полках. Выпуски 1991 -92 лет учились только на самолетах Л-39, но при достаточно сложными программами нового КУЛПА УС ИА-90. Курсанты выполняли самостоятельные полеты на высший пилотаж парой, боевое маневрирование парой, пилотаж на малых высотах, на стрельбу НАР (неуправляемые авиационные ракеты) по наземным целям. Выпускник ЧВВАУЛ 1992 имел допуск к самостоятельным полетам по 20 видам подготовки днем и ночью.

По инерции, последний советский выпуск 1991 еще прошел по старинке - выпускники разъехались по Союзу, в боевые полки и центры переобучения. Выпуск 1992 ничем не отличался от предыдущих, но выпускники разъехались уже по разным странам - бывшим республикам СССР.


3.4. Расформирование

Осенью 1995 училище было расформировано. 30 ноября 1995 года состоялось прощание со знаменем училища. 701-й УАП (Чернигов) и 105-й УАП (Конотоп) вошли в состав так называемого ХИЛ - Харьковского Института Летчиков. Там до недавнего времени проводилось достаточно сокращенное летное обучение на Л-39 и вертолетах. В конце 90-х выпускники Хилла имели часы налета и уровень подготовки меньше, чем средний курсант ЧВВАУЛ получал за один летный семестр. В 2001 ХИЛ выпускает лейтенантов "летчиков" без налета вообще и отправляет в запас.

В сентябре 2004 прекратил существование последний авиационное подразделение, оставшееся от Черниговского ВВАУЛ - двести первый Авиационная База, дислоцирована в г. Чернигов. Территория училища передается городским властям и застраивается. Большинство зданий самого училища заброшены. Исключение составляют лишь "старый УЛО (НЛС, учебно-летный отдел)", в котором разместился экономический институт. Курсантская столовая, бывшая казарма 2-го батальона (в торце стадиона) и "новое УЛО" продолжает частично функционировать благодаря работе авиационного лицея.


4. Известные выпускники

  • Аверьянов, Валентин Иванович
  • Антонович, Олег Васильевич
  • Барсуков, Василий Николаевич
  • Бойцов, Аркадий Сергеевич
  • Бохонко, Иван Иванович
  • Галуненко, Александр Васильевич
  • Грицкевич, Иван Александрович
  • Гордиенко, Владимир Гаврилович
  • Егоров, Николай Сергеевич
  • Жигуленков, Борис Васильевич
  • Жуков, Степан Иванович
  • Зюзин, Петр Дмитриевич
  • Иевський, Анатолий Алексеевич
  • Исаев, Василий Васильевич
  • Каденюк Леонид Константинович Украинский космонавт, Герой Украины
  • Каленов, Николай Акимович - летчик, Герой Советского Союза
  • Кизим, Леонид Денисович - космонавт, дважды Герой Советского Союза
  • Киселев, Иван Михайлович
  • Климук, Петр Ильич - космонавт, дважды Герой Советского Союза
  • Кот, Виктор Севастьянович
  • Левченко, Анатолий Семенович - космонавт, Герой Советского Союза
  • Меншутин, Евгений Петрович
  • Осиновая, Николай Михайлович
  • Пелих, Александр Петрович
  • Петруша, Вячеслав Станиславович
  • Пещенко, Андрей Семенович
  • Попков, Борис Захарович
  • Попов, Леонид Иванович - космонавт, дважды Герой Советского Союза
  • Раевский, Александр Михайлович
  • Романенко, Роман Юрьевич - космонавт, Герой Российской Федерации, сын дважды Героя Советского Союза космонавта Юрия Романенко
  • Романенко, Юрий Викторович - космонавт, дважды Герой Советского Союза
  • Рубан, Петр Васильевич
  • Рогожин, Василий Александрович
  • Рябцев, Михаил Евсеевич
  • Себе не, Василий Васильевич
  • Соловьев, Анатолий Яковлевич - космонавт, Герой Советского Союза (5 полетов в космос)
  • Стельмах, Евгений Михайлович
  • Сутягин, Николай Васильевич
  • Титов, Владимир Георгиевич - космонавт, Герой Советского Союза
  • Тихонов, Виктор Павлович
  • Улитин, Иван Семенович
  • Цой, Олег Григорьевич
  • Монах, Иван Арсентьевич