Надо Знать

добавить знаний



Четыре фонтана



Площадь четырех фонтанов. Слева - фонтан Тибр, в центре фото - фонтан Юнона, справа - фонтан Диана, за спиной зрителя - фонтан Арно

Четыре фонтана - небольшой ансамбль из чорирьох фонтанов, встроенных в стены окружающих зданий в Риме.


История возникновения

QuattroFontane1.jpg

В жарком Риме всегда была большая потребность в источниках питьевой воды. Так повелось еще со времен Римской империи. Даже римские императоры, чтобы получить известность жителей Рима, занимались сооружением водоводов-акведуков.

После создания Папского государства функция патронов акведуков и фонтанов автоматически перешла к светского и религиозного главы государства - папы римского. Фонтаны и акведуки города выполняли несколько различных функций - поставка воды для жителей города, для многочисленных паломников из католических стран, для поения скота римского населения. Большая армия талантливых инженеров, архитекторов и скульпторов, которых всегда привлекал Рим, обусловила привлечение их как к строительству церквей и дворцов, так и к созданию фонтанов.

Не был исключением и ансамбль четырех фонтанов на пересечении улиц Пия и Феличе (ныне - 20 сентября и Виа дель Квиринале). Когда понтифик Сикст V потребовал достойно украсить эту площадь, ему предложили с тайным намерением получить заказ на скульптуры - четыре разных скульптуры. Сикст V настаивал на создании фонтана. Ему предложили фонтан посередине площади. Но этот вариант при его реализации становился в пути уличному движению. Тогда и возник окончательный вариант создать четыре фонтана, вмурованные в стены окружающих сооружений, чтобы оставить свободным пересечение путей. Это было несколько сложное инженерное задачи, но реализовали именно его.

Архитектурному замыслу ансамбля стало олицетворение двух крупных рек Италии - Тибра и Арно и аллегории двух женских добродетелей - в образах Дианы и Юноны. Композиция во всех фонтанов - одинакова: скульптура была аллегорией соответственно программы, а из кувшина в закругленный бассейн текла вода. Пышно украшенные были только ниши за аллегориями Тибра и Юноны. Меньше украшений имела фигура Дианы. К тому же она выполнена несколько провинциально и мало напоминала стройную и быструю в движениях богиню охоты.

Ниши по фигурам Тибра и Юноны украшенные изображением дерева и скалы. По Тибром есть изображение пещеры, из которой следует волчица, давний символ Рима. Папа римский так занят созданием фонтанов профинансировал создание трех из них. Четвертый профинансировал богатый житель Джованни Гриденцони, имевший частные владения на этом перекрестке.

Площадь с четырьмя фонтанами создавалась на протяжении 1588 - 1593 лет. Чуть позже сторону одного сооружения перестроили. Здесь была сооружена небольшая церковь Сан Карло с мощной и шумной славой шедевра суток барокко. Ведь автором ее проекта был знаменитый архитектор Франческо Борромини, главный соперник в архитектуре тогдашнего художественного диктатора Рима - Лоренцо Бернини. Волнистый фасад барочной церкви вызвал ряд заимствований в архитектуре как самой Италии, так и за ее пределами. Площадь четырех фонтанов в Риме приобрела популярность. Даже название знаменитой церкви Сан Карло теперь было с ними - Сан Карло у четырех фонтанов. Именно на ее стороне - фонтан с аллегорией Тибра.

Фонтаны Рима приобрели такую ​​популярность, что неоднократно становились "героями" картин и гравюр разных художников. Итальянский композитор Отторино Респиги ( 1879 - 1936) воспел их в музыкальном произведении с тем же названием - "Фонтаны Рима"



Источники

  • Sergio Delli, "Le fontane di Roma", Schwartz & Meyer Ed., Roma, 1985

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам