Надо Знать

добавить знаний



Чижевский Дмитрий Иванович


Chizhevskiy ID.jpg

План:


Введение

Дмитрий Иванович Чижевский
Chizhevskiy ID.jpg
Родился 5 апреля 1894
Александрия
Умер 18 апреля 1977 (83 года)
Гейдельберг, Германия Германия

Дмитрий Иванович Чижевский (* 5 апреля 1894, Александрия, ныне Кировоградской области - ? 18 апреля 1977, Гейдельберг, ФРГ) - ученый-энциклопедист, культуролог, философ, литературовед, религиовед, лингвист, славист, исследователь Украинский и славянской литератур, истории культуры, философии, религиозной мысли и славянской духовости. Один из величайших славистов последнего тридцатилетия 20 века, многолетний "патриарх" [ ] Немецкой славистики, последний [ Источник? ] ее полигистор.


1. Биография

Дом в котором жила семья Дмитрия Чижевского в городе Александрия
Мемориальная доска в честь Дмитрия Чижевского на дома в Александрии.

Родился 23 марта 1894 (по старому календарю) в дворянский семьи. Его отец, Иван Константинович, был артиллерийским офицером царской армии. За участие в народническом кружке он был исключен из военной академии, арестован и после двухлетнего заключения выслан из Петербурга на север, а затем на родину в Александрию.

Дмитрий Чижевский относится к тем интеллектуалов, мировоззрение которых определяется влиянием духовного мира семьи. Мать будущего мыслителя была художницей, отец - прежний офицер, помещик-либерал, конфликтующий с властью (не случайно во время первой русской революции отец Д. Чижевского был избран мэром Александрии). В одной из своих биографий Дмитрий Чижевский отмечал, что духовные интересы его родителей довольно рано обусловили его собственную направленность.

Высшее образование получил в Петербургском ( 1911 - 1913) и Киевском ( 1914 - 1919) университетах. 1921 года выехал в Германию, где учился в Гейдельбергском и Фрайбурзькому университетах.

Участвовал в революции 1917 (член украинской Центральной Рады). После оккупации УНР войсками России (1921), уехал в Германию, где в Гейдельберге и Франкфурте углублял студии философии в Ясперса, Хайдеггера, Гуссерля и др..

С 1924 года преподавал в Праге : в Украинском педагогическом институте им. М. Драгоманова, а с 1929 - в Украинском Свободном Университете. Был действительным членом Славянского института в Праге. С 1945 года - уже в Мюнхене. В 1949 - 56 годах работает в должности профессора Гарвардского университета ( США), заведует философским отделом Украинской Свободной Академии наук в Нью-Йорке. С 1956 года и до конца жизни занимает должность профессора, руководителя Института славистики Гейдельбергского университета ( ФРГ).

Впоследствии опять в Германии преподавал в университете в Галле (1932 - 45), сосредотачиваясь на философии; частности исследует влияние Гегеля на славянский науку и влияние немецкой философии на русскую литературу. При опытах над немецкой мистикой нашел в архивах многочисленные рукописи чешского философа и педагога Яна Коменского и сам заинтересовался мистицизмом в сочинениях Сковороды, Гоголя и Достоевского. После войны действующий как профессор -гость ( нем. Gastprofessor ) В Марбурге (1945 - 51), Гарвардском Университете (США, 1951 - 56) и снова в Гейдельберге (с 1956); действительный член Гайдельберзькои Академии (с 1962) и почетный профессор (с 1968) и одновременно почетный профессор (с 1970) в Кельне. На своих постах в Галле, Марбурге и Гейдельберге основал и построил славистические институты.


2. Научная деятельность

Мемориальная доска Дмитрию Чижевского на фасаде Института филологии КНУ

В многогранной научной деятельности Чижевский выявил большую эрудицию и внес значительный вклад в исследование истории литературы, в критике, филологию, эстетику и философию (русский, украинский, словацкий, чешский, польский и немецкий, хотя с 1,000 научных трудов большинство - около 200 - посвящен Украины ). Научные труды по славистике, истории литературы, философии, филологии. Д.Чижевский - автор фундаментальных трудов "Философия на Украине", "Очерки по истории философии на Украине", "Гегель в России", "Философия Сковороды", "История украинской литературы от начала до суток реализма" и других. Автор "теории стилей". С сентября 1949 - профессор Гарвардского университета. С 1962 - член Гейдельбергского Академии, член-основатель Украинской свободной АНМ в США.

Научная деятельность тех пор стала основой его жизни: профессор Украинского свободного университета, преподаватель университетов Галле, Йены, Марбург, Гейдельберге, Кельна ... Параллельно учится у мыслителей ХХ века К.Ясперса и М.Хайдеггера (основоположники екзистенционализму), Е.Гусерля (основателя феноменологии) . Ученый был самоотверженным библиофилом (например, в Гарвард привез с собой 13 тысяч редких книг, фактически собранных со всей Европы).


2.1. Исследование барокко

Чижевский первый открыл славянское и в частности украинского барокко, а историю украинской литературы пытался построить как историю стилей: подчеркивая начальный связь с византийской культурной сферой и вказучы на ​​созвучную смену стилей с западными влияниями (с 16 в.).

Вместе с тем феномен украинского барокко ученый ставил в общеевропейский контекст, не вычленяя только стилистику, а подчеркивая тотальность барокко мышления в те времена.

В работе "Литературный украинских барок" он писал: "Часто удивляются, как представитель современной астрономии Кеплер мог вместе с тем заниматься астрологией, - часто предпринимают попытки, игнорируя синтетический характер культуры барокко, выяснить это" противоречие "так, что Кеплер, мол , занимался астрологией для заработка, а астрономией с собственного научного убеждения. Когда немного углубиться в чтение произведений великого швабского ученого, легко увидеть, что такое объяснение является полной ошибкой: научный идеал Кеплера соединял в себе и старую, и новую науку. Самый стиль чисто астрономических произведений Кеплера стоит в резком противоречии к научному стилю нашей современности: Кеплер сочетает чрезвычайную екзактнисть наблюдений и веру в асболютну точность числовых, геометрических закономерностей в мире с верой в всестороннюю гармонию мира, которая открывается не только эмпирическому исследованию, а так же и дедукции, даже фантазии , полумистическими интуиции ученого ...


2.2. Организация украинских философского процесса

Дмитрий Чижевский впервые осуществил систематизацию историко-философского процесса в Украине (начали это направление исследования Кл. Ганкевич и В.Щурат). Его общее видение становления и развития истории украинской философии отмечает реальное начало историко-философского украиноведения как самостоятельной отрасли.

2.3. Вопрос культурных идентичностей

Дмитрий Чижевский всегда принципиально отличал украинскую культуру и язык от русского (великорусского) и от своих немецких коллег по специальности требовал следовать этому. В частной жизни и в отношениях с коллегами он наоборот - никогда не делил людей по этническому признаку.

В конце жизни мировоззрения Д.Чижевского был присущ космополитизм. Ученый был горячо убежден, что "важнейшим культурным фактором являются личные связи людей, прежде всего из-за границы, что есть в Европе такие тесные для наций ... Культурные связи народов я считаю весомее политические", - утверждал мыслитель.

Юбилейные сборники его уважение вышли в 1954 и 1966 годах. Умер в Гейдельберге.


3. Труда

  • "Логика" (1924), "Dostojevskij Studien" (1931),
  • "Hegel bei den Slaven" (1934),
  • "?t?rova filozofia ?ivota" (1941),
  • "Geschichte der altrussischen Literatur: Kiever Epoche" (1948 и 1960)
  • "Outline of Comparative Slavic Literatures" (1952),
  • "On Romanticism in Slavic Literatures" (1957),
  • "Das heilige Russland" (1959),
  • "Russland zwischen Ost und West" (1961),
  • "Russische Literaturgeschichte des 19 Jahrhunderts" (1964),
  • "Comparative History of Slavic Literatures" (1971);

3.1. по украинистике

  • "Философия на Украине" (1926),
  • "Очерки по истории философии на Украине" (1931),
  • "Фильософия Г. С. Сковороды" (1934)
  • "Укр. Лет. Барок. Очерки", I - III (1941 - 44),
  • "К проблеме барокко" (1947),
  • "Культурно-исторические эпохи" (1948),
  • "Семнадцатый век в духовной истории Украины" (1948),
  • "Вне красоты (к эстетике барочной литературы)", (1952),
  • "История укр. Литературы от начала до суток реализма" (1956),
  • "Skovoroda, Dichter, Denker, Mystiker" (1974),
  • "A History of Ukrainian Literature" (1975).
  • Семнадцатое столетие в духовной истории Украины (в :) Арка, Мюнхен 1948, Ч. 3-4, с.9.

Литература

  • Виталий Аблицов "Галактика" Украина ". Украинская диаспора: выдающиеся фигуры "- К.: КИТ, 2007. - 436 с.
  • Энциклопедия украиноведения. В 10-х томах. / Главный редактор Владимир Кубийович. - Париж; Нью-Йорк: Молодая жизнь, 1954-1989 .
  • Алексей Мишанич. "Дмитрий Чижевский как историк древней украинской литературы" в кн. Дм. Чижевский. "Литературный украинских барок". - Харьков, изд-во "Акта". 2003.

5. Источники и ссылки


6. Премия имени Чижевского


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам