Чистопады

Чистопады - село в Украина, в Зборивском районе Тернопольской области. Расположен на реке Серет, на северо-востоке района. Центр сельсовета. К Чистопады приедано хутора Гаи, Дички.

Население - 587 человек (2007).

Церковь Святого Николая (1701) Современный вид
Дорога возле озера лето 2010

1. История

Расположен на правом берегу реки Серет, к северу от Зборов 27 км.

О названии села никто ничего не может сказать, также неизвестно, кто его основал. Первое упоминание о селе есть в 1701 году, когда здесь была построена деревянная церковь св. Николая.

До войны село было бедное. Только несколько хозяев имели более 10 моргов поля. Перед И мировой войны много жителей села ездили на жатву зарабатывать на соседские усадьбы, особенно в село Ярчовець круг Зборов, где был большой поместье и хорошо родила пшеница.

Село имело в то время 361 га поля вместе с сенокосами. Фильварке в Чистопады не было, но на другой стороне реки находился Турчин. Когда-то, во времена дворянства, через реку была плотина, которой переправлялись на барщину, что была у Турчина.

За селом когда-то находился фольварк, который назывался Багнеривка и имел более 250 моргов поля. После Первой мировой войны имение уничтожили. А после войны тогдашняя владелица графиня Цинские розпарцелювала и подарил все это поле осадников-инвалидов, послужили чем-то до восстановления Польши. В селе их было много, но конфликтов с украинской общиной не было.

Село Чистопады образовывалось с самого села, хутора Дички и Гаев Чистопадивських. Потому что некоторым тесно было жить в деревне, то строились по своим Гайках, где насчитывалось более 40 дворов.

Трагическим событием в истории Чистопады было уничтожение села в период Первой мировой войны - 1916 год. Венгры, которые стояли тогда в селе, эвакуировали целое село, а дома разобрали. Люди разъехались в разные уголки. Некоторые пережили войну в близких селах Тростянец, Гнидава, Олиев, многие жители поселились круг Золочева, многие даже круг Городка в селе Артищев круг Львова, но были и такие, которые находились в лагерях Австрии и Чехии.

Очень много тогда умерло детей и стариков. В 1918 г. люди вернулись в деревню. Но тогда все было уничтожено, осталось только два целых дома, все поросло крапивой и сорняками. Не было что есть и где жить, поэтому люди ходили за зерном до Збараж. Многие холода и голода умерло. Со временем чистопадивци начали разбирать окопы, которых было много в деревне, и возводить себе дома.

Тяжелые времена пережил село в годы Второй мировой войны. Во времена Польши старостой в селе был Василий Проник, которого позже арестовали и вывезли в Россию большевики.

Первым председателем сельского совета был Андрей Дутка. Впоследствии его невзлюбили и выбрали Павлусика Михаила. По словам старожилов, он был плохим человеком. Ему давали взятки, но и это не помогало. Позже председателем стал Криль Николай, а секретарем - Стець Андрей, работавшие на этих должностях до прихода немецких войск. С взрывом войны многие мужчины ушли на войну.

4 июля 1941 немцы пришли в Заложцы, а 5 июля 1941 войско разбило винокурню на Турчина. Многие жители села захотели набрать водки. Неизвестно из чего начался пожар, в ее пламени сгорело около 40 человек, более сотни умерли в муках. Из села сгорели: Боляк Мария Стець Прасковья. Тяжело попеклося еще 8 человек, которые впоследствии выздоровели.

Немцы издевались (били) людей, заставляли к работе на строительстве зеленого дома (помещения сегодняшней поселкового совета). Вийтом немцев работал Крилина Иосиф.

Немцы вывезли на работы в Германию: Богуцкий Михаила Дмитриевича, Семес Стефания Ивановна, Дыня Владимира Васильевича, Сець Михаила Павловича, Григус Феклу Ивановну, Стець Анну Васильевну, Жук Клементину Васильевну, Дерех Михаила Константиновича, Овсяк Марию Павловну, Микляшевич Марию Викторовну, Жук Агафью Михайловну , Дерех Клементину Константиновну, Богуцкий Стефания Михайловна, Дерех Стефания Васильевна, Цапишин Михаила Васильевича, Кусяк Клементину Николаевну.

В Германии родились Богуцкая Галина Михайловна и Цапишин Людмила Михайловна, которые сейчас проживают в селе.

В селе действовала читальня "Просвещения", основанная священником о. Григорием косарь 1906 г., который был священником с.Ратищи и Чистопады до 1915 г. Первым ее председателем был Дутка Михаил. Читальня имела более 100 книг. Находилась в доме, где когда-то была ДЯКОВСКЕ школа.

После Первой мировой войны вновь восстановили читальню "Просвиты", но из-за отсутствия помещения не было где проводить занятия. Поэтому община села обратилась к своим собратьям в Америке, чтобы они помогли построить дом. Эмигранты прислали деньги, и в 1937 году построили Читальный дом, где находились магазин, читальня и театральный зал. К строительству дома всего приложили сил Криль Василий Кондратьевич и Крилина Иосиф.

В 1937 году польская полиция нашла запрещенные книги в читальне и наказала Криля Василия и Крилину Иосифа штрафом по 200 золотых, после чего закрыли читальню.

Работу читальня возобновила в июле 1941 г. после прихода немцев, а в июне 1942 г. ее переименовали в украинском образовательное общество, председателем которого стал Криль Василий Кондратьевич.

Первая школа находилась при церкви, дякоучителем был Дмитрий Кульчинский. Школьный дом был ДЯКОВСКЕ. В 1888 году чистопадивци приобрели землю и построили школу.

Школьный дом во время Первой мировой войны сгорел вместе со всем селом. Школа находилась в крестьянских домах, а новый школьный дом построили в 1925 году. Деньги частично на строительство дала американская община, а крестьяне сдавали по 4 злотых от морга поля. Дом из глины вышел совершенно непригодным для обучения. Строили его тогдашний солтис Василий Проник и директор школы Яворский.

Во времена господства Польши учителем был Яворский, польский осадник, который пибув из Бродов. Сначала в школе учили украинский язык, а затем перешли на польский, хотя поляков в школе было всего 12. Впоследствии учительницей Надежда Чубель, она проработала до распада Польши.

Когда пришли большевики, Яворского вывезли в Сибирь. В 1939-1940 гг преподавала Ольга Королюкова, позже ее освободили, ведь была жена священника.

В 1940-1941 гг в школе работали до 4 учителя. В течение 1942-1943 гг преподает Осипенко Клавдия с Великой Украины.

Об учреждении и начало прихода никто ничего конкретно не знает. В книге "Залозецкий край" написано, что церковь построена в 1701 г., но жители говорят, что она сгорела во время Первой мировой войны.

Первый настоятель - о. Дмитрий Жеребецкий (с 1873 г.), сначала он жил в Чистопады, но обслуживал и Ратыщи. Позже перешел жить в Ратыщи. Служил священником 20 лет. Умер в 1898

Где-то после 1915 до 1918 г. обслуживал приход священник Ювеналь Луцик, который начал строительство церкви в древке. В то время многие жители села перешло по греко-католического обряда римско-католический.

Во время Первой мировой войны церковь в селе сгорела. После войны жители снова добиваются пастыря. На неоднократные обращения граждан отказывали, потому что село не имело дома для проживания отца. И только в 1934 году заложили фундамент и возвели в 1935 году проборство. Многие приложил усилия к строительству поборства в. Ковальчук, должен был перейти на постоянное проживание в с. Чистопады из с. Ратыщи. Но в 1938 г. он получил приход в Старых Бродах.

Первым местным заведующим церкви в с. Чистопады был Владимир Королюк с 5 июня 1939 по февраль 1943 г., проживал в Чистопады

Еще в 1936 году построили кирпичный. С кирпича строили приходство и читальный дом.

После о. Королюка пришел на приход Симкив Михаил, прослужил до 1960 года. Похоронен в с. Чистопады на кладбище.

В 1950 году священника выгнали из церковного дома, а там разместили школу. К 1960 г. он проживал на квартире. С 1960 г. пришел на проборство в. Кирильчук Василий Прокофьевич. Община купила жилой дом. Его жена работала в колхозе, имели троих детей. Священник также участвовал в сельхозработах. Позже священником был Юрчинський Софрон. С 1980 до 1991 г. - о. Петр Жаровский, который отремонтировал и расписал церковь. С февраля 1991 до сих отец брег Игорь Павлович УПЦ КП. В 1995 году построен новый греко-католический храм св. Архистратига Михаила. Церковь в Чистопады никогда не была закрытой. В книге "Залозецкий край" указаны ложные сведения, богослужения отправлялись под открытым небом. К построению греко-католической церкви богослужение велась поочередно до 1995 года, хотя несогласие и ссоры между крестьянами были. Но впоследствии поладили священники и сегодня противоречия почти исчезли.

В 1944 году в марте пришли российские войска в Чистопады, Залещики, Ратыщи, а в Гнидава и Тростянце стояла линия фронта - там были немцы.

Из восточных областей в Чистопады привезли молодых юношей, не имевших даже обмундирование и которые сразу шли в бой. Все погибли в Тростянецком лесу. Военная кухня располагалась в селе. Пищу возили на линию фронта, но возвращались с продуктами, потому что уже не было кого кормить, все погибали. И так каждый день.

В 1944 году на Пасхальные праздники всех мужчин до 45 лет забрали в армию и завезли на Дальний восток (Манджурии). Погиб там Магда Петр. Остальные вернулись в 1945-1946 гг На войне погибли: Григус Михаил Иванович, Дыня Михаил Андреевич, Гоцяк Василий, Стефанишин Иван, Фец Василий, Дерех Андрей, Дерех Василий, Богуцкий Андрей, Дацишин Михаил, Томашевский Иван, Ногас Дмитрий.

Когда стояла линия фронта, людей эвакуировали из села в Збаражский район на три месяца. После их возвращения - половина села была сожжена. Поля уничтожены. Люди ходили зарабатывать на Волынь и Збаражчина.

12 июля 1944 линия фронта переместилась в сторону Львова. Люди начали сеять поля, восстанавливать дома. В 1946 г. вернулись с фронта инвалидами: Гаевой Иван, Дацишин Михаил, Лазарук Максим Криль Владимир, Плотник Михаил, Богуцкий Иван.

Активно участвовали жители села и в национально-освободительной борьбе. Очаг ОУН здесь возник еще в 1938 году. Его основателем стал Михаил Тесля, секретарем - Дмитрий Богуцкий. Во времена немецкой оккупации через село проходила линия связи "Карпаты-Волынь". Один из активных подпольщиков был Антон Григус, ученик 8 класса Тернопольской гимназии, который вместе с друзьями зимой 1943 похитили с Залозецкого станицы пограничной службы двух немцев, чтобы потом обменять их на арестованных членов ОУН. 1 марта 1944 Антон вместе с матерью был застрелен гестаповцами, приехавшие в село с железке.

С установлением советской власти началась борьба с ОУН. Станичным села в те времена был Иван Дацишин, связной - Бай Мария.

После войны председателем сельского совета был Криль Николай Михайлович, а с 1949 г. - Дутка Алексей.

В 1949 г. в марте начали создавать колхозы. Сначала люди опирались коллективизации, но затем новая власть заставила отдать все - лошадей, коров, инвентарь.

Первым председателем колхоза был Жук Иван Федорович, с 1952 г. - Очколас Прокоп Григорьевич, с 1956 г. - Мушта Роман Иванович.

Людям трудно жилось - все урожай сдавали государству, денег не платили.

С 1958 г. председателем стал Горишный Григорий Васильевич. С 1961 г. - Паликов Анатолий Яковлевич. Тогда стали лучше обрабатывать земли, повысилась урожайность. Платили постоянно. Жизнь людей улучшилось. В то время почти все село уже отстроили. Построили новый магазин, сельскохозяйственные помещения. В 1989 г. появился новый дом культуры, животноводческий комплекс на 2500 голов скота, ныне совсем уничтожен, помещения ФАПа. Построенные дороги с твердым покрытием.

Население села:

1880 г. - 716 жителей (659 греко-католиков), 1909 - 743 (702 греко-католики), 1910 - 914, 1921 - 162 дворов, 737 жителей, 1931 - 170 дворов, 817 жителей, 1936 - 757 греко-католиков, 56 римо-католиков, 2 евреи. 2000 г. - 209 дворов, 608 жителей.

Сегодня в Чистопады проживает 587 граждан, является 184 дворы, из них - 18 необитаемых. В селе есть 2 магазина, коммунальное предприятие, школа, ФАП, почтовое отделение, клуб, библиотека. Сельскохозяйственного предприятия нет. Бывший колхоз уничтожен. Но есть надежда на инвесторов, которые планируют открыть колбасный цех и цех по выращиванию грибов. Готовятся материалы на продажу помещений, оставшихся после паи колхоза. Часть земель арендует ПАП "РОЗТОЦКОЕ" - 184,1 га. Крестьяне в основном заняты в личных подсобных хозяйствах. Молодежь уехала за границу (40 человек).

Достопримечательностей архитектуры нет. На окраине села стоит древний крест, говорят, со времен казачества.

Одним из интересных эпизодов истории села была борьба с пьянством до первой мировой войны. Возглавили его священники о. Ф. Тарнавский, о. И. Мединский, о. Григорий Косарь (настоятель сс.Ратищи и Чистопады), учитель Лонгин Тарнавский. В селе было создано "Общество трезвости". В результате их деятельности крестьяне перестали посещать корчмы и те закрылись.

На сегодня защищает диссертацию бывшая жительница села Сенкивська Галина Ярославовна, которая работает преподавателем Кременецкого пединститута, историк по образованию, на тему: "Исторические воспоминания о деревне". Вблизи села обнаружены археологические памятники позднего палеолита.

Известно от 17 в.

Действовали ?Просвита?, ?Сельский хозяин? и другие общества, кооперативы.


2. Достопримечательности

Есть церкви: святого Архангела Михаила (1701, деревьев.) и св. Архистратига Михаила (1995, стена.).

Построен памятники односельчанам, павшим во время 1-й и 2-й мировых войн (1967), Т. Шевченко (1968), установлены памятные кресты в честь отмены барщины, провозглашение независимости Украины (1994), 850-летия крещения Украина, Борцам за свободу Украины (1991).

3. Социальная сфера

Работают ООШ I ступ., Клуб, библиотека, ФАП, торговое заведение.

4. Персоналии

В Чистопады проживает скрипач-виртуоз, фольклорист Б. Лукашевич, преподавала писательница Л. Тывонюк.

Родились:

  • Григус Игорь Михайлович - доктор медицинских наук, профессор.
  • Ногас Анжела Александровна - кандидат наук по физическому воспитанию и спорту, доцент кафедры физической реабилитации Международного экономико-гуманитарного университета имени академика Степана Демьянчука.

Литература

Источники

  • По материалам книги "Зборовщине: история и настоящее: Историко-краеведческий очерк / сост. М.Б.Бигус. - М.: Воля, 2008. - 480 с.