Чувство

Чувства (от старославьянського слова "слышать") это:

  • сознания из-за более или менее сложного сочетания разного рода ощущений.
  • Сложное состояние организма, что предполагает телесные изменения розпоширеного характера - в дыхании, пульсе, Железа -выделениях т.д. - и на ментальном уровне, состояние возбуждения или волнения, что сказывается сильными чувством, и обычно импульсом по определенной формы поведения. Если эмоция - интенсивная, то тогда выступает нарушение интеллектуальных функций, степень раздвоения личности, и тенденция действия неуравновешенного или протопатичного характера.
  • Эмоциональный аспект умственного жизни и его выражений в отличие от интеллектуального, волевого, или деятельного аспектов.

Чувства - это специфические человеческие, обобщенные переживания отношения к человеческим потребностям, удовлетворение или неудовлетворение которых вызывает положительные или отрицательные эмоции - радость, любовь, гордость или грусть, гнев, стыд и т.д..

В отличие от эмоций и настроений, чувства имеют выраженную объективную привязку: они возникают относительно чего или кого, а не ситуации в целом. "Я боюсь этого человека" - это чувство, а "Мне страшно" - это эмоция.

В качестве чувство проявляется отношение личности к труду, событий, другим людям, к самому себе. По качеству переживаний отличают одни эмоции и чувства от других, например радость от гнева, стыда, возмущения, любви и т.д..

Согласно И. П. Павловым, одной из физиологических основ чувств является динамические стереотипы, т.е. образованные при жизни системы временных нервных связей. "Здесь возникают чувства тяжести и легкости, бодрости и усталости, удовольствия и горести, радости, торжества и отчаяния т.д.. Мне кажется, что часто такие чувства при изменении обычного образа жизни, при прекращении обычных занятий, при потере близких людей ... имеют свое физиологическое основание значительной степени в изменении, в нарушении старого динамического стереотипа и в сложности становления нового "(И. П. Павлов). В возникновении и течении чувств большую роль играет вторая сигнальная система в ее взаимодействии с первой. Слово изменяет наши настроения, вызывает восхищение, глубокие переживания. Лучшим показателем этого является чувство, вызываемые поэтическими произведениями. Осознавая ситуацию, вызывает определенные чувства и сами чувства, мы можем уменьшить силу переживания, сдерживать, регулировать их, но внешнее выражение эмоций, внутреннее эмоциональное и чувственный состояние при этом сохраняются.

В эмоциональной сфере человека особое место занимают высшие чувства. Особое место выше чувством отводится в художественном творчестве. Многие авторы уделяют немалое внимание их освещению и т.д.. Они представляют собой отражение переживаний отношения к явлениям социальной действительности. По содержанию высшие чувства разделяют на моральные, эстетические, интеллектуальные и праксични чувства. Уровень духовного развития человека оценивают по тем, в какой степени ей присущи эти чувства. В высших чувствах ярко проявляются интеллектуальные, эмоциональные и волевые компоненты. Высшие чувства являются не только личным переживанием, но и средством воспитательного влияния на других.

Моральные чувства - это чувства, в которых оказывается устойчивое отношение человека к общественным событиям, к другим людям, к самому себе. Их источником является совместная жизнь людей, их взаимоотношения, борьба за достижение общественных целей. Моральные чувства человека сформировались в общественно-исторической жизни людей, в процессе их общения и стали важным средством оценки поступков и поведения, регулирования взаимоотношений личности.

Эстетические чувства - это чувство красоты в явлениях природы, в труде, в гармонии красок, звуков, движений и форм. Гармоничная слаженность в объектах целого и частей, ритм, консонанс, симметрия вызывают чувство приятного, наслаждение, глубоко переживается и вшляхетнюе душу. Эти чувства вызывают произведения искусства. Не только в мышлении, но и чувствами человек утверждает себя в предметном мире.

Зависимости от уровня общей и художественной культуры люди по разному отзываются на красоту. Одни глубоко переживаюгь гармонично выраженные ритм и рифму, переходы и взаимопереходы между цветами, звуками, формами и движениями, другие не испытывают этой гармонии и увлекаются грубыми, резкими звуками, беспорядочными движениями, случайными сочетаниями цветов.

Эстетические чувства тесно связаны с моральными чувствами. Они вшляхетнюють личность, вдохновляют ее высокими стремлениями, удерживают от негативных поступков. Итак, эстетические чувства являются существенными факторами в формировании морального облика человека.

Высшие уровни развития эстетического чувства проявляются в чувствах высокого, возвышенного, трагического, комического, юмора. Эти разновидности эстетических чувств органически связаны с моральными чувствами и является важным средством их формирования.

Праксични чувства - это переживание человеком своего отношения к деятельности. Человек откликается на различные виды деятельности - трудовую, учебную, спортивную. Это проявляется в восторге, в удовлетворении деятельностью, в творческом подходе, в радости от успехов или неудовлетворении, в равнодушном отношении к ней. Праксични чувства возникают в деятельности. Яркое представление о содержании и формах деятельности, ее процесс и результат, общественную ценность - главная предпосылка возникновения и развития праксичних чувств.

Праксични чувства развиваются или угасают зависимости от организации и условий деятельности. Они особенно успешно развиваются и становятся устойчивыми тогда, когда деятельность импонирует интересам, склонностям и способностям человека, когда в деятельности оказываются элементы творчества, развиваются перспективы ее развития.

Праксични чувства становятся богаче, если сочетаются с моральными чувствами. Труд как дело чести, гуманистическое отношение к деятельности делают праксични чувства важным фактором борьбы за высокую производительность и качество труда.

Интеллектуальные чувства представляют собой эмоциональный отклик отношение личности к познавательной деятельности в широком смысле. Эти чувства оказываются в любознательности, чутье нового, удивлении, уверенности или сомнении. Интеллектуальные чувства ярко проявляются в познавательных интересах, любви к знаниям, учебных и научных вкусах.

Познавательные чувства в зависимости от условий жизни, обучения и воспитания имеют разные уровни своего развития. Такими его уровнями является интерес, любознательность, целеустремленный, устойчивый интерес к определенной области знаний, увлечения познавательной деятельностью. Познавательные чувства своим механизмом имеют врожденный ориентировочный рефлекс, но его содержание полностью зависит от обучения, воспитания, окружающей действительности условий жизни.


См.. также

Источники

  • Джеймс Древер. Словарь психологии - A Dictionary of Psychology by James Drever. Middlesex: Penguin Reference Books, 1952 - 1966.
  • Изард К. Эмоции человека: Пер. с англ. М.: Изд. Моск. Ун-та, 1980, с.440. И 10508-138
  • Психология / Под ред. Г. С. Костюка. - М.: Просвещение, 1988.
  • Общая психология / Под ред. А. В. Петровского. - М.: Просвещение, 1987. И
  • Немов Р. С. Психология. - М.: Просвещение, 1995.
  • Якобсон П. М. Психология чувств. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980.


Социология Это незавершенная статья по социологии.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.


Пси Это незавершенная статья по психологии.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.