Надо Знать

добавить знаний



Шарль Фурье \ 'является



План:


Введение

"Франсуа Мари Шарль Фурье

Франсуа Мари Шарль Фурье ( 7 апреля 1772 - 10 октября 1837) - французский социалист-утопист и философ. В 1837 году Фурье впервые применил термин "Феминизм" : уже в 1808 году он заявлял, что расширение прав женщин является условием социального прогресса.


1. Биография

1.1. Детство

Фурье родился 7 апреля 1772 года в Безансоне в семье торговца одеждой. До 12-13 лет посещал школу, но параллельно самостоятельно изучал логику, географию, физику, математику и т.д.. После смерти отца был вынужден сразу же после окончания школы зарабатывать деньги торговлей, хотя и делал несколько безуспешных попыток продолжить обучение. Работая приказчиком, Фурье изменил нескольких хозяев и посетил Лион, Руан, Марсель, Бордо, Париж. Ездил в Германию, Бельгию, Голландию.

В 1793 году Фурье, будучи владельцем магазина колониальных товаров, принял участие в Лионском восстании. Его лишили всего имущества, дважды арестовывали и чуть не расстреляли. После декрета от 23 августа 1793 он был завербован в армию, в отряд конных егерей. В 1795 году по болезни уволился и стал приказчиком в хлебного торговца в Марселе, а затем - биржевая маклером в Лионе.

В это время Фурье увлекается разработкой различных проектов и усовершенствований: он изобрел упрощенную систему нотописання; придумал использовать деревянные, а затем и железные рельсы; пишет проект продовольствия армии в новый способ; описывает меры по ускорению перехода войск с берегов Рейна в Италию ; пишет проект установления особого класса маклеров.

Работая коммивояжером, Фурье обратил внимание на то, что яблоко в парижском ресторане стоит в сто раз дороже, чем в Безансоне. С этого момента он направил свои усилия на разработку проекта справедливого социального устройства.


1.2. Становление фурьеризму

В 1803 году Фурье выпускает небольшой политический трактат "Континентальный триумвират и вечный мир за тридцать лет", в котором предполагал, что Австрия и Россия разделят между собой Пруссию, после чего Франция и Россия разделят Австрию и начнут борьбу за господство, которая завершится, скорее всего, победой России. Наполеоновская полиция обратила внимание на брошюру, но не стала трогать ее автора, который был далек от политики.

В 1808 году вышел первый большой произведение Фурье: "Теория четырех движений и всеобщих судеб" (Th?orie des quatre mouvements et des destin?es g?n?rales. Prospectus et Annonce de la D?couverte). Ученик Фурье Жюст Мюирон дал ему деньги на издание в 1822 году двотомового "Трактата о домашней и земледельческую ассоциации" (Trait? de l'Association domestique-agricole). В 1829 году выходит трактат "Новый промышленный и социетарний мир" (Le nouveau monde industriel et societaire), а в 1835 - двотомова сборник "Фальшивая промышленность, раздробленная, отталкивающая, лживая, и противоядие - промышленность естественная, слаженная, привлекательна".

Фурье предлагал реализовать его проект французскому правительству, но получает сдержанный ответ. Он рассылал свои трактаты ученым, писателям, государственным деятелям, но не находит среди них поддержки.

Время уже в середине 20-х годов вокруг Фурье начинает форумуватися круг учеников. Благодаря усилиям Мюирона, Кларисса Венуре и Виктора Консидерана, в 1832 году был создан первый фурьеристичний еженедельник "La r?forme industrielle ou le phalanst?re" (Промышленная реформа, или Фаланстер).

Многие бывшие сенсимонисти перешли в ряды фурьеристы, школа разрослась. Новое учение принимали и состоятельные люди: член палаты депутатов Боде-Дюлари отказался от своего звания и основал акционерную компанию для образования капитала в 1 200 000 франков (минимум, необходимый для создания Фаланстер).


1.3. Первые Фаланстер

Отведя для Фаланстер 500 гектаров земли в Конде-сюр-Вегре, фурьеристы построили на этой территории монументальные сооружения, начали разводить экзотические растения, но эксперимент закончился провалом из-за недостатка средств и непрактичность организаторов. Это поражение почти развалила школу, но Консидеран смог вдохнуть в это движение второе дыхание.

В 1836 году был учрежден новый журнал "La Phalange, Journal de la Science Sociale" (Фаланга, журнал социальной науки) в 1840-х годах он стал выходить ежедневно. Тогда же начала выходить ежедневная газета "D?mocratie pacifique" (Мирная демократия). Фурьеристы распространили свое влияние на всю Европу и Америку. В школе были поэты и художники, которые составляли сатиру на современное им общество и изображали сцены из жизни Фаланстер. С 1845 по 1852 выходили также "Almanachs phalanst? riens". В Лондоне фурьеристы выпускали "The London Phalanx", в Америке - "Phalanx", а затем "Harbinger".

Во Франции и Америке было осуществлено до 40 попыток основать Фаланстер, но ни один проект не просуществовал более 12 лет, а большинство закрывались через 3-5 лет.

Умер Фурье в Париже в 1837 году. Идеи "социетарнои школы" продолжил популяризировать Консидеран. Последователи Фурье провели социальный эксперимент в США на знаменитой Брук-Фарм в Роксбери, штат Массачусетс.


2. Учение

Основным содержанием работ Фурье была идея социальной гармонии, возможна только в обществе, построенном на принципах справедливости и равенства. Он отрицательно относился к революциям, которые "грабят богатых, чтобы обогатить интриганов", но, по его мнению, капитализм, в основу которого положена частную собственность, что порождает конкуренцию, анархию и социальное неравенство, требует обязательного реформирования.

2.1. Причины неудовлетворительного состояния общества

По мнению Фурье, причины позорного состояния современного общества в том, что работает всего треть населения, тогда как остальные либо ничего не делают, или разрушают. Таких "паразитов" он делит на три группы:

  • домашних (большинство женщин, почти все дети и прислуга);
  • социальных (военные, половина фабрикантов, 9/10 купцов, 2/3 агентов транспорта, сборщики налогов);
  • дополнительных (адвокаты, богачи, заключенные, больные, проститутки, воры, разбойники, нищие).

Между тем, даже одна треть населения могла бы обеспечивать себя и всех паразитов, если ее работа была правильно организована. Отсутствие кооперации и незаинтересованность работника в своем труде приводит к:

  • бесполезного расходования труда (а следовательно, уменьшение количества потенциально производимых продуктов);
  • наличие в продаже плохих товаров, производство которых требует меньше времени;
  • отвращение рабочих к труду, недовольство своим положением и всем социальным строем.

Кроме того, общество противопоставляет интересы покупателя и продавца, фабриканта и рабочего, правительства и подданных. Особенно рьяно Фурье критикует торговле, которое детально изучил изнутри.

Еще одна причина общественных проблем - разврат. Через законодательство, запрещающее расторжения брака, из всех интимных связей лишь 1/8 является супружескими, и из этих 1/8 99% супружеских пар нарушают свои обязанности, пишет Фурье. Он обращает внимание на процветание супружеской измены, на подавленное положение замужней женщины и детей.


2.2. Фаланга

Североамериканская фаланга построена в Нью-Джерси

Стержнем идеальной социальной системы Фурье считал фалангу. Она содержит в себе идею всеобщего братства и основывается на соответствии интересов индивида и коллектива. Фаланга строится на сельскохозяйственной основе, но предполагает взаимодействие с промышленным производством. При свободном проявлении способностей одна личность дополняется другой, что является основой счастья всех вместе и каждого в отдельности. Работа в фалангах привлекательна, так как она соответствует способностям и склонностям каждого индивида. Предполагалось, что члены фаланги могут менять занятия, удовлетворяя "инстинкты приятной изменчивости".

Фурье считал, что 12 страстей, комбинируясь, образуют 810 типов человеческого характера, поэтому в идеальном фаланге должно было проживать ровно 1620 человек. В будущем образуется шесть миллионов фаланг, руководить которыми будет "омниарх", что жить в Константинополе. Позже Фурье заменил омниарха на Всемирный конгресс фаланг.

Рабочие бригады создаются на основе взаимной любви. Каждая бригада в психологическом отношении является "серией". Другие "серий" она относится как к конкурентам, но без враждебности, свойственной классовому обществу.

В процессе различных занятий человек может иметь чувство любви, соперничества или причастности к "каббалистического" - загадочного, таинственного. Все эти инстинкты, по мнению Фурье, следует освобождать, а не вытеснять их, как это происходит в современном обществе, где они превращаются в разрушительные страсти.

Посреди фаланги стоял фаланстер - четырехэтажный квартирный дом. Богатые занимали в нем верхние этажи, а бедные жили внизу. Богатство же определялось тем, какую работу выполняет человек. Даже если определенное занятие не приносило удовольствие человеку, она могла его выбрать ради денег.

Каждый в фаланге, начиная с 4,5-летнего возраста, является владельцем продуктов своего труда. Он будет получать вознаграждение в соответствии с количеством затраченного труда, к свойствам выполненной работы, к своему таланту и объема вложенного капитала. Общий доход фаланги делится на 12 частей. Четыре из них придутся на капитал, пять на труд, три на талант.

Особое внимание уделялось тем, чью сексуальную страсть не была удовлетворена. От несчастной любви должны были вылечить специальные "феи". Вылеченный мог ознакомиться с каталогом жителей фаланги соответствии с типом характера и выбрать себе сексуального партнера. Фурье также защищал гомосексуальность как личный выбор некоторых лиц.

Управлять фалангой должен ареопаг из мудрых и опытных лиц: они выдают советы, которым, впрочем, отдельные бригады могут и не следовать.


См.. также


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам