Надо Знать

добавить знаний



Шаян Владимир Петрович


Shajan.jpg

План:


Введение

Владимир Петрович Шаян
Shajan.jpg
Родился 2 августа 1908
Львов, Украина Украина
Умер 15 июля 1974
Лондон, Великобритания Великобритания
Национальность Украинскому
Область научных интересов философия, религиоведение
Alma mater Львовский университет им. Ивана Франко
Научная степень профессор
Научный руководитель Президент Украинской Свободной Академии Наук (УВАН), президент Украинского Свободного Университета
Известный в связи с: Возрождением Родной Веры Украинский

Владимир Петрович Шаян (* 2 августа 1908, Львов - 15 июля 1974, Лондон) - украинский философ, санскритолог, религиовед, психолог и педагог, основоположник Возрождения Родной Веры Украинский, Веры Предков, один из первых исследователей "Велесовой книги", профессор.

В ХХ в. профессор Владимир Шаян делает попытку возрождения традиционной веры украинским и 1934 г. основывает генотеистическое течение Родная Вера, в его понимании Бог - многомерная сущность, которая предстает в виде многих Богов с разными именами. После смерти профессора его ученики в 1987 году опубликовали его исследования по язычества - работы "Вера Предков Наших".

Сегодня в Украине существует несколько десятков зарегистрированных и незарегистрированных общин, возникших на основе Родной Веры. Одна из киевских обществ язычников имеет название "Православие", которое объясняет как "Божественный закон" (Прав) + Родноверческая богослужение (прославления). Родноверы имеют собственное учение "Волховник", молитвенник "Правослов" и обрядов "Круг Сварога". Одной из известных современных последователей Шаяна в Украине доктор философских наук, этнолог, религиовед Галина Лозко (Волхвиня Зореслава).


1. Биография

Родился Владимир Шаян 2 августа 1908 года в Львове. Отец Владимира - Петр Шаян - происходил из села Мшана и был подстаршин австрийской армии, а за польской оккупации Галичины - железнодорожным служащим. Мать - Ева Дима - происходила из старинного крестьянского рода села Добростаны, что на Яворовщине (Львовская область). Еще в детстве его мать часто возила в родное село, а потом, уже будучи студентом, он часто проводил здесь свои каникулы. Позже Шаян с необычайной теплотой вспоминал счастливые дни, проведенные в Добростаны, где и услышал впервые ритуальное приветствие жнецов "Дай, Боже, счастья!". Над содержанием этих слов он задумался уже будучи взрослым человеком, перекладывая старую достопримечательность праарийской религии Атхарваведа. Тогда же Шаян отметил, что это ритуальное благословение живет в украинском народе не одну тысячу лет.

В 1927 году окончил с отличием украинской академическую гимназию классического типа, а в 1939 году - гуманистический отдел Львовского университета им. Ивана Франко, где на трех факультетах изучал философию, психологию, педагогику, расология, санскритскую филологию, сравнительное религиоведение, европейские языки и литературы. К началу второй мировой войны В. Шаян занимал должность ассистента кафедры ориенталистики Львовского Университета. Первая его диссертация "Индра в Ригведе" была написана польском языке. Здесь отождествляется индийский Бог Индра с нашим славянским Перуном.

5 ноября 1943 года во время немецкой оккупации Шаян создает нелегальную религиозно-политическую организацию "Орден Рыцарей Бога Солнца", которая имела целью вести борьбу против Германии и Советской России, за духовное и физическое освобождение Украина и украинского народа от чужеземного порабощения. Очевидно, Владимир Шаян имел связь с ОУН, а в обращении к проводу ОУН отмечалось, что Орден не создает отдельной милитарной единицы, но включается в политическую и революционную ОУН. Однако добивается свободы религиозного вероисповедания, как и свободы провозглашения идей и веры Ордена. Известно, что в рядах УПА, членом которой был Владимир Шаян, воевал и отряд повстанцев имени Перуна.

Во время наступления советских войск, весной 1944 года Шаян эмигрировал на запад, а членам своего ордена, которые решили остаться, приказал вступать в ряды УПА, большинство из которых так и поступила. Вероятно, именно они образовали повстанческую группу им. Перуна, которая действовала между селами Грабина и Пидзвиринець. [1]


1.1. В эмиграции

Эмигрирует ученый в Англии в Лондон. Здесь он становится широко известным своей неутомимой научной и общественной деятельностью. За рубежом украинским сплотились вокруг В. Шаяна и начали издавать журналы "Орден", "Новая эпоха", "Научно-литературный сборник", "Рассвет", исследования о Григория Сковороду, Тараса Шевченко, Ивана Франко, Лесю Украинку, труд "Библия как идеология" и т.п..

После капитуляции Германии Владимир Шаян стал организатором и президентом Европейской Президиума Украинской Свободной Академии Наук (УВАН), а также Свободного университета, который позже объединился со свободным университетом в Мюнхене. Долгое время профессор Шаян был директором Библиотеки и музея им. Тараса Шевченко в Лондоне при Союзе Украинской Британии, председателем Педагогического Комиссии, заместителем председателя ПЕН-клуба в изгнании, заместителем председателя лиги Европейской Свободы, членом Британского общества Литераторов, председателем союза свободных украинский Журналистов, председателем ориенталистов (востоковедов) и другие. Он частично перевел "Велесовой книге" и положил начало ее научного изучения. Во время своего пребывания в Авгсбурзи профессор создает параллельное крыло рыцарей "Ордена Бога Солнца" - двенадцать рыцарей, среди которых был и будущий автор "Мага Веры" Лев Силенко, которому Владимир Шаян предоставил рыцарское имя орлигора. Впоследствии он осудил Силенко за факт искажения и спростачення древней веры.

В мае 1947 года в Англии Владимир Шаян защитил ученую степень и звание профессора.

Профессор Шаян на международных съездах выступал в обороне заключенных членов Сопротивления в Украине. Проводил антимосковские акции: "Я обвиняю Сталина" , "Я не могу вернуться". Неоднократно принимал участие в митингах протеста против произвола Москвы по порабощенных ею народов.

Как доказывал и утверждал Шаян, наши предки задолго до Коперника хорошо знали, что Земля не "покоится на трех китах" и не является плоской, а является круглым и вращается в космическом пространстве. Знали они и о той силе, которая управляет этим движением - Прав. Понятием Прави, как универсального закона движения Вселенной, владели еще трипольцы VI-III тысячелетий до н. е.

Очень весомый вклад профессора на ниве исследования украинского языка, истории нашего народа, старейших в истории человечества систем мышления, поэзии, философии, веры. Как знаток многих славянских, западных и восточных языков, он занимался бы "археологией языка", дословно анализируя пракорни нашей праязыка и языков других народов мира.

Творческое наследие ученого чрезвычайно богата, это философские и исследовательские работы "Высшая Святость", "Слово о полку Игореве, Источник силы украинской культуры", "Священный героизм", "Флаг Украины", "Тризуб", "Дунай, Днепр, Днестр" , "Проблемы украинской веры", "Гимн Земли "и многие другие. Все они представляют огромную панораму нашей истории, духовности, культуры. Труды Шаяна было собрано его последователями и учениками в книге "Вера Предков Наших".

" Творчество В. Шаяна отличная своим идеологически-национальным, философско-углубленным содержанием. В своей философской концепции он был последователем Григория Сковороды, считая его "пробудником пробудникив", которые начали задумываться над древней историей и духовностью Украины [2] "

Его большую библиотеку, десятки произведений, которые еще не издавались, были переданы исследовательскому институту "Украиника" в Торонто.

Профессор Шаян всю жизнь провел в заставляла потому выдавал заработанные средства свои книги. Своему брату Иакову он писал, что "живет очень много, потому что имеет два дома книг: одна - научных, вторая - своих собственных."


2. Духовное пробуждение

Переосмысление нашей истории произошло у Владимира Шаяна еще с юношеских лет. В автобиографии В. Шаян вспоминал:

" Датой моего духовного прозрения считаю 1934 год, когда появилась идея возрождения староукраинской веры. Перед тем было переживание на горе Грехит в Карпатах на Гуцульщине. Это место я считаю святым для себя и бесконечно кручу к этому переживанию как одного из взрывов святости, определенном в моих произведениях. Я провел ночь в простой хижине в обществе молодых гуцулов. И там на Гуцульщине я увидел новое лицо фольклора. Но идея возрождения староукраинской веры позже получила свое широкое приминення как идея "пан-арийского ренессанса. ... В 1934 году я решил трех ночам духовой борьбы восстановить старинные Украинский Веру не только как поэзию, но как живую и творческую религии [3] "

.

Труды Лондонского периода Хиттим теперь можем считать основой теолого-философского осмысления нашей этнической веры. Профессор впервые дал последовательное учение о сущности генотеизму, т.е. единственно божество как многопроявну, многоименная и многоособову существо ...", это то же, что и переведено им из Ригведы "по-разному называют волхвов и кудесников, что есть одно".

Владимир Шаян пишет:

" Я нигде не встретил такого ясного и решительного признания генотеизму, как раз в тексте Книги Велеса. Сварог есть единый и огромен. Сварог есть единый и многопроявний. Сварог является многоименная. Он и другие Боги есть Многоименного и тисячоименни. Они вместе создают единую Единство Вселенной, Небес, Мира Духов Предков и Невидимого Мира равноправия. Эта мощная Всеединство обнять одним всеобъемлющим стройной концепцией Сварога, приметной для Веры наших Прапредкив " [4] "

.

В своих исследованиях профессор Шаян исходит из собственного принципа о том, что "Религия данного народа является свидетельством о нем самом, познать его веру - это узнать его характер".


3. Последние дни

Одна из последних работ профессора - "Анализ Влес Книги". Над ней он частично работал в госпитале, где находился в связи с болезнью; последние записи в этой теме сделанные за три дня до смерти (раздел "Ригведа и Книга Велеса" датирован 12 июля 1974). Здесь Владимир Шаян утверждает об одновременности возникновения Ригведы и Книги Велеса. В госпитале также была написана работа "Богиня Рассвет".

Владимир Шаян умер в Лондоне от сердечной болезни на 66 году жизни 15 июля 1974 года. Похороны его осуществлено по обряду Родной Веры, а урна с его прахом была перевезена в Канаду и похоронена на родноверском кладбище в Гамильтоне. Обряды выполняли Мирослав Шкавритко (в Лондоне) и Мирослав Ситник (в Канаде).


Примечания

  1. 8 том "Летописи Украинской Повстанческой Армии": "Повстанческая группа им. Перуна между селами Грабина и Пидзвиринець, Комарнянського района, отразила 4.9.1944 г. 7 арестованных из села поверг. Из 57 погромщиков-конвоиров убито 45 и одного пленного" (стр. 173)
  2. д.ф.н Горбач Н. "Философия", 1997
  3. Вера Предков Наших - с. 79
  4. Вера Предков Наших - стр.134

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам