Надо Знать

добавить знаний



Шевченко Тарас Григорьевич


Taras Shevchenko selfportrait oil 1840.jpg

План:


Введение

Шевченко Тарас Григорьевич

Защищенная страница

Тарас Григорьевич Шевченко (известный также как Кобзарь, 9 марта 1814 с. Моринцы Киевской губернии, теперь в Черкасской области - 10 марта 1861 Санкт-Петербург) - деятель, философ, политик, фольклорист, этнограф, историк, с точки зрения многих украинский - человек, посвятивший свою жизнь сохранению и распространению самобытной народной мудрости тесно связанной с древней православной казачьей культурой и обычаями Украины.

Член Кирилло-Мефодиевского братства. В произведениях на историческую тему показал борьбу украинского народа против социального и национального порабощения.


1. Жизненный путь

1.1. Детство и молодость

Родился 25 февраля [2] (9 марта по новому стилю) 1814 года в селе Моринцы Звенигородского уезда Киевской губернии (ныне село Звенигородского района Черкасской области) в закрепощены крестьянской семье Григория Ивановича Шевченко и Екатерины Якимивны Бойко [3] казацкого происхождения. Согласно семейным преданиям его деды и прадеды казачили, служили в Войске Запорожском, участвовали в освободительных войнах и восстаниях, происходивших на Украине XVII-XVIII вв. Эти восстания были жестоко подавлены и нормальное общественную жизнь в регионе Черкасской, Полтавской, Киевской, Черниговской на долгие годы было нарушено. Основная часть местного населения была закрепощены и обеднела. Именно такие нечеловеческие условия становятся средой для формирования сильных и неординарных личностей, которые посвящают жизнь борьбе за лучшую долю своего народа. Одним из таких людей для украинского народа в то трудное время без сомнения стал Тарас Шевченко.

Семья Тараса во главе с отцом Григорием Ивановичем Шевченко вернулась в села Кирилловки, Звенигородского уезда, Киевской, откуда был родом Григорий Иванович [4]. Детские годы Тараса проходят в этом селе. 12 мая (24 мая по новому стилю) 1816 года родилась Тарасова сестра Ярина [5]. 26 января (7 февраля по новому стилю) 1819 года родилась Тарасова сестра Мария [6]. Был такой случай, когда маленький Тарас пошел искать "железные столбы", что "подпирают" небо, и заблудился в поле. Чумаки, встретив парня, забрали его с собой и вечером привезли в Кирилловку [7]. 8 марта (20 марта по новому стилю) 1821 года родился Тарасов брат Иосиф [8].

Осенью 1822 года Тарас Шевченко начинает учиться грамоте у местного дьячка Совгиря [9]. Знакомится с произведениями Г. Сковороды. В период 1822-1828 годов нарисовал "Кони. Солдаты" (картина не найдена) [10].

Рано потеряв мать (20 августа (1 сентября) 1823 года), которая умерла от тяжелой работы и лишений, оставив сиротами шестеро детей [11], он с детства испытал много горя и издевательств. 7 октября (19 октября) 1823 года Тарасов отец женится вторично на вдове Оксане Терещенко, в которой уже было трое детей [12].

22 июня (4 июля) 1824 года родилась Тарасова сестра Мария - от второго брака Григория Ивановича [13]. Тарас чумакуе с отцом. Бывает 21 марта (2 апреля) 1825 года от тяжелой работы на барщине умер Тарасов отец - Григорий Иванович Шевченко [15]. Оставшись сиротой, Тарас идет батрачить к дьяку Богорская, прибывший из Киева [16]. Как "школьник-побегушках" носит воду, отапливает школу, обслуживает благодарность, читает псалтырь над умершими, продолжает обучение [17]. Во время учебы Шевченко познакомился с некоторыми произведениями украинской литературы. Не вытерпев издевательств благодарность П. Богорская, Тарас бежит от него и ищет в окрестных селах учителя-художника [18]. И находит, чувствуя большую тягу к живописи, несколько дней батрачит и "учится" живописи в диакона Ефрема (г. Лысянка, Звенигородского уезда, на Киевщине) [19]. Также имел учителей-художников из села Стеблева, Каневского уезда, Киевской [20] и из села Тарасовка, Звенигородского уезда, Киевской [21]. 1827 пасет общественное стадо овец в с. Кирилловке. Встречается с Оксаной Коваленко, подругой детства, которую не раз упоминает в своих произведениях. Именно ей посвящена вступление к поэме "Марьяна-монашка" [22].

Наймитуючы у кирилловского попа Г. Кошице, Тарас бывает в г. Богуславе (куда возил поповича в школу и на продажу яблоки и сливы). В это же время ездил на базары в городков Бурты и Шполы [23]. 1828 года Шевченко взяли казачком (слугой) до господского двора в с. Вильшану (Звенигородского уезда на Киевщине), куда он пошел за разрешением, чтобы учиться в хлипнивського художника [24]. Когда Тарасу исполнилось 14 лет, умер В. Энгельгардт, и село Кирилловка стало собственностью его сына П. Энгельгардта [25], Шевченко же сделали дворовым слугой нового помещика в имении Ольшане. 6 декабря (18 декабря) 1829 года помещик Павел Васильевич Энгельгардт застал Шевченко ночью за рисованием казака М. Платова (героя Отечественной войны 1812 г.), надрал уши крепостному-слуге и приказал высечь его на конюшне розгами [26]. На следующий день приказ был выполнен: кучер Сидорка избил Шевченко на конюшне розгами за рисование [27]. В течение 1829-1833 годов рисовал копии с картин суздальских мастеров [28].

На протяжении почти 2,5 лет - с осени 1828 года до начала 1831 г. - Шевченко провел со своим господином в Свободные [29], однако детали этой поездки мало известны. Не исключено, что там он мог посещать лекции рисования у профессора Виленского университета И. Рустемаса. В том же городе Шевченко мог быть очевидцем Польского восстания 1830 г. С этого периода пребывания в Вильно сохранилось рисунок Шевченко "Бюст женщины" [30], качество которого свидетельствует о почти профессиональное владение карандашом.

Переехав 1831 года из Вильно в Петербург, Энгельгардт взял с собой Шевченко [31], а чтобы обналичить неуемного влечения юноши к рисованию, отдал его в науку на 4 года до живописца Василия Ширяева, ведь в больших господ было модой иметь своих "покоевого художников ". С этого времени и до 1838 года Шевченко живет в доме Крестовского (теперь - Загородный проспект, 8), где снимал квартиру Ширяев [32]. Ночами, в свободное от работы время, Шевченко ходил в Летний сад, изображал статуи, тогда же впервые начал писать стихи [33].

1833 году нарисовал портрет помещика Павла Энгельгардта (акварель) (оригинал, датированный автором, хранится в Государственном музее Т.Г.Шевченко в Киеве). [34].

1835 года познакомился с графом Ф. Толстым, впоследствии участвовал в освобождении Шевченко из крепостничества [35].

В повести Художник Шевченко рассказывает, что в доакадемической период он написал: "Аполлон Бельведерский", "Фраклит", "Гераклит", "Архитектурные барельефы", "Маска Фортунаты" (карандаш) [36]. Шевченко принимает участие в росписи Большого театра как подмастерье-рисовальщик [37]. Исполнил композицию "Александр Македонский обнаруживает доверие своему врачу Филиппу" (акварель, тушь, перо). Дата и подпись Шевченко. Рисунок выполнен на тему, объявленную еще 1830 г. для конкурса в Академии художеств на получение золотой медали [38].

Нарисовал: "Смерть Олега - князя Древлянского" (тушь), "Смерть Виргинии" (акварель, тушь), на обоих даты и подпись Шевченко [39], "Смерть Богдана Хмельницкого (тушь, перо и кисть) [40]. До этого времени исследователи относят также выполнение Шевченко рисунков, о которых упоминается в его повести "Художник": "Геркулес Фарнезький" [41], "Аполлино" - копия [42], рисунки для росписи Большого театра в Петербурге [43], " Маска Лаокоона " [44], "слидок с скульптурного произведения Микеланджело" [45], "Голова Люция Вера" [46], "Голова Гения" [47], "Анатомическое фигура" [48], "Германик" [49]; "Фавн, что танцует" [50].


1.2. Выкуп

Летом 1836 он познакомился со своим земляком - художником И. Сошенко, а через него - с Евгением Гребинкой, В. Григоровичем и А. Венециановым [51]. Сошенко уговорил Ширяева отпустить Шевченко в месяц с ним, чтобы это время он использовал для посещения залы живописи Общества поощрения художников [52].

5 апреля (17 апреля) 1838 Шевченко вместе с А. Мокрицким посещают Эрмитаж, где осматривают произведения выдающихся художников (Ван-Дейка, Рубенса, Веласкеса, Гвидо Рени и др.), говорят о достоинствах их полотен.

Весной 1838 Карл Брюллов и Василий Жуковский выкупили молодого поэта из крепостничества. Пан согласился отпустить крепостного за большие деньги - 2500 рублей [53]. Чтобы их получить, Карл Брюллов нарисовал портрет Василия Жуковского - воспитателя наследника престола, и портрет разыграли в лотерею, в которой приняла участие царская семья [54]. Лотерея состоялась 22 апреля (4 мая) 1838 года [55], а 25 апреля (7 мая) Шевченко выдали отпускной [56].

Исследователи-искусствоведы периодом 1837-1838 годов датируют также живописные произведения, о которых есть упоминание в повести Шевченко Художник, а именно:

  • "Анатомическое статуя Фишера" [57],
  • "Мидас, повешен Аполлоном" [58];
  • "Эдип, Антигона и Полиник" [59],
  • "Иезекииль на поле, усыпанном костями" [60].

1.3. В Академии художеств

Екатерина (масло, 1842)

После выкупа поселился на 4-й линии Васильевского острова в доме № 100 [61].

Вскоре Шевченко стал студентом Академии художеств [62], а уж там - любимым учеником Брюллова [63].

Будучи уже большим портретистом, во время учебы он освоил также искусство гравюры и обнаружил новые выдающиеся способности как график и иллюстратор.

23 июня (5 мая) 1838 года по рисунок с гипсовых фигур месячном экзамене в Академии художеств Шевченко выставлен номер Тринадцатый (Лучшая работа оценивалась № 1, а далее оценки шли по нисходящей) [64].

2 ноября (14 ноября) 1838 года Шевченко в Гатчине написал "Мнение" ("Тяжело, тяжело жить на свете ..."), впервые напечатано в харьковском альманахе Бецкого "Новолуние" [65].

24 ноября (4 декабря) 1838 года переехал на квартиру к Сошенко в дом № 307 3-го квартала Васильевском части (сейчас - дом № 47 по 4-й линии) [66].

Вместе с тем Шевченко упорно работал над пополнением своего образования, жадно читал произведения классиков мировой литературы и восхищался историей и философией. Под впечатлением вести о смерти автора "Энеиды" Шевченко написал стихотворение "На вечную память Котляревскому [67]. Вместе с четырьмя другими его стихами это стихотворение увидел свет в альманахе Гребенки "Ласточка" (1841) [68].

Первый сборник своих поэтических произведений Шевченко выдал 1840 под названием Кобзарь [69]. К ней вошло 8 стихов [70] : "Думы мои", "Балагур", "Катерина", "Тополь", "Думка", "К Основьяненко", "Иван Подкова", "Тарасова ночь".

Отдельными изданиями вышли поэмы "Гайдамаки" (1841) [71] и "Гамалия" (1844) [72].

Стихи Шевченко произвели на украинское общество большое впечатление, однако российская богема целом отрицательно отнеслась к молодому поэту, обвинив его главным образом в том, что он пишет "мужицкой языке".

Летом 1842, использовав сюжет поэмы "Катерина", Шевченко нарисовал масляными красками одноименную картину, которая стала одним из самых популярных произведений украинского живописи [73].


1.4. Первое путешествие Украины

13 мая (25 мая) 1843 года Шевченко с Петербурга выехал в Украину. Остановился поэт в Качановке на Черниговщине (имение помещика Григория Тарновского) [74]. В июне 1843 побывал в Киеве, где познакомился с М. Максимовичем и П. Кулишом [75], и на Полтавщине посетил Е. Гребенку [76]. В июле 1843 года в с. Ковалевке Шевченко посещает Алексея Капниста (участник движения декабристов, сын автора "Оды на рабство" и комедии "Ябеда"). Оба уехали в город Яготин до Николая Репнина-Волконского осмотреть галерею картин и на заказ Григория Тарновского сделать копию с портрета Николая Репнина. Познакомился с Варварой Репниной [77]. 20 сентября (2 октября) 1843 года гостит в родном селе Кирилловке, Звенигородского уезда, Киевской у сестры и братьев [78]. В течение октября-декабря 1843 года находится в г. Яготине на Полтавщине в Репниных, где по заказу Алексея Капниста выполняет две копии с портрета Н. Репнина (оригинал нарисован швейцарским художником И. Горнунг). Портреты хранятся: один в Государственном музее Т.Г.Шевченко в Киеве, второй - в Ленинграде, в Эрмитаже [79].


1.5. Поэт против империи

Под влиянием увиденного и пережитого в Украине Шевченко написал стихотворение "Розрита могила", в котором выразил гневное осуждение порабощения украинского народа царской Россией. В феврале 1844 года выехал из Украины в Петербург через Москву, где пробыл одну неделю встретился с Михаилом Щепкиным и Осипом Бодянским [80]. Во время первой поездки в Украину Шевченко задумал издать серию рисунков Живописная Украина [81]. Именно поэтому Тарас Шевченко в поисках исторических сюжетов намерен обратиться к Буткова. Об этом поэт писал в письме Осипа Бодянского 29 июня (11 мая) 1844 года [82]. 30 октября (11 ноября) 1844 года комитет Общества поощрения художников постановил предоставить Шевченко пособие для издания "Живописной Украины", определив для этой цели 300 руб. и обязав его послать для Общества один экземпляр первого выпуска издания [83]. Первые 6 офортов серии ("В Киеве", "Выдубицкий монастырь в Киеве", "Судный совет", "Сваты", "Сказка" ("Солдат и смерть"), "Дары в Чигирине 1649 года) вышли в свет в ноябре того же года под названием "Чигиринский Кобзарь" [84]. Вышел 1844 перепечатка первого издания "Кобзаря" с приложением поэмы "Гайдамаки" [85]. Того же года Шевченко написал остро политическую поэму "Сон" ("У всякого своя доля) [86], став на путь бескомпромиссной борьбы против самодержавной системы тогдашней Российской империи.

22 марта (3 апреля) 1845 года Шевченко подал заявление в совет Академии художеств с просьбой предоставить ему звание художника [87]. Совет Академии художеств, рассмотрев заявление Шевченко, вынесла решение: "Ст. 12. По прошению вольноприходящего ученика Академии Тараса Шевченко (по входящей книге № 386). Определено: поелику Шевченко известен Совету по своим работам и награжден уже за успехи в живописи серебряною медалью 2-го достоинства, то удостоит его звания неклассного художника и представит на утверждение общему собранию Академии " [88]. Также подал заявление в правление Академии о выдаче ему билета для проезда на Украину и свободного проживания там [89]. 25 марта (5 апреля) совет Академии художеств выдала Шевченко билет на право проезда на Украину [90]. Уже в ноябре 1845 года общее собрание Академии художеств в Петербурге утвердили решение совета от 22 марта о предоставлении Шевченко звание неклассного художника [91].


1.6. Второе путешествие Украины

31 марта (12 апреля) 1845 года Шевченко выехал из Петербурга через Москву в Киев. В Москве встречался с Михаилом Щепкиным, осматривал Кремль. На пути к Киева Шевченко проезжал Подольск, Тулу, Орел, Кромы, Есмань, хутор Виктора Забилы под Борзною (Кукуриковщину) [92].

В течение весны-осени 1845 года находится в селе Марьинском на Полтавщине (Миргородский уезд). Жил он у помещика А. Лукьяновича (в отдельном от господ помещении), рисовал портреты и пейзажи. Здесь поэт сдружился с крестьянами, охотно с ними встречался и разговаривал. [93]

В сентябре гостит у своих родственников в с. Кирилловке, посещает сестру Катерину в с. Зеленая Дубрава, был в с. Княжьем. [94]

Став сотрудником Киевской Археографической Комиссии, Шевченко много путешествовал Украины, собирал фольклорные и этнографические материалы и изображал исторические и архитектурные памятники [95].

Осенью и в течение зимы 1845 г. Шевченко написал такие произведения: "Иван Гус" ("Еретик") [96], "Слепой", "Большой погреб", "Служанка" [97], "Кавказ" [98], "И мертвым, и живым ..." [ 99], Холодный Яр [100], "Псалмы Давида" [101]; тяжело заболев, в конце 1845 написал стихотворение "Завещание" [102], в котором провозгласил призыв к революционной борьбе за освобождение своего угнетенного народа.

Из-за ярко антирежимный характер новые поэтические произведения Шевченко не могли быть напечатаны и поэтому распространялись среди народа в рукописных списках. Сам Шевченко переписал их для себя в специальную тетрадь-альбом, которому дал название "Три лета" [103] (1843 - 1845).


1.7. Арест и ссылка

Весной 1846 года Шевченко прибыл в Киев, поселился в доме (теперь - Литературно-мемориальный дом-музей Тараса Шевченко) в бывшем переулке " Козье болото" . В это время были написаны баллады Лилея и Русалка. В апреле Тарас присоединился к Кирилло-Мефодиевского братства, тайной политической организации, основанной по инициативе Николая Костомарова. 27 ноября 1846 года Шевченко подает заявление на имя попечителя Киевского учебного округа о зачислении на должность учителя рисования в Киевском университете Святого Владимира, на которую его утвердили 21 февраля 1847 В марте 1847 года, после доноса, начались аресты членов братства. Шевченко арестовали 5 апреля 1847, отправили под конвоем в Петербург и заключили в каземат так называемого Третьего отдела. Во время допросов поэт проявил незаурядное мужество и независимость: он не отрекся от своих взглядов и не выдал никого из братьев. Находясь около двух месяцев за решеткой, Шевченко продолжал писать стихи, которые со временем объединил в цикл "В каземате". Среди тюремных стен, ожидая казни, Шевченко смог написать такую ​​редкую жемчужину лирики, как стихотворение Садок вишневый коло хаты ...". Безграничную любовь к Украине поэт выразил в стихотворении "Мне одинаково".

Шевченко, у которого при обыске нашли альбом поэзий "Три года", наказали гораздо труднее, чем других привлеченных к следствию братьев: сослали в солдаты до Оренбурга. На приговоре Николай I собственноручно приписал: "Под строжайший надзор и с запрещением писать и рисовать. В Орской крепости вопреки строгому запрету, Шевченко продолжал украдкой рисовать и писать стихи, которые ему удалось спрятать и сохранить в четырех "захалявных книгах" (1847, 1848, 1849, 1850). По тому времени Шевченко написал поэмы "Княжна", "Варнак", "Иржавец", " Монах" , "Москалева криниця" и много стихотворений. Поэт интересовался жизнью казахов, кочевавших в окрестностях крепости, изучал их песни и легенды и рисовал сценки из их быта.

Некоторое облегчение положения Шевченко стало весной 1848 вследствие включения его в состав Аральской экспедиции. Пребывание на о. Кос-Арал был очень продуктивным в его творчестве. Помимо выполнения многочисленных рисунков, сепий и акварелей, Шевченко написал поэмы "Царь", "Титаривна", "Марина", "Сотник" и более 70 стихотворений, в которых отражены тяжелые переживания, вызванные неволей и одиночеством. В Оренбурге Шевченко сблизился с ссыльными- поляками, участниками восстания 1830 - 31, и подружился с польским историком Бр. Залесским, с которым позднее переписывался. В апреле 1850 Шевченко вторично арестован и после полугодового заключения, отправлен в Новопетровский береговой форт, на полуостров Мангышлак.

Далисмен-мула-аул (бумага, акварель, 1851)

Семилетнее пребывание поэта в Новопетровской крепости - это трудные времена в его жизни. Но - несмотря на строжайший надзор, на моральные страдания и физическое истощение - Шевченко тайно продолжал художественную и литературную деятельность. Только во время так называемой Каратауской экспедиции, летом 1851, он исполнил около 100 рисунков акварелью и карандашом (в частности "Вид на горы Актау из долины Агаспеяр" , "Гора в долине Агаспеяр", "Горы в долине Агаспеяр", "Кладбище Агаспеяр") . Найдя у форта хорошую глину и алебастр, Шевченко начал упражнения в скульптуре. Среди выполненных им скульптурных произведений были и 2 барельефы на новозаветные темы: "Христос в терновом венке" и "Иоанн Креститель". Поэт тогда начал писать на русском языке повести из украинской тематикой и богатым автобиографическим материалом ("Служанка", "Варнак", "Княгиня", "Музыкант", "Художник", "Несчастный", "Близнецы" и другие).

Только через 2 года после смерти Николая ходатайства друзей увенчались успехом, и поэта освобожден из ссылки в 1857 г. Узнав об увольнении, Шевченко вполне заново переработал написанную еще в 1847 поэму "Москалева криниця", а также начал вести на русском языке " Дневник" ("Журнал", с 12 июня 1857 в 13 июля 1858) - ценный источник для биографии Шевченко, свидетельствующее о высоком уровне культуры мыслителя. В августе 1857 Шевченко покинул Новопетровск и рыболовным лодке добрался до Астрахани, а оттуда пароходом прибыл в Нижний Новгород. Здесь поэту пришлось задержаться почти на полгода. Въезд в Москву и Петербург ему было запрещено. Хотя в Нижнем Новгороде Шевченко жил под надзором полиции, он не только участвовал в культурной жизни города, но и написал поэмы "Неофиты", "Юродивый", триптих "Доля", "Муза", "Слава", закончил повесть "Прогулка с удовольствием и не без морали ", нарисовал более 20 портретов и сделал немало архитектурных рисунков.


1.8. Третье путешествие Украины

Тарас Шевченко в последние годы жизни.

Весной 1858 поэт прибыл в Петербург, где его тепло встретили украинские друзья и многочисленные поклонники, среди них и семья Федора Толстого. В июне того же года Шевченко поселился в Академии Художеств, где жил до самой смерти. Чтобы познакомиться с украинским поэтом, туда приезжали И. Тургенев и Марко Вовчок.

Получив с немалыми трудностями разрешение, Шевченко летом 1859 года вернулся в Украину, которой уже 12 лет не видел. Здесь посетил своих родных - в Кирилловке и некоторых старых знакомых. В первых числах августа 1859 Шевченко приехал в Киев и поселился на границе Куреневки и Приорки, по улице Вышгородской. Его мечты о женитьбе и приобретение земли над Днепром не осуществились: Шевченко третий арестовали и после неоднократных допросов обязали вернуться в Петербург.

На рассвете 14 августа 1859 поэт дилижансом через Цепной мост через Днепр уехал в Петербург. [104]

До последних дней своей жизни поэт находился под тайным полицейским надзором. Изможденный моральными и физическими страданиями десятилетней ссылки, Шевченко сохранил древнюю поэтическую силу, которая вскоре оказалась в новых его произведениях. Считают, что поэма "Мария" представляет вершину творчества поэта после ссылки. Шесть ранее написанных и запрещенных в России стихотворений Шевченко изданы за рубежом в Лейпциге, 1859. В типографии Кулиша 1860 года увидело свет новое издание " Кобзаря" , которое, однако, охватывало только незначительную часть стихов Шевченко. Того же года напечатаны и "Кобзарь" в переводе русских поэтов, а в январе 1861 выпущен отдельной книгой Шевченко "Букварь", пособие для обучения в воскресных школах Украины, выданный счет автора и тиражом 10 000 экземпляров.

В Петербурге Шевченко решает заняться гравюрой, как действительно народным видом искусства, которое может быть тиражируемым. В апреле 1859 года Шевченко, представляя некоторые из своих гравюр на рассмотрение совета Императорской академии художеств, просил удостоить его звания академика или задать программу на получение этого звания. Рада 16 апреля постановил признать его "назначен в академики и задать программу на звание академика по гравировке на меди". 2 сентября 1860 года, вместе с другими художниками, Тараса Шевченко был признан академиком гравюры "уважение мастерства и познаний в искусствах". [105 ]

"Церковь Богдана" в субботу.

Будучи уже больным, Шевченко принял участие в подготовке первого номера журнала " Основа" , которое вышло еще при его жизни. В предчувствии близкого конца, Шевченко записал карандашом на офорте автопортрета 1860 свое последнее стихотворение "Не покинут нам, милая". П. Зайцев назвал это произведение несравненным поэтическим документом борьбы бессмертной души с бренным телом перед лицом физической смерти.


1.9. Любовь Тараса Григорьевича Шевченко

Первой любовью молодого Шевченко была молодая девушка, ровесник Тараса - Оксана. Родственники и знакомые влюбленных были уверены, что молодые женятся, только достигнут старшего возраста. Но надежды были напрасны - Тарас в валке своего господина Павла Энгельгардта должен поехать в Вильно (ныне - Вильнюс). Разлука была неожиданная и длинная. Всю свою дальнейшую жизнь Шевченко будет с нежностью вспоминать ту девушку, которую когда-то любил.

Следующей женщиной, которую он наградил своим любовью, была польская швея Дзюн Гусиковська.

В 1843 году Шевченко едет в Украину и там встречает Анну Закревскую, которой впоследствии посвятил стихотворение "Г. С."

Следующими женщинами, которые занимали место в сердце Кобзаря, были Варвара Репнина, деревенская девушка Глафира и Агата Рускова, 16-летняя актриса Екатерина Пиунова, которая, наверное, просто не решилась связать свою жизнь с модным, но скандально известным художником, который почти на тридцать лет был старше нее. Последней любовью поэта была 19-летняя девушка Лукерья Полусмак, которая батрачила в Петербурге. Простодушные девушку Тарас соблазнял дорогими подарками, но она не захотела оставлять столичной жизни и переезжать в Украину, чтобы жить в деревне, и покинула поэта, вышла замуж за парикмахера Яковлева. И только 1904 году, после смерти своего пиячка-мужчины, Лукерья Яковлева-Полусмак, оставив детей в Петербурге, приехала в Канев и каждый день приходила на могилу Шевченко.


1.10. Смерть и перезахоронение

Могила на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга.
059.967 0030 .306 59 58ь00 .95 "с. ш. 30 18ь22 .99 "вост. д. / 59.966933 , 30.306387 (G) 59.966933 , 30.306387
Мемориальная доска на доме, где умер Т. Шевченко
Посмертная маска
Памятник на могиле Тараса Шевченко

26 февраля (10 марта) 1861 года Шевченко умер. На средства друзей 1 (13 марта) похоронен сначала на Смоленском православном кладбище в Петербурге.

После того, как пятьдесят восемь дней находился прах Т.Г. Шевченко в Петербурге, его гроб, по завещанию, по ходатайству Михаила Лазаревского, после получения им разрешения в апреле того же года, перевезено в Украину и перезахоронены на Чернечей горе возле Канева.


1.10.1. Последний путь

26 апреля (8 мая) 1861 года гроб был выкопан, перенесена через весь Петербург в Московский (Николаевского) вокзала и железной попала в Москву.

Далее путь проходил через Серпухов, Тулу, Орел, Кромы, мостом, випрягшы лошадей из повозки, его провезли студенты Университета Святого Владимира и далее по набережной к церкви Рождества Христова на Подоле. [104]

В Киеве Тарасом прощались студенты, поэты, многие киевляне. Была даже мысль, которую поддерживали и родственники поэта, похоронить Т. Шевченко в Киеве. Но Честаховский отстаивал мысль о погребении Кобзаря в Каневе, поскольку еще при жизни он мечтал о: "тихое пристанище и покой у Канева".

8 (20 мая) 1861 года на пароходе Кременчуг из Киева прах Шевченко попал в Канев. Двое суток гроб находился в Успенском соборе, а 10 (22 мая) была отслужена в церкви панихиду, и прах отнесли на Чернечу гору.

"Вынесли гроб, положили на казацкий воз, накрыли красной китайкой. Вместо волов впрягся народ крещен, и повезли дети своего отца, вернувшегося из дальнего края к своему дому"
- Вспоминал Григорий Честаховский. Туда же перенесли деревянный крест, установленный на могиле [106].

2. Анализ творчества

Тарас Шевченко в своем творчестве отобразил именно те мысли и настроения, которые были важными в жизни Украинской его времени. О том, что его творчество нашло отклик в сердцах людей, свидетельствует то, что во второй половине XIX и начале XX вв. не единственной книгой в большинстве сельских хат Украины был "Кобзарь", стихотворения из него учили наизусть, по ним учились читать. В то время произведения Шевченко объединили украинский народ. По отношению человека к творчеству Шевченко сразу становится видно, насколько человек знаком и как относится к жизни украинского народа XIX века.

Автограф поэзии Шевченко "Думы мои"

В историческом развитии Украины Шевченко - явление необычное как своей одаренностью, так и местом в литературе, искусстве, культуре. Происхождением, положением и популярностью Шевченко - исключительное явление также в мировой литературе. Из 47 лет жизни поэт провел 24 года в крепостничестве, 10 в ссылке, а остальные - под наблюдением жандармов. Трагически тяжелый путь Шевченко в творческих высот определил в образной форме И. Франко : "Он был сыном мужика и стал обладателем в царстве духа. Он был крепостным и стал великаном в царстве человеческой культуры. Он был самоучкой и указал новые, свежие и свободные пути профессорам и книжным ученым". Революционная творчество Шевченко был одним из главных факторов формирования национально-политического сознания народных масс Украины. Влияние Шевченко на разные стороны духовно-национального жизни нации ощущаются сегодня.

Творчество Шевченко - многогранная, как его талант. Он был и глубоким лириком, и создателем эпических поэм, и выдающимся драматургом и разносторонне одаренным художником. Литературное наследие Шевченко занимает большой сборник поэтических произведений ("Кобзарь"), драму "Назар Стодоля" и 2 отрывки из других пьес, 9 повестей, дневник и автобиографию, написанные на русском языке, записки исторически-археологического характера ("Археологические заметки") , 4 статьи и более 250 листов. С художественного наследия Шевченко сохранилось 835 произведений живописи и графики, которые дошли до нас в оригиналах и частично в гравюрах и копиях. Ее дополняют данные о более 270 потерянных сих пор не найденных художественных произведений. Зато в литературе о его художественное наследие безосновательно приписываемые ему немало произведений живописи и графики других авторов (до зарегистрировано 263 такие произведения).

Уже за первый период литературной деятельности (1837 - 1843) Шевченко написал много высокохудожественных поэтических произведений, в которых - рядом версификацийни и стилистических средств народно-песенной поэтики - было и немало новых, оригинальных черт, которыми поэт значительно расширил и обогатил выразительные возможности украинского стиха (сложная и гибкая ритмика, употребление неточных, асонансних и внутренних рифм, использование цезуры и переноса (анжамбеман), мастерство аллитераций, звуковой инструментации и поэтической интонации, астрофичний строение стиха и т.п.). Новаторство примечательно и для Шевченко эпитетов, сравнений, метафор, символов и олицетворений. Руководствуясь собственным художественным чутьем и не оглядываясь на господствующие тогда литературные каноны, Шевченко находил соответствующую поэтическую форму для воплощения новых тем и идей, которые подсказывала ему тогдашняя действительность. Одним словом говоря, Тарас Шевченко сначала последовал лучшие образцы народно-поэтического творчества. Скажем, первые его произведения написаны коломыйковым стихах, что четко указывает на связь с украинскими народно-песенным творчеством, прежде всего песнями, которые выполнялись в жанре частушки.

Мария (иллюстрация к поэме А. С. Пушкина "Полтава", 1840).

К ранней творчества Шевченко принадлежат баллады " Причинная" (1837), "Тополь" (1839) и "Утопленница" (1841), имеющих выразительное романтическую окраску. Своей фантастикой и основными мотивами они близки к народной поэзии. Поэтическим вступлением в "Кобзаря" (1840) было стихотворение "Думы мои, думы мои", в котором, излагая свои взгляды на отношения поэзии к действительности, Шевченко подчеркнул неразрывное единство поэта со своим народом. С этим стихотворением тематически родственное поэзия "Балагур", в которой отразились мысли молодого Шевченко о месте поэта в обществе. Особое место среди ранних произведений Шевченко занимает социально-бытовая поэма "Катерина" - волнующий рассказ о трагической судьбе украинской девушки, которую опозорил московский офицер. В развитии событий этот лирико-эпическое произведение отличается высокой драматической напряженностью. Освободительная борьба украинского народа против захватчиков и поработителей является основным мотивом в таких ранних произведениях Шевченко, как "Тарасова ночь" (1838), "Иван Подкова" (1839), "Гайдамаки" (1841), "Гамалия" (1842). В поэмах " Иван Подкова" и "Гамалия" Шевченко воспел героические походы украинский казачества против турков. Поэмы "Тарасова ночь" и "Гайдамаки" изображают разные моменты борьбы украинского народа против польского господства. Исторически героическая поэма "Гайдамаки" является вершиной революционного романтизма Шевченко.

Драма " Назар Стодоля" (1843), созданная на рубеже первого и второго периода творчества Шевченко, является новым явлением в украинской драматургии. Изображенные в ней события происходят в 17 веке у Чигирина. Развитие действия представлены в романтическом духе, однако в пьесе преобладают черты реалистического воспроизведения действительности. Этнографически-бытовые картины подчеркивают исторический колорит. Сценические качества драмы обеспечили ей большой успех, и она до сих пор входит в репертуар украинских трупп. На тему Шевченко пьесы Константин Данькевич написал одноименную оперу (1960).

По-новому звучат мотивы революционной борьбы в произведениях Шевченко периода "Трех лет" (1843 - 1845). Проведя 8 месяцев в Украине, Шевченко понял свою историческую задачу и свой долг перед родиной как прямой путь бескомпромиссной революционной борьбы. Переход Шевченко в новый период литературной деятельности сказалось в поэмах "Розрита могила" (1843), "Чигрине, Чигрине" (1844) и "Сон" (1844). Поэт написал эти произведения под непосредственным впечатлением от тогдашней действительности в Украине. В сатирическом произведении "Сон" ("У всякого своя доля") автор с едким сарказмом описал произвол и жестокость российского царизма и призывал к уничтожению этой деспотической системы. Поэма Сон считается одним из самых образцов мировой сатиры. Она имеет много общих типологических черт с поэмами "Дзяды" А. Мицкевича, "Германия. Зимняя сказка" Г. Гейне и частью " Божественной комедии" Данте "Ад". Сатирические признаки также заметны в политических поэмах Шевченко "Подземелье", "Кавказ", "И мертвым, и живым ..." и стихотворения "Холодный Яр" (все 1845).

Казашка Катя (бумага, сепия, 1856).

В поэме- мистерии "Подземелье", состоящий из трех частей ("Три души", "Три вороны", "Три лирники") и эпилога ("Стоит в селе Субботове"), Шевченко воплотил свои размышления об исторической судьбе Украины в аллегорических образах, подвергшихся в литературоведении особенно тенденциозной интерпретации (Шевченко насквозь отрицательный отзыв Переяславского соглашения резко противоречит так называемым "тезисам о 300-летии воссоединения Украины с Россией"). В произведении Кавказ, объединяющий жанровые признаки лирически-сатирической поэмы, политической медитации и героической оды, Шевченко с сарказмом выступил против угнетения политики царской России и призвал угнетенные народы к революционной борьбе. Эта поэма Шевченко оказала значительное влияние на развитие самосознания не только в Украине. Шевченково послание "И мертвым, и живым, и нерожденным землякам моим ..." - вдумчивый поэтический анализ тогдашнего общественно-политического и национально-культурной жизни Украины, которая должна служить указателем на пути национального, социального и культурного возрождения украинского народа. В поэзии "Холодный Яр" Шевченко отверг негативный взгляд историка А. Скальковского на гайдамацкое движение и, назвав Николая I "яростным Нероном" , остро бичевал ту часть украинского дворянства, покорно ползала перед российским царизмом.

В декабре 1845 Шевченко написал цикл стихов под названием Давиду псалмы" - первая его попытка перепева и осовременивания библейских текстов. Умело зашифрованной форме псалмов поэт осуждал тогдашний строй, придавая ветхозаветным текстам понятную для читателя политическую направленность. В стихотворении "Три года", давший название альбомной сборке автографов поэта, Шевченко изображает процесс своего "прозревание" и говорит об изменениях, которые произошли за это время в его мировоззрении и творчестве. Характерным для нового периода творчества Шевченко является также стихотворение "Проходят дни, проходят ночи". В нем поэт страстно осуждает общественную бездействие и пассивность и призывает к действию и борьбе. Цикл " Три лета" завершается "Заветом", одним из самых совершенных образцов мировой политической лирики.

Среди произведений периода "Трех лет" на исторические темы особое место занимает поэма "Иван Гус" ("Еретик"), написанная осенью 1845 с поэтическим посвящением П. Шафарику. Сочетая исторический сюжет (осуждение и сожжение чешского реформатора Гуса в Констанце 1415 года) с действительностью своего времени, Шевченко создал поэму, которая была воспринята читателями как аллюзия в адрес российского царизма. В историко-бытовой поэме "Слепой" ("Невольник") Шевченко гневно осудил Екатерину II за разрушение Запорожской Сечи и закрепощение украинского крестьянства. В сборник Три лета включены также социально-бытовые поэмы "Сова" (1844) и "Служанка" (1845). В поэме "Сова" изображено трагическую судьбу матери-вдовы, у которой забрали в солдаты единственного сына. К изображению нового аспекта морально-психологической драмы матери покрытки обратился Шевченко в поэме Служанка. Эта тема волновала поэта на протяжении всей творческой деятельности. К ней он обращался в ранней поэме "Катерина", а впоследствии - в поэмах "Ведьма" (1847), "Марина" (1848) и других. Тему трагической судьбы покрытки Шевченко разрабатывал также в отличных друг от друга балладах "Лилея" и "Русалка" (обе 1846).

Зарисовка Тарасом Шевченко Красного корпуса Киевского университета в 1846 г.

Цикл "В каземате", написанный весной 1847 в условиях заключения и допросов в Петербурге, отмечается глубоким идейным содержанием и высоким художественным мастерством. Он открывает один из тяжелейших периодов в жизни и творчестве Шевченко, период ареста и ссылки (1847 - 1857). Ожидая в тюрьме приговора, поэт болеет не за себя, за свою судьбу, его волнует судьба "обокрали" и замученной московским господством Украины. С потрясающей силой обнаружена любовь к Украине в частности в поэзии "Мне все равно", "В неволе тяжко" и "ли мы сойдемся снова", который завершается словами:

Свою Украину любите.
Любите ее ... во времья злое,
В остаточную, тяжкую минуту
За нее Господа молите!

Поэт начал свое творчество в ссылке поэзией "Думы мои, думы мои" (1847), который открывается теми же словами, что и запев к "Кобзаря" (1840). Этим Шевченко подчеркнул неизменность своей идейно-поэтической программы и неразрывность своей связи с родным краем и народом. Шевченко лирика времен ссылки имеет широкий тематически жанровый диапазон. В ней все увеличивается и богатство фоники, и количество оригинальных тропов, и эмоциональная многогранность лирических реакций поэта. Тематически можно выделить следующие группы стихотворений этого периода: автобиографическая, пейзажная, бытовая, политическая, философская лирика.

В лирических произведений автобиографического характера, в которых Шевченко нарисовал свои собственные чувства, настроения и переживания, относятся стихотворения " Мне тринадцатый проходило" , "А. А. Козачковскому", "И вырос я на чужбине", "Разве самому написать", "И золотой и дорогой "," Считаю в неволе дни и ночи "и другие. Но и в пейзажной лирике поэт, описывая виды местностей, где отбывал ссылку, часто выражает личные настроения, мысли и воспоминания ("Солнце заходит, горы чернеют", "И небо неумытое, и заспанные волны" и другие). Автобиографические мотивы встречаются и в таких стихах общественно-политического звучания, как "Сон" ("Горы мои высокие") и "Если бы вы знали, панычи". Богатством мотивов отмечается бытовая лирика времен ссылки. Здесь звучат мотивы девичьих песен и бодрых юношеских шуток, материнства и женской бесталанности (так называемой женщины лирика Шевченко), поиски судьбы и нарекания на нее, печали, разлуки и одиночества. Поэт часто прибегает к жанру народной песни и песенной образности, но торгово-социальный аспект изображения во многих случаях перерастает в политические обобщения. Поэтический стиль этих произведений отличается простотой выражения, конкретной образностью и метафоричностью. Изображаемый в них мир персонифицированный (ветер шепчет, судьба бродит, мысли спят, беда смеется). Процесс обработки фольклорного материала совершенствуется, обогащается новыми формами и методами. Фольклорные мотивы и образы приобретают у Шевченко признаков новой художественной качества. Некоторые стихи Шевченко еще при жизни перешли в народно-песенный репертуар и стали жить самостоятельной жизнью, подчиняясь законам фольклорных произведений.

Поэт и в ссылке продолжал ставить в своих произведениях самодержавно-крепостнический строй и порабощения порабощенных Москвой народов. Свою политическую актуальность по сей день сохранил призыв Шевченко в стихотворении "Полякам" ("Когда мы были казаками", 1847) до согласия и братства украинского и польского народов как равный с равным. В небольшой поэме "У Бога за дверью лежал топор" (1848) Шевченко использовал казахский легенду о святом дерево, чтобы воспроизвести в аллегорических образах тяжелую судьбу угнетенного казахского народа. Откликом поэта на революционные события в Западной Европе была сатира "Цари", одна из самых политических стихотворений Шевченко времен ссылки (есть 2 редакции произведения: 1848 и 1858). Удачно сочетая элементы сниженного бурлескного стиля с пародийным использованием торжественно патетической лексики, автор создал поэму, которая включала в себя призыв к революционному свержению царизма:

Хотя палачи их срубили,
Тех царей, палачей человеческих!

Своеобразное продолжение мотивам поэмы "Цари" видим в стихотворении "Саул" (1860).

В ссылке Шевченко написал и несколько лирически-эпических поэм, обладающих новыми формами изображения событий и свидетельствуют о творческом развитии поэта. Героиня поэмы "Княжна" - это украинский Беатриче Ченчи, трагическая жертва кровомисного преступления отца. Образ дочери, опороченную родным отцом, случалось уже в произведениях Шелли, Стендаля, Дюма-отца и Словацкого, но и в поэме Шевченко Ведьма, первую редакцию которого поэт написал еще перед арестом под названием "Осина". Новый образ крепостной-мстительницы Шевченко дал в поэме "Марина" (1848). Героиня поэмы, став жертвой помещичьего произвола, отомстила за пренебрежение. В небольшой поэме "Если бы тебе пришлось" (1849) поэт возвышает мужество парня крепостного, который вступился за честь девушки и убил пана-насильника. Образ обиженного крепостного, который становится народным мстителем, Шевченко вывел в поэме " Варнак" (1848). Некоторые исследователи связывают этот образ с лицом Устима Кармалюка. Поэма написана в своеобразной форме исповеди героя, в ней чувствуется некоторое влияние байронизма. Морально-этические проблемы Шевченко нарушил также в поэмах "Иржавец" (1847), "Монах" (1847), "Москалева криниця" (1847 и 1857), "Титаривна" (1848), "Сотник" (1849) и "Петрусь" (1850). В этих произведениях исторические рефлексии поэта перекликаются с его субъективными настроениями политического ссыльного. Но больше всего беспокоило и мучило Шевченко страдания порабощенного родного народа.

Повести, которые Шевченко написал в ссылке на русском языке (до нас дошло 9), не равны своей художественной качеством его поэтическим произведениям и при жизни поэта не печатались. Они связаны с традициями сатирически-обличительной прозы М. Гоголя, но в них значительное место занимают внесюжетные элементы (экскурсы в прошлое, вставные эпизоды, авторские рефлексии, воспоминания, комментарии). Щедрое использование в их языке украинизмов придает этим произведениям украинского национального колорита. мемуарно - публицистический характер имеет и дневник (Журнал) Шевченко, в котором день за днем на протяжении почти года зафиксированы основные события в жизни поэта, его впечатления, наблюдения, размышления, намерения и воспоминания. Дневник Шевченко имеет большое значение для изучения биографии и творчества поэта. Он также очень ценен для характеристики революционных, общественно-политических, философских и эстетических взглядов поэта-мыслителя и свидетельствует о его широкую эрудицию.

Десятилетняя ссылка вымучило Шевченко физически, но не сломило его морально. После возвращения поэта на волю начинается последний этап его творчества (1857 - 1861). Начинает его поэма " Неофиты" , написанная в декабре 1857 в Нижнем Новгороде. По историческим сюжетом поэмы (преследования христиан римским императором Нероном) спрятано актуальный сюжет жестокой расправы русских царей с борцами за национальное и социальное освобождение (аналогию Николая I - Нерона Шевченко использовал еще до ссылки в стихотворении Холодный Яр"). Неоконченная поэма "Юродивый" (1857) - острая политическая сатира, направленная против российского самодержавия в лице Николая I и его сатрапов в Украине. Осмотрев пройден до жизненный путь, Шевченко написал лирический триптих "Доля", "Муза" "Слава" (1858). Тема цикла - осознание поэтом своего творчества.

Вернувшись в Петербург, возмужавший и закаленный поэт, в стихотворении "Подражание 11 псалму" [107], афористично провозглашает лозунг всей своей творчества:

... Возвеличу
Малых тех рабов немых!
Я на страже круг их
Поставлю слово.

Шевченко и дальше подчинял идейное направление своей политической и личной лирики целью пробуждения национального и социального сознания народных масс Украины. Используя характеристическую для его творчества художественную форму "подражания", поэт изрекает в стихотворении "Осии глава XIV" (1859) неизбежность будущей революционной расправы над угнетателями Украине - русскими царями. Поэма "Мария" (1859) посвящена одной из основных тем творчества Шевченко - теме о страдальческой жизни женщины-матери. Образ Марии в поэме Шевченко имеет много общего с богословским образам Богородицы. Библейский сюжет служит лишь внешним поводом для вполне самостоятельных высказываний поэта. В поэме Шевченко иметь воспитала своего сына борцом за правду, отдала его людям для их освобождения, а сама "под забором", "в бурьяне умерла с голоду". И. Франко считал эту поэму "вершиной в создании Шевченко идеала женщины-матери". В конце жизни Шевченко начал переводить " Слово о полку Игореве" (1860), и успел перевести только два отрывка - "Плач Ярославны" (2 редакции) и "С передсвита до вечера". Свой последний поэтическое произведение, стихотворение "Не покинут нам, милая", Шевченко закончил за 10 дней до смерти. Написанный с мужественной самоиронией в форме обращения к музе, этот стих звучит как поэтический эпилог творчества Шевченко и отмечается неповторимой лирической своеобразием.

Памятник Кобзарю в Киеве.

В духовной истории Украины Шевченко занял сих пор безоговорочно занимает исключительное место. Значение его творческого наследия для украинской культуры трудно переоценить. Его "Кобзарь" начал новый этап в развитии украинской литературы и языка, а его живописная и граверська творчество стало выдающимся явлением не только украинского, но и мирового искусства. Поэзия Шевченко, при всем связи с устным народным творчеством, предыдущей украинской и европейской литературами, была явлением насквозь оригинальным и новаторским. Литературовед А. Белецкий, редактор академических изданий произведений Шевченко, справедливо подчеркнул в него особый тип художественного познания, не повторен никем и не повторяющий никого во всей истории мировой литературы. Творчество великого поэта внесла в украинскую литературу неизвестное богатство тем, жанров и формальных особенностей. Выведя украинскую литературу на пути, которым шло развитие крупных европейских литератур, Шевченко предоставил ей общеевропейского, а вместе с тем и мирового значения.

Соединив в своих поэтических произведениях живую разговорную речь с словесно-выразительными средствами книжного языка, Шевченко поднял украинский литературный язык на новый, качественно более высокую ступень. В поэтических произведениях Шевченко украинский язык получил необычного богатства красок и оттенков, а также возможностей передачи не только тончайших настроений, чувств и мыслей, но и глубоких философских и политико-общественных обобщений. Широко пользуясь лексикой различных отраслей науки и искусства, Шевченко заложил основы терминологизации украинской лексики, поднимая тем самым украинским литературный язык до уровня самых развитых языков мира.

Ведущим мотивом творчества Шевченко, пронизывающая также весь его жизненный путь, была самоотверженная любовь к Украине и неразрывно связанная с ней ненависть ко всем ее угнетателей. Его революционный призыв "... вставайте, кандалы порвите и вражьей злой кровью волю окропите" был совершенно новым словом не только в украинской литературе. В развитии национальной и социальной самосознания украинского народа творчество Шевченко сыграла огромную роль.


3. Картины Шевченко

3.1. Автопортреты

Автопортреты Тараса Шевченко - собственные изображения, которые создавал Тарас Шевченко на протяжении всего жизнь. Количество автопортретов Шевченко трудно поддается учету. Многие из них не дошли до нашего времени и известны лишь по переписке художника или воспоминаний его современников. Многие разбросаны на полях рукописей литературных произведений Кобзаря, писем, на листах рабочих альбомов и даже на рисунках других художников. Так, на копии, выполненной М. Репниной с рисунка, на котором изображен дом его родителей в Кирилловке, Тарас Григорьевич нарисовал себя во весь рост.


3.2. Портреты

Портреты работы Тараса Шевченко - изображения конкретных лиц, которые выполнил Тарас Шевченко в разной технике живописи и графики. Портреты - один из самых как количественно, так и по своей художественной ценности разделов художественного наследия Тараса Шевченко. К жанру портрета Тарас Шевченко обращался на протяжении всей жизни.

4. Политические интерпретации фигуры

Очень разным политическим силам удается находить среди высказываний Шевченко такие, которые свидетельствуют о якобы близости убеждений Шевченко в идеологии именно этих сил. В частности, образ Шевченко брался на вооружение в качестве официальной советской пропагандой, так и националистическими кругами. Зато существует мнение, что в действительности политические убеждения Шевченко были нечеткими, поскольку он был прежде всего поэтом, а не политиком.

Этот раздел требует дополнения и совершенствования. Вы можете помочь Википедии, дополнив или усовершенствовав его.


5. Чествование памяти

Памятник Тарасу Григорьевичу Шевченко в Днепропетровске.

5.1. Памятники

В Украине и за ее пределами существует много памятников Шевченко. Одним из лучших считается памятник в Харькове, великие памятники кобзарю установлены также в Киеве, Днепропетровске, Донецке, Львове и других городах. За рубежом памятники Шевченко установлены в России (Москва, Санкт-Петербург), США (Вашингтон), Канаде (Виннипег, Торонто), Польше (Белый Бор, Варшава), Чехии (Прага). Беларуси (Могилев), Грузии (Тбилиси), Венгрии, Парагвае, Узбекистане, Франции (Париж, Монтаржи) Австралии (Канбера).


5.2. Мемориальные доски

Пребывание Тараса Шевченко в Киеве почтили несколькими мемориальными досками, в частности на на фасаде Красного корпуса Киевского университета, на дома литературно-мемориального музея; памятный знак возле Дома на Приорке, а также на церкви Рождества Христова на Почтовой площади, где в старом здании стояла гроб Кобзаря и была отслужена панихида за упокой его души.

Ряд досок установлено в Санкт-Петербурге - на доме Академии искусств, где он жил, работал и умер, на Загороднему переулке, 8, где Шевченко жил в 1832 - 1838 годах и на 5-й линии, 3 - место проживания Тараса в 1840 - 1844 годах [108].


5.3. Названия населенных пунктов, улиц и площадей, образовательных и художественных заведений, горных вершин

Харьковский памятник Кобзарю считается одним из лучших в мире

Подробнее: Тарас Шевченко и Киевский университет, Улица Шевченко

Именем Тараса Шевченко названы ряд географических объектов (населенных пунктов, улиц), учебных заведений и других организаций Украины. В частности, в Киеве четыре улицы Шевченко (для точной идентификации приходится указывать район или индекс) и бульвар Тараса Шевченко, который вместе с проспектом Победы составляет одну из главных артерий города.

Имя Тараса Шевченко также носят:


5.4. Музеи

В Украине и за рубежом существует много музеев Тараса Шевченко. Самым мемориальным комплексом, посвященным Кобзарю, есть Шевченковский национальный заповедник на месте захоронения поэта на Тарасовой горе в Каневе. Национальный музей Тараса Шевченко находится в Киеве, его филиалом является Литературно-мемориальный дом-музей. В Торонто, Канада, существует музей, посвященный исключительно Шевченковской тематике.


5.5. Премии, награды

В области литературы ежегодно присваивается Шевченковская премия - одна из самых престижных наград Украины.

5.6. Деньги и почтовые марки

Портрет Тараса Шевченко изображен на банкноте номиналом 100 гривен и на золотой памятной монете номиналом 200 гривен.

5.7. Шевченко в кинематографе

По произведениям Тараса Шевченко поставлены следующие фильмы:

Образ Шевченко создан на экране в кинокартинах:

Кадр из фильма "Тарас Шевченко. Завет"

О поэте снято немало документальных, научно-популярных и телевизионных лент:

Актеры, воплотившие образ Шевченко на экране:

Многие кинематографистов удостоены за эти работы Государственной премии Украины им. Т. Г. Шевченко (М. Беликов, А. Бийма, Ю. Ильенко, Л. Кадочникова, А. Косинов, Т. Левчук, М. Мащенко, Л. Мужук, С. Параджанов, Л. Осыка, В. Шкурин, М. Шудря и другие).


См.. также

6. Библиография

Издание
  • Т.Г. Шевченко. Кобзарь. Прага, 1876
  • Шевченко Т. Г. Полное собрание сочинений: В 10 т. - М.: Издательство Академии Наук СССР, 1939-1964.
  • Шевченко Т. Г. Сочинения: В 5 т. - М.:, 1984-1985.
  • Шевченко Т. Г. Полное собрание сочинений: В 12 т. / Редкол.: М.Г.Жулинський (председатель) и др.. - К.: Наукова думка, 2001 - ...
  • Тарас Шевченко. Живопись. Графика: Альбом. - М.: Искусство, 1986. - 176 с.: Ил.
Биографии
  • Конисский А. Я. Тарас Шевченко-Грушевский: Хроника его жизни. / Сост., Подгот., Тексты, передм., Примеч., Покажч. В. Л. Смилянская. - М.: "Днепр", 1991. - 702 с.
  • Зайцев П. Жизнь Тараса Шевченко. - 2-е изд. - К.: Обереги, 2004. - 480 с. - (Б-ка укр. Раритета).
  • Детские годы Тараса описаны в книге " Андрусяк Иван о Дмитрии Туптало (святого Димитрия Ростовского), Григория Квитки-Основьяненко, Тараса Шевченко, Нила Хасевича, Алексея Довбуша " [109].
Исследование
  • Сборник памяти Тараса Шевченко (1814-1914). Киев 1915
  • Антонович Д. В. Шевченко-художник. - К.: Украина, 2004. - 272 с.
  • Рыльский М. Т. Поэтика Шевченко. К.: Изд-во Акад. наук УССР, 1961. - 24 с.
  • Смелянская В. Л. Стиль поэзии Шевченко. - К.: Наук. мысль, 1981. - 263 с.
  • Грабович Г. Шевченко как мифотворец: Семантика символов в творчестве поэта. - М.: Сов. писатель, 1991. - 212 с.
  • Огиенко И. Тарас Шевченко / Сост. М.С. Тимошик. - К.: "Наша наука и наша культура", 2002. - 440 с. - ("Рукописная наследие". Т.2)
  • Словарь языка Т. Г. Шевченко: В 2 т. / Отв. ред. С. Ващенко. - М.: Изд-во АН СССР, 1964.
  • Шевченковский словарь: В 2 т. / Отв. ред. Е. П. Кирилюк: Институт литературы им. Т.Г. Шевченко АН УССР. - К.: Главная редакция УСЭ, 1976-1977.
  • Национальный музей Тараса Шевченко: [Альбом] / Сост.: Т. Андрущенко, С. Гальченко. - М.: Искусство, 2002. - 224 с.: Ил.

Примечания

  1. На момент рождения Тараса Шевченко метрические книги в селе Моринцы велись на русском языке, где он был записан как Тарас ("У жителя села Моринец Григория Шевченко и жены его Агафия Екатерины родился сын Тарас; цитируется Тарас Шевченко: Документы и материалы к биографии. 1814-1861 / Под ред. Е. П. Кирилюка. - К., 1982. - С. 6-45. - izbornyk.org.ua/shevchenko/docum02.htm). Для крестьян, в то время, отчество не использовалось (см. напр. Текст Вольной от 22 апреля 1838 года: "отпустил вечно на волю крепостного моего человека Тараса Григорьева сына Шевченко, доставшегося мне по наследству после покойного родителя моего действительного тайного советника Василия Васильевича Энгельгардт "). При жизни Шевченко в украинских текстах использовался как вариант "Тарас Григорьевич" (см. напр. Письмо Григория Квитки-Основьяненко от 23 октября 1840 Основа - izbornyk.org.ua/shevchenko/lystydo01.htm: "мой любимый господин, Тарас Григорьевич "), так и" Тарас Григорьевич "(см. напр. письмо того же автора от 29 апреля 1842 г. Основа - izbornyk.org.ua/shevchenko/lystydo01.htm # r1842: "Милый и добрый барин Тарас Григорьевич "). Русском языке принято писать "Тарас Григорьевич Шевченко" (Большая советская энциклопедия. Третье издание. "Советская энциклопедия". 1969-1978 гг. В 30 томах. - slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00090/62400.htm) , украинский язык "Тарас Григорьевич Шевченко" (Национальная библиотека Украины имени В.И. Вернадского, Киев - www.nbuv.gov.ua/books/18/stg-bio.html), другими языками - транскрибуючы с украинским имя, например "англ. Taras Hryhorovich Shevchenko "(Museum - Taras Shevchenko Museum - the only Shevchenko Museum in the Americas - www.infoukes.com / shevchenkomuseum / bio.htm).
  2. Метрическая книга с. Моринцы за 1814 год. Хранится в Государственном музее Т.Г.Шевченко в Киеве; Тарас Шевченко. Документы и материалы. К., Госполитиздат, 1963, с. 3
  3. Запись № 10. Метрическая книга с. Моринцы за 1814 год. Хранится в Государственном музее Т.Г.Шевченко в Киеве; Тарас Шевченко. Документы и материалы. К., Госполитиздат, 1963, с. 3: "Тысяча восемьсот четырнадцати года февраля двадцать пятого числа у жителя села Моринец Григория Шевченко и его жены Екатерины родился сын Тарас ..."
  4. Тарас Шевченко. Документы и материалы. К., Госполитиздат, 1963, с. 4
  5. Центральный Государственный исторический архив БССР. Киев, ф. 127, спр. 1407, гл. 3
  6. Центральный Государственный исторический архив БССР. Киев, ф. 127, спр. 1454, л. 87
  7. "Основа", 1862, кн. III, с. 4 - 5 (материалы) Сочинения, т. III, с. 167 - 168
  8. Центральный Государственный исторический архив БССР. Киев, ф. 127, спр. 1485, л. 94
  9. Тарас Шевченко. Полное собрание сочинений в десяти томах. К., Изд-во АН УССР: т. I - 1951, т. II - 1953, т. III - 1949, т. IV - 1949, т. V - 1951, т. VI - 1957, т. VII - кн . первая и кн. вторая - 1961, т. VIII - 1963, т. IX - 1963, т. X - 1964 (далее просто Сочинения в десяти томах), т. III, с. 169 - 170; "Одесский вестник", 1892, № 226
  10. Сочинения в десяти томах, т. VII, кн. II, № 347
  11. "Основа", 1862, кн. III, с. 5; Центральный Государственный исторический архив БССР. Киев, ф. 127, оп. 1012, спр. 1511, л. 95; Сочинения в десяти томах, т. II, с. 229
  12. "Основа", 1862, кн. III, с. 5; Сочинения в десяти томах, т. III, с. 170; Метрическая книга с. Моринцы за 1823 г., запись № 16. Хранится в Государственном музее Т.Г.Шевченко в Киеве
  13. Центральный Государственный исторический архив БССР. Киев, ф. 127, оп. 1012, спр. 1526
  14. Сочинения в десяти томах, т. III, с. 129
  15. "Основа", 1862, кн. III, с. 6; Сочинения в десяти томах, т. II, с. 229; ЦГИА УССР, ф. 127, оп. 1013, спр. 164, л. 798
  16. "Киевская старина", 1882, кн. 9, с. 562; Сочинения в десяти томах, т. II, с. 106
  17. Сочинения в десяти томах, т. III, с. 169 - 170; т. V, с. 225
  18. Сочинения в десяти томах, т. V, с. 225
  19. "Основа", 1862, кн. III, с. 10; Сочинения в десяти томах, т. V, с. 225
  20. "Основа", 1862, кн. V, с. 50
  21. "Основа", 1862, кн. III, с. 10; Сочинения, т. V, с. 225
  22. Сочинения в десяти томах, т. I, с. 355; т. V, с. 187 - 188
  23. "Киевская старина", 1882, кн. 9, с. 563
  24. "Основа", 1862, кн. III, с. 10
  25. Черкасский областной архив, ф. 661, спр. 120, л. 3 - 6
  26. Сочинения в десяти томах, т. V, с. 188; т. VII, кн. II, № 349
  27. Сочинения в десяти томах, т. V, с. 188
  28. Сочинения в десяти томах, т. VII, кн. II, № 348
  29. "Основа", 1862, кн. III, с. 10; Сочинения, т. V, с. 188
  30. Сочинения в десяти томах, т. VII, кн. I, № 1
  31. Чалый М. Жизнь и произведения Т. Шевченко, с. 22; "Санкт-Петербургские ведомости", 1831, 9 февраля; Жур П. Шевченковский Петербург, с. 30
  32. Сочинения в десяти томах, т. V, с. 188; Жур П. Шевченковский Петербург, с. 47
  33. Сочинения в десяти томах, т. I, с. 3 - 8; т. V, с. 188; т. VII, кн. II, № 350, 353
  34. Сочинения в десяти томах, т. VII, кн. И, № 2
  35. "Вестник Европы", 1883, кн. 8, с. 837
  36. Сочинения в десяти томах, т. IV, с. 121 - 122; т. VII, кн. II, № 352, 353, 354, 355
  37. Бурачек М. Великий народный художник. X., "Искусство", 1939, с. 13
  38. см.. "Сборник материалов для истории императорской С.-Петербургской Академии художеств за сто лет ее существования". СПб., 1865, ч. II, с. 251; Сочинения в десяти томах, т. VII, кн. I, № 6
  39. Сочинения в десяти томах, т. VII, кн. I, № 5, 7
  40. Сочинения в десяти томах, т. VII, кн. И, № 8
  41. Сочинения в десяти томах т. IV, с. 122; т. VII, кн. II, № 359
  42. Сочинения в десяти томах, т. VII, кн. II, № 360
  43. Сочинения в десяти томах, т. IV, с. 127; т. VII, кн. II, № 361
  44. Сочинения в десяти томах, т. IV, с. 125; т. VII, кн. II, № 362
  45. Сочинения в десяти томах, т. VII, кн. II, № 363
  46. Сочинения в десяти томах, т. IV, с. 128; т. VII, кн. II, № 364
  47. Сочинения в десяти томах, т. VII, кн. II, № 365
  48. Сочинения в десяти томах, т. VII, кн. II, № 366 - 369
  49. Сочинения в десяти томах, т. VII, кн. II, № 370
  50. Сочинения в десяти томах, т. VII, кн. II, № 371
  51. "Основа", 1862, кн. V, с. 54; Пискунов Ф. Шевченко, его жизнь и сочинения, с. 62; Сочинения в десяти томах, т. V, с. 188; т. VII, кн. II, № 356; Жур П. Шевченковский Петербург, с. 81
  52. Сочинения, т. IV, с. 135
  53. Тарас Шевченко. Документы и материалы. К., Госполитиздат, 1963, с. 6
  54. Жур Петр. Шевченковский Петербург. К., "Днепр", 1972, с. 57 - 66
  55. Тарас Шевченко. Документы и материалы. К., Госполитиздат, 1963, с. 6; Жур Петр. Шевченковский Петербург. К., "Днепр", 1972, с. 57 - 66
  56. Тарас Шевченко. Документы и материалы. К., Госполитиздат, 1963, с. 6
  57. Сочинения, т. IV, с. 133; т. VII, кн. II, № 373
  58. Сочинения, т. IV, с. 134; т. VII, кн. II, № 374
  59. Сочинения, т. IV, с. 131; т. VII, кн. II, № 375
  60. Сочинения, т. IV, с. 148; т. VII, кн. II, № 376
  61. Запись на отпускной Шевченко: "Васильевская часть, 2, кварт. № 100, записан 3 июня 1838 г., 18 февраля 1839. Надзиратель Иванов"
  62. Центральный Государственный исторический архив. Ленинград, ф. 789, оп. 19, спр. 723, л. 10-17
  63. Сочинения в десяти томах, т. V, с. 28
  64. Центральный Государственный исторический архив. Ленинград, ф. 789, оп. 19, спр. 723, л. 10
  65. Сочинения в десяти томах, т. I, с. 15 - 16
  66. Жур Петр. Шевченковский Петербург. Лениздат, 1964, с. 140
  67. Украинская советская энциклопедия, т. 7, с. 300
  68. Сочинения в десяти томах, т. I, с. 3 - 8, 14, 11 - 13; 84 - 87; Бородин В. Над текстами Т. Г. Шевченко. К., Наукова думка, 1971, с. 65
  69. "Сын отечества", т. II, кн. 4, отдел IV, с. 836 - 837
  70. Сочинения в десяти томах, т. I, с. 21 - 24, 25 - 27, 48 - 54; 55 - 56; 57 - 59; 60 - 62; 63 - 67
  71. Сочинения в десяти томах, т. I, с. 75 - 81
  72. "Библиотека для чтения", 1844, т. 64, отд. VI, с. 41
  73. Сочинения в десяти томах, т. VII, кн. И, № 36, 37, 38, 39
  74. Кирилюк Е. П. Тарас Шевченко. Жизнь и творчество. К., Гослитиздат Украины, 1964, с. 118
  75. Дело № 81, ч. 6, л. 60 - 65
  76. Чужбинский А. Воспоминания о Т. Г. Шевченко, с. 6
  77. "Русские пропилеи", т. II. М., 1916, с. 180 - 181; 203 - 204; "Киевская старина", 1888, кн. 10, с. 2 - 3
  78. Центральный Государственный исторический архив БССР. Киев, ф. 127, оп. 1012, спр. 2130, л. 16
  79. "Русские пропилеи", т. II. М., 1916, с. 181; Сочинения в десяти томах, т. VII, кн. I, № 84
  80. Сочинения в десяти томах, т. VI, с. 392 - 393; 439
  81. Сочинения в десяти томах, т. VI, с. 32
  82. Сочинения в десяти томах, т. VI, с. 32 - 33
  83. "Советское литературоведение", 1939, № 4, с. 95, 101
  84. "Маяк", 1844, т. XVII, № 34, гл. IV, с. 76; Сочинения в десяти томах, т. VII, кн. И, № 92 - 97
  85. Бородин В. Т. Тарас Шевченко и царская цензура, с. 85
  86. Сочинения в десяти томах, т. I, с. 239 - 253
  87. Сочинения в десяти томах, т. VI, с. 236
  88. Дело № 96, лит. "Ш", л. 5; Тарас Шевченко. Документы и материалы. К., Госполитиздат, 1963, с. 18
  89. Сочинения в десяти томах, т. VI, с. 237
  90. Дело № 96, лит. "Ш", л. 6; Институт литературы им. Т. Г. Шевченко АН УССР. Киев, ф. 1, № 380, л. 1; Тарас Шевченко. Документы и материалы. К., Госполитиздат, 1963, с. 18 - 19
  91. "Иллюстрация", 1845, т. I, № 34, с. 537 - 538; Тарас Шевченко. Документы и материалы. К., Госполитиздат, 1963, с. 22 - 23; Государственный музей Т. Г. Шевченко, Киев, А - 192, А - 7, л. 1
  92. Сочинения в десяти томах, т. III, с. 305 - 353; т. V, с. 33
  93. "Киевская старина", 1900, кн. 2, с. 253; Сочинения в десяти томах, т. VI, с. 36 - 37
  94. Воспоминания о Шевченко. К., Гослитиздат Украины, 1958, с. 34; "Киевская старина", 1887, кн. U, с. 567 - 568
  95. "Киевская старина", 1894, кн. 2, с. 235; Т. Г. Шевченко в документах и ​​материалах. К., Госполитиздат, 1950, с. 82; Сочинения в десяти томах, т. VI, с. 237
  96. Сочинения в десяти томах, т. I, с. 262 - 272
  97. Сочинения в десяти томах, т. I, с. 310 - 324
  98. Сочинения в десяти томах, т. I, с. 325 - 329
  99. Сочинения в десяти томах, т. I, с. 330 - 336
  100. Сочинения в десяти томах, т. I, с. 337 - 339
  101. Сочинения в десяти томах, т. I, с. 340 - 347
  102. Сочинения в десяти томах, т. I, с. 354
  103. Сочинения в десяти томах, т. VII, кн. II, № 312, 313, 314, 315
  104. а б "Образ Киева и его окрестностей в 1959 году". Научно-популярный журнал "Млечный путь" № 3, 2009, страницы 10-16. Автор Надежда Наумова, заведующая отделом Научного музея Тараса Шевченко.
  105. А. А. Благовещенским. Шевченко в Петербурге (1858 - 1861) - litopys.org.ua/shevchenko/vosp62.htm / / Воспоминания о Тарасе Шевченко. - М.:, 1988. - С. 337-346; 545-549.
  106. 22 мая - день перезахоронения Тараса Шевченко в Украине на Чернечей горе - virchi.pp.net.ua/news/2008-05-21-239
  107. Изборник. Подражание 11 псалму - litopys.org.ua/shevchenko/shev2118.htm
  108. Энциклопедия Санкт-Петербурга - www.encspb.ru/ru/src.php?pg=91&dir=&src= - .
  109. Иван Андрусяк о Дмитрии Туптало (святого Димитрия Ростовского), Григория Квитки - Основьяненко, Тараса Шевченко, Нила Хасевича, Алексея Довбуша - grani-t.com.ua/ukr/books/children/extra_children/258 / / И. Андрусяк. - Киев: Грани-Т, 2008. - 96 страниц - Серия "Жизнь выдающихся детей". - ISBN 978-966-2923-77-3

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам