Надо Знать

добавить знаний



Шепитько Лариса Ефимовна



Шепитько Лариса Ефимовна ( 6 января 1938 г, Артемовск (Донецкая область) - Погиб в автокатастрофе 2 июля 1979 г. Калининская область) - советский кинорежиссер, актриса. Заслуженный деятель искусств России ( 1974). Лауреат Государственной премии СССР ( 1979, посмертно). Была членом Союза кинематографистов России.


Биография

В 1954 году окончила среднюю школу в Львове. В 1955 поступила на режиссерский факультет ВГИКа (мастерская А. П. Довженко, после его смерти в 1956 - мастерская М. Е. Чиаурели). Еще в студенческие годы она снялась с нескольких фильмах как актриса, в том числе в "Поэме о море" ( 1958), начатой ​​А. П. Довженко и завершенной его супругой, Юлией Солнцевой.

Первый полнометражный фильм - дипломная работа "Жара" ( 1963) по повести Чингиза Айтматова "верблюжьи глаза" - снимался в Киргизии, где как раз незадолго до этого была реорганизована Киностудия документально-художественных фильмов, получившая в 1961 название "Киргизфильм". При монтаже картины Ларисе помогал Элем Климов, в то время также студент ВГИКа. В 1963 они становятся супругами (их единственный сын Антон родился в 1973). А фильм "Жара" был удостоен премии за дебют на МКФ в Карловых Варах ( 1964).

Популярность Ларисе Шепитько принес ее второй фильм "Крылья" (1966), рассказывающая о судьбе послевоенной летчицы Натальи Петрухиной - одну из лучших своих ролей в этом фильме сыграла Майя Булгакова, признанная в 1966 "лучшей актрисой года".

Следующий фильм - "Родина электричества" по мотивам рассказа Андрея Платонова - снимался в селе Сероглазка Астраханской области, причем в картине были заняты и много непрофессиональных исполнителей, жители села. Фильм вместе с новеллами "Ангел" А. С. Смирнова и "Мотря" Г. С. Габая был должен войти в киноальманах "Начало неведомо века", который студия "Мосфильм" готовила к 50-летию октябрьского переворота. Однако по цензурным соображениям ни "Родина электричества", ни "Ангел" не были выпущены на экран (картину удалось восстановить и показать зрителям только через 20 лет, в 1987). Кстати, именно Андрей Смирнов вскоре снял свой известный фильм "Белорусский вокзал" (1970), съемки которого первоначально планировалось поручить Ларисе Шепитько.

Затем Лариса Шепитько снимает свой первый цветной фильм, новогоднюю музыкальную сказку "В тринадцать часов ночи" ( 1969) - с такими известными актерами, как Владимир Басов, Георгий Вицин, Зиновий Гердт, Спартак Мишулин, Анатолий Папанов и др..

Вторая (и последняя) цветная картина "Ты и я" ( 1972) была снята по сценарию Ларисы Шепитько и Геннадия Шпаликова и посвящена их поколению, поколению тридцатиричних. Герои фильма - Петр и Саша, талантливые ученые-медики, "ради случайных и необязательных успехов, ради престижных перспектив ... отложили свой талант на время (как они полагали) и были направлены в мир материально-деловых завоеваний". Главные роли в фильме сыграли Леонид Дьячков, Юрий Визбор и Алла Демидова. В том же году на МКФ в Венеции режиссер был награжден за эту картину медалью в конкурсе молодого кино.

В 1974 Ларисе Шепитько было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Вскоре начинаются съемки фильма "Восхождение" по повести Василя Быкова "Сотников". В этом фильме первые большие роли блестяще сыграли молодые актеры Борис Плотников и Владимир Гостюхин. Фильм находился на грани запрета и вышел на экраны лишь после вмешательства первого секретаря ЦК КП Белоруссии Петра Машерова. "Восхождение" - сильная экзистенциальная драма о вере и предательстве - была отмечена главными призами Всесоюзного кинофестиваля в Риге, а на международном кинофестивале в Западном Берлине фильм получил Гран-при "Золотой медведь", премии ФИПРЕССИ и экуменического жюри. В 1978 Лариса Шепитько получила приглашение войти в жюри Берлинского кинофестиваля.

Лариса была мистиком - верила, что жила уже несколько раз. В 1978 году, будучи в Болгарии, посетила знаменитую Вангу, как предсказывала ей скорую смерть. И когда услышала это, Лариса в тот же день вместе с подругой пошла в храм и взяла с нее клятву, что если она умрет, то подруга будет заботиться о ее сына Антона.

После этого режиссер готовит сценарий фильма "Матера" по повести Валентина Распутина "Прощание с Матерой". Съемки должны были проходить на озере Селигер, и в начале июня 1979 туда была запланирована киноэкспедиции.

Рано утром 2 июля 1979 киносъемочная "Волга"-пикап на пустынном шоссе по неустановленной причине вышла на полосу встречного движения и врезался в грузовик, мчалась навстречу. На 137-м километре Ленинградского шоссе в сторону Твери, близ поселка Редкино, оборвалась жизнь Ларисы Шепитько и членов съемочной группы (в машине находились также оператор Владимир Чухнов, художник Юрий Фоменко и их ассистенты).

Работу над фильмом "Матера" завершил муж Ларисы Шепитько, кинорежиссер Элем Климов, назвавший картину "Прощание" (1982). Он также снял о ней документальный фильм "Лариса" ( 1980), смонтированный из фрагментов ее фильмов и интервью с ее коллегами.

Похоронена Лариса Шепитько на Кунцевском кладбище в Москве.


Фильмография

Поставила фильмы:

  • "Жара" (1963, Приз Всесоюзного кинофестиваля и международного кинофестиваля в Карловых Варах, 1964),
  • "Крылья" (1966),
  • "Ты и я" (1972),
  • "Восхождение" (1977, Главный приз Всесоюзного кинофестиваля, приз ФИПРЕССИ в Западном Берлине) и др..

Играла в украинской кинокартинах:

  • "Таврия" (1959, Анна),
  • "Обыкновенная история" (1960, Нина).

Литература

  • Кино: Знциклопедический словарь. М., 1987. - С.499;
  • Всемирньий биографический знциклопедический словарь. М., 1998. - С.869;
  • ВСЕ: Универсальный словарь-энциклопедия. К., 1999. - С. 1514.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам