Надо Знать

добавить знаний



Шестидесятники



План:


Введение

Шестидесятники - название новой генерации (поколения) советской и украинской национальной интеллигенции, вошедшей в культуру ( искусство, литературу и т.д.) и политику в СССР во второй половине 1950-х - в период временного ослабления коммунистически большевистского тоталитаризма и хрущевской "Оттепели" (десталинизации и некоторой либерализации) и полно себя творчески обнаружила в начале и середине 1960-х годов (отсюда и название). В политике 1960 - 1970-х годов 20 века "шестидесятники" представляли собой внутреннюю нравственную оппозиции к советскому тоталитарного государственного режима ( политические заключенные и "Узники совести", диссиденты). С началом политики "Перестройки" и "Гласности" (вторая половина 1980-х - начало 1990-х гг) "шестидесятниками" стали называть также представителей нового поколения коммунистической элиты, чей мировоззрение сформировалось в конце 1950-х - начале 1960-х годов и пришла к власти. Это политики - М. С. Горбачев, А. Н. Яковлев; философы А. Зиновьев, М. Мамардашвили, Ю. Левада, политологи А. Е. Бовин, Ф. М. Бурлацкий, редакторы массмедиа - А. Коротич, Е. В. Яковлев, С. П. Залыгин и многие другие.



1. Шестидесятники Украине

Шестидесятники выступали в защиту национального языка и культуры, свободы художественного творчества. Основу движения шестидесятников составили писатели Иван Драч, Николай Винграновский, В.Дрозд, Гр.Тютюнника, Б.Олийнык, В.Дончик, Василий Симоненко, Лина Костенко, В. Шевчук, Е. Гуцало, художники Алла Горская, Виктор Зарецкий, Борис Чичибабин, литературные критики Иван Дзюба, Евгений Сверстюк, режиссер Лесь Танюк, кинорежиссеры Сергей Параджанов, Юрий Ильенко, переводчики Григорий Кочур, Николай Лукаш и другие. Шестидесятники противопоставляли себя официальному догматизмом, исповедовали свободу творческого самовыражения, культурный плюрализм, приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми. Значительное влияние на их становление оказала западная гуманистическая культура, традиции "Расстрелянного возрождения" и достижения украинской культуры конца ХИХ - начале ХХ в.

Шестидесятники развили активную культурную деятельность, которая выходила за пределы официоза: устраивали неформальные литературные чтения и художественные выставки, вечера памяти репрессированных художников, ставили замалчиваемые театральные пьесы, составляли петиции в защиту украинской культуры. Организованные в 1960 г. Клуб творческой молодежи в Киеве в 1962 г. клуб Подснежник во Львове стали настоящими центрами альтернативной национальной культуры. Шестидесятники восстановили традиции классической дореволюционной интеллигенции, которой были присущи стремление к духовной независимости, политическая отчужденность, идеалы гражданского общества и служения народу.

Культурная деятельность, которая не вписывалась в рамки дозволенного, вызвала недовольство властей. Шестидесятников не удалось удержать в официальных идейно-эстетических рамках, и с конца 1962 г. начался массированное давление на нонконформистскую интеллигенцию. Перед шестидесятниками закрылись страницы журналов, посыпались обвинения в "формализме", "безыдейности", "буржуазном национализме". В ответ шестидесятников идеи стали распространяться в самиздате.

Натолкнувшись на ожесточенное сопротивление партийного аппарата, часть шестидесятников пошла на компромисс с властью, другие эволюционировали до политического диссидентства, правозащитного движения и открытого противостояния режиму.


2. Начало 60-х

Первыми представителями шестидесятников в Украине были Лина Костенко и автор гостропублицистичних стихов, направленных против русификации и национального порабощения Украины, Василий Симоненко.

Вслед за ними появилась целая плеяда поэтов : Иван Драч, Николай Винграновский, Г. Кириченко, Василий Голобородько, Игорь Калинец, Иван Сокульский Б. Мамайсур и другие. В начале близко к шестидесятников стоял Виталий Коротич. До шестидесятников относят также поэта Ивана Коваленко, хотя по возрасту он был старше большинства из них.

В прозе крупнейшими шестидесятниками были Валерий Шевчук, Григор Тютюнник, Владимир Дрозд, Евгений Гуцало, Я. Ступак; в критике - Иван Дзюба, Иван Светличный, Евгений Сверстюк, Иван Бойчак; в публицистике - Степан Кожемяка.

С появлением шестидесятников остро встала проблема "отцов и детей" в литературе. Молодая генерация забросала "литературным отцам" ответственность за сталинские преступления, приспособленчество к деспотического режима, творческую импотенцию ("Ода честному трусу" Ивана Драча). Со своей стороны, кое-кто из старших писателей ( Павло Тычина, Платон Воронько, М. Шеремет, М. Чабанивский) враждебно отнесся к эксперименту и новаторству шестидесятников.

Для поэзии шестидесятников характеристическое было обновление заштамповано соцреалистической догматикой поэтики, интеллектуализм, восхищение в усложненной метафоре и синтакси, разнообразие ритмики и т.д.; в прозе - освобождено от соцреалистического фальши реалистическое изображение действительности, часто с остроумным юмором (рассказы Григория Тютюнника), а то и в остро сатирическом плане ("Катастрофа", "Маслины" Владимира Дрозда), изящные мотивации поведения героев, интерес исторической тематикой (Валерий Шевчук).


3. Конец "оттепели"

Движение шестидесятников отчетливо продержался чуть одно десятилетие. Уже 17 декабря 1962 на специально созванном совещании-встречи творческой интеллигенции с руководством государства их остро раскритиковали. После внутреннего переворота в КПСС и отставки Хрущева осенью 1964 давление государственной цензуры на интеллигенцию резко усилился. После постановления ЦК КПСС "О цензуре" (весна 1965), а особенно после ввода войск СССР в Чехословакию (конец "Пражской весны") (летом 1968 года) КПСС взяла курс на реставрацию тоталитаризма. С оттепелью в культуре и политике либерализации было покончено. После Праги единовласно правящая страной партия ( КПСС) основания видела в творческой, либеральной и демократической интеллигенции главную угрозу своей диктатуре, монополии на власть.

Движение "шестидесятников" было разгромлено или загнаны во внутреннее "духовное подполье" арестами 1965 - 72 pp. В этом процессе часть Ш. без особого сопротивления перешла на офиц позиции (В. Коротич, И. Драч, В. Дрозд, Е. Гуцало и др.)., Кого на долгое время (Л. Костенко), а др.. вообще перестали печатать (Б. Мамайсур, В. Голобородько, Я. Ступак), так что их дальнейшая судьба совершенно не известна.

Еще другие, не прекращали сопротивления национальной дискриминации и русификации, арестованы и наказаны долголетним заключением (И. Светличный, Е. Сверстюк, В. Стус, И. Калинец, В. Марченко и др.)., В котором они либо погибли ( В. Стус, В. Марченко), или после освобождения им полностью запрещено участие в литературном процессе. Из этих последних, которые были арестованы, единственный Иван Дзюба официально капитулировал и был освобожден из заключения и допущен к литературному труду, но уже совершенно в русле соцреализма.

В выводах этих процессов в начале 1970-х литературное движение шестидесятников полностью исчез, только в творчестве нескольких поэтов и прозаиков (Лина Костенко, Валерий Шевчук) сохранились приметы литературного обновления ними начатого.

Кроме того, движение Ш. сыграл значительную роль в распространении самвидавной литературы и главное - в усилении в Украине движения сопротивления против русского великодержавного шовинизма и русификации (кн. И. Дзюбы "Интернационализм или русификация?", Эссе Е. Сверстюка, самиздатовские поэзии многих авторов , в частности В. Симоненко, М. Холодного и др.., обличительные памфлеты и протестные письма В. Стуса. В. Марченко и др.).


4. Шестидесятники в искусстве

Украинские художники-шестидесятники своими произведениями и активной общественной деятельностью пытались возрождать национальное сознание, боролись за сохранение украинского языка и культуры, способствовали демократизации общественно-политической жизни в республике.

Осознание украинской творческой молодежью преступной сути коммунистической системы способствовало ее освобождению из-под влияния идеологических догм социалистического реализма, повышало статус общечеловеческих ценностей и идеалов. Формирование мировоззрения Ш. происходило под влиянием гуманистической культуры Запада, ознакомление с которой способствовало росту интереса к достижениям собственной культуры, истории и традиций украинского народа. Ш. в своих произведениях пытались говорить о реальных проблемах жизни, болезненные вопросы, замалчиваемые во времена сталинизма и которые волновали тогдашнее украинское общество.

Наиболее известными представителями Ш. были поэты и прозаики Винграновский, В.Голобородько, Е.Гуцало, Драч, Р.Иваничук, И.Калинець, Г.Кириченко, Л. Костенко, Б. Мамайсур, Ю.Мушкетик, М. Руденко, Е.Сверстюк, И.Светличного, Симоненко, Г. Тютюнник, В. Шевчук; художники А. Горская, О.Заливаха, В.Зарецкий, В.Кушнир, Севрук, Л. Семикина; режиссеры Параджанов, Юрий Ильенко, Л.Осика; переводчики Г.Кочур и М.Лукаш.

В нач. 1960 действовали клубы творческой молодежи - киевский "Спутник" (председатель - Л.Танюк) и львовский "Пролисок" (председатель - М. Косов), которые стали центрами общественной деятельности Ш. В клубах проходили литературные встречи, вечера памяти, театральные постановки, где молодые художники формировали собственный мировоззрение и миропонимание своих слушателей и читателей.

С 1963 началась волна идеологических обвинений в адрес Ш., прежде всего в национализме. Власть развернула кампанию травли Ш. в прессе, на заседаниях союзов и различных собраниях. Партийные и карательные органы запрещали, а затем и разогнали литературно-художественные встречи и творческие вечера Ш., закрывали клубы творческой молодежи. Постепенно большинство Ш. была лишена возможности издавать свои произведения, их увольняли с работы, против них устраивались провокации.

Некоторые шестидесятники под давлением властей приспособились к новым условиям и перешли на официальные позиции. Однако большинство Ш. не смирилась и мужественно отстаивала свои убеждения, их произведения продолжали появляться в самиздате, и уже вместо чисто культурологических проблем все чаще анализировались вопросы общественно-политической жизни, в частности колониального положения республики в составе СССР и необходимости создания организованного освободительного движения.

С середины 1960-х шестидесятники начали формирование политической оппозиции коммунистическому режиму и вскоре стали активными участниками диссидентского движения в Украине, в частности как члены Украинской хельсинкской группы.


См.. также

Литература


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам