Надо Знать

добавить знаний



Шестнадцатеричная система счисления



Шестнадцатеричная система счисления - это позиционная система счисления, каждое число в которой записывается с помощью 16-ти символов. Эту систему часто называют также Hex (начальные буквы англ. hexadecimal - Шестнадцатеричное). Сначала планировалось использовать латинское sexa вместо hexa, однако это слово воспринималось неоднозначно. Для записи чисел в этой системе кроме 10 арабских цифр (от 0 до 9) используют 6 букв латинского алфавита : A, B, C, D, E, F.


0 hex = 0 dec = 0 oct 0 0 0 0
1 hex = 1 dec = 1 oct 0 0 0 1
2 hex = 2 dec = 2 oct 0 0 1 0
3 hex = 3 dec = 3 oct 0 0 1 1
4 hex = 4 dec = 4 oct 0 1 0 0
5 hex = 5 dec = 5 oct 0 1 0 1
6 hex = 6 dec = 6 oct 0 1 1 0
7 hex = 7 dec = 7 oct 0 1 1 1
8 hex = 8 dec = 10 oct 1 0 0 0
9 hex = 9 dec = 11 oct 1 0 0 1
A hex = 10 dec = 12 oct 1 0 1 0
B hex = 11 dec = 13 oct 1 0 1 1
C hex = 12 dec = 14 oct 1 1 0 0
D hex = 13 dec = 15 oct 1 1 0 1
E hex = 14 dec = 16 oct 1 1 1 0
F hex = 15 dec = 17 oct 1 1 1 1


Запись числа формируется по общему принципу: на n-й позиции (справа налево от 0) стоит цифра, соответствующая количеству n-х степеней шестнадцати в том числе. Например, число записано в десятичной системе 1000, в hex записывается как 3E8, где

3 x16 2 + 14 x16 1 + 8 x16 0 = 768 + 224 + 8 = 1000.

Шестнадцатеричная система счисления широко применяемая в информатике, поскольку значение каждого байту можно записать в виде двух цифр шистнадцятеричнои системы. Таким образом, значение последовательных байтов можно представить в виде списка двузначных чисел. В то же время запись 4 битов можно представить одной шестнадцатеричной цифрой.

В математике числа в недесятичных системах позначуються нижним индексом, определяющим основу позиции. Например, 10 16 = 16 10. В информатике приняты другие формы записи. В разных языках программирования шестнадцатеричный запись выглядит так:

  • C, C + +, Java - используют префикс 0x (ноль и икс) напр. 0x102f, а в текстовых последовательностях \ x, напр. "\ x2f"
  • Некоторые версии Ассемблера - по числу ставят h, напр. 102fh. При этом, если число начинается не с десятичной цифры, то спереди ставится "0" (ноль): 0FFh (255 10)
  • Другие ассемблеры (AT & T, Motorola), а также Паскаль и некоторые версии Бейсике используют префикс $, напр. $ 102f
  • Другие версии Бейсике используется для обозначения шистнадкових цифр комбинацию "& h". Например, & h5A3.
  • HTML - цвета RGB (Red - красный, Green - зеленый, Blue - синий) записывается как 3 двузначные числа hex от 0 до FF (255 10) с предшествующим знаком #, например розовый - # FF 80 80, серый - # 80 80 80, черный - # 00 00 00. Эта запись касается 24-битного цвета, который приписывают тому или другом графическом элемента документа HTML.

См.. также


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам