Надо Знать

добавить знаний



Шест Павел Григорьевич


Тичина.jpg

План:


Введение

Павел Григорьевич Тычина ( 23 января [2] 1891 - 16 сентября 1967) - Украинским поэт, переводчик, публицист, общественный деятель. Новатор поэтической формы. Член ВКП (б) ( 1944). Директор Института литературы АН УССР ( 1936 - 1939, 1941 - 1943). Председатель Верховной Рады СССР двух созывов (1953 -1959). Министр образования УССР ( 1943 - 1948). Академик АН УССР ( 1929). Член-корреспондент Болгарской академии наук ( 1947). Лауреат Сталинской премии ( 1941). Лауреат Шевченковской премии ( 1962). Герой Социалистического Труда (1967). Кавалер пяти орденов Ленина.


1. Биография

1.1. Ранние годы

Павло Тычина родился 23 января 1891 года, в селе Пески Козелецкого уезда Черниговской губернии, в Российской Империи. Его окрестили 27 января [3]. Отец Павла, Григорий Тимофеевич Тычина (1850 -1906), был сельским дьяком и одновременно учителем в школе грамоты.

Поэт вспоминал: [4]

"В нашем доме в первой комнате с земляным полом (а была еще и вторая комната, с деревянным полом) стояли две длинные скамьи. На каждой парте сидели душ по 10 или по 12 учеников. Не знаю, сколько мне тогда получилось лет , когда я одной зимы уже подсаживался то к одному, то к другому ученику и как-то быстро, незаметно для себя выучился читать ".

Мать Мария Васильевна Тычина (урожденная Савицкая; 1861 -1915) была на 11 лет моложе поэта отца [5].

Павло Тычина имел 5 сестер: Ефросинью (Проня, 1881 -1949), Полину (1884 -1925), Оксану (1893 -?), Александру (Олесю, 1899-1931) и Наталью (1902-1922) - и 4 братьев: Михаила (1885-1920), Ивана (1888-1969), Евгения (1895-1955) и Константина (умер ребенком) [6]. Самым известным из братьев был Евгений Тычина, который работал педагогом в Харькове.

Мать поэта

Как отмечает в критически биографическом очерке о поэте литературовед Леонид Новиченко, "суровость зашарпаного нищетой отца, нередки вспышки гнева (что не помешало, однако, сыну сохранить о нем память как о справедливом и красивую в своей основе человека) смягчались сердечной и умной добротой Марии Васильевны - матери поэта" . [4]

Сначала Павел учился в земской начальной школе (ее в Песках открыли 1897 года) [7]. Его учительницей была Серафима Николаевна Морачевской [8]. За хорошую учебу она подарила Павлу несколько украинских книг. Среди них "Басни" Леонида Глебова, рассказы Марии Загорная (Гринченко) о шахтеров - "Под землей". Первой учительнице поэт посвятил поэму "Серафима Морачевской" (осталась незавершенной; впервые опубликовано в 1968 году в № 9 журнала "Знамя") [9].

Павло Тычина, 1901 год

Морачевского оценив прекрасный голос и слух парня, посоветовала родителям отдать Павла в один из монастырских хоров Чернигова. Кроме того, детей в хорах также учили. Поскольку других возможностей дать сыну образование Тычины не имели, они прислушались к совету учительницы.

1900 9-летний Тычина, успешно пройдя пробы голоса, стал певцом архиерейского хора при Троицком монастыре. Одновременно он учился в Черниговском духовном училище. Регент хора выделял Павла из других мальчиков-певцов, поручал ему обучать нотной грамоте новичков. Как правило, обучении на могиле Леонида Глебова, похороненного в Чернигове на территории Троицкого монастыря. Таким образом Тычина учил нот своего брата Евгения, а также будущего хорового дирижера Григория Веревку [10].

В июне 1906 года умер отец Павла Тычины [11].

От 1906 года Павел Тычина пишет стихи - отчасти под влиянием Александра Олеся и Николая Вороного. Первый известный нам стихотворение Тычины - "Сине небо закрылось ..." - датировано 1906 годом. Позже поэт, просматривая свой ​​архив, так отозвался о стих: "Посмотришь - аж смешно" [12].

1907 Павел закончил училище. После этого у него был единственный, по сути, путь продолжить образование - в семинарии. Поэтому в 1907-1913 годах Тычина учился в Черниговской духовной семинарии. В старших классах он прошел основательную художественную школу в преподавателя рисования Михаила Жука. Он также ввел Павла Тычины в круг черниговской интеллигенции.

Павел Тычина с первой учительницей Серафимой Морачевской, 1930 год

Товарищем Тычины в семинарии был Василий Елланський - будущий поэт Василий Эллан-Голубой.

Значительное влияние на формирование Тычины-поэта имело его знакомство с Михаилом Коцюбинским, литературные "субботы" которого он посещал с 1911 года.

1912 года в № 1 журнала "Литературно-научный вестник" впервые напечатано произведение Тычины. Это было стихотворение "Вы знаете, как липа шелестит".

1913 Тычина опубликовал три рассказ - "Соблазн" (в газете "Рада" от 17 октября), "Богословие" (в газете "Рада" от 6 ноября) и "На реках вавилонских" (в № 3 журнала "Свет"), которой стали его своеобразным прощанием с Бурсацкого и семинарской юности [13].

В 1913-1917 годах Павел Тычина учился на экономическом факультете Киевского коммерческого института, но не окончил его. Одновременно работал редактором отдела объявлений газеты "Рада" и техническим секретарем редакции журнала "Свет" (1913-1914), помощником хормейстера в театре Николая Садовского (1916-1917). Летом подрабатывал в статистическом бюро черниговского земства. [4] Так, летом и осенью 1914-1916 годов Тычина работал разъездным инструктором и счетоводом-статистом Черниговского губернского земского статистического бюро. Это дало ему возможность сделать ряд ценных фольклорных записей [14].

Когда началась Первая мировая война, Киевский коммерческий институт перевели в Саратова. Поэтому студент Тычина, чтобы составить зимние зачеты 1915 года, имел добираться в теплушках на Волгу. Заболел перерождения сердца. Поэт Владимир Самойленко, спасая Павла, пригласил его к себе в Добрянку (ныне село Ріпкинського району Чернігівської області). Тут Тичина зустрів Наталю - своє перше кохання. Їй поет присвятив одну з найкращих ліричних поезій "Зоставайся, ніч настала?" Але закоханим не судилося бути разом; дівчина померла від сухот. Ця історія стала основою есе Павла Загребельного "Кларнети ніжності" [15].

Згодом Тичина працював завідувачем відділу хроніки газети "Нова Рада" (1917) і відділу поезії журналу "Літературно-науковий вісник" (1918?1919), головою української секції Всеукраїнського видавництва (1919), завідувачем літературної частини Першого державного драматичного театру УСРР (1920).


1.2. "Сонячні кларнети"

Перша сторінка рукопису спогадів Павла Тичини про мандрівку із капелою Стеценка

Начав поэтическое творчество уже за черниговского периода, Тычина в атмосфере Киева первого года государственного возрождения Украины закончил первую свою книгу стихов "Солнечные кларнеты" ( 1918, фактически вышла в 1919), в которой он дал своеобразную украинскую версию символизма, создал собственный поэтический стиль, который получил собственное название - "кларнетизм". Кларнетизм - это мировоззренческая эстетическая концепция П. Тычины, уникально выражена с помощью поэтических средств (ассонанс, аллитерация, эпитеты, метафоры). Находясь в центре революционных событий, Тычина написал книгу. Потому что он стоял тогда более партийными идеологиями, ему удалось дать в "Солнечных кларнетах" аутентичный эстетический отпечаток возрождение своей страны [ ].

"В последние годы почему-то стыдливо умалчивают о том, что весь цвет писателей и поэтов УССР в годы гражданской войны сражался под украинскими флагами с оружием в руках против большевиков. Петлюровские офицеры были Петр Панч и Андрей Головко, лихими юношами (юнкерами) - Владимир Сосюра и Борис Антоненко-Давидович, добровольцами-кавалеристами - Александр Копыленко и даже 16-летний Юрий Яновский, госчиновниками УНР - Павел Губенко (Остап Вишня), Павло Тычина, Юрий Смолич ... Часть из них в начале 1920 года оказались в рядах боротьбистов и вместе с ними перешли к большевикам. Но некоторых, например Остапа Вишню и, по некоторым данным, Юрия Яновского, красные взяли в плен. Но петлюровская закваска у них осталась навсегда. " Я. Тинченко


1.3. Украинский советский поэт

Павло Тычина. Автопортрет. Примечание автора: "27.V. [19] 22. Очень старый вышел"

Победа Октябрьской революции и оккупация Украины сказалась коммунистическим террором, разрухой, голодом и противостоящими им народными восстаниями. В этих обстоятельствах Тычина дальше сохранял свою позицию независимого поэта в следующих книгах "Вместо сонетов и октав" ( 1920), "В космическом оркестре" ( 1921). Тогда же он начинает произведение - поэму-симфонию (или стихотворную трагедию) "Сковорода" (впервые - "Пути искусства", 1923, ч. 5).

Того же 1923 года Тычина создает поэму "Прометей", где одним из первых в мировой литературе раскрыл тему тоталитарного общества. Умение видеть дальше других дала поэту возможность создать первое произведение-антиутопию и показать суть тоталитарного общества.

В первой половине 20-х годов Украина становится конституционно суверенным членом СССР ( де-юре), а Тычина - ведущим украинским советским поэтом: сборник "Плуг" ( 1920), которая принесла ему славу "певца нового дня", и с посвящением Николаю Хвылевому "Ветер с Украины" ( 1924). Тогда же работает в журнале "Искусство", в государственном издательстве "Всевидат", заведует литературной частью в Киевском театре им. Т. Г. Шевченко, политкомиссар которого был А. Довженко.

1923 года он переезжает в Харькова, входит в литературную организацию "Гарт", а в 1927 - до ВАПЛИТЕ, под руководством Хвылевого пыталась противостоять великодержавному шовинизму ЦК ВКП (б). За принадлежность к этой организации и произведение "Чистила иметь картофель" Тычину остро критиковали, обвиняя его в "буржуазном национализме". Отбросив эти обвинения, он на некоторое время замолчал, а на враждебные толки о его "конец" отвечал: "... для них конец, а для меня только начало. Я столько нового сейчас знаю (не вычитанного, нет!), Что, может вчетверо кипяток "(из письма к М. Могилянского).

Там же в Харькове в это время он работает в журнале "Красный путь", много пишет, изучает армянский, начинает овладевать грузинской и тюркскими языками, становится деятелем основанной в тогдашней украинской столице Ассоциации востоковедения.

1934 П. Тычина переезжает из Харькова в новой столицы Украины - Киева и поселяется в доме писателей Ролит.


1.4. "Партия ведет"

В условиях тотального антиукраинского террора, расстрела одних и самоубийства других писателей, Тычина в ряде "партийно выдержанных" книг стихов капитулирует перед насилием. Такими жутко искусными стали сборники "Чернигов" (1931) и особенно поэзия "Партия ведет", напечатанная в газете "Правда" (21. 11. 1933) и одноименная сборник (1934), ставшая символом усмирения украинской литературы сталинизму [ Источник? ]. За ними появился ряд других сборников с изысканными названиями в духе апологии сталинизма: "Чувство семьи единой?, ?Песня молодости? (1938), "Сталь и нежность" (1941). Абстрактно-экспрессионизма мастерство этих сборников поражает преимуществом ударных, будто безоглядно наступательных ямбов в духе острых императивов сталинской генеральной линии партии.

Вторая мировая война еще усилила партийную "выдержанность" сборок Тычины с патриотически-оборонительной тематике: "Мы идем на бой" ( 1941), "Побеждать и жить!", "Тебя мы уничтожим - черт с тобой" ( 1942), "День настанет" ( 1943). Несмотря работу на государственных должностях (уже с конца войны министр образования, а позже председатель Верховного Совета УССР), которая отнимала много времени, Тычина издал ряд поэтических сборников и за послевоенного времени: "Живи, живи, красуйся!", "И расти, и действовать "( 1949), "Могущество нам дана" ( 1953), "На Переяславской Раде" ( 1954), "Мы сознание человечества" ( 1957), "Дружбе мы здружени" ( 1958), "К молодежи мой чистый голос" ( 1959), "Батькивщине мощный", "Расти, прекрасный мир" ( 1960), "Коммунизма дальше видны" ( 1961), "Тополя арфы гнут" ( 1963), "Серебряной ночи" ( 1964), "Стихотворения" ( 1968) и другие.

Шест не поверил в хрущевскую десталинизацию и, оставшись дальше на позициях сталинизма, не откликнулся на литературное возрождение 50-х - начале 60-х годов, даже выступил с осуждением шестидесятников [16]. Тем самым его поэзия (с мотивами величия партии, "дружбы народов", возвеличиванием нового вождя Хрущева, "героинь социалистического труда", колхозных звеньевых т.д.) даже в обстоятельствах усиления брежнивського террора по отречении Хрущева звучала уже явным анахронизмом и все больше походила на автопародиювання. Появились и пародии, как: "Трактор в поле: дыр-дыр-дыр! / Кто за что, а мы за мир! / / Лучше съесть кирпичину / Нож учит Павла Тычины" и др..


2. Творческое наследие и место в украинской литературе

Кладбище. Рисунок Павла Тычины. Внизу рукой поэта: "с. Пески. Могила матери. Круг часовни могила отца"

Ю. Лавриненко писал, что Тычину называли "то символистом, то импрессионистом, то романтиком или сводят характер его поэзии к действительно присущей ему панмузичносты, но зато он не укладывается в рамы никакого "изма" [17]. Историк отечественной литературы Сергей Ефремов так говорил о поэте:

"Тычину трудно уложить в рамки одного какого-то направления или даже школы. Он из тех, что сами творят школы, i с этой точки зрения он одинокий, стоит изолированных, более направлениям, отдавая дань поэтическую всем им - от реализма до футуризма (" красно-си -зеле дуговидно "), одинокие верстая свою творческую путь. Это привiлей немногих - такой широкий иметь диапазон ... Поэт, видимо, мирового масштаба, Тычина форме глубоко национальный, ибо сумел в своем творчестве использовать все богатое предыдущих поколений достояние. Он словно выпил все чар народного языка и умеет орудовать ею с большим вкусом и мастерством ... Странный мечтатель с глазами ребенка и умом философа ". [18]

"Удивительная эрудиция Тычины - свой ​​духовный мир он оформил в постоянной самообразовательной культурной экспансии", - писали о нем в книге поэтической антологии 2005 года. [19]

В наследии поэта, кроме большого количества поэтических сборников - около пятнадцати крупных поэм. Крупнейшие из них остались незавершенным, но каждая - по-своему. Из поэмы "Сабля Котовского" в разное время были напечатаны четыре крупных раздела, по которым трудно составить представление о содержании целого произведения. С драматической поэмы "Шевченко и Чернышевский" известна самостоятельная за сюжетом первая часть не позднее дописанной финальной сценой, заменила вторую часть поэмы, рукопись которой погиб во время войны. Большая по объему поэма-симфония "Сковорода", над которой автор работал менее двадцати лет, - произведение тоже недописанный (издан он был уже после смерти автора). В "Сковороде", поэме "Похороны друга" ( 1942), отдельных фрагментах с посмертной сборника "В сердце в моем" ( 1970) Тычина, несмотря на общую пропагандистскую приторностью подавляющей части своего послевоенного поэтического добычи, показал живучесть своего поэтического таланта.

У 1970-71 рр. український письменник Василь Стус написав літературну розвідку про творчість Павла Тичини під назвою "Феномен доби (Сходження на Голгофу слави)". У цій роботі він схвально оцінював ранню творчість Тичини і піддавав критиці загальновідомий і прославлений соцреалізм. У 1972 р. після арешту Стуса робота була конфіскована і пролежала в архівах КДБ упродовж двох десятиліть [20]. Під час суду вона слугувала одним із свідчень злочинної діяльності Стуса. Ось яку характеристику Стус дає творчості Тичини.

Слава генія, змушеного бути пігмеєм, блазнем при дворі кривавого короля, була заборонена. Слава ж пігмея, що став паразитувати на тлі генія, була забезпечена величезним пропагандистським трестом.

?

В історії світової літератури, мабуть, не знайдеться іншого такого прикладу, коли б поет віддав половину свого життя високій поезії, а половину - нещадній боротьбі зі своїм геніальним обдаруванням

?

Як би там не було, Тичина - така ж жертва сталінізації нашого суспільства, як Косинка, Куліш, Хвильовий, Скрипник, Зеров чи Курбас. З однією різницею: їхня фізична смерть не означала смерті духовної. Тичина, фізично живий, помер духовно, але був приневолений до існування як духовний мрець, до існування по той бік самого себе. Тичина піддався розтлінню, завдавши цим такої шкоди своєму талантові, якої йому не могла завдати жодна у світі сила. Починалася смуга подальшої деградації поета, причому деградував покійний поет так само геніально, як колись писав вірші [21].

?

Геніальний Тичина вмер. Лишився жити чиновник літературної канцелярії, довічно хворий на манію переслідування, жалюгідний пігмей із великим ім'ям Тичини. Творчість Тичини 30-х років - це тільки маніпуляції над небіжчиком, спроби використати мерця. Як не моторошно це казати, але наступна творчість Тичини - це майже ірреальні спроби примусити усміхатися голий череп. Вірші поета перестали бути актом індивідуальної творчості: ці бездарні версифікаційні вправи уже писав хтось - але мертвою поетовою рукою. Кажуть, не одну ніч Тичина лягав спати не роздягаючись: він чекав арешту...

?

Тичини не одживили і роки після 20-го з'їзду КПРС, коли Рильський і Бажан повернулися до перерваної на 25 років молодості. Тичина цього зробити не міг. Можливо, йому і тут підказала інтуїція: одживлюватись - зарано; попереду ще будуть холоди.


3. Переклади

Тичина самотужки опанував більше десяти іноземних мов, а зокрема - сусіднього Україні Сходу і Півдня: вірменську, грузинську, арабську, турецьку, єврейську. Дав з них цінні поетичні переклади. Весь той світ пізнання гармонійно вливався у творчість і доповнював поетичний геній Павла Тичини. [19]

Крім поезії, Тичина робив численні переклади (Олександр Пушкін, Євген Абрамович Баратинський, Олександр Блок, Микола Тихонов, Микола Ушаков, Янка Купала, Якуб Колас, "Давид Сасунський", О. Ованесян, О. Туманян, Акоп Акопян, Ілля Чавчавадзе, А. Церетелі, К. Донелайтіс, С. Неріс, А. Венцлова, I. Вазов, Христо Ботев, Л. Стоянов, Нікул Еркай та ін.).

Помітне місце серед них посідають також публіцистика, літературознавча есеїстика (книжки "Магістралями життя", "В армії великого стратега", посмертно видані "З минулого - в майбутнє", "Читаю, думаю, нотую") і досить об'ємні матеріали щоденниково-мемуарного характеру (видання 1981 року "З щоденникових записів" та інші).

У творчості Тичини поєднані символізм 20 століття і бароко 17 століття [ Джерело? ].


4. Тичина і Фінляндія

У листопаді 1954 року Тичина у складі офіційної делегації УРСР відвідав Фінляндію (Гельсінкі, Турку, Тампере). Мав зустріч із Президентом Паасіківі, який справив сильне враження на поета. Залишив щоденникові записи про фінську мандрівку (частини надруковано у книзі "Павло Тичина. Із щоденникових записів", Київ, 1981, С. 180-188), де містяться згадки про зустрічі з діячами фінської культури.


5. Вшанування пам'яті

Меморіальна дошка на будинку в Києві на вулиці Терещенківській
Надгробок Павла Тичини на Байковому цвинтарі в Києві (лабрадор; скульптор В. 3. Бородай, архітектор А. Ф. Ігнащенко; встановлений в 1970 році [22])

Літературно-меморіальний музей-квартира П. Г. Тичини відкритий у Києві по вул. Терещенківській, 5 [23]

У селі Піски Бобровицького району є музей історії села, до складу якого входить хата-садиба Тичини та кімната в сусідньому будинку, присвячена поету. В селі також є пам'ятник письменника [24].

У Чернігові на фасаді будинку № 40 на вулиці Гетьмана Полуботка, де колись розміщалася Чернігівська духовна семінарія і де навчався майбутній поет, встановлено меморіальну дошку.

Одну з вулиць Чернігова названо іменем Тичини.

Одну з вулиць міста Ванадзор у Вірменії названий іменем Тичини.

Одну з вулиць Києва названо іменем Тичини. (див. Вулиця Павла Тичини)

1973 року засновано літературну премію імені Павла Тичини республіканського значення.

16 квітня 1981 року Постановою Ради Міністрів УРСР Бобровицькій районній бібліотеці надано ім'я Павла Тичини.

3 лютого 1981 року засновано стипендію імені Тичини.


Примечания

  1. http://www.ukrlib.com.ua/bio/printout.php?id=321 - www.ukrlib.com.ua/bio/printout.php?id=321
  2. Як зазначено в 4-томній хрестоматії "Українське слово" (Т. 1. - К., 2001. - С. 429), дату народження Тичини уточнено за знайденою в Київському міському архіві в справах Київського комерційного інституту випискою з церковної книги про народження. Традиційна донедавна дата 15 (27) січня є датою хрещення.
  3. В історіографії ця дата помилково вважалася днем його народження
  4. а б в Новиченко Леонід. Поезія і революція: Книга про Павла Тичину. - К., 1979. - С. 9.
  5. Тичина Павло. Зібрання творів у 12 томах. - Т. 3. - К., 1984. - С. 478.
  6. Тичина Павло. Із щоденникових записів. - К., 1981. - С. 402-403.
  7. с. Піски. Бобровицький район. Чернігівщина - cult.gov.ua/blog/2008-03-11-181
  8. Тичина Павло. Із щоденникових записів. - К., 1981. - С. 408.
  9. Тичина Павло. Зібрання творів у 12 томах. - Т. 3. - К., 1984. - С. 477-479.
  10. Тичина Павло. Зібрання творів у 12 томах. - Т. 7. - К., 1986. - С. 250, 364?365.
  11. Тичина Павло. Зібрання творів у 12 томах. - Т. 1. - К., 1983. - С. 698.
  12. Тичина Павло. Зібрання творів у 12 томах. - Т. 1. - К., 1983. - С. 697-698.
  13. Тичина Павло. Зібрання творів у 12 томах. - Т. 7. - К., 1986. - С. 330-331.
  14. Тичина Павло. Зібрання творів у 12 томах. - Т. 7. - К., 1986. - С. 378.
  15. Загребельний Павло. Неложними устами. - К., 1981. - С. 5-46.
  16. Біжить життя моє спіралями. В спіралях тих я гину - www.ukurier.gov.ua/uk/articles/bizhit-zhittya-moye-spiralyami-v-spiralyah-tih-ya-/p/
  17. Розстріляне відродження: Антологія 1917?1933: Поезія - проза - драма - есей / Упорядкув., передм., післям. - Ю. Лавріненка.; Післямова Є. Сверстюка. - К.: Смолоскип, 2008. - 976 с.: портр. - с. 19.
  18. Єфремов С. Iсторiя українського письменства. ? К.: ?Femina?, 1995. ? С.618-625.
  19. а б Українське диво. Поетична антологія. Книга друга. /За упрядкуванням та ред. Володимира Коломійця. - К.:Український письменник, 2005.
  20. СХОДЖЕННЯ НА ГОЛГОФУ СЛАВИ - www.day.kiev.ua/65698/
  21. Феномен доби (сходження на голгофу слави) - www.madslinger.com/stus/fenomen-doby/
  22. geo.ladimir.kiev.ua - geo.ladimir.kiev.ua/pq/dic/g--K/a--MEMORIALXNAYA_DOSKA_TYTCHINE_P. (рос.)
  23. http://tychyna.krok.com.ua/muzej.html - tychyna.krok.com.ua/muzej.html
  24. Тичина без музею - www.umoloda.kiev.ua/number/1640/164/57831/ Україна молода. Ольга Жук. У рідному селі поета, у родинній садибі Павла Григоровича, працює Музей історії села Піски, який відкрили на честь встановлення радянської влади в Україні.

Литература

  • Меженко (Іванів) Ю. Статті про "Сонячні кларнети" в журналах "Книгар" (1919) і "Музагет" (1919) та про інші книги Тичини у збірнику "Ґроно" (1920).
  • Ніковський A. Vita nova. - K., 1919.
  • Зеров М. Українське письменство в 1918 р. // ЛНВ, ч. 111. К., 1919.
  • Майфет Г. Матеріали до характеристики творів П. Тичини. - Харків, 1926.
  • Лейтес А. Ренесанс української літератури. - Харків, 1926.
  • Гадзінський В. Поет перебільшеної слави // Гадзінський В. Фрагменти стихії. Статті та рецензії 1921?1926. - Одеса: ДВУ, 1927. - С. 86-96.
  • Юринець В. Павло Тичина. - Харків, 1928.
  • Лейтес А., Яшек М. Десять років укр. літератури (1917 - 27), т. І. X. 1928.
  • Лавріненко Ю. Творчість Павла Тичини. - Харків, 1930.
  • Бойко І. Павло Тичина: Бібліографічний покажчик. - К., 1951.
  • Лавріненко Ю. Розстріляне відродження. - Париж, 1959.
  • Барка В. Хліборобський Орфей, або Клярнзтизм. - Нью-Йорк, 1961.
  • Білецький О. Збірник праць у п'яти томах, т. 3. К. 1966.
  • Новиченко Л. М. Поезія і революція. Творчість П. Тичини в перші післяжовтневі роки. - "Радянський письменник", К., 1956
  • Новиченко Л. Поезія і революція. - К., 1968.
  • Співець нового світу: Спогади про Тичину. - К., 1971.
  • Родко М. Українська поезія перших дожовтневих років. - К., 1971.
  • Лавріненко Ю. На шляхах кларнетизму. - Нью-Йорк, 1977.
  • Овчаренко М. Духова криза П. Тичини // Дзвони, чч. 1-4. - Рим - Дітройт - Чикаго, 1978?1979.
  • Коцюбинська М. Х. Корозія таланту // Слово і час. - 1989. - N 11.
  • Гальченко С. А. Текстологія поетичних творів П. Г. Тичини. - К.: Наукова думка, 1990. - 128 с.
  • Літературно-меморіальний музей-квартира Павла Тичини у Києві - tychyna.com/
  • Тельнюк С. В. Молодой я, молодой ...: Поэтический мир Павла Тычины (1906-1925). - Киев: Днепр, 1990. - 417с.
  • Тельнюк С. В. Неодцвитаюча весна моя .... - К., 1991. - 334 с.
  • Стус В. С. Феномен суток (восхождение на Голгофу славы). - М.:, 1993. - 96 с.
  • Марина Павленко о Павле Тычине, Надежда Суровцова, Василия Симоненко, Василия Стуса, Ирину Жиленко / М. Павленко. - Киев: Грани-Т, 2009. - 120 с.: Ил. - (Серия " Жизнь выдающихся детей" ). - ISBN 978-966-465-250-3
  • Как Павел Тычина опередил Джорджа Оруэлла, и что из этого вышло / / Цалик С. М., Селигей П. А. Тайны писательских ящиков: Детективная история украинской литературы. - К.: Наше время, 2010. - С. 90-115.
  • Материалы с Энциклопедии украиноведения.
  • Рисунки и рукописи из сайтов http://www.yuryzavadsky.com/tychyna/ - www.yuryzavadsky.com/tychyna/ и http://tychyna.com - tychyna.com.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам