Шинуазри

Лаковое панно в стиле шинуазри, 1765 год. Мануфактура Cornelis 't Kindt in Abbaye Notre-Dame de Malonne, теперь Бельгия

Шинуазри ( фр. Chinoiserie , От фр. chinois "Китайский", то есть китайщина) - стилевого направление в искусстве, тесно связан с рококо и отчасти обусловлен своим появлением этому стилю.

Поверхностно, несерьезно восприняты формы средневекового искусства Китая использовались в западноевропейском живописи, декоративно-прикладном искусстве, стенописи, декоре и формах фарфора, костюмах, парковых павильонах, в Театрально-декорационное искусство 18 века.

Шинуазри - не единственный экзотический стиль в искусстве Европы, существовали еще и туркомания, японизмы, арабо-индийский стиль, египтомания т.д.. Но шинуазри был наиболее распространенным. Экзотические формы шинуазри имели долгий срок существования в Европе и дошли до 20 века.


1. История возникновения

Худ. Амброзиус Босхарт Старший. "Цветы в фарфоре Китая", натюрморт 1619 г. Амстердам.

Наибольшее количество произведений средневекового искусства Китая, попадала в Западную Европу, приходилась на китайский фарфор. Некоторое время монополистом по завозу и продажи китайского фарфора была Ост-Индская компания.

Известным керамическим центром Голландии 17 века стал город Делфт. Однако, керамисты Делфта делали безуспешные попытки найти секрет производства китайской поцеляны, и производили лишь его имитацию. Именно в Делфте и стали копировать формы и декор китайских изделий, а Делфтским имитации фарфора зажили европейскую известность. Так зародилась мода на шинуазри. Китайский фарфор с характерным декором присутствует во многих натюрмортах художников Голландии 17 века.

Свой вклад в моду на шинуазри сделала и мода на чаепития, возникшая в эту эпоху.

  • Фарфор династии Сун, 11 века

  • Фарфор Китая 1736 "танцовщицы в пейзаже"

  • Фарфор так называемой "зеленой семьи", период Канха, 1662-1722, Музей Гимэ, Париж.

  • Фарфор периода Мин, роспись кобальтом


2. Шинуазри саксонской фарфора

От 1704 года немецкий алхимик Беттгер Иоганн Фридрих работал над секретом изготовления фаянсов, подобным Дельфтского (из города Делфт, Голландия), а также красной керамики Китая и белого фарфора. В тайной лаборатории крепости-тюрьмы Юнгфернбастай в Дрездене и был найден секрет изготовления белой твердого фарфора в 1709 году.

Эта первая в Западной Европе фарфор сравнялась в качестве с прославленной и слишком ценным фарфором Китая. Курфюрст Саксонии быстро подписал указ о создании фарфоровой мануфактуры в январе 1710 года. А летом того же (1710) году она уже заработала в крепком замке в Мейсене. Новых форм или декора изначально не было. Копировали формы и декор китайского фарфора. Европейских богачей охватила мода на фарфор и шинуазри.



3. Шинуазри в архитектуре

Дроттнингхольм, Китайский домик-дворец.
Арх. Уильям Чемберс, Большая пагода в Королевском ботаническом саду Кью близ Лондона.

Создание новых павильонов в садах позднего барокко и рококо не обошло увлечение шинуазри. Возникают необычные сооружения - так называемые "китайские домики" или "китайские павильоны", парковые башни, копировали многоярусные пагоды.

Комплекс сооружений "Китайская деревня" возник в Швеции у королевского дворца Дроттнингхольм. Китайский домик в Дроттнингхольм за сущий планом построено вроде Коллеж четырех наций 17 века в Париже (арх. Луи Лево) - центральная часть, закругленные галереи, боковые павильоны. Но все размеры потеряли величие, а декор - вольная фантазия на темы шинуазри.

Стилистические черты "китайщины" (шинуазри) присутствуют в формах дворца саксонского курфюрста в городке Пильниц. "Чайный домик" в стиле шинуазри построили в парке дворца Сан-Суси, ( Потсдам) для короля Пруссии.

Уильям Чемберс, архитектор из Великобритании, построил в 1762 году Большую пагоду 50-ти метров высотой в Королевском ботаническом саду Кью Гарденс. Пагода построена из кирпича, имеет 10 ярусов и внутренние лестницы.

Подобную пагоду построили и в Английском пейзажном парке города Мюнхена, но на 5 ярусов ниже и более обширную, приземистое.

Мода на шинуазри достигла и Российской империи. В пейзажной части усадьбы Кусково была построена "Китайская башня-пагода" с небольшими колокольчиками.

Постройки в стиле шинуазри на территории Украины:



4. Шинуазри в прикладном искусстве

Китайский фарфор со сценой крещения Христа. Музей Гимэ, Париж. 1725

Особое распространение шинуазри мало в создании произведений декоративно-прикладного искусства Франции. Здесь удачно копировали росписи оригинальных китайских ширм и без оглядки фантазировали на китайские темы при создании гобеленов, бумажных обоев, росписи вееров для дам, зонтиков и тому подобное. Картоны для гобеленов в стиле шинуазри делал художник Франсуа Буше.

Чрезвычайная этажность европейского шинуазри оказалась в разработке нереальных сцен из жизни китайских принцесс, танцовщиц, несуществующих пейзан (крестьян), пастухов и пастушек.

Появляются и дешевые изделия китайских ремесленников на неблизкий им, чужеродные европейские сюжеты и темы (китайский блюдо со сценой крещения Христа в реке Иордан, Музей Гимэ, Париж), шинуазри, рассчитано на непритязательного европейского потребителя.

  • Фазанов замок-павильон в парке замка Морицбург (Саксония).

  • Павильон Пагоденбург, интерьер в стиле шинуазри. Нимфенбург, Германия

  • Гобелен в стиле шинуазри за картоном Франсуа Буше. 1740-е годы

  • Цюрих. Китайский сад, Вассерпалац, интерьер в стиле шинуазри


5. Шинуазри в театре 18 века

Худ. Жак Дюплесси.

Культура 18 столитя была просяктута театральностью. Заимствования новых выразительных средств шло и через заимствования географические. Так, в литературе и в театрально-декорационное искусство пришли туркомания, псевдоарабська тема ("Похищение из сераля" Моцарта, "Персидские письма" Монтескье), шинуазри ("Турандот" Карло Гоцци, "Китайский сирота" Вольтера).

Фантазийные театральные декорации делали и на темы шинуазри к спектаклям или придворных балетов ("Галантный Китай", "Мандарин", "Китайская пастушка" и др.).


См.. также

6. Источники и ссылки

Painting, sculpture & architecture.gif
В Википедии есть портал