Надо Знать

добавить знаний



Ширина колеи



План:


Введение

Измерение ширины колеи
Изменение тележек в Уссурийске
метровую колею имеют трамваи в Евпатории.

Ширина колеи - расстояние между внутренними гранями головок рельсов, на арго железнодорожников - "шаблон".

В настоящее время самая распространенная ширина колеи в мире - 1435 мм, эту ширину колеи имеют 60% всех железных дорог мира (по длине).


1. Колея железных дорог России и СНГ

С середины XIX века стандартом на железных дорогах России (позже - СССР), Финляндии и Монголии была ширина колеи 1524 мм. С мая 1970 года по начала 1990-х, железной СССР были переведены на колею 1520 мм. Это было сделано с целью увеличить стабильность пути при эксплуатации товарных поездов, повысить их скорость движения без модернизации самого подвижного состава. После распада СССР это - стандарт ширины колеи на железных дорогах всех стран, образовавшихся на его территории. Железные Финляндии до сих пор продолжают использовать прежний стандарт - 1524 мм.

Разница в четыре миллиметра не требует переоборудования подвижного состава, но на переходном этапе вызвала серьезные проблемы с резким увеличением износа колесных пар подвижного состава. Впрочем, до конца взаимосвязь ширины колеи или, более корректно, зазора между внутренними гранями рельсов и гребней колес колесной пары с интенсивностью износа рельсов и гребней колес установить не удалось.

Эта же ширина колеи используется во всех метрополитенах России и СНГ. На многих трамвайных, линиях применяется колея 1524 мм (хотя есть и узкоколейные, трамвайные системы с шириной колеи 1 метр, например в Калининграде, Пятигорске, Таллинне, Львове).

В Ростове-на-Дону для трамвая используется европейский стандарт колеи 1435 мм.

Интересно отметить, что самая железная дорога России - Царскосельский - имела еще более широкую колею: 1829 мм.

Ширина колеи в 1524 мм впервые стала использоваться в России в ходе строительства Николаевской железной дороги (середина XIX века). Возможно, это было связано с тем, что на строительстве работали консультанты из Америки, прежде Дж. В. Уистлер (в то время эта ширина колеи была популярна в южных штатах США). Возможно также, что использовать эту ширину колеи предложили русские инженеры П. П. Мельников и Н. А. Крафт, посетивших Америку к строительству Николаевской железной дороги. Кроме того, эта ширина колеи была удобна тем, что писалась круглым числом - 5 футов. Существует мнение, что при выборе ширины колеи сыграл роль и военный аспект - отличная от европейской ширины колеи затруднила бы гипотетическому противнику снабжение войск в случае вторжения в Россию. Никаких документальных подтверждений этой версии нет.

К началу 1980-х годов второй по распространенности в СССР шириной колеи была 750 мм, который использовался для промышленных, торфо-и лесовозных узкоколеек, а также на детских железных. Однако за последние десять лет протяженность железных дорог этого пути резко уменьшилась. Некоторые, наиболее оживленные, узкоколейки были перешитые на стандартную колею, но большая часть узкоколеек просто была закрыта, часто из-за банкротства обслуживающих предприятий.


2. Европейская колея

Европейская колея и так называемая Breitspurbahn

Распространенной в мире шириной колеи является 1435 мм (4 английских фута и 8,5 дюймов). Такое путь имеют железной Северной Америки, Китая и Европы (за исключением стран СНГ, Прибалтики, Финляндии, Ирландии, Испании и Португалии). Именно эта ширина колеи была принята для строительства первой пассажирской железной Ливерпуль - Манчестер инженером Джорджем Стефенсоном.

Фактически эта колея была узкой из существующих многочисленных вариантов широкой колеи, выбрана для того, чтобы Перешивка железных дорог не претерпела вложений для перестройки мостов, насыпей и тоннелей. За 20 лет (в 1846 году) эта колея была принята стандартом английским парламентом, и должна была использоваться при строительстве новых железных дорог.

Существует городская легенда о том, что эта ширина колеи связана с шириной колеи древнеримского тележки.

На приграничных территориях, где используется различная путь, иногда используют пути с совмещенной колеей, в частности, от Калининграда (Россия) до станции Бранево (Польша). Далее идет европейская колея. На этом участке ежедневно ходит поезд Калининград - Берлин.

Соседние с Украиной Словакия и Польша также участка железной дороги с широкой (1520 мм) колеи. Известна 88-километровая магистраль Ужгород-Ганиска при Кошице (?RT), которая используется только для перевозки грузов, преимущественно железной руды для восточнословацкий металлургического завода Ю. С. Стил Кошице (US Steel Ko?ice). Была построена в 1964-66 годах, электрифицирована в 70-х годах. Сейчас решается продолжение этой ширококолейной магистрали до Вены. Польский "Металлургическая ширококолейная магистраль" (Linia Hutnicza Szerokotorowa (LHS)) является одноколейной участком длиной 394,65 км, которая соединяет украинскую железную (ст. Владимир Волынский) с металлургическим комбинатом "Гута Катовице" (г. Славкув). Была построена в 70-х годах 20 века для поставки руды в Польшу, а также угля и серы в СССР. 35-километровый ширококолейный грузовой отрезок Загонь-Еперешке используется венгерскими железными, он соединен с украинского станцией Батево. 40-километровый ширококолейный отрезок территории Румынии (ст. Сигету-Мармацией) соединяет станции Тересва и Берлебаш Львовской из этих (Закарпатская обл.), Но он используется крайне редко (для пассажирских и грузовых перевозок). 20-километровый отрезок пути 1520 мм есть от украинской станции Рени (Одесская обл.) И молдавской Джурджулешть румынскому дунайского порта Галац.

В Украине также используются пути европейской ширины, в частности, в Закарпатской области на участках Чоп-Мукачево, Чоп-Королево-Дьяково, Львовской области - Старжава-Хыров-Нижанковичи, на пограничных станциях Ягодин, Рава-Русская, Мостиска-2, Вадул-Сирет . Ведутся переговоры о продлении пути европейской ширины от Перемышля (Польша) через Мостисскую до станции Львов. На таких пограничных участках европейская колея часто располагается рядом с широкой в ​​качестве совмещенной 4-нитнои пути, а на пограничных станциях используется оборудование для замены колесных пар. Впрочем, процесс замены длительный и значительно задерживает движение. В Мостисци-2 работает система автоматического расширения-сужения колесных пар SUW-2000, который недавно разработал польский инженер Рышард Сувалски. Она используется, в частности, для движения поезда № 35/36 Львов-Краков-Вроцлав, благодаря чему проезд границы занимает всего 30 мин, а не 2-3 часа, как это было раньше.


3. Пути

Железные дороги мира




  • 1435 мм : Европейская (интернациональная) путь; Синкансэн, Австралия (17 678 км)

Детская железная дорога в Польши (600мм: gauge) Kolejka Parkowa Maltanka (Польск.)
603 мм колея



Источники

п ? в ? р Ширина колеи
Главное
Изменение ширины колеи (Break-of-gauge) ? Совмещенная колея (Dual gauge) ? Переход с колеи на колею (Gauge conversion) ? Перечень путей мира ?
Широкая колея
Индийская 1676 мм (5 ft 6 in) ? Иберийская 1668 мм (5 ft 5 ⅔ in) ? Ирландская 1600 мм (5 ft 3 in) ? Русский 1520 мм (4 ft 11 ⅞ in) ?
Стандартная колея
1435 мм (4 ft 8 ? in)
Узкая колея
Шотландская 1372 мм (4 ft 6 in) ? Капская 1067 мм (3 ft 6 in) ? Метровая 1000 мм (3 ft 3 ⅜ in) ? 750 мм

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам