Надо Знать

добавить знаний



Шишкин Иван Иванович



План:


Введение

Портрет И. И. Шишкина работы И.Н.Крамского

Иван Иванович Шишкин ( рус. Иван Иванович Шишкин * 25 января 1832 ( 18320125 ) - ? 20 марта 1898) - русский художник - пейзажист, живописец, рисовальщик и гравер-аквафортист. Академик ( 1865), профессор ( 1873), руководитель пейзажной мастерской ( 1894 - 1895) Академии Искусств. Основатель товарищества передвижных художественных выставок.


1. Биография

Иван Шишкин родился 13 января 1832 года в городе Елабуга Вятской губернии Российской империи. Происходил из древней вятской семьи Шишкин, был сыном купца Ивана Васильевича Шишкина ( 1792 - 1872).

В двенадцать лет стал учеником первого казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил ее и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества ( 1852 - 1856). Окончив курс этого заведения, с 1857 продолжал свое образование в Петербургской Академии Искусств ( 1856 - 1865), где числился учеником профессора С. М. Воробьева. Не довольствуясь занятиями в стенах академии, тщательно рисовал и писал этюды с натуры в окрестностях Санкт-Петербурга и на острове Валааме, благодаря чему приобретал все большее и большее знакомство с ее формами и умение точно передавать ее карандашом и кистью. Уже в первый год пребывания в академии ему были присуждены две малые серебряные медали за классный рисунок и за вид в окрестностях Санкт-Петербурга. В 1858 году он получил большую серебряную медаль за вид на Валааме, в 1859 году - малую золотую медаль за пейзаж из окрестностей Санкт-Петербурга и, наконец, в 1860 году - большую золотую медаль за два вида местности Кукко, на Валааме.

Приобретая, вместе с этой последней наградой, право на поездку за границу в качестве пенсионера академии, он отправился в 1861 году в Мюнхен, посещал там мастерские известных художников, между прочим, мастерские Бенно и Франца Адамов, пользовавшихся большой популярностью как выдающиеся анималисты, а затем, в 1863 году, перебрался в Цюрихе, где, под руководством профессора Коллера, который считался тогда одним из лучших зображувачив животных, описывал и писал последних с натуры. В Цюрихе попробовал впервые гравировать "царской водкой". Отсюда он сделал экскурсию в Женевы с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова "Вид в окрестностях Дюссельдорфа" - картину, которая, будучи направлена ​​в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. За рубежом, помимо живописи, он много занимался рисунками пером, произведения его в этом роде приводили в удивление иностранцев, и некоторые были помещены в Дюссельдорфском музее рядом с рисунками первоклассных европейских мастеров.

Заскучав по родине, в 1866 году вернулся в Санкт-Петербург до истечения срока своего пенсионерства. С тех пор он нередко делал путешествия с художественной целью по России, почти ежегодно выставлял свои произведения сначала в академии. После того как учредилось Товарищество передвижных выставок, на этих выставках производил рисунки пером. С 1870 года, присоединился к образовался кружок аквафортистов, начал снова заниматься гравировкой "царской водкой", которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Все эти работы с каждым годом увеличивали его репутацию как одного из лучших русских живописцев пейзажа и бесподобного, в своем роде, аквафортиста. Художник обладал усадьбой в селе Выра (ныне - Гатчинский район Ленинградской области).

В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретенную ею мастерскую картину "Лесная глушь". После вступления в действие нового устава академии, в 1892 году был приглашен руководить ее учебной пейзажной мастерской, но, по разным обстоятельствам, исполнял эту должность недолго. Он умер внезапно в Петербурге 8 (20) марта 1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной.


2. Творчество

Портрет И. И. Шишкина работы И. Н. Крамского (1880, Русский музей)

Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника. Во всех своих произведениях он является удивительным знатоком растительных форм, воспроизводит их с тонким пониманием как общего характера, так и мелких различий любой породы деревьев, кустов и трав. Брался он за изображение соснового или елового леса, отдельные сосны и ели, точно так же, как и их совокупность, получали у него свою истинную физиономию, без всяких прикрас или умаление, - тот вид и с теми подробностями, которые вполне объясняются и обусловливаются грунтом и климатом, где художник заставлял их расти. Изображал он дубы или березы, они принимали у него донельзя правдивые формы в письме, ветвях, стволах, корнях и во всех подробностях. Сама местность под деревьями - камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее - получали в картинах и рисунках Шишкина вид совершенной действительности.

Но эта реалистичность нередко вредила его пейзажам: во многих из них она заслоняла собой общее настроение, сообщала им характер не картин, задуманных не с целью возбуждать у зрителя то или иное чувство, а случайных, хотя и превосходных этюдов. Нужно также заметить, что с Шишкиным повторилось то, что бывает почти с каждым особенно сильным рисовальщиком: наука форм далась ему в ущерб для колорита, который, не будучи у него слабым и негармоничным, все-таки не стоит на одном уровне с мастерским рисунком. Поэтому талант Шишкина иногда гораздо ярче выражается в одноцветных рисунках и офортах, чем в таких работах, в которых он пользовался многими красками. Картины и рисунки его столь многочисленны, что ссылки даже на важнейшие из них заняло бы слишком много места; особенно много разошлось их между любителями искусства после устроенной в 1891 году ретроспективной выставки работ художника за сорок лет его деятельности и распродажи после его смерти того, что осталось в его мастерской. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Всего богаче ними московская Третьяковская галерея. В ней есть картины "Рубка леса", "Полдень в окрестностях Москвы", "Сосновый лес", "Горелый лес", "Рожь", "Дебри", "Пасека", "Еловый лес" и "Утро в сосновом лесу" и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Русский музей владеет картинами: "Корабельная роща", "Полянка с соснами", "Лесная глушь" и "Поляна", пятью этюдами и двумя рисунками. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина "Вид в окрестностях Москвы" и один рисунок.

Всех выполненных Шишкиным офортов Д. Ровинский насчитывал до сотни, он указывал, более того, на 68 оригинальных литографий и на 15 цинкографических опытов этого мастера. А. Беггрова, в 1884-1885 годах, издал в двух сериях сборник 24 фототипичних снимков с угольных рисунков, выполненных для него Шишкиным. В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25. Впоследствии оттиски с досок, служивших для этого альбома, подправленные и несколько переделанные, были изданы, с прибавкой нескольких других офортов, в виде нового альбома Марксом.

В 1880 -е годы Шишкин создает много картин, в сюжетах которых он по-прежнему обращается преимущественно к жизни русского леса, русских лугов и полей, впрочем, затрагивая и такие мотивы, как морское побережье Балтики. Основные черты его искусства сохраняются и теперь, но художник отнюдь не остается неподвижно на творческих позициях, выработанных к концу семидесятых годов. Такие полотна, как "Ручей в лесу (На косогоре") (1880), "Заповедник. Сосновый бор" (1881), "Сосновый лес" (1885), "В сосновом лесу" (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия . Однако трактованы они с большей живописной свободой. В лучших пейзажах Шишкина этого времени находят отражение общие для русского изобразительного искусства тенденции, однако преломленные им на свой лад. Художник с увлечением работает над широкими по размаху, эпическими по своему строю картинами, воспевает просторы родной земли. Теперь все ощутимее его стремление к передаче состояния природы, экспрессии образов, чистоте палитры. Во многих произведениях, прослеживая цветовые и световые градации, он использует принципы тональной живописи.

Среди всех произведений художника популярная картина "Утро в сосновом лесу". Ее сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким. Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж "Туман в сосновом лесу" (1888), написанный, вероятно, как и "Бурелом", под впечатлением от поездки в вологодские леса. "Туман в сосновом лесу", имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частной коллекции) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены.


3. Семья

  • Жена Евгения Александровна Шишкина (Васильева) сестра Федора Александровича Васильева (умерла в 1874). В этом браке у Шишкина было трое детей: сыновья Владимир ( 1871 - 1873) и Константин ( 1873 - 1875), дочь Лидия ( 1869).
  • Вторая жена Ольга Антоновна Лагода-Шишкина ( 1850 - 1881) - художница-пейзажистка, ученица Шишкина в Академии. Дочь Ксения.


4. Галерея работ

  • "Ручей в березовом лесу",
    1883

  • "Дубовая роща",
    1887

  • "Лесные дали",
    1884

  • "На опушке соснового леса",
    1882

  • "Полесье",
    1884

  • "Рожь",
    1878

  • "Дождь в дубовом лесу",
    1891

  • "На севере диком ...",
    1891

  • "Опушка леса",
    1882

  • "Сосна на песке",
    1884

  • "Утро в сосновом лесу",
    1889

  • "Березовый лес",
    1871

  • "Вечер",
    1882

  • "После шторма в Мэри Хови",
    1891

  • "Сторожка в лесу",
    1870

  • "Лec"


5. Библиография

  • Ф. Булгаков, "Альбом русской живописи. Картины и рисунки И. И. Ш." (СПб., 1892);
  • А. Пальчиков, "Список печатных листов И. И. Ш." (СПб., 1885)
  • Д. Ровинский, "Подробный словарь русских граверов XVI-XIX вв." (Т. II, СПб., 1885).

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам