Замок Фонтенбло

Школа Фонтенбло - общее название художественного группировки, которая работала по заказам королей Франции 16 века - начале 17-го и базировалась в мастерских замка Фонтенбло. Выполняло заказы в разных областях искусства - от живописи и архитектуры до гравюр и Аррас.


1. Классификация

Искусствоведы условно распределяют деятельность школы на два периода, между которыми расстояние примерно в 15 лет:

  • Первая школа Фонтенбло.
  • Вторая школа Фонтенбло.

Как типичный центр маньеризма, школа Фонтенбло имела аристократическое направление, ориентированное на придворные, недемократические вкусы.

1.1. Первая школа Фонтенбло.

Худ. Жан Клуе.Франциск I, 1525 год, Лувр, Париж.
Сады и сооружения Фонтенбло, гравюра 17 века
Сады Фонтенбло в 2005 году после реставрации.

Она существовала в 1530-1570 годах. Основателем школы стал король Франции Франциск I. Еще в 1528 году он пригласил в королевской резиденции Фонтенбло известных жудожникив и ремесленников, различных по национальности и дарованием - итальянцев, голландцев, фламандцев, французов. С 1530 года все они начали работать под руководством итальянца Россо Фьорентино, представителя итальянского маньеризма. Через 10 лет (в связи со смертью Россо в 1540 году) король назначил руководителем другого итальянского маньеристов - Приматиччо. Задачей было сравнить королевскую резиденцию Фонтенбло с прославленными магнатскими резиденциями того времени в Мантуи, Флоренции, Милане. От первой школы Фонтенбло в замке сохранены только здания и галерею Франциска И.

Представители первой школы Фонтенбло выполнили большой объем работ и в архитектуре, и в живописи, в скульптуре, в создании предметов декоративно-прикладного искусства, парадных королевских доспехов и оружия и т.п.. Мастерам первой школы Фонтенбло еще была присуща универсальность. Поэтому они виртуозно работали как с драгоценными материалами ( золото, серебро), так и с дешевыми. С мастерских Фонтенбло выходили как драгоценные ювелирные изделия для королевской семьи, так и защитные доспехи рыцарей и лошадей. Среди представителей первой школы Фонтенбло


1.2. Вторая школа Фонтенбло

Религиозные войны во Франции 1584-1595 году и сладнисть с назначениями нового короля обусловили упадок первой школы Фонтенбло, а королевская резиденция была заброшена и претерпела разрушений (исчезли Бальная зала, королевская спальня, салон герцогини дьЕтамп, галерея Одиссея т.п.).

Оживление пришло с избранием королем Генрихом Наваррским. Он повернул Фонтенбло статус королевской резиденции и приказал реставрировать замок. К резиденции снова пригласили мастеров, где преобладали только французы и фламандцы (Амбруаз Дюбуа из Антверпена, Туссен Дюбрей, Антуан Карон, Мартен Фремине из Парижа, ряд известных ремесленников). Мартен Фремине создал стенописи часовни Св. Троицы (1606-1616 гг), сохранившиеся до наших дней в отличие от павильона Поэзии, который разрушили в 1703 году.


1.3. Значение школы Фонтенбло

Декоративные украшения галереи

Художественный наследство школы Фонтенбло имел большое влияние на развитие и расцвет французской национальной культуры. Художникам Франции и других северных стран были хорошо известны сюжеты стенописей Фонтенбло, потому гравер Рене Буайе задокументировал труд Россо Фьорентино в замке. До 20 века дошло 240 его гравюр. Были известны и скульптуры замка, из которых делали многочисленные копии из бронзы и глины ( терракота). Позже широко миром разошлись и витвроры декоративно-прикладного искусства школы Фонтенбло, которые сохраняют


1.4. Фонтенбло, галерея Франциска I

  • Украшения галереи № 1, Слон

  • Галерея на 2007 год

  • Украшения галереи № 2, Аллегория реки


1.5. Эротический живопись школы Фонтенбло

Для живописи школы Фонтенбло, особенно второго периода, характерны отказ от религиозных композиций, эротизм, холодность в воспроизведении эмоций, холодные цветовые гаммы.

  • Дама у зеркала, город Дижон

  • Фрагмент картины мастера школы Фонтенбло, Лувр.

  • Худ. Франсуа Клуэ. Диана де Пуатье, 1571 г., Вашингтон.