Надо Знать![]() |
Введение
1. РаскопкиПервые центры открыты раскопками немецкого предпринимателя и археолога Генриха Шлимана в Микенах 1876 году и британского археолога Артура Эванса на Крите с 1899 года. С 19 века исследовано несколько сотен памятников: могильники, поселений, крупных города типа Полиохни на острове Лемнос с каменной стеной высотой 5 м, Филакопи на острове Милос, царские резиденции - Троя, дворцы Крита ( Кносс, Маллия, Фест), акрополь в Микенах. Города этого периода обычно были укреплены стенами с башнями и бастионами, с общественными зданиями и храмами появились в западной Анатолии в 3000-2000 гг. е. Укрепленные поселения в материковой Греции - в конце 2300-2000 гг до н. е., на Крите крепости неизвестны. 2. Разделение культурыВыделяется несколько локальных археологических культур, обобщенно объединяют в понятие Эгейской цивилизации:
Хронологически эти культуры принято делить на три основных периода: ранний, средний и поздний, а каждый период - на 3 субпериода (I, II, III): например, ранньоминойский И середньосолунський III и так далее. 3. Развитие городов![]() Пример линейного письма Б Развитие эгейской культуры проходило неравномерно, ее центры переживали эпохи упадка и расцвета в разное время. Процесс формирования эгейской цивилизации был сложным и длительным:
Около 2300 до н. е. Пелопоннес и северо-западная Анатолия подверглись вражескому нашествию, о чем свидетельствуют следы пожаров и разрушения в поселениях. Под влиянием пришельцев (возможно, индоевропейского происхождения) к 2000-1800 гг. е. изменилась материальная культура материковой Греции, Трои и некоторых островов. На Крите, не нарушенном нашествием, продолжала развиваться минойская культура. В начале в 2000-1800 гг. н.э. появилась иероглифическая письменность, с 1600 до н. н.э. - линейное письмо А. Середина бронзового века (2000-1500 гг. н.э.) - период наибольшей консолидации эгейской цивилизации, о чем свидетельствует определенное единство материальной культуры: керамики, металлических изделий и прочего. Около 1600 до н. е. вторжение в материковую Грецию новых племен (возможно, ахейцев), воины которых использовали боевые колесницы, положило начало возникновению небольших государств микенского периода вокруг других центров - Микен, Тиринфа, Орхомена. Около 1470 до н. е. некоторые центры эгейской культуры (особенно на острове Крит) пострадали от извержения вулкана Санторин. На Крите появилось ахейское (микенское) населения, что принесло новую культуру и линейное письмо Б. С 1220 г. до н. е эгейская культура переживает глубокий внутренний кризис, сопровождающийся нашествием дорийцев и "Народов моря" и приводит цивилизацию к гибели. 4. Искусство Эгейской культурыЭгейское искусство характеризуется переходом ведущей роли в его развитии от одной области Эгейского мира к другому, добавлением местных стилей, взаимосвязями с искусством Древнего Египта, Сирии, Финикии. В сравнении с художественными культурами Древнего Востока Эгейское искусство отличается более светским характером. 4.1. Кикладские искусствоСреди памятников 3000-2000 гг. е. выделяется похоронная пластика Киклад, "кикладские идолы" - мраморные статуэтки или головы (фрагменты статуй) геометризируемый, лаконичных, монументальных форм с четко выраженной архитектоникой (скрипкоподибни" фигуры, обнаженные женские статуэтки). 4.2. Критское искусствоПримерно с 2300 - 2200 лет до н. е. ведущим центром художественной культуры стал Крит (расцвет в 2000 - 1500 годах до н. н.э.). Искусство Крита распространило влияние на Киклады и материковую Грецию. Наивысшие достижения критских зодчих - дворцы (открыты в Кнос, Фесте, Маллии, Като-Закро), в которых сочетание больших горизонтальных плоскостей (дворы) и комплексов 2 - 3-этажных помещений, световых колодцев, пандусов, лестниц создает эффект живописного перетекания пространства, эмоционально богатый, насыщенный бесконечной изменчивостью впечатлений художественный образ. На Крите был создан своеобразный тип колонны, расширяющейся кверху. В изобразительном и декоративно-прикладном искусстве Крита орнаментально-декоративный стиль (2000 - 1700 лет до н. э, достигший совершенства в вазописи камарес) изменяется в 1700 - 1500 годах до н. е. более конкретной и непосредственной передачей образов растительного и животного мира и человека (фрески дворца в Кнос, вазы с изображением морских существ, выполнения мелкой пластики, торевтики, глиптики). До 1400 года до н. (приблизительно, в связи с завоеванием ахейцами) нарастают условность, стилизация (фрески "тронного зала" и раскрашенный рельеф из стукко "царь-жрец из дворца в Кносе, вазопись дворцового стиля"). 4.3. Ахейское искусство1700-1200 гг. н.э. - период высокого расцвета искусства ахейской Греции. Города-крепости ( Микены, Тиринф) строились на холмах, с мощными стенами циклопической кладки (из каменных глыб весом до 12 тонн) и планировкой в двух уровнях - нижний город, или агора, (место убежища населения окраин) и акрополь с дворцом правителя. В архитектуре жилья (дворцы и дома, как и на Крите, строились на каменных цоколях с самана с деревянными связями) складывается тип прямоугольного с портиком дома - мегарона, прообраз древнегреческого храма в антах". Лучше других раскопан дворец в Пилосе. Выделяются круглые в плане купольные гробницы- толосы с ложным сводом и дромосом ( "Гробница Атрея" у Микен, 1400-1200 гг. н.э.). Изобразительное и декоративно-прикладное искусство ахейской Греции испытало сильное влияние искусства, особенно в 1700-1500 гг. е. (изделия из золота и серебра с "шахтных гробниц" в Микенах). Местный стиль характеризуется обобщенностью и лаконичностью форм (рельефы на надгробных стелах "шахтных гробниц", погребальные маски, некоторые сосуды (кубок Нестора) из захоронений). Искусство 1500-1200 гг. е., как и критское искусство, большое внимание уделяло человеку и природе (фрески дворцов в Фивах, Тиринфа, Микенах, Пилосе; вазопись, скульптура), но тяготело к устойчивым симметричным формам и обобщению (геральдическая композиция с фигурами 2 львов рельефа Львиных ворот в Микенах). 5. Галерея
Литература
код для вставки Данный текст может содержать ошибки. скачать |