Надо Знать

добавить знаний



Эгейская культура


Герб Греции

План:


Введение


Эгейская культура, также Крито-микенская культура - общее название цивилизаций бронзового века в 3000-1000 годах до н. н.э. на островах Эгейского моря, Крите, в материковой Греции и Малой Азии (прежде Анатолия).


1. Раскопки

Первые центры открыты раскопками немецкого предпринимателя и археолога Генриха Шлимана в Микенах 1876 году и британского археолога Артура Эванса на Крите с 1899 года. С 19 века исследовано несколько сотен памятников: могильники, поселений, крупных города типа Полиохни на острове Лемнос с каменной стеной высотой 5 м, Филакопи на острове Милос, царские резиденции - Троя, дворцы Крита ( Кносс, Маллия, Фест), акрополь в Микенах.

Города этого периода обычно были укреплены стенами с башнями и бастионами, с общественными зданиями и храмами появились в западной Анатолии в 3000-2000 гг. е. Укрепленные поселения в материковой Греции - в конце 2300-2000 гг до н. е., на Крите крепости неизвестны.


2. Разделение культуры

Выделяется несколько локальных археологических культур, обобщенно объединяют в понятие Эгейской цивилизации:

Хронологически эти культуры принято делить на три основных периода: ранний, средний и поздний, а каждый период - на 3 субпериода (I, II, III): например, ранньоминойский И середньосолунський III и так далее.


3. Развитие городов

Развитие эгейской культуры проходило неравномерно, ее центры переживали эпохи упадка и расцвета в разное время. Процесс формирования эгейской цивилизации был сложным и длительным:

Около 2300 до н. е. Пелопоннес и северо-западная Анатолия подверглись вражескому нашествию, о чем свидетельствуют следы пожаров и разрушения в поселениях. Под влиянием пришельцев (возможно, индоевропейского происхождения) к 2000-1800 гг. е. изменилась материальная культура материковой Греции, Трои и некоторых островов. На Крите, не нарушенном нашествием, продолжала развиваться минойская культура.

В начале в 2000-1800 гг. н.э. появилась иероглифическая письменность, с 1600 до н. н.э. - линейное письмо А. Середина бронзового века (2000-1500 гг. н.э.) - период наибольшей консолидации эгейской цивилизации, о чем свидетельствует определенное единство материальной культуры: керамики, металлических изделий и прочего.

Около 1600 до н. е. вторжение в материковую Грецию новых племен (возможно, ахейцев), воины которых использовали боевые колесницы, положило начало возникновению небольших государств микенского периода вокруг других центров - Микен, Тиринфа, Орхомена. Около 1470 до н. е. некоторые центры эгейской культуры (особенно на острове Крит) пострадали от извержения вулкана Санторин. На Крите появилось ахейское (микенское) населения, что принесло новую культуру и линейное письмо Б. С 1220 г. до н. е эгейская культура переживает глубокий внутренний кризис, сопровождающийся нашествием дорийцев и "Народов моря" и приводит цивилизацию к гибели.


4. Искусство Эгейской культуры

Эгейское искусство характеризуется переходом ведущей роли в его развитии от одной области Эгейского мира к другому, добавлением местных стилей, взаимосвязями с искусством Древнего Египта, Сирии, Финикии. В сравнении с художественными культурами Древнего Востока Эгейское искусство отличается более светским характером.

4.1. Кикладские искусство

Среди памятников 3000-2000 гг. е. выделяется похоронная пластика Киклад, "кикладские идолы" - мраморные статуэтки или головы (фрагменты статуй) геометризируемый, лаконичных, монументальных форм с четко выраженной архитектоникой (скрипкоподибни" фигуры, обнаженные женские статуэтки).

4.2. Критское искусство

Примерно с 2300 - 2200 лет до н. е. ведущим центром художественной культуры стал Крит (расцвет в 2000 - 1500 годах до н. н.э.). Искусство Крита распространило влияние на Киклады и материковую Грецию. Наивысшие достижения критских зодчих - дворцы (открыты в Кнос, Фесте, Маллии, Като-Закро), в которых сочетание больших горизонтальных плоскостей (дворы) и комплексов 2 - 3-этажных помещений, световых колодцев, пандусов, лестниц создает эффект живописного перетекания пространства, эмоционально богатый, насыщенный бесконечной изменчивостью впечатлений художественный образ.

На Крите был создан своеобразный тип колонны, расширяющейся кверху. В изобразительном и декоративно-прикладном искусстве Крита орнаментально-декоративный стиль (2000 - 1700 лет до н. э, достигший совершенства в вазописи камарес) изменяется в 1700 - 1500 годах до н. е. более конкретной и непосредственной передачей образов растительного и животного мира и человека (фрески дворца в Кнос, вазы с изображением морских существ, выполнения мелкой пластики, торевтики, глиптики). До 1400 года до н. (приблизительно, в связи с завоеванием ахейцами) нарастают условность, стилизация (фрески "тронного зала" и раскрашенный рельеф из стукко "царь-жрец из дворца в Кносе, вазопись дворцового стиля").


4.3. Ахейское искусство

1700-1200 гг. н.э. - период высокого расцвета искусства ахейской Греции. Города-крепости ( Микены, Тиринф) строились на холмах, с мощными стенами циклопической кладки (из каменных глыб весом до 12 тонн) и планировкой в двух уровнях - нижний город, или агора, (место убежища населения окраин) и акрополь с дворцом правителя. В архитектуре жилья (дворцы и дома, как и на Крите, строились на каменных цоколях с самана с деревянными связями) складывается тип прямоугольного с портиком дома - мегарона, прообраз древнегреческого храма в антах".

Лучше других раскопан дворец в Пилосе. Выделяются круглые в плане купольные гробницы- толосы с ложным сводом и дромосом ( "Гробница Атрея" у Микен, 1400-1200 гг. н.э.). Изобразительное и декоративно-прикладное искусство ахейской Греции испытало сильное влияние искусства, особенно в 1700-1500 гг. е. (изделия из золота и серебра с "шахтных гробниц" в Микенах). Местный стиль характеризуется обобщенностью и лаконичностью форм (рельефы на надгробных стелах "шахтных гробниц", погребальные маски, некоторые сосуды (кубок Нестора) из захоронений). Искусство 1500-1200 гг. е., как и критское искусство, большое внимание уделяло человеку и природе (фрески дворцов в Фивах, Тиринфа, Микенах, Пилосе; вазопись, скульптура), но тяготело к устойчивым симметричным формам и обобщению (геральдическая композиция с фигурами 2 львов рельефа Львиных ворот в Микенах).


5. Галерея

Минойская культура
Микенская культура
Кикладская культура

Литература

  • Андреев Ю. В. От Евразии к Европе: Крит и эгейских мир в эпоху бронзы и раннего железа (III-нач. I тысячелетия до н. Э.). СПб.: Дмитрий Буланин, 2002. 864 с. - ISBN 5-86007-273-2.
  • Глазычев В.Л. Гемма Коперника. - Москва: Советский художник, 1989. 416 с. - ISBN 5-269-00162-4
  • Драчук В. С. Дорогами тысячелетий. - Москва: Молодая гвардия, 1977. 256 с.
п о р Статьи о Эгейское море
Основные
Эгейское море
Страны
Другое
Киклады
Аморгос Анафем Андрос Антимилос Антипарос Делос Деспотико Донуса Фолегандрос Гиарос Иос Ираклия Лагуса Кеа Керос Кимолос Куфониси Кифнос Милос Миконос Ната Наксос Парос Полиегос Рине Санторини Схинуса Серифопула Серифос Сифнос Сикинос Сирос Тирасия Тинос Ус
Додеканес
Agathonisi Арко Арматиа Аламиа Астакида Астипалеа Чаталада Хамиль Гайдарос Gyali Халки ИК-Ада Имиа / Кардак Калолимнос Калимнос Канделиуса Кара-Ада Карпатос Касос Кастелоризо Кекова Кос Кючюк-Тавшан-Адасы Лерос Липси Нисирос Патмос Пахея Фармакониси Плате Псеримос Ро Родос Саре Салих-Ада Стронгиле Сими Серный Телендос Тилос Зафора
Северные Эгейские
Айос-Эфстратиос Аммулиани Айвалык Бюйюк-Ада Хиос Chryse Джунд Фенер-Ада Фурной-Корсеон Икария Имброс Инджир-Ада Куконеси Лемнос Лесбос Metalik Ada Нисиопи Ойнуссес Псари Самиопула Самос Самотраки Тенедос Тасос Тимаина
Саронического
Эгина Айос-Йоргос Ангистри Докос Идра Порос Пситталея Саламин Спетцес Фальконер
Спорады
Аделфи Айос-Йоргос-Скопелу Алониссос Аргос-Скиату Даси Эринии Юра Граммеза Кира-Панагии Лекуса Перистери Пипер Псатура Рэпе Рине-Скира Саракино Скандили Скандзура Скиатос Скопелос Скиропула Скирос Тцугриа Валаха
Другое
Крит Диа Эвбея Гавдос Макронисос
п о р Древняя Греция в темах - Портал: Греция
История
География
Экономика
Деньги и монеты Сельское хозяйство Рабство Вина
Культура
Древние греки
Происхождение
и племена
Полководцы,
ученые
Архитектура
Искусство
Наука
Календари Астрономия Математика Медицина Технологии
Язык и письмо
Протогреческие Микенская Гомеровская Диалекты (эолийский аркадокиприотський аттический дорийский ионийский локридський давньомакедонська язык Памфилии) койне Линейное письмо А Линейное письмо Б Греческий алфавит

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам