Надо Знать

добавить знаний



Эжен Ионеско


Eugene Ionesco.jpg

План:


Введение

Эжен Ионеско ( фр. Eug?ne Ionesco , рум. Eugen Ionescu; * 26 ноября 1909, Слатино, Румыния - ? 28 марта 1994, Париж) - румынский и французский писатель, драматург.


1. Жизнеописание

Родился 26 ноября 1909 года в Румынии, в городе Слатино. Его отец, адвокат по профессии, был румыном, иметь, - француженкой. Едва ребенку исполнился год, семья переехала в Франции. Родным для Эжена Ионеско стала французский. И своей родиной он всегда считал не Румынию, а Францию ​​. Сначала через недостойное отношение отца, покинувшего семью, оставив ее на произвол судьбы, и в течение многих лет не подавал о себе никаких вестей, с годами этот выбор получил и нечто вроде политического обоснования. В Франции, сначала в Париже, затем в провинции, будущий писатель прожил до четырнадцатилетнего возраста, после чего ему пришлось снова вернуться к Румынии, поскольку из-за развод родителей права на детей получил отец. Там парень закончил школу, затем филологический факультет Бухарестского университета и приобрел специальности преподавателя французского языка и литературы. В 1936 году Ионеско женился, а в 1938 году ему удалось добиться стипендии для написания в Франции диссертации "Тема греха и смерти во французской поэзии", и он вторично, теперь уже навсегда, оставил страну, в которой родился. Научная работа была для него лишь поводом для эмиграции : Румыния того времени уверенно шла по пути фашистской диктатуры, и дышать там становилось все невыносимее.

В Франции сначала жизнь складывалась нелегко: Ионеско сменил несколько профессий, дольше проработав корректором в марсельском юридическом издательстве.

Первую пьесу Ионеско был поставлен 1950 -го года. Будучи драматургом, быстро получил славу. В 1970 году его избрали членом Французской Академии.

Умер 28 марта 1994 в Париже.


2. История творчества

К литературному творчеству Эжен Ионеско примкнул еще в Румынии, начав писать сначала стихи, затем критические статьи. О драматургию он не думал и неоднократно заявлял, даже став уже известным драматургом, что никогда не любил театр. Поэтому до настоящего своего призвания пришел не сразу. Решив 1948 году изучить английский язык, он взял самоучитель и стал вчитываться в диалоги какой-то воображаемой английского пары. Вдруг у него мелькнула мысль, какой огромный комический и сатирический заряд может нести в себе повседневная разговор обычных людей. Из этих диалогов он, например, узнал, что в неделе семь дней, что потолок находится вверху, а пол, соответственно, внизу, а также множество других таких же незыблемых истин, банальностей, отразившихся в диалогах повседневной речи. Это натолкнуло Ионеско на мысль написать собственные вариации на эту тему. Результате подобных упражнений появилась равно актна пьеса - точнее, "антипьеса", как автор отметил этот жанр, под названием "Лысая певица", что в 1950 году была поставлена ​​в одном маленьком парижском театре. И первая постановка успеха не имела, но на автора пьесы обратили внимание критики, которые стали регулярно освещать все, что выходило из-под его пера, окрестив его родоначальником "Театра абсурда". С тех пор его биография полностью слилась с хронологии творчества. Каждая новая постановка его пьес становилась важным событием парижского театральной жизни. А Эжен Ионеско теперь оставалось только писать их, одну за другой, постепенно приобретая мировой славы. В 1970 году его избрали членом Французской Академии. Его произведения переводились на многие языки и ставились на сценах во многих странах.

Буржуазное общество Ионеско, естественно, всегда критиковал. Однако делает он это прежде всего потому, что не может не критиковать любое общество. Ведь суть творчества и личности Эжена Ионеско - это антиконформизм. Кстати, неприязнь его к собственному отцу значительной мере оправдывалась еще и тем, что известный румынский адвокат был воплощением конформизма, в 30 -е годы преданно служил фашистской диктатуре, а десять лет спустя - с той же готовностью - коммунистической диктатуре. В отличие от него, Ионеско уже в ранние годы выработал в себе привычку думать не так, как другие, привычку жить среди людей свободным человеком, не уступая своей сути. Приобретя один раз духовные и нравственные ориентиры, он уже больше не менял их.

Что же касается абсурда Ионеско, то сначала он не был связан с тем философским абсурдом, что его Сартр и Камю унаследовали от Кьеркегора. Он рождался с внимательного рассмотрения повседневного человеческого, преимущественно обывательского, существования. В Ионеско есть замечательное умение воплощать в искусстве повседневную; поднимая его до уровня общечеловеческого, вечного. Поднимая, но одновременно и окарикатурюючы, извлекая эпизоды из длинной цепи своих и чужих внутренних переживаний и превращая их в трагикомедию.

Драматургию Ионеско принято делить на два периоды. Сначала в пьесах преобладал критический, провокационный начало. Будучи авангардистские, с обычными театральными условностями, они выглядели, как революционные и нравились критикам левой ориентации, которые поспешили отнести Ионеско в число антибуржуазных писателей.

Эти критики сильно ошиблись, ведь Ионеско стремился скорее возродить "чистое" искусство, свободное от любой политики и любой идеологии, свободное от брехтовской - сартривськои дидактики и ангажированности. Важнейшим и самым интересным в искусстве Ионеско всегда считались его видторгненисть и призрачность. И его собственные пьесы рождались не из идей, а с реплик, подействовали на воображение автора, случайных образов, сновидений. Ионеско не любил театр, но с детства обожал кукольные представления. Может, именно поэтому персонажи его первых пьес, таких, как "Лысая певица" ( 1948), "Стулья" ( 1951), "Жертва долга" ( 1952), "Амедей, или Как от него избавиться" ( 1953), такие безликие и роботоподобни, так похожи на марионеток, высказываются таким языком, не способны выразить мысли, живут в атмосфере гротеска и участвуют в действии, не развивается, а идет по кругу или направляется к какой-либо абсурдной, пародийной решения. Однако, по сути, абсурд даже тех первых пьес Ионеско был только мнимым. Тот абсурд лишь обнажил нерв жизни, позволял взглянуть на все вокруг по-другому, заметить в людях их комические черты. И одновременно подчеркнуть трагизм их существования.

В конечном итоге Ионеско был вынужден публично отмежеваться от приписываемых ему идеологических намерений, а потому и его творчество, и он сам, ранее подвергались нападкам только правых ревнителей традиций, стали объектами нападок и левой критики. Эта атмосфера полемики немалой степени способствовала эволюции творчества Ионеско. Гуманизм драматурга стал проявляться в его пьесах все сильнее, а сами они стали более зрелищными. Фантастический начало в них даже усилился, но, несмотря на это, они стали если не более реалистичными - скорее уже символистскими, - и понятнее. Отчасти благодаря тому, что Ионеско выпустил на сцену что-то вроде самого себя, наивного и мужественного Беранже, который отстаивает права личности в борьбе с обществом, которое стремится его раздавить.

Впервые этот персонаж появляется в 1957 году, в пьесе "Бескорыстный убийца", где он, собственно говоря, олицетворяет человека вообще, человека, которому в течение всей ее жизни угрожает насилие, ненависть, смерть. Автор не отказался от своих критических наблюдений за обыденным языком, от комических эффектов, выходящих из речевых клише, от двусмысленных выражений, от скольжения содержания, от ассонансов и аллитераций, которыми отличались его ранние пьесы, но в конце 60 -х годов они бы отошли на второй план. Предыдущая язык превратился в фон, что определяло тональность и создавало атмосферу, а через нее стала пробиваться гибкая, лиричниша речь, насыщенная образами, мыслями, вопросами, язык намного класичниша, чем та, что была раньше. Благодаря Беранже читатель и зритель узнали из пьес Ионеско о проблемах, которые беспокоят автора: о трудностях бытия ("Убийца по зову"), о том, как он боится смерти ("Король умирает", 1962), о том, как ему хотелось бы преодолеть земное притяжение человеческой судьбы ("Воздушный пешеход", 1962), о его страхе перед тоталитаризмом ("Носороги", 1960).


3. "Носороги"

Жизнь людей полна проявлений, которые при внимательном рассмотрении могут показаться нелогичными или даже абсурдными. Особенно это впечатляет, когда речь идет о явлениях общественной жизни, когда каждый отдельный человек действует по законам личной логики, а в сочетании получается что-то почти бессмысленное. Глобальные политические эксперименты XX столетия неоднократно заканчивались трагедиями целых народов, они осуществлялись на глазах писателей, которые видели противоречия между идеями и их воплощением, и были свидетелями того, как большие массы людей, объединившись, делали вещи, несовместимые со здравым смыслом, никогда не совершили бы в одиночку, а потом наивно ужас и твердили, что все они ничего не знали и не понимали. Не случайно возник особый художественное направление, сосредоточивший свое внимание на освещении именно этого момента человеческого существования. Театр абсурда, одним из самых ярких представителей которого является Эжен Ионеско, поднимает проблемы общественно-философского плана, заставляет посмотреть на мир из этого нового ракурса сквозь стекло драматургических средств. В пьесах театра абсурда происходит то, чего бы никогда не может быть.

Как Ионеско, написав "Носорога", будто неожиданно превратился в одного из наиболее ярко выраженных политических писателей ? В этой пьесе он рассказал, как на улицах какого-то провинциального городка вдруг стали появляться неизвестно откуда носороги. Потом выяснилось, что на носорогов превращаются сами жители городка, в том числе и коллеги Беранже. У них вырастал рог, тело покрывалось твердой кожей, и они перли напролом, сокрушая на своем пути все, что хоть сколько-нибудь отличалось от них самих. Наконец, Беранже остался в городе единственным человеком, которая не пожелала превратиться в носорога. В "носорогов" болезни проступают две основные политические чумы нашего века: фашизм и коммунизм. В пьесе Ионеско "Носороги" обычные жители обычного города начинают превращаться в носорогов, но это - лишь образ, позволяет обобщить сам принцип потери людьми человеческого облика, которая, в свою очередь, является закономерным результатом тоталитарного общественного устройства. Не имеет значения, какого именно: художественный прием делает обобщение универсальным. Когда эта пьеса была поставлена ​​впервые, большинство зрителей и критиков считали, что речь идет о национал-социализм, но Йонеско опровергал подобное упрощенное толкование. Таких "носорогов" можно встретить не только в Германии, изображенное явление шире любой отдельный и конкретный случай. Скорее речь идет об общих причины и принципы озверения людей и о поиске путей противостояния, которые в пьесе представляет Беранже - одиночка, стихийно выступает против тоталитаризма, против коллективных истерий и эпидемий под видом ума или идей, которые и являются, по мнению автора, коллективным заболеванием. Неудачник и идеалист Беранже не очень похож на традиционного положительного героя, но именно он оказывается способным остаться человеком. В начале пьесы его образ кажется почти невыразительным: он не декларирует четких идей, в отличие от других персонажей, кажется, не имеет даже собственной позиции, просто одним из первых чувствует опасность. Но дальнейшее развитие событий доказывает, кто чего стоит. Отсутствие конкретных убеждений оказывается проигрышной лишь на первый взгляд, хотя изначально "идейные" персонажи имеют убедительно, такие, как интеллигентный Жан, убежден, что "высшая человек - это тот, кто выполняет свой долг" и твердит о "оружие терпимости, культуры, интеллигентности ". Не случайно среди них появляется Логик, который все свои силлогизмы выводит с классическими логическими ошибками. В его приемах мышления уже заранее закодированы возможности доказать что-либо, так же нелогичность под маской логичности. Вставная по сюжета разговор о кошек (если четыре лапы - это кот) - образ подобного мышления. Носорогов долго не желают замечать. Их существование отрицают, называют "мистификацией", "Пропагандой", "Иллюзией". Для Беранже они - реальность, которая ему не нравится: "Тупое четвероногое, которое не стоит и разбирать по косточкам слова! Да еще и злое ...". Когда носорогов становится много, начинают звучать другие голоса протеста, звучащие или декларативно, или неубедительно. Слова Жана перед превращением его в животное освещают дополнительный смысл образа "носорогов", не так идеологического плана (нарочно не уточняется), как самый принцип отношения к людям: "Я не то что не люблю людей, они мне безразличны или отвратительные, пусть только не становятся мне на дороге, я раздавлю их "," У меня есть цель, и я рвусь к ней ". В таком подходе уже есть что-то нечеловеческое. Другой персонаж Дудар, склонен к философским размышлениям, спрашивает риторически: "Разве можно знать, где зло, а где добро ? "и попадает в ловушку собственных убеждений: почему бы ему не присоединиться к большой" всемирной семьи ", когда носорогов большинство?" Надо идти по времени ", - говорит перед превращением в носорога Ботар." Выбери себе ту реальность, которая тебе подходит ", - советует Беранже Дези. Она предлагает ему:" Вдвоем, без никого - быть счастливыми ". Но именно попытка бегства в воображаемый мир приводит к тому, что она потом начинает увлекаться носорогами -" Это они народ. И им хорошо в их шкуре ". Беранже считает, что сам он не слишком разбирается в философии, но чувствует опасность сердцем. И сердце оказывается умнее "Ум". Именно этим он отличается своего окружения, и именно способность чувствовать, сопереживать, страдать из-за совести позволяют ему сопротивляться эпидемии. Разгадав главную сущность сопротивления Беранже, можно понять и авторский замысел: чтобы не допускать "массового психоза", надо учиться сохранять в себе человечность.


4. Произведения

  • "Король умирает" ( 1962)
  • "Воздушный пешеход" ( 1962)
  • "Носороги" ( 1960)
  • "Бескорыстный убийца" ( 1957)
  • "Амедей, или Как от него избавиться" ( 1953)
  • "Жертва долга" ( 1952)
  • "Стулья" ( 1951)
  • "Лысая певица" ( 1948)

Литература

  • Ионеско Е. Носороги. (Перевод с франц. Петр Таращук) / Зарубежная драма ХХ века. Сост. и автор вступительных статей Е.Волощук - М.: Учебная книга. - 2003. - 318 с.;
  • Проскурникова Т. Б. Французская антидрама. - М., 1968.;
  • Андреев Л. Г. Современная литература Франции: 60-е годы. - М., 1977.


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам