Эйдос

Эйдос ( греч. εἶδος - Качество, вид, вид, образ, цель, сущность, намерение) - срок античной философии и литературы, первоначально означал "видимое", "то что видно", но постепенно приобрел более глубокого содержания - "конкретная наличие абстрактного", "вещественная данность в мышлении", в общем смысле - способ организации и / или бытия объекта. В средневековых и современных философов - категориальная структура, что интерпретирует первичную семантику любого понятие.


1. Доплатонивська традиция

В досократовских натурфилософии ( Милетская школа, Гераклит, Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит) эйдос понимается как фиксация или организация вещи, чувственном континууме, т.е. эйдос во наиболее конкретном смысле - это организующая, фиксирующая внешность, которая "позволяет" вещи собственно существовать (быть видимой, иметь вид, восприниматься как образ и т.п.).

Слово "эйдос" впервые появляется в Гомеровском эпохе, где обозначает "внешность", а именно "прекрасную" внешность. В ранней натурфилософии эйдос трактуется почти исключительно как образ; Демокрит обозначает термином "эйдос" принципиальную начальную оформленность структурных единиц мироздания ( атом у Демокрита также обозначается этим термином). Парменид, закладывая основы идеализма, развивает понимание эйдоса как собственно уже сущность вещи, но еще более-менее видимую.

Так что в древнегреческой философии, языке и культуре в целом, в этом смысле понятие эйдоса оказывается фактически эквивалентным понятию идеи ( греч. ἰδέα ) - Внешний вид, внешность). Соотношение эйдоса с субстратным архе выступает фундаментальной семантической оппозицией античной философии, и обретение вещью эйдоса мыслится как "овеществления" этого эйдоса, превращение абстрактности эйдоса в неабстрактность вещи. Это задает семантическую связанность понятия эйдоса с понятием формы. И если феномен субстрата в античной культуре сочетается с материальным (соответственно - материнским, женским) началом, то феномен эйдоса - с идеальным (отцовским, мужским).


2. Платоновская традиция

Если досократовских натурфилософия трактует термин эйдос как собственное оформление, чувственное восприятие вещи, в Платона содержание понятия существенно трансформируется. Прежде всего, эйдос теперь понимается не как внешняя, но как внутренняя форма, т.е. имманентный способ бытия вещи. Кроме того, эйдос приобретает онтологически самостоятельного статуса, формируя трансцендентный мир идей (т.е. собственно мир эйдосов) как совокупность абсолютных и совершенных образцов возможных вещей.

Совершенство эйдоса обозначается у Платона через семантическую фигуру недвижимости его сущности (оусия, ( греч. οὐσία ), Сначала равной самой себе (ср. с бытием в элеатов, чья "самодостаточность" фиксировалась как недвижимость). Способом бытия эйдоса в таком случае его втиленисть во многих вещах в соответствии со своей функциональной структуры как образца, рода и собственно образа.

В таком контексте взаимодействие между объектом и субъектом в процессе познания интерпретируется Платоном как общение (койнония, ( греч. κοινόνία ) Между эйдосом объекта и душой субъекта, результатом чего является отпечаток эйдоса в душе человека, т. н. Ноэми ( νόημα ). Эйдос, по Платону, - то, на что в действительности направлена ​​мыслительная способность человека. Эйдос - то настоящее, что дается в рассуждении, беспристрастно к нашему мнению о вещах и к чувственным впечатлениям, которые отражают только материальное бытие вещи. В отличие от идеи эйдос уже не обобщает, а, наоборот, выделяет вещь среди других вещей.

В философии Аристотеля эйдос мыслится как имманентный по материального субстрата вещи и неотделим от вещи (XIX в. этот аспект в понимании Аристотеля получил название гилеморфизму) есть здесь речь идет о самой форме вещи. Любые трансформации вещи трактуются Аристотелем как переход от лишения вещи того или иного эйдоса ( акциденцийне небытие) к его обретению вещью (акциденцийне становления).

В систематике Аристотеля (в сфере логики и биологии) термин "эйдос" употребляется также в значении "вид" как классификационная единица, в соотношении с "родом". В аналогичном значении термин "эйдос" употребляется также в античной истории ( Геродот, Фукидид).

В стоицизме и неоплатонизме эйдос приобретает различные значения (начиная с "внешности тела" и заканчивая самостоятельным субстанциальной идеей). Стоицизм сближает понятие эйдоса с понятием логоса, акцентируя в нем креативное, организующее начало ("сперматические логос"). Неоплатонизм трактует эйдос в платоновском понимании Единого как "мысли" (по Альбином) Нусу как демиург в Плотина; многочисленные эйдосы в аристотелевской трактовке (как имманентные гештальт организации объектов) - продукты эманации.

В позднем неоплатонизме такое "Апперцептуальне" понимание эйдоса исчезает (доступно к пониманию здесь возникает "симфонией богов" , каждый из которых является носителем самосознания как одним из моментов своей собственной природы). Эйдос превращается в момент эйдетической бытия в строгом платоновском смысле слова, то есть эйдос - итог-предмет понимания собственного знания. Эйдос - части бытия, которые находились неотделимыми от целого , а в жизни стали делиться и выходить эманировать. В этом смысле эйдос является итогом, "статуей" жизненного процесса. Он еще не существует как нечто само-по-себе, то есть как ограниченное в бытии (а такое существование тел и смертного). Целое для него - Нус. Однако он выступает итогом различения и разделения, находясь уже не целым, но особенным.

Эйдос, хотя устанавливается диалектическим рассуждением, НЕ дедукуються, потому что эйдосы заранее Данные Нусу, будучи "отпечатками" Единого в сущем (Римская школа), или результатами "выхода бытия в жизнь" (Афинская школа). Поскольку эйдетической является собственно все, но как собственно раздельное всего, в нем присутствуют эйдосы всего (всего природного, всех живых существ и т.д.). То есть, используя пример Плотина, можно сказать, что эйдос носорога логически выводится ни с Нуса как тождества мыслящего и возможного, ни с общей идеи живого существа; это эйдос настоящее изначально как одно из проявлений творческой активности Единого.


3. Послеплатоновская традиция

В средневековой философии семантика эйдоса актуализируется как архетипическая основа вещей: archetipium, как прообраз вещей в мышлении Божьемуортодоксальной схоластике) haecceitos, "дейктичнисть" вещи, предшествующий "тожсамости" и актуализируется в свободном творческом волеизъявлении Божьем ( Иоанн Дунс Скот) концепция species (образ, лат. эквивалент эйдоса) в позднем скотизми; презумпция visiones (мысленных образов) в Николая Кузанского и др..

В позднеклассической и неклассической философии понятие эйдоса находит "второе дыхание": спекулятивные формы развертывания содержания Абсолютной идеи до объективации ее в иншобуття природы в Гегеля; учение о "миры разумных идей" в Шопенгауэра. В феноменологии Гуссерля термин "эйдос", частично в латинском переводе species означает высшую умственную абстракцию, которая однако данная конкретно, наглядно и вполне самостоятельно, то есть равна сущности.


Литература

  • Ritter С., Neue Untersuchungen ?ber Platon, M?nch., 1910, S. 228-336.
  • Hartmann N., Zur Lehre vom Eidos bei Platon und Aristoteles, B., 1941.
  • Лосев А. Ф., Очерки античного символизм и мифологии, М., 1930, с. 135-281.
  • Лосев А. Ф., История античной эстетики, [т. 3] - М., 1974, с. 318-361.
  • Асмус В. Ф., Античная философия. М., 1988.
  • Ю. Линник., Диалог. 1992.