Надо Знать

добавить знаний



Экономика



План:


Введение

Экономика - теория управления хозяйством, общественными хозяйственными системами различных размеров (от домохозяйства к общечеловеческому глобального хозяйства планеты Земля), разных видов (натуральное и денежное) и разных эпох.

Общественная наука, изучающая эффективное использование ограниченных ресурсов, рассматривает вопросы организации и управления производства, распределения, обмена, сбыта и потребления товаров и услуг. [1] Термин происходит от древнегреческого слова οἰκονομία ( ойкономия , "Управление домохозяйством") от οἶκος ( ойкос , "Дом") + νόμος ( номос , "Обычай" или "право"). [2] Основными разделами экономики является микроэкономика (исследует процессы хозяйствования в таких учреждениях, как предприятия, семьи, фирмы и т.д.) и макроэкономика (хозяйственные процессы в народных хозяйствах стран и в глобальном хозяйстве, хозяйстве глобального общества в целом).

Цель экономики объяснить как работают хозяйства. Экономика проявляет себя в общественной жизни не только через бизнес, финансы, государственные институты, но и в преступности, образовании, религии и других социальных сферах как война и наука.

Чаще всего экономику разделяют на микроэкономику (малая экономика), которая ставит целью исследовать поведение фирм, отдельных людей, семьи и макроэкономику (большая экономика) изучающая страны, крупные интернациональные объединения и мир в целом. Экономические теории часто проверяются эмпирически, в основном, с помощью эконометрики, которая адаптирует методы статистики в экономических данных. [3]


1. История экономики

Первые крупные хозяйственные системы известны еще во времена античности - храмом государства-города-хозяйства древнего Египта и Вавилона, полисы стародавней Греции и т.д..

В развитии экономической мысли можно выделить следующие основные периоды:

  1. доклассический экономическая мысль, которая охватывает экономическую мысль Древнего Востока (Китай, Индия, Вавилон, Египет), античности (древние Греция и Рим) и средневековья. Также сюда входит экономическая мысль периода меркантилизма;
  2. классическая политическая экономия - В.Петти, П.Буагильбер, школа физиократов во главе с Ф.Кенэ; Смит, Рикардо, Т. Р. Мальтус, Ж. Б. Сей, Ф. Бастиа, В. Н. Сениор , Дж. Ст. Милль;
  3. альтернативные классической школе направления экономической мысли - историческая школа, марксистская экономическая теория и экономические концепции социал-демократии;
  4. неоклассическое направление экономической теории - возникновение и развитие маржинализма: австрийская (К.Менгер, Ф.Визер, О.Бем-Баверк), лозанская (Л.Вальрас, В.Парето), кембриджская (Маршалл) и американская (Дж. Б . Кларк) школы;
  5. Основные направления экономической мысли XX - начале XXI вв. - Возникновение и эволюция институционального направления и кейнсианства, эволюция неоклассического направления и экономический неолиберализм, экономические теории неоконсерватизма.

2. Типы экономических систем

  • рыночная;
  • административно-командная;
  • традиционная;
  • смешанная;
  • постоянная

3. Функции экономической науки

Экономическая наука выполняет следующий ряд функций:

  • Познавательная
  • Практическая
  • Прогностическая
  • Мировоззренческая
  • Методологическая
  • Идеологическая
  • Критическая
  • Теоретическая

4. Объекты экономической науки

По масштабу области исследования экономическая наука делится на микроэкономику, которая изучает деятельность фирм, домохозяйств, обособленных производств и государств, и макроэкономику, изучающая национальное хозяйство в целом. В последние годы в научной литературе также используются понятия "наноекономика" (изучает деятельность индивидуальных экономических субъектов), мезоекономика (области, регионы), Интерэкономика (мировая экономика) и мегаэкономика (мировое хозяйство).

5. Методология экономической науки

В экономической науке используются стандартные методы диалектики и логики. К общенаучным методам исследования экономических процессов относятся такие методы, как:

  • анализ и синтез;
  • индукция и дедукция.
  • метод научной абстракции

Общим мировоззренческим методом является:

  • материалистическая диалектика

Среди частных методов исследования выделяют:

  • графические,
  • статистические,
  • математические,
  • моделирование,
  • сравнительный анализ,
  • экономический эксперимент,
  • сравнение и аналогия

В экономической науке, как и в любой другой научной теории, выделяются модели - идеализированные объекты исследований и парадигма - признанные в данной социально-экономической системе научные достижения и / или совокупности взглядов, которые в течение определенного времени дают научному и / или конкретному сообществу в целом модель постановки проблем и их решений. Экономика как субъект и объект исследований является исключительно социальным явлением и поэтому на ее формирование и объективность определяющее влияние оказывает условия среды существования экономики.

Совокупность моделей экономики, сформировавшихся в западноевропейской экономической теории, называют экономикс (от англ. Economics). В экономической науке бывшего СССР рассматривается модель экономики, которая получила название политэкономия социализма, с этих же позиций рассматривается западная экономика, как политэкономия капитализма. Политэкономии есть марксизм, трансформированный в марксизм-ленинизм. Одна из принципиальных различий между парадигмами экономикс и марксистско-ленинской заключается в том, что в первой объектом исследования является экономическая деятельность, а в другой - экономические отношения.


5.1. Политическая экономия

Такое название экономической теории было введено французом Антуаном Монкретьеном, к использованию термина в советской экономической науке он широко применялся в XVIII-XIX веках.

5.1.1. Марксизм

C точки зрения политэкономии экономика:

  • базисом - производственными отношениями
  • народным хозяйством, включая отрасли
  • наукой, изучающей оба предыдущих пункта

Экономика как совокупность общественных отношений, является базисом для развития общества. Любой способ производства выражается через систему производственных отношений. В политэкономии внимание уделяется способу соединения непосредственного производителя со средствами производства, собственности на средства производства. Производственные отношения закрепляются в законах, неизбежно тесное взаимодействие экономики и политики.


5.2. Экономикс

Economics (экономика, экономическая теория): Общественная наука, изучающая поведение в сферах производства, потребления (consumption), распределения (distribution) и обмена (exchange). Экономисты анализируют процессы, происходящие в этих сферах и исследуют их последствия для физических лиц, организаций, например фирм, и общества в целом.

Ограниченность ресурсов и деятельности людей в условиях безграничности потребностей являются центральными темами экономики как науки, которая может быть определена как общественная наука, изучающая принимаемые людьми в условиях ограниченности ресурсов решения для удовлетворения своих желаний и потребностей. Как следует из определения, предметом экономической теории являются не деньги или богатство, а люди.

Вторая причина, по которой экономику можно считать наукой о людях, в том, что изучаемые ею решения людей часто имеют значимый социальный контекст. Поэтому экономика считается скорее общественной наукой, чем разделом операционного анализа, инженерного дела или математики.


5.2.1. Какие товары производить

Первый важнейший выбор - какие товары производить. В современной экономической системе количество создаваемых товаров и услуг огромна, однако сущностные черты выбора того, что следует выпускать, могут быть проиллюстрированы на примере экономической системы, в которой существуют только два альтернативных товара, например, автомобили и образование. Для многих студентов жизнь без машины - это жертва, совершаемая ради получения высшего образования. Такая же ситуация существует в экономической системе в целом не может быть обеспечено достаточно автомобилей и образования, чтобы удовлетворить всех и каждого. Необходимо выбирать - принимать решения, в каких количествах какой продукт производить.

Невозможность сделать столько товаров, сколько людям хотелось бы есть следствие редкости производительных ресурсов, используемых для выпуска этих товаров. Даже для того, чтобы сделать простейшие изделия, нам придется скомбинировать множество редких ресурсов. Природные ресурсы - это все, что можно использовать в производстве в натуральном виде, без обработки, например, плодородные земли, площадки для строительства, лес, материалы. Например, для изготовления стола требуется древесина, гвозди, клей, молоток, пила, труд плотника, маляра и так далее. Для удобства производительные ресурсы обычно делят на три основные категории, которые называются факторами производства. Работа включает в себя все производительные затраты, осуществляемые людьми в процессе их мускульной и интеллектуальной деятельности.

Капитал включает в себя все те производительные ресурсы, созданные людьми: инструменты, машины, инфраструктуру, а также нематериальные вещи, например, компьютерные программы. В новой информационной экономике, основанной на знаниях, интеллектуальный капитал становится главным источником формирования конкурентных преимуществ на микро-, мезо-и макроуровне. Производительность и конкурентоспособность материального производства в информационной экономике зависят, в первую очередь, от способности генерировать новую стоимость, обрабатывать и эффективно использовать информацию, основанную на знаниях.


5.2.2. Как производить

Второй основной экономический выбор - как производить. Почти для любого товара или услуги существует несколько способов производства. Автомобили, например, можно делать на высоко автоматизированных фабриках с огромным количеством капитального оборудования и относительно малым количеством труда, но их можно делать и на малых предприятиях, использующих большое количество труда и только некоторые станки общего назначения. Автомобиль "Форд-Мустанг изготавливается первым способом, а "Лотус" - вторым. То же самое можно сказать и об образовании.

Экономику можно учить в маленьком классе, где один преподаватель у доски работает с двадцатью студентами, но это же предмет можно изучать и в большом лекционном зале, где преподаватель использует мониторы, проекторы, компьютеры, учились одновременно целые сотни студентов.


Примечания

  1. Анна Шимкив "Англо-украинский толковый словарь экономической лексики". Издательский дом "Киево-Могилянская академия" Киев, 2004
  2. Harper, Douglas (November 2001). "Online Etymology Dictionary - Economy" - www.etymonline.com/index.php?term=economy . http://www.etymonline.com/index.php?term=economy - www.etymonline.com/index.php?term=economy . Проверено October 27 2007 .
  3. Hashem, M. Pesaren (1987). "Econometrics" The New Palgrave: A Dictionary of Economics, v. 2, p. 8. (Приведены по английской Википедии), онлайн (требуется подписка) - www.dictionaryofeconomics.com / dictionary

Литература

  • Башнянин Г. И. Политическая экономия. - Киев: Ника-Центр Эльга, 2000. - 528 с.
  • Борисов Е. В. Экономическая теория. - Москва: Юрайт, 1998. - 478 с.
  • Гальчинский А. С., Ещенко П.С., Палкин Ю.И. Основы экономической теории. - М.: Высшая школа, 1995. - 471 с.
  • Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Економикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. 1996
п о р Экономические школы
Древние
Древние экономические школы
Средневековые
XVIII - XIX вв.
Школа физиократов Классическая экономическая теория Английский историческая школа Немецкая историческая школа Социалистическая школа Марксизм Маржинализм Неоклассицизм Лозаннская школа Институциализм
XX в.


Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам