Надо Знать

добавить знаний



Экономика Японии


Skyscrapers of Shinjuku 2 июля Desember 2003.jpg

План:


Введение

Экономика Японии - одна из самых экономик мира. По размеру ВВП и объему промышленного производства Япония занимает 3-е место среди стран мира после США и КНР. Она опережает другие азиатские государства по уровню развития промышленности, основные отрасли которой: черная и цветная металлургия, силовое электрооборудование, судостроительная и автомобильная промышленность, электронное и електрокомуникацийне оборудования, приборостроения, нефтехимическая, пищевая, текстильная и легкая промышленность.

В конце ХХ ст. в Японии стремительно росли инвалютные резервы. Правительством была введена система мер по либерализации вывоза японских капиталов за границу. Сейчас она является мощным банковским центром и международным кредитором. Ее доля в международных займах выросла с 5% в 1980г. до 20,6% в 1990г. Экспорт капитала является главной формой внешнеэкономической деятельности. Больше японских капиталов работает в США (42,2%), странах Азии (24,2%), Западной Европы (15,3%), Латинской Америки (9,3%)


1. Первичный сектор

1.1. Сельское хозяйство

1.1.1. Особенности

Землеустройство ( 2005)
%
Леса
66.4%
Пахотные земли
12.7%
Жилье
4.8%
Другое
16.1%
Сокращение пахотных земель
млн га
1970
5,80 (3,42 / 2,38)
1980
5,46 (3,06 / 2,41)
1990
5,24 (2,85 / 2,40)
2000
4,83 (2,64 / 2,19)
2005
4,69 (2,56 / 2,14)
(
заливные поля
/
суходольные поля
).

Сельскохозяйственные угодья Японии составляют около 13% ее территории. Более половины этих угодий - заливные поля, которые используются для рисоводства. В среднем, один фермерское хозяйство обладает 1,8 га пашни. Для Хоккайдо этот показатель составляет 18 га, а для остальных 46 префектур - 1,3 га. Японии присуще интенсивное сельское хозяйство, поскольку сельскохозяйственные угодья преимущественно малые. Они обрабатываются многими фермерами, как правило, без применения большой сельскохозяйственной техники, с использованием естественных или химических удобрений. Поскольку в стране не хватает равнинной земли, много угодий расположены на террасах на склонах гор, что также затрудняет использование техники.

С конца 20 века для Японии характерно быстрое сокращение пахотных площадей, особенно заливных полей. Причинами сокращения называют переход японцев от традиционного к западного образа жизни - уменьшение потребления риса и увеличение потребления пшеничных изделий, мяса, молочных продуктов и т.д.. Другой причиной сокращения пахотных земель является урбанизация, а также развитие предприятий вторичного и третичного секторов экономики. Бывшие сельскохозяйственные угодья отводятся под строительство жилых помещений, заводов, офисов или дорог.

Пахотные земли в префектурах Пахотные земли на Хоккайдо
1992
менее 1 га
61%
1-3 га
35%
3-5 га
4%
более 5 га
1%
1992
менее 1 га
24%
1-3 га
40%
3-5 га
12%
более 5 га
25%
2006
менее 1 га
57%
1-3 га
35%
3-5 га
5%
более 5 га
3%
2006
менее 1 га
20%
1-3 га
27%
3-5 га
12%
более 5 га
41%
Японские фермеры.

По действующему японскому законодательству от 1990 года все население страны занято в сельском хозяйстве называется фермерами. Они делятся на две категории: те, кто выращивают продукцию для собственных нужд, и те, кто выращивает продукцию на продажу. Первые называются простыми фермерами [4], а вторые - фермерами-торговцами [5]. Последние, по закону, должны иметь пахотные земли площадью более 30 аров, ежегодный доход с которых превышает 500 тысяч иен.

Фермеры-торговцы также делятся на три типа: профессионалов [6], полу-профессионалов [7] и любителей [8]. К первому и второму типу относятся лица, является младшим 65 лет занимаются сельскохозяйственными работами более 60 дней в год. Годовой доход профессионалов в основном формируется за счет сбыта сельскохозяйственной продукции. Полу-профессионалы зарабатывают на сельском хозяйстве лишь частично. Любители являются старшими 65 лет, для них выращивание продукции источником дополнительного заработка или хобби. По состоянию на конец 20 - начало 21 века более половины японских фермеров относятся к третьему типу и является, преимущественно, лицами преклонного возраста.

Кол-во фермерских хозяйств Кол-во фермеров
млн
1998
2,52
2000
2,34
2002
2,25
2004
2,16
2005
1,95
млн
1992
4,52
2000
3,89
2002
3,75
2004
3,62
2005
3,35

1.1.2. Рисоводство

Площадь посева культур (2005)
%
Рис
40.0%
Кормовые
24%
Овощные
13%
Ячменные
6%
Фруктовые
6%
Бобовые
5%
Технические
4%
Другие
4%
площадь 4380000 га

Основной отраслью сельского хозяйства Японии является рисоводство. Около половины всей пашни страны, предназначенная для выращивания растений, отведенная под рис.

В 1960-х годах, во время японского экономического чуда, население Японии и его доходы возросли, что вызвало рост спроса на рис. В эту пору японское рисоводство достигло своего апогея. Однако из-за чрезмерных излишки выращенной продукции фермеры были вынуждены в 1970 году приступить к скатывание посевных площадей. На заливных рисовых полях была введена система севооборота. Одновременно была усовершенствована техника выращивания риса, которая позволяла получать высокие урожаи с небольших полей. Впрочем активное сокращение угодий, что совпало с сокращением численности населения, занятого в сельском хозяйстве, привело дефицит риса, который возник после 1997 года. В начале 21 века доходы от выращивания риса составляли 23% от валовой продукции сельского хозяйства Японии.


Alex K JE rys.svg Alex K JE rivnyny.svg
Крупнейшие производители риса
Центры рисоводства

1.1.3. Рыболовство

Основные рыболовные порты Японии

Рыболовство и переработка морепродуктов является традиционной отраслью хозяйства японцев от времен неолита. В среднем житель Японии потребляет 168 г рыбы ежедневно, что является наивысшим показателем среди стран мира. Прибрежная воды Японского архипелага богаты рыбой, съедобные водоросли и другие морские ресурсы. Долгое время самым прибыльным местом для рыболовства было море Санрику на северо-востоке острова Хонсю, где холодная Курильская течение встречается с теплым течением Куросио. Однако через аварии на соседней Фукусимський АЭС 2011 года вылов рыбы и морепродуктов в этом ареале временно остановлено. Другим местом, богатым рыбой, является неглубокое Восточно, Охотское, Берингово, Японское моря, северная и южная части Западного Тихого океана.

Основу вылова составляют рыбы семейства скумбриевых (14%), тунцы (8%), анчоусы (8%), приморские гребешки (7%), сайры (5%), рыбы семьи лососевых (5%), кальмары (5%), минтай (4%) и ставрида (4%). Среди других видов ловят крабов, камбал, пагр, краснобровых и т.д.. Вылов осуществляется в прибрежных и отдаленных водах. По международным законодательством японские рыбаки имеют право заниматься рыболовством только в японских территориальных водах и японской исключительной экономической зоне радиусом 370 км в Тихом океане.

Япония является лидером мира по импорту рыбы и морепродуктов. Она ввозит 20% всей рыбы мира, экспортируемой другими странами. Объемы японского импорта рыбы и морепродуктов начали расти после установления международных ограничений территориальных вод и исключительных экономических зон. Эти ограничения невозможным вылов рыбы японскими рыбаками в далеких водах Тихого океана. После 1995 года Япония больше ввозит продукты рыболовства из заграницы, чем добывает или выращивает сама. Больше японцы тратят денег на ввоз креветок, а всего покупают иностранных тунцов. Главными международными поставщиками рыбы и морепродуктов в Японию являются мировые лидеры в области рыболовства - КНР, Перу, Чили, США, Индонезия.

Центры аквакультуры
Japonia-buri.png Japonia-undaria.png Japonia-laminaria.png Japonia-oyster.png
краснобровых
ундарий
ламинарий
устриц
Japonia-nori.png Japonia-madai.png Japonia-perl.png Japonia-koi.png
норе
красных пагр
жемчуга
карпов
Japonia-unagi.png Japonia-hotategai.png
угрей
расчесок

2. Вторичный сектор

2.1. Промышленность

2.1.1. Особенности

Промышленные районы : Токио - Йокогама, Осака - Кобе и Нагоя, на которые приходится свыше 50% прибыли обрабатывающих отраслей, выделяется г. Китакюсю на севере о. Кюсю. Отсталые в индустриальном отношении Хоккайдо, северный Хонсю и южный Кюсю, где развиты черная и цветная металлургия, коксохимия, нефтепереработка, машиностроение, электронное приборостроение, военная, стеклянно-керамическая, цементная, пищевая, текстильная, полиграфическая промышленность.

Главным структурным фактором является наука и образование, поэтому им уделяется особое внимание. Согласно государственной программе развития национальной системы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) был осуществлен переход от импорта технических достижений в разработке собственной системы НИОКР. Совершено кардинальные меры по совершенствованию подготовки кадров и дальнейшего развития международного научного сотрудничества. Были созданы крупные научные центры, занимающиеся разработками в области физики твердого тела, атомной энергетики, физики плазмы, новейших конструкционных материалов, космических роботов и др..

К лидерам мировой экономики относятся такие японские компании, как "Тойотта Моторс", "Мацусита Электрик", "Сони корпорейшин", "Хонда Моторс", "Тошиба", "Фудзицу" и др.. Средний и малый бизнес эффективно функционирует во всех отраслях. Он является активным и стабильным элементом рынка в развитии конкуренции, повышении конкурентоспособности товара. Почти 99% японских компаний относится к сфере малого и среднего бизнеса. Особенно велика их роль в автомобильной, электронной и электротехнической отрасли.


2.1.2. Промышленные районы

Три большие районы

  1. Токийской-Йокогамський промышленный район (Кей-хин; префектуры Токио, Канагава, регион Канто, Восточная Япония)
  2. Нагойський промышленный район (Тюкьо)
  3. Осацько-Кобський промышленный район (Хан-син)

Другие районы

  1. Північнокюсюський промисловий район (Кіта-Кюсю)
  2. Внутрішньояпонський морський промисловий район (Сето-найкай)
  3. Східноморський промисловий район (Токай)
  4. Північноземський промисловий район (Хокуріку)
  5. Кантоський промисловий район (Канто)
  6. Токійсько-Тібський промисловий район ( Кей-йо; префектура Тіба, регіон Канто, Східна Японія)
  7. Касімський промисловий район ( Касіма; префектура Ібаракі, регіон Канто, Східна Японія)

2.1.3. Автомобилестроение

"Автомобіль майбутнього" - Toyota i-unit.

Автомобілебудування - одна з основних галузей промисловості, що забезпечила стрімкий розвиток японської економіки в другій половині 20 століття. В начале 21 століття в цій галузі було зайнято близько 8 млн осіб. Автомобільна продукція є однією з головних статей японського експорту. Великі автомобілебудівні райони розташовані в префектурах Канаґава, Сідзуока та Айті. Найбільші заводи знаходяться в містах Хіросіма, Курасікі, Сідзука, Тойота, Хамамацу, Йокосука, Йокогама, Ота. Провідними японськими автомобільними компаніями, що працюють на міжнародних ринках, є " Мазда" (Хіросіма), " Хонда" (Токіо), " Тойота" (Тойота), " Ніссан" (Йокогама), " Судзукі" (Хамамацу), " Міцубісі" (Хамамацу) та інші.

Японське автомобілебудування набуло розвитку у 1960-х роках в епоху японського економічного дива. Починаючи з 1970-х років підприємці почали експорт власної автомобільної продукції до США. Це спричинило торговельний конфлікт між обома країнами в 1974 році. Для його розв'язання японський уряд встановив обмеження на вивіз японських автомобілів закордон, а японські підприємці частково перенесли своє виробництво на територію США. Розв'язання конфлікту успішно сприяло розвитку японського автомобілебудування. Найвищого піку воно досягло 1989 року, коли в країні було виготовлено близько 13 млн автомобілів, з яких 6 мільйонів було експортовано закордон. В 1990 - 1995 роках спостерігався спад виробництва автомобілів до рівня 1979 року. Він змінився періодом стагнації, який закінчився 2002 року відновленням росту.

Alex K JE avto.svg
Центри автомобілебудування

2.1.4. Суднобудування

Японський корабель "Ніппон-мару".

Суднобудування є традиційною галуззю виробництва для Японії впродовж багатьох віків. Основними суднобудівними районами є узбережжя Внутрішнього Японського моря, північні берега острова Кюсю та Тихокеанське узбережжя. Найбільші заводи розташовані у містах Сасебо, Наґасакі, Куре, Ономіті, Сакаїде, Кобе, Йокосука, Йокогама, Хакодате. Провідними японськими суднобудівними компаніями є "Сасебо" (Сасебо), " Міцубісі" (Наґасакі), " Кавасакі" (Кобе), "Юніверсал" (Кавасакі) та інші.

Після Другої світової війни, завдяки вдосконаленню техніки суднобудування, Японія була світовим лідером в цій галузі. У першій половині 1970-х років вона випускала кораблі сумарною тоннажністю понад 16 млн тон. Проте після нафтового шоку в 1974 - 1975 роках попит на великі танкери для перевезення нафти різко скоротився, що спричинило різке падіння японського виробництва. У 1980-х роках японські суднобудівники оправилися після кризи, але були змушені вступити у боротьбу з конкурентами з Південної Кореї та комуністичного Китаю. На початку 21 століття Японія і Корея продовжують вести боротьбу за лідерство на міжнародному ринку суднобудівництва.


2.1.5. Электротехника

Предприятия


2.2. Ресурси і енергетика

2.2.1. Ресурсы

Енергобаланс Японії. Динаміка споживання енергії за типами енергетичних ресурсів (1970 - 2004):
другое

Японія бідна на енергетичні ресурси. Країна переважно імпортує їх з закордону, що робить її вразливою до зовнішніх впливів. К 1960-х років японська економіка працювала на кам'яному вугіллі, проте після енергетичної революції перейшла на споживання нефти. У зв'язку із нафтовими кризами 1973 і 1979 років, японський уряд прийняв рішення зменшувати нафтову залежність країни шляхом розвитку власної ядерної енергетики та переведенням частини підприємств на природній газ.

Вугілля використовується в японській металургії та на теплових електростанціях. По состоянию на 2004 рік його частка в енергобалансі країни становила близько 22%. Японія цілковито відмовилася від видобутку власного вугілля у 1960-х й ввозить його у необхідних кількостях для промисловості з Австралії (57%), Індонезії (16%) та КНР (13%).

Нафта основний енергетичний ресурс Японії, частка якого в енергобалансі країни близько 50%. З нафти виготовляють основні нафтопродукти : бензин, гас, дизельне паливо, мазут, лігроїн. По состоянию на 2004 рік 99,7% цього ресурсу Японія імпортувала закордоном. З них 90% - нафта з країн Близького Сходу : Саудівської Аравії (31%), Об'єднані арабські емірати (25%), Іран (13%), Катар (9%), Кувейт (8%). Через високу залежність Японії від нафти і політичну нестабільність Близькосхідного регіону, уряд країни намагається використовувати альтернативні джерела енергії, такі як біоетанол.

Природний газ використовується на теплових електростанціях, в містах, а також як пальне для автомобілів. Він вважається більш екологічно чистим джерелом енергії, оскільки при його споживанні викиди вуглекислого газу в атмосферу менші ніж при споживанні вугілля або нафтопродуктів. Після нафтових криз 1970-х років частка природного газу в енергобалансі країни зросла. На 2004 рік вона становила понад 13%. 96,5% цього ресурсу Японія ввозила ззвоні. К 2005 року найбільшим експортером природного газу до Японії була Индонезия. Однак через зменшення поставок газу у зв'язку з розвитком індонезійської економіки та збільшенням попиту на внутрішньому індонезійському ринку, місце Індонезії посіла Малайзія. Станом на 2009 рік Японія імпортувала природний газ з Малайзії (22%), Австралії (20%), Індонезії (18%) та Брунею (12%) та Катару (12%).

Япония имеет значительные залежи минералов, но бедная металлы. 100% всей железной руды, алюминия и меди, используемый в японской промышленности, импортируется из заграницы. По состоянию на 2004 год крупнейшими поставщиками железной руды в Японии были Австралия (62%), Бразилия (21%) и Индия (8%) алюминия - Австралия (45%), Индонезия (37%), Индия (13%) меди - Чили (21%), Индонезия (19%), Австралия (10%). В противоположность этому Япония почти полностью обеспечивает себя минералами и строительными материалами, в частности цементом. В стране также незначительные залежи золота наивысшего мирового качества, который добывается в шахте Хисикари города Иса префектуры Кагосима.


2.2.2. Энергетика

В энергобалансе Японии доля угля - 17%, нефти и природного газа - 67%, гидро и атомной энергии - 16%. Общее потребление энергии (4,2 т условного топлива на одного жителя) является примерно таким же, как и в Западной Европе. Производство электроэнергии достигло 900 млрд. кВт ч / год. ТЭС производят 2/3 электроэнергии. Это мощные станции, работающие на нефти, или газе размещены недалеко от потребителя, т.е. на тихоокеанском побережье в районах Канто, Токай и Кинто. За развитием атомной энергетики Япония уступает только США и Франции. В 90-х годах она начала обогащать уран.



3. Третичный сектор

3.1. Торговля

3.1.1. Особенности

Япония является одним из крупнейших экспортеров автомобилей и высокоточной техники (Лиоворуч: Atenza-Sedan 2007 года компании Mazda, справа: Фотоаппарат Canon 400D компании Canon).

Японская торговля относится к типу торговли добавленной стоимости. Она заключается в импорте Японией сырья и экспорте промышленных товаров. Во времена существования Японской империи страна преимущественно ввозила сырье для текстильной промышленности, а вывозила текстильные товары. Торговля была ориентирована на предметы легкой промышленности. После Второй мировой войны главной статьей японского импорта стало топливо, а экспорта - продукция машиностроения, автомобили, высокоточное оборудование и полупроводники. Торговля была переориентирована на товары тяжелой и химической промышленности. Начиная с 1980 году страна перманентное положительное сальдо торгового баланса - объемы продаж превышают объемы закупок. Из-за этого между Японией и США неоднократно вспахивали торговые конфликты. В 1990-х годах японские производственные предприятия перенесли значительную часть своих заводов в азиатские страны. Продукция этих предприятий также импортируется в Японию.

В начале 21 века главными товарами японского импорта были нефть, сжиженный природный газ, текстильные товары, простые микросхемы, компьютеры, рыба и морепродукты. Главными товарами экспорта были автомобили, сложные микросхемы, сталь, товары химической и машиностроительной промышленности. По состоянию на 2010 год, по сумме товаров импорта и экспорта, что составляет около 1,402 триллионов долларов США.

Основными торговыми партнерами Японии являются США, Китайская Народная Республика, Республика Корея, Республика Китай, Саудовская Аравия, Австралия.


3.1.2. Экспорт

По состоянию на 2010 год сумма товаров на экспорт составила 765 200 000 000 долларов США. Главными партнерами Японии в 2009 году:

По состоянию на 2009 год экспорт Японии в Украина составляет 452 млн долларов США [9].


3.1.3. Импорт

По состоянию на 2010 год сумма товаров на импорт составила 636 800 000 000 долларов США. Главными партнерами Японии в 2009 году:

По состоянию на 2009 год импорт Японии по Украине составляет 245 млн долларов США [9].


3.1.4. Основные торговые порты

По состоянию на 2006 год.

Порт Импорт (иен) Экспорт (иен)
Токийский порт 7 трлн (рыба, морепродукты, текстиль) 5 трлн (компьютеры, химикаты)
Йокогамський порт 3900000000000 (топливо, нефть, алюминий) 7800000000000 (автомобили, запчасти)
Аэропорт Нарита 12200000000000 (микросхемы, электротовары) 12,0 трлн (микросхемы, электротовары)
Нагойський порт 4500000000000 (топливо, нефть, газ) 10300000000000 (автомобили, запчасти)
Кобський порт 2700000000000 (текстиль, табак) 5700000000000 (химикаты)
Аэропорт Кансай 2900000000000 (волокно, микросхемы) 4500000000000 (микросхемы, электротовары)

4. История

4.1. Прежнее Япония

4.2. Японская империя

4.3. Послевоенная Япония

В 1939, на начало Второй мировой войны, японская текстильная продукция доминировала на мировом рынке, а металлургия, машиностроения, в частности транспортное, химическая промышленность и другие имели высокий уровень развития. Во время Второй мировой войны была уничтожена значительная часть японского экономического потенциала. Основы для последующего энергичного подъема и структурных преобразований в хозяйстве были заложены в результате пересмотра правительственной политики по отношению к науки и техники, организации подготовки высококвалифицированных рабочих кадров, а также благодаря использованию опыта промышленного строительства, накопленного до и во время войны. В послевоенные десятилетия, по крайней мере до 1973, темпи економічного зростання були надзвичайно високими: в середньому близько 10 % на рік в 1955-1973. До кінця 1973 траплялися окремі короткочасні спади до 4-6 %. У подальші роки, внаслідок різкого стрибка цін на імпортовану нафту, середньорічні темпи зростання виробництва знизилися приблизно до 4,3 %. У 1977-1987 вони становили 4,2 %. Кардинально змінилася структура національного прибутку. Якщо в сільському господарстві, рибальстві і лісовому господарстві в 1955 було створено 23 % національного прибутку, то в 1965 - 11 %, в 1995 лише 2,1 %. В той же час, гірничодобувна, обробна промисловість і будівництво, які в 1955 давали 29 % національного прибутку, в 1995 становили близько 40,7 %. Доля сфери послуг, що включає транспорт, торгівлю, фінанси і адміністративну діяльність, становила 48 % в 1955 і 58 % в 1995. У 1996 трудові ресурси оцінювалися в 67,11 млн чоловік, з яких 32,7 % були зайняті в промисловості, 26,5 - в торгівлі і банківській діяльності, 24,6 - в сфері послуг і 5,5 % - в сільському господарстві і рибальстві. Поширений довічний найм робітників і службовців, за яким працюють близько 25 % зайнятих в обробній промисловості.

У 1980-х роках в країні відбулося згортання енергоємних і матеріалоємних виробництв в рамках структурної перебудови промисловості з метою зниження її залежності від імпорту сировини і палива. Своєрідна риса японської економіки - поєднання великих концернів з великим числом дрібних підприємств. Гігантські монополії (в тому числі " Mitsubishi", "Mitsui", "Sumitomo", "Fuji", "Sanwa" та інші) контролюють майже всі галузі економіки.

У країні тривалий час існувала "система довічного найму", коли працівнику не можна було переходити з однієї фірми в іншу. Якщо він наважувався це зробити, то його вважали зрадником і ставилися до нього зневажливо.


5. Проблемы

5.1. Безработица

Японія має низький показник безробіття, який однак невпинно зростає. Упродовж 1970 ? 1980-х років його рівень коливався в межах 2 ? 2,8%. В 1990-х роках показних трохи перевищив 3%. Станом на 2011 рік він становив 4,9%.

5.2. Задолженность

  • Валовий зовнішній борг: 2,246 трлн доларів США (2010.7.30)
  • Державний борг: 225,80% від ВВП країни (2010)

5.3. Инфляция

  • 0% (2011.1)

Источники


Примечания

  1. "Changes from the previous year (at chained (2000) prices: calendar year)" - www, esri, cao, go, jp/en/sna/sokuhou/qe104_2/gdemenu_ea, html. Economic and Social Research Institute (ESRI), Cabinet Office. 2011-03-10 . http://www, esri, cao, go, jp/en/sna/sokuhou/qe104_2/gdemenu_ea, html - www, esri, cao, go, jp/en/sna/sokuhou/qe104_2/gdemenu_ea, html . Проверено 2011-03-11 .
  2. "Latest Monthly Reports of Consumer Price Index" - www, stat, go, jp/english/data/cpi/1581, htm. Statistics Bureau, Ministry of Internal Affairs and Communications. 2011-02-25 . http://www, stat, go, jp/english/data/cpi/1581, htm - www, stat, go, jp/english/data/cpi/1581, htm . Проверено 2011-03-06 .
  3. Все данные, если это не указаны отдельно, представленные в долларах США.
  4. 自给 的 农家
  5. 贩 売 农家
  6. 主 业 农家
  7. 准 主 业 农家
  8. 副业 的 农家
  9. а б Министерство иностранных дел Японии (2009). "Украина" - www.mofa.go.jp / mofaj / area / ukraine / data.html. Профайл. Кабинет Министров Японии . http://www.mofa.go.jp/mofaj/area/ukraine/data.html - www.mofa.go.jp / mofaj / area / ukraine / data.html . Проверено 2011-6-9 .

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам