Экономика Днепропетровской области

Экономика Днепропетровской области - входит в состав Приднепровского экономического района, который расположен в Среднем Приднепровье. С севера область граничит с Северо-Восточным районом, на востоке - с Донецким, на западе - с Центральноукраинским, на юго-востоке - с Запорожской областью и Причерноморским экономическим районом. Днепропетровщина - является базовой для одной из крупнейших в Украине олигархической финансово-промышленной группы " Приват ", с которой прямо или косвенно аффилированные сотни предприятий по всей Украине. Экономика Днепропетровщины принадлежит к одним из наиболее развитых в промышленном отношении регионов страны, однако также характеризуется большим энергоемкостью, что значительно уменьшает конкурентоспособность экономики региона на международных развитых рынках мира. Ценовая конкурентоспособность продукции нередко достигается за счет минимизации фонда оплаты труда, а не обновления и оптимизации основных фондов.

На территории области выделяют 3 городские агломерации Днепропетровская, Криворожская и Никопольская.


1. Внешнеэкономическая деятельность

Внешнеторговый оборот области В 2010 году составил 14 млрд. 655 млн. 422 тыс. долл США (третий в Украине). Сальдо торговли товарами в 2010 году - положительное, в торговле услугами - дефицит. Общее сальдо торгового баланса - положительное в большинстве лет за последнее десятилетие. В 2010 году - 2 млрд. 105 млн. долл. США. За последние 15 лет произошли структурные изменения во внешнеэкономической деятельности - переориентация экспорта экономики Днепропетровщины с рынков СНГ на более ликвидные рынки стран Азии, Европы и даже Африки. Экспорт в страны СНГ в 1996 году составил 53%, в 2008-2010 г.г. - 29-32%.


1.1. Прямые иностранные инвестиции

Географическая структура прямых иностранных инвестиций в Днепропетровскую область

Днепропетровская область является одним из лидеров по объему привлеченных прямых иностранных инвестиций в экономику области. По состоянию на 1 января 2011, привлечено 7 млрд 486 млн. 700 тыс. долларов США. Что составляет почти 16% от общих прямых иностранных инвестиций в Украину. Структура инвестиций в отрасли экономики близка к структуре ВРП области. Лидером в привлечении инвестиций является Горнометаллургический комплекс.

Больше прямых иностранных инвестиций привлечено из Германии (62% от всех инвестиций), Кипр, Нидерланды, Великобритания, Австрия, Венгрия. Немногим менее 1% привлечено инвестиций из Российской Федерации. (См. диаграм.)

Объем прямых инвестиций из области в экономики стран мира по состоянию на 1 января 2011 года (нарастающим итогом с начала инвестирования) составил 152 млн 279 тыс. дол. США. Наибольшие инвестиции из Днепропетровской области поступили в экономику Кипра.


1.2. Экспорт

Географическая структура экспорта Днепропетровской области (товары)

Днепропетровская область экспортирует товары и услуги в более чем 100 криин мира. Наибольший объем экспортной выручки достиг в 2008 году - 13 млрд. 163 млн. долл. США. В 2009 году, в результате мирового финансового кризиса объемы экспорта упали в 2,53 раза в фактических ценах, в натуральных величинах падение экспорта менее значительное - до 30% в зависимости от отрасли. В 2010 состоялось постепенное восстановление экспортной внешнеэкономической деятельности. Ликвидность и цены на продукцию ГМК на мировых рынках благоприятные и в первом квартале 2011 года. Крупнейшие экспортеры области, как Криворожсталь - нарастили экспортную выручку на 10-20% по сравнению с первым кварталом 2010 года.

В товарной структуре экспорта области доминирует продукция ГМК - почти 80% в 2010 году. Из продукции ГМК, идет на экспорт это черные металлы и изделия из них. Железная руда. В экспорте услуг, которые в 2010 году составили 358 млн долл США, наибольшую долю занимает экспорт услуг, связанных с финансовой деятельностью - почти 75%.


1.3. Импорт

Днепропетровская область также является одной из лидирующих по импортом в Украину. Больше область импортирует сырье: нефть, и продукты ее переработки, руды. Также в больших объемах импортируется продукция машиностроения, фармацевтика.

В географической структуре импорта доминируют экономики стран СНГ и ЕС. Всего сырья импортируется из России, продукции машиностроения - из стран ЕС.


2. Промышленность

Структура промышленности Днепропетровщины

В промышленности области доминируют - добывающая и перерабатывающая промышленность. Хорошо развита пищевая, химическая отрасли. Регион богат разнообразными полезными ископаемыми: среди них месторождение железных руд, Никопольский марганцеворудный бассейн, также крупные месторождения и залежи титановых и урановых руд, бокситов, никеля и кобальта, обнаружены запасы строительного камня. Топливно-энергетические ресурсы представлены запасами каменного угля Донбасса и бурого угля Днепропетровского бассейна, месторождениями нефти и природного газа. По ПМР, и электроэнергией область является дифицитною. Основными отраслями специализации в добывающей и перерабатывающей промышленности - черная металлургия, которая имеет полный цикл производства - добыча сырья, топлива и производство металла. Большинство руд добывается в Криворожском бассейне и Белозерском районе.

Горно-обогатительные комбинаты действуют в Криворожском бассейне. крупнейшие металлургические предприятия сосредоточены в Кривом Роге, Днепропетровске, Днепродзержинске. Основные фонды металлургических комбинатов Днепропетровска и Днепродзержинска значительно изношены. В сочетании с черной металлургией также развивается коксохимическая промышленность, "коксохима" расположены у металлургических комбинатов. Среди предприятий черной металлургии выделяют прежде всего

В Днепропетровской области хорошо развита машиностроительная отрасль, в основном тяжелое и металло-емкое машиностроения, станкостроение, приборостроение, автомобилестроения. Предприятия машиностроения работают как в крупных, так и в средних и малых городах. Главными центрами машиностроения являются: Днепропетровск - здесь сосредоточено производство металлургического и горно-шахтного оборудования, транспортное машиностроение, металлоконструкции, космическое машиностроение (" Южмаш "). Кривой Рог - горно-шахтное оборудование; и Бердянск - электротехническое и дорожно-строительное оборудование.

Действуют в области также пидприемтсва химической промышленности. Из предприятий химической промышленности следует выделить крупнейший в Европе шинный завод в Днепропетровске, ОАО " Днепроазот "в г. Днепродзержинск (синтетический аммиак, минеральные удобрения), Днепропетровский лакокрасочный завод, Павлоградский химический завод (взрывчатые вещества), лаки краски (Кривой Рог) и другие.

Строительная промышленность включает производство строительного камня, железобетонных конструкций, цемента, гипса, облицовочных материалов.

Предприятия пищевой промышленности размещены по всей территории области. Профилирующими отраслями являются масло-перерабатывающая, мясная, молочная, сахарная, мукомольно-крупяная, хлебопекарная и кондитерская.


2.1. Строительство

В области ежегодно вводится 170-559 тыс. квадратных метров жилья общей площади. Около половины жилищного строительства строится индивидуальными застройщиками. По 2010 год предприятиями Днепропетровской области выполнено строительных работ на общую сумму 3023,5 млн. грн., что на 36% больше аналогичного периода 2009 года. За последние 3 года в области выполнено строительных работ на сумму почти 9 млрд. грн. В области строительные работы выполняют 34 действующих предприятия ("Комфортбуд", "Изобуд", "Гранит" и другие). Сводится жилье и филиалами (или аффилированными предприятиями) общенациональных застройщиков, такими как Киевгорстрой. В индивидуальной застройке доминирует жилищное строительство. В сочетании со строительством развиваются смежные отрасли: цементная, производство кирпича и других стройматериалов.


3. Сельское хозяйство

В Днепропетровской области благоприятные условия для развития сельского хозяйства. Самой отраслью является растениеводство, которое в основном специализируется на производстве зерновых (прежде всего пшеницы), подсолнечника, сахарной свеклы, кукурузы. В сельской местности и вокруг крупных городов развито пригородное хозяйство.


3.1. Растениеводство

Макроэкономическую ситуацию в растениеводстве за последние 15 лет, можно охарактеризовать как сложную с тенденцией к улучшению в последние годы. За счет улучшения конъюнктуры на мировых товарных рынках. Рентабельность производства в растениеводстве за последние 15 лет в большинстве лет и по большинству культур - положительная. Как следствие есть инвесторы и инвестиции в крупнотоварное производство. За последние 15 лет крупнотоварное производство зерновых и зернобобовых увеличилось на 35%, семян подсолнечника - в 2,2 раза. Производство картофеля выросло на 9%. Овощей и плодов и ягод осталась почти на одном уровне. Значительное падение наблюдается лишь в производстве сахарной свеклы - в 24 раза. Причина отечественную сахарную свеклу не может без дотирования государства на равных конкурировать с импортной сахарным тростником. Освободившиеся площади замещаются другими культурами - в первую очередь высокорентабельные подсолнухом и рапсом, зерновыми.

Урожайность зерновых и зернобобовых, семян подсолнечника, картофеля на Днепропетровщине не высока. И уступает урожайности соседних Черкасской, Херсонской, и Полтавской областям.

Учет мелкотоварного производства продукции растениеводства в приусадебных хозяйствах не ведется.

Производство основных видов сельхозтехнику продукции [3].
Год Зерновые и зернобобовые (тыс.ц.) Семена подсолнечника (тыс.ц.) Свекла сахарная (тыс.ц.) Картофель (тыс.ц.) Мясо всех видов (тыс.т.) Молоко (тыс.т.) Яйца (млн.шт.) Вавна (т.)
1995 20431,5 3904,4 7634,5 3978,3 123,0 922,1 590,9 646
1996 15219,4 2813,6 5105,1 4096,4 106,5 788,5 527,9 349
1997 24450,0 2959,1 3030,1 5577,3 93,3 619,6 461,9 169
1998 17416,9 3396,4 2547,3 3519,2 96,4 609,7 429,9 98
1999 15410,3 3633,6 2867,7 3674,0 81,3 594,1 398,6 76
2000 15713,6 4517,7 2701,8 6832,3 85,1 522,4 436,9 45
2001 32724,2 3336,4 4672,4 5302,9 69,4 527,6 603,2 38
2002 29794,3 4910,5 3829,1 3892,5 79,8 558,3 714,7 38
2003 12786,9 6093,3 3264,0 5947,7 96,9 508,0 686,3 37
2004 30567,9 3587,7 4369,1 6742,0 93,9 492,6 738,4 35
2005 29083,9 6129,2 3586,3 5835,3 118,4 494,0 881,3 30
2006 26352,7 7651,3 5851,9 5814,9 137,1 474,3 974,9 36
2007 16718,5 6176,5 1557,9 3788,9 159,3 415,7 879,7 39
2008 36938,7 8514,4 430,6 5701,1 184,8 381,4 904,1 53
2009 28172,3 8284,6 385,6 4503,2 197,0 359,2 955,6 66
2010 27086,1 8555,1 325,4 4340,1 - [4] - - -

3.2. Животноводство

В животноводстве преобладают молочно-мясная отрасль, свиноводство, птицеводство. Ситуацию в крупнотоварному животноводстве можно охарактеризовать как депрессивное. В течение последних 15 лет поголовье крупного рогатого скота (КРС) уменьшилось в 8,2 раза, до 139,6 тыс. голов. Поголовье свиней уменьшилось почти в 2 раза, овец в 3,8 раза. Единственная подотрасль где хранится рост - птицеводство. В области действуют крупнотоварные птицефабрики агрохолдингов (" Авангард "и др.). За последние 15 лет производство яиц выросло почти в 2 раза.

Несмотря на уменьшение поголовья КРС в области за последние 15 лет возросло производства мяса. Причина: изменение в структуре - мясо КРС заменяется мясом птицы, завозом мяса из других областей и стран, мелкотоварным производством приусадебных хозяйств, учет скота в которых почти не ведется.

Средние цены реализации сельскохозяйственными крупнотоварными предприятиями продукции сельского хозяйства за последние 15 лет выросли в 8-15 раз. Значительно возросли и расходы. Рентабельность производства в животноводстве в большинстве лет отрицательная, что крайне негативно влияет на крупнотоварное животноводство.


4. Транспорт

Электровоз ВЛ8М-509 вблизи Никополя
Структура грузовых перевозок в 2010 году на Днепропетровщине [5]

В области развиты все типы транспорта: авиационный, железнодорожный, автомобильный, трубопроводный и речной транспорт, а также электротранспорт и метрополитен.

В регионе функционирует три аэропорты, из которых два международных, соединяющие его со странами дальнего и ближнего зарубежья. Территорию области пересекают важнейшие железнодорожные магистрали, которые соединяют Донбасс, Криворожье и Никопольский марганцевый бассейн. В днепропетровской области развита сеть автомобильных дорог. Перевозка грузов автомобильным транспортом в 2009г. составило 8764,6 тыс. тонн. Объемы их по сравнению с 2008 г. сократились на 1%, что обусловлено уменьшением общего объема производства, транспортировки товаров и сырья в связи с мировым финансовым кризисом. В регионе функционируют Днепропетровский и Днепродзержинский порты, где суда типа "река-море" обеспечивают международные перевозки грузов с выходом в Черное море.

Важное значение имеет трубопроводный транспорт. Он обеспечивает район нефтью, нефтепродуктами, газом, поступающим в основном из других Регионов.


Источники

Главное управление статистики в Днепропетровской области

Примечания

  1. а б http://www.dneprstat.gov.ua/statinfo/rp/rp2.htm
  2. Все данные, если это не указанные отдельно, представлены в долларах США.
  3. http://www.dneprstat.gov.ua/statinfo/sg/sg7.htm
  4. Данные за 2010 год, на апрель 2011 года еще отсутствуют
  5. http://www.dneprstat.gov.ua/statinfo/tz/2010/tz1_m12.htm
Автономная республика
Украинская гривна
Экономика областей
Винницкая ? Волынская ? Днепропетровская ? Донецкая ? Житомирская ? Закарпатская ? Запорожская ? Ивано-Франковская ? Киевская ? Кировоградская ? Луганская ? Львовская ? Николаевская ? Одесская ? Полтавская ? Ровенская ? Сумская ? Тернопольская ? Харьковская ? Херсонская ? Хмельницкая ? Черкасская ? Черновицкая ? Черниговская
Города государственного значения
Экономика Киева ? Экономика Севастополя