Надо Знать

добавить знаний



Экономика Ливана



Сайда (Сидон) - крупный торговый и промышленный центр южного Ливана

Национальный доход. Ливан относится к немногочисленной группе государств мира, в которых в сфере обслуживания и торговли создается более половины годового национального дохода. Бейрут исторически развивался как международный финансовый центр, куда стекались средства, вырученные от экспорта нефти из всего Ближнего Востока. Длительные торговые и культурные связи как с европейскими, так и с арабскими государствами позволили Ливану превратить торговлю в один из важнейших секторов экономики.

С 1950 по 1975 национальный доход Ливана увеличивался в среднем более чем на 8% в год. После 1975 этот показатель снизился примерно до 4%. В 1993 валовой внутренний продукт (ВВП) исчислялся в 7,6 млрд. дол., а в 1995 достиг 11,7 млрд. дол. Среднегодовой рост ВВП на душу населения с 1986 по 1995 составил 8,4%.

ВВП на 1998 - 17,2 млрд. дол., реальный рост ВВП в 1990 - 1998 : 7,7%. Рост инфляции в 1990 - 1998 составило 24% (в 1998 - 3%). Внешний долг в 1998 - 6,7 млрд. дол.

Валютные запасы страны, включая золотой запас, в 1996 оценивались в 8,1 млрд. дол. Общий внешний долг Ливана в 1996 примерно равен 1,4 млрд. дол., а внутренний долг - 5,8 млрд. дол. Однако в 2003 прирост ВВП составил 2%, таким образом ВВП оценивался в 17,61 млрд. дол. США, а на душу населения - 4,800 долл. США. ВВП по секторам разделяется на: сельское хозяйство - 12%, индустрию - 21%, сферу услуг - 67%.

Занятость. В 1994 32,2% всего населения, или 938 тыс. человек принадлежало к экономически активной группы общества. Из них в секторе услуг было занято ок. 39%. Соответствующие показатели для промышленности равнялись 23% и 24%, а для сельского хозяйства 38% и 19%. В 1993 уровень безработицы, по данным Всеобщей конфедерации трудящихся Ливана, составлял 35%. Безработица в 1999 - около 30%.

Транспорт. Внутренние перевозки в основном осуществляются автомобильным транспортом. Особенно важное значение имеют прибрежное шоссе, проложено с севера на юг от границы с Сирией, через города Триполи, Бейрут и Сайда до границы с Израилем, и шоссе, которое проходит с востока на запад, от Бейрута до столицы Сирии Дамаска, которое пересекает горы Ливана . Протяженность железнодорожных путей составляет ок. 400 км. Железные дороги используются эпизодически для транспортировки грузов. Перевозки из Ливана за пределы ближневосточного региона осуществляются воздухом и морем. Бейрутский международный аэропорт функционирует с конца 1940-х годов, с тех пор он был значительно расширен, особенно после реконструкции в 1992. Компания "Мидл ист эйрлайнз", основанная в 1945, осуществляет регулярные рейсы из Бейрута в другие страны Ближнего Востока и в Европу. Расширенный и обновленный также Бейрутский морской порт.

Сельское хозяйство. На побережье выращивают бананы и цитрусовые (апельсины, лимоны и др.)., В предгорьях маслины и виноград, выше в горах - яблоки, персики, груши и вишня. Основные плодовые культуры - апельсины и яблоки, а также виноград. Важное товарное значение имеют также овощи и табак. Отмечается рост производства пшеницы и ячменя, но потребности в них не удовлетворяются полностью за счет внутренних ресурсов. Животноводство не играет в Ливане той роли, которую оно приобрело в других странах Ближнего Востока. В 1995 в стране насчитывалось 420 тыс. голов коз, 245 тыс. голов овец, 79 тыс. голов крупного рогатого скота.

Промышленность. Ливанская промышленность получила мощный импульс к развитию во время Второй мировой войны в результате сокращения импорта и блокады торговых путей Средиземноморья. Послевоенный экономический бум значительно расширил внутренний рынок, что дало возможность многим ливанским предприятиям выжить, несмотря на конкуренцию с зарубежными производителями. Крупными рынками сбыта для продукции промышленности Ливана стали арабские нефтедобывающие государства. Рост индустриального производства сохранялось, несмотря на трудности, вызванные нехваткой топлива и электроэнергии, а также хаосом, царившим в стране после начала гражданской войны в 1975. По данным на середину 1990-х годов, в промышленности создавалось ок. 18% валового национального продукта.

Основой ливанского промышленного сектора являются крупные нефтеперерабатывающие и цементные заводы. Первые, расположенные в Триполи и Сайде, получают нефть по трубопроводам из Ирака и Саудовской Аравии. Серьезные позиции удерживает также пищевая (включая сахарную) и текстильная промышленность. В стране развито производство одежды, обуви, бумаги и бумажных изделий, мебели и других товаров из дерева, химических продуктов, медикаментов, электроприборов и печатной продукции.

За исключением нефтеперерабатывающих и цементных заводов, большинство местных фабричных предприятий относятся к мелким. Ведущий индустриальный центр - Бейрут, среди прочих выделяются Триполи и Захле.

Внешняя торговля. Внешняя торговля играет важную роль в экономике Ливана. Стоимость импорта в 1998 - 7,1 млрд. дол., Экспорта - 0,7 млрд. дол.

Общий приток капитала достиг 6,7 млрд. долларов, и в итоге положительное сальдо в 1995 составило 259 млн. долларов. Основными статьями ввоза были электрооборудование, транспортные средства, металлы, полезные ископаемые и продукты питания. Почти треть импорта приходится на западноевропейские страны; крупными поставщиками товаров в Ливан также США, Япония и соседние арабские государства. Основные статьи экспорта - бумага и бумажные изделия, текстиль, фрукты и овощи, а также ювелирные изделия. Более 60% экспорта направляется в нефтедобывающие государства Персидского залива, главным образом в Саудовской Аравии.

Большой внешнеторговый дефицит с лихвой перекрывается поступлениями финансовых средств из-за рубежа. Вооруженная борьба, начавшаяся в Ливане в 1975 и продолжалась до 1983, лишь немного повлияла на ввоз капитала. Доверие к ливанской валюты, опыт и компетентность ливанских банкиров, гарантированная законом тайна вкладов, а также политика свободной торговли и денежного обращения делали страну привлекательной для инвесторов из нефтедобывающих арабских государств.

Стремление Сирии поставить под свой контроль Ливан кардинально изменило ситуацию: упал курс ливанского фунта, промышленная инфраструктура страны была разрушена, начался отток капитала. Ситуация частично изменилась после назначения в октябре 1992 на пост премьер-министра страны миллиардера Рафика Харири и активного восстановления центрального делового района Бейрута, что началось. Восстановительные работы финансировались за счет продажи казначейских обязательств, что привело к возникновению долга, увеличенного до конца 1995 до 7,1 млрд. дол.

Библос, 2003

Туризм. До второй мировой войны туризм в Ливане ограничивался несколькими горными курортами, которые привлекали небольшое число отдыхающих в летнее время. Значительное расширение сети отелей, ресторанов и ночных клубов произошло после 1950. Развитию отрасли способствовали свободный обмен валюты, упрощенные таможенные правила, а также надежное регулярное сообщение с соседними странами. Вследствие этих мер доходы от туризма с 1950 по 1975 увеличились более чем в 10 раз, но в последующие годы на них негативно сказались вооруженные столкновения в стране и разрушение крупнейших гостиниц. В середине 1990-х годов позиции туристического сектора в ливанской экономике были частично восстановлены, и в 1994 в Ливане побывали 332 тыс. туристов.

Валюта и банковская система. Денежной единицей Ливана является ливанский фунт, состоящий из 100 пиастров. Денежная эмиссия осуществляется государственным Банком Ливана. Согласно закону фунт должен быть обеспечен золотом как минимум на 30%. В 1996 золотой запас страны составил 3,4 млрд. долларов.

После банкротства в 1966 крупнейшего из частных банков Ливана, "Интрабанку", правительство усилило контроль над финансовой системой. После начала в 1975 военных действий государственный надзор за банками слаб, но доверие к ним сохранилось, поэтому в 1975-1990 разорилось лишь несколько ливанских банков. В начале 1990-х годов в Бейруте действовали 79 банков, общие активы которых только за 1993-1995 выросли с 10,9 млрд. до 18,2 млрд. дол. В настоящее время [ Когда? ] движение капитала на Ближнем Востоке в основном контролируется ливанскими финансистами.

Государственный бюджет. Финансовая система Ливана в целом консервативная. Налоги в Ливане традиционно низкие, и в 1993 были в очередной раз уменьшены: максимальная ставка подоходного налога составила 10%, налога на прибыль - 10% и на дивиденды - 5%. В 1994 государственные доходы составили 1 млрд. дол. при расходах 2,4 млрд. дол. Основными расходными статьями бюджета были обслуживание государственного долга (35%), зарплата государственным служащим (32%), оборона (22%) и образование (10%).


Источники

п ? о ? р Экономика стран мира
Европа
Азия
Азербайджан ? Афганистан ? Бангладеш ? Бахрейн ? Бруней ? Бутан ? Армения ? Вьетнам ? Грузия ? Йемен ? Израиль ? Индия ? Индонезия ? Ирак ? Иран ? Иордания ? Казахстан ? Камбоджа ? Катар ? Кыргызстан ? Китай ? Корейская Народная Демократическая Республика ? Южная Корея ? Лаос ? Ливан ? Малайзия ? Монголия ? Мьянма ? Объединенные Арабские Эмираты ? Оман ? Пакистан ? Палестина ? Саудовская Аравия ? Сирия ? Таджикистан ? Таиланд ? Турция ? Туркменистан ? Узбекистан ? Филиппины ? Шри Ланка ? Япония
Африка
Алжир ? Ангола ? Бенин ? Ботсвана ? Буркина Фасо ? Бурунди ? Габон ? Гамбия ? Гана ? Гвинея ? Гвинея-Бисау ? Джибути ? Экваториальная Гвинея ? Эритрея ? Эфиопия ? Египет ? Демократическая Республика Конго ? Замбия ? Западная Сахара ? Зимбабве ? Камерун ? Кения ? Республика Конго ? Кот-д'Ивуар ? Лесото ? Либерия ? Ливия ? Мавритания ? Мадагаскар ? Малави ? Мали ? Марокко ? Мозамбик ? Намибия ? Нигер ? Нигерия ? ЮАР ? Руанда ? Свазиленд ? Сенегал ? Сомали ? Судан ? Сьерра-Леоне ? Танзания ? Того ? Тунис ? Уганда ? Центральноафриканская Республика ? Чад
Северная Америка
Белиз ? Гаити ? Гондурас ? Гватемала ? Гренландия ? Доминиканская Республика ? Канада ? Коста-Рика ? Куба ? Мексика ? Никарагуа ? Панама ? Пуэрто-Рико ? Сальвадор ? США ? Ямайка
Южная Америка
Австралия и Океания
п ? о ? р Члены ВТО
WTOmap currentmemberYN.png

Австралия ? Албания ? Ангола ? Антигуа и Барбуда ? Аргентина ? Бангладеш ? Барбадос ? Бахрейн ? Белиз ? Бенин ? Боливия ? Ботсвана ? Бразилия ? Бруней ? Буркина Фасо ? Бурунди ? Венесуэла ? Армения ? Габон ? Гаити ? Гамбия ? Гана ? Гаяна ? Гватемала ? Гвинея ? Гвинея-Бисау ? Гондурас ? Гонконг ? ? Гренада ? Грузия ? Демократическая Республика Конго ? Джибути ? Доминика ? Доминиканская Республика ? Эквадор ? Египет ? Евросоюз ? ? Замбия ? Зимбабве ? Израиль ? Индия ? Индонезия ? Исландия ? Иордания ? Кабо-Верде ? Камбоджа ? Камерун ? Канада ? Катар ? Кения ? Кыргызстан ? Китай ? Лихтенштейн ? Макао ? ? Колумбия ? Конго ? Коста-Рика ? Кот-д'Ивуар ? Куба ? Кувейт ? Лесото ? Лихтенштейн ? Маврикий ? Мавритания ? Мадагаскар ? Макао ? Македония ? Малави ? Малайзия ? Мальдивские острова Мали ? Марокко ? Мексика ? Мозамбик ? Молдова ? Монголия ? Мьянма ? Намибия ? Непал ? Нигер ? Нигерия ? Никарагуа ? Новая Зеландия ? Норвегия ? Объединенные Арабские Эмираты ? Оман ? Пакистан ? Панама ? Папуа - Новая Гвинея ? Парагвай ? Перу ? Южная Корея ? Южно-Африканская Республика ? Россия ? Руанда ? Сальвадор ? Саудовская Аравия ? Свазиленд ? Сенегал ? Сент-Винсент и Гренадины ? Сент Киттс и Невис ? Сент-Люсия ? Сингапур ? Соединенные Штаты Америки ? Соломоновы Острова ? Суринам ? Сьерра-Леоне ? Таиланд ? Тайвань ? ? Танзания ? Того ? Тринидад и Тобаго ? Тунис ? Турция ? Уганда ? Украина ? Уругвай ? Фиджи ? Филиппины ? Хорватия ? Центрально-Африканская Республика ? Швейцария ? Шри Ланка ? Чад ? Чили ? Ямайка ? Япония ?



  1. Все 27 стран-членов Евросоюз являются членами ВТО на своих правах: Австрия ? Бельгия ? Болгария ? Великобритания ? Греция ? Дания ? Эстония ? Ирландия ? Испания ? Италия ? Кипр ? Латвия ? Литва ? Люксембург ? Мальта ? Нидерланды и Нидерландские Антилы ? Германия ? Польша ? Португалия ? Румыния ? Словакия ? Словения ? Венгрия ? Финляндия ? Франция ? Чехия ? Швеция.
  2. Специальный административный регион Китайской Народной Республики.
  3. Официальное название Республика Китай.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам