Надо Знать

добавить знаний



Экономика Польши



План:


Введение

Экономика Польше

Варшава - политический и экономический центр страны
Безработица в стране с марта 2004 до марта 2008;%

1. Общая информация

Польша - индустриально-аграрная страна. Основные отрасли промышленности: машиностроение, металлургическая, горная (угольная, серная и др.)., Химическая, кораблестроение, пищевая, текстильная и легкая промышленность. Транспорт: железнодорожный, автомобильный, морской, трубопроводный, воздушный. Главные морские порты - Щецин, Свиноуйсьце, Гданьск, Гдыня. В 1997 было перевезено 386 млн. т грузов, из них железными дорогами 224 млн., автомобильным транспортом - 96 млн., трубопроводным - 34 млн., морским - 24 млн., речным - 8 млн. т.

По данным [Index of Economic Freedom, The Heritage Foundation, USA]: ВВП - $ 470 млрд. Темп роста ВВП - 4,8%. ВВП на душу населения - $ 19 000. Прямые зарубежные инвестиции - $ 3,9 млрд. Импорт (нефть и нефтепродукты, прокат черных металлов и сталь, железная руда, металлообрабатывающие станки, пшеница, хлопок) - $ 34,3 млрд. (г.ч. Германия - 19,0%; Италия - 7,9% Франция - 6,5%; Россия - 5,4%; Великобритания - 4,7%). Экспорт (топлива, сырье и полуфабрикаты, станки и машины, промышленное и транспортное оборудование, одежда и хозяйственные товары) - $ 28,6 млрд. (г.ч. Германия - 36,0%; Италия - 5,8%; Россия - 5,6%; Нидерланды - 4,7% Франция - 4,6%).


2. Экономика Польши после Второй мировой войны

Вследствие Второй мировой войны Польша потеряла почти 40% национального достояния свыше 6 млн. чел. населения. С конца 1940-х до конца 1980-х годов польская экономика была организована по советской модели, характеризующейся централизованным планированием и государственной собственностью на средства производства. Экономический рост в первые после Второй мировой войны годы, несмотря на значительное истощение ресурсов, происходило ускоренными темпами. В 1960-х годах ежегодный прирост национального дохода составил 6,2%, в начале 1970-х - 8,1%. Правительство ограничивало индивидуальное потребление, чтобы поддержать высокий уровень капиталовложений. В отличие от Советского Союза и других Восточной Европы, в Польше не было проведено всеобщей коллективизации. Сельское хозяйство было основным источником средств к существованию для 35% населения. Постепенно возросло значение обрабатывающей и добывающей промышленности, и в конце 1970-х годов на эти отрасли приходилось 50% национального дохода страны и 1/3 всех рабочих мест.

В 1950-1967 доля занятых в государственной промышленности выросла на 93% частично за счет передачи ей предприятий частного сектора, сохранившихся после национализации. В 1970-1980 занятость в промышленности увеличилась на 15%. Крупные капиталовложения в послевоенные годы способствовали развитию металлургии, машиностроения, судостроения и химической промышленности. В 1990-1991 занятость в частном секторе промышленности увеличилась почти на 25%. Польская промышленность очень диверсифицирована и географически довольно равномерно размещена, хотя существуют районы значительной концентрации предприятий ее ведущих отраслей. Ведущие отрасли производят продукты питания, текстиль, уголь, машины и оборудование. В Катовицькому воеводстве (Верхняя Силезия) локализовано около 20% всех работающих в промышленности страны, здесь сосредоточены предприятия угольной промышленности и черной металлургии. Это также главный район цветной металлургии, машиностроения и производства металлоконструкций и других металлоемких изделий. В Лодзи и ее окружении находится почти 42% всех занятых в текстильной промышленности. Около 30% занятых в электротехнической промышленности сконцентрировано в Варшаве и ее окрестностях. Гданьск и Щецин - крупные центры судостроения. Предприятия химической промышленности более рассредоточились по территории страны, хотя значительная их часть находится в Катовицькому воеводстве.


После 1978, особенно в 1980-1981, экономический и социально-политический кризис вызвал резкий спад производства. Среднегодовое его снижение в 1978-1981 составляло 6,5%. В 1980-х годах наступил застой, а в 1990 ВВП резко сократился (на 11,6%) за счет спада выпуска промышленной продукции на 22%. Во всех остальных секторах экономики в 1990 произошло уменьшение объема производства - от 14,5% в строительстве до 0,4% в сфере услуг. В 1991 ВВП сократился на 7,4%. В феврале 1992 объем промышленного производства снизился на 41% по сравнению с его средним объемом в 1989.


3. Экономика Польши в новые времена

В 1980-х годах правительство ослабило контроль за деятельностью предприятий. Л.Бальцерович разработал стратегию экономических реформ, которая состояла из двух этапов. В течение первого этапа, реализованного осенью 1989, правительство установило контроль над бюджетом и скорректировало некоторые диспропорции в ценах, создал систему дотаций по безработице и разработал юридическую основу процедуры банкротства. Государственный сектор (включая кооперативы) в 1989 охватывал 90% производства и 85% капиталовложений. По плану Бальцеровича приватизация осуществлялась путем ускоренного акционирования государственного сектора и продажи предприятий. Второй этап начался 1 января 1990 и включал резкое сокращение дефицита бюджета, реформу налоговой системы, ограничение монетарного курса, либерализацию большинства цен, девальвацию злотых и резкое сокращение темпов индексации заработной платы. Согласно закону о приватизации, принятым летом 1990, были созданы центральное агентство, которое управляло процессом приватизации, и министерство по делам собственности. Быстрый рост частного сектора начался уже в 1989: возникли малые и средние фирмы, а также личные предприятия ("малая приватизация"). В 1992 доля несельскохозяйственного частного сектора в валовом внутреннем продукте (ВВП) составляла 45%, в том числе в промышленности - 31%, в строительстве - 78% и в торговле - около 91%. Приватизация крупных предприятий вызвала меньший интерес со стороны потенциальных покупателей и активное сопротивление со стороны рабочих. К 1992 были акционированы только 501 из 8841 предприятий, и только 76 были приобретены по рыночным ценам отечественными или иностранными покупателями. Процесс приватизации крупных предприятий в П. протекал медленно и противоречиво. К концу 1996 была осуществлена ​​приватизация лишь 1895 крупных предприятий с 8841, существовавших в 1989. Более успешно шла малая приватизация: в 1990 к частному сектору были переданы 35 тыс. малых предприятий. В 1990 правительство объявило программу ?массовой приватизации? для нескольких сотен крупнейших государственных предприятий, однако к реализации этой программы не приступали вплоть до 1996 через многочисленные поправки и дополнения. В основе этой приватизации лежала раздача гражданам ваучеров, которые представляли собой акции на собственность в 15 национальных инвестиционных фондах, между которыми и распределялись акции предприятий, которые приватизируются. К концу ноября 1996 этой программой было охвачено 90% населения.

На 1996, трудовые ресурсы Польши составляли 22 млн. чел., Или 57% населения. Частный сектор насчитывал более 65% всех занятых.

Рабочая сила в Польше - одна из самых молодых в Европе: около 60% занятых имеют возраст до 40 лет. Из общего числа занятых в 11% выше, у 66% - среднее образование. В конце 1995 в сельском хозяйст. было 26,5% всех занятых, в промышленности - 25% (3,5% в пищевой, 2,5% - в горнодобывающей, 5,2% - в машиностроении), 12,7% - в торговле, 5,7% - в строительстве и 5% - на транспорте.

В 1997 ВВП Польши составил 135,8 млрд. дол., Или 6406 дол. на душу населения. В 1998 национальный доход вырос на 6,3%, объем инвестиций - на 22,8%, суммарные вложения иностранных капиталов - на 25 млрд. дол. В 2000 г. ВВП вырос до 149,8 млрд дол. Промышленность в 1998 давала 40% ВВП; сфера услуг - 54%, сельское хозяйство - 6%. Если в 1989 на частный сектор приходилось 18% ВВП, то в 1996 - 65%, в том числе 52% стоимости всей промышленной продукции, свыше 90% продукции розничной торговли, сельского хозяйства, автотранспорта и строительства. Число частных предприятий в Польше увеличилось с 0,5 млн. в 1988 до 1,8 млн. в 1995, а предприятий с участием иностранного капитала - с 1,6 тыс. в 1988 до 25 тыс. в 1996.

На 1993, пахотные земли Польши составляли 47% всей площади страны (приблизительно 18 млн. га), пастбища - 13% и леса - 29%. В 1989 1/5 земельных угодий принадлежала государству, остальная земля находилась в руках частных лиц. Государственные хозяйства сосредоточены в основном в западных и южных воеводствах. Меняется структура посевных площадей: увеличивается возделывание картофеля и технических культур за счет сокращения посевов зерновых. В результате Польша вынуждена ввозить значительное количество зерна. В 1950 зерновые занимали 63,6% площадей, обрабатываемых в 1992 - только 46%. Выращивают пшеницу, рожь, сахарная свекла, картофель и проч. Польша является крупнейшим в мире экспортером яблочных консервов и занимает видное место в производстве компотов, свежезамороженных смородины, капусты и моркови. Страна дает 16% европейского сбора картофеля и 5% - сахарной свеклы. В 1996 в Польше было 8 млн. голов крупного рогатого скота, молока производилось 12 млрд. л. Поголовье свиней достигло 20 млн. Разводят домашнюю птицу: цыплят и кур (45 млн. в 1996, 76 млн. - в 1980), уток 7 млн, индеек - 1 млн. В частном сельском хозяйстве лошадь остается важной тягловой силой, хотя число тракторов резко возросло - почти с нуля в 1956 до 1211,6 тыс. единиц в 1995. Важная отрасль хозяйства - морское рыболовство, лесничество.

Основную часть электроэнергии дают ТЭС, работающих на угле. В 1994 общая установленная мощность электростанций Польши составляла 29,64 млн. кВт; было произведено 127,42 млрд. кВт ? ч электроэнергии.


3.1. Промышленность

Промышленность Польши является основной отраслью хозяйства.

Основные отрасли промышленности - машиностроения, металлургическая, горная (угольная, сирчанева др.), химическая, судостроение, пищевая, текстильная и легкая промышленность.

Значительная часть экономического потенциала страны базируется на переработке минерального сырья. Преобладают отрасли тяжелой промышленности. Ведущую роль играют машиностроение, черная и цветная металлургия, химическая промышленность. Также хорошо развиты текстильная и швейная промышленность. В топливной промышленности главной отраслью является угольная. В электроэнергетике ведущую роль играют тепловые электростанции. Черная металлургия работает на собственном коксующихся углей и преимущественно импортных рудах. Цветная металлургия из собственного сырья выплавляет медь, свинец и цинк, с импортируемой - алюминий. В Верхней Силезии преобладает металлоемкое тяжелое и железнодорожное машиностроение. Химическая промышленность Польши специализируется на производстве различных минеральных удобрений, соды, полимеров, духов, лекарств, фотохимии. Текстильная промышленность страны производит преимущественно хлопчатобумажные ткани. Швейная промышленность работает на экспорт.


3.2. Транспорт

Транспорт: железнодорожный, автомобильный, морской, трубопроводный, воздушный.

Главные морские порты: Щецин, Свиноуйсьце, Гданьск, Гдыня.

1997 года было перевезено 386 млн. т грузов, из них железными дорогами - 224 млн., автомобильным транспортом - 96 млн., трубопроводным - 34 млн., морским - 24 млн., речным - 8 млн. т.

По данным [Index of Economic Freedom, The Heritage Foundation, USA 2001]: ВВП - $ 149,8 млрд.

Темп роста ВВП - 4,8%.

ВВП на душу населения - $ 3877.

Прямые иностранные инвестиции - $ 3,9 млрд.


3.2.1. Πовитряний транспорт

Porty lotnicze w polsce.png

Международные аэропорты в Польше:

  • Международный аэропорт им.Фридерика Шопена Варшава-Oкенце
  • Международный аэропорт им.Леха Валенсы Гданьск-Рембехово
  • Международный аэропорт Катовице-Пыжовице
  • Международный аэропорт им. Иоанна Павла II Kракив-Балице
  • Международный аэропорт им. Владислава Реймонта Лодзь-Люблинек
  • Международный аэропорт им. Генрика Венявский Познань-Лавица
  • Международный аэропорт им. Николая Коперника Вроцлав Страховице
  • Международный аэропорт "Солидарность" Щецин-Голенюв
  • Международный аэропорт Жешув-Ясенки
  • Международный аэропорт им. Игнация Яна Падеревского Быдгощ-Шведерово
  • Аэропорт Зелена Гура-Бабимост
  • Международный аэропорт Варшава-Модлине (откроется в 2012 году)
  • Международный аэропорт Люблин-Сьвидник (откроется в 2012 году)

3.3. Импорт

Импортом являются нефть и нефтепродукты, прокат черных металлов и сталь, железная руда, металлообрабатывающие станки, пшеница, хлопок - $ 34,3 млрд. (г. ч. Германия - 19,0%; Италия - 7,9%; Франция - 6, 5%; Россия - 5,4%; Великобритания - 4,7%).

3.4. Экспорт

Экспорт является топливо, сырье и полуфабрикаты, станки и машины, промышленное и транспортное оборудование, одежда и хозяйственные товары) - $ 28,6% млрд. (г. ч. Германия - 36,0%; Италия - 5,8%; Россия - 5,6%; Нидерланды - 4,7% Франция - 4,6%.

См.. также: Полезные ископаемые Польши, История освоения минеральных ресурсов Польши, Горная промышленность Польши.


См.. также


Источники


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам