Экспонат

Худ. Джованни Беллини, Мадонна с младенцем, экспонат музея искусств имени Богдана и Варвары Ханенко

Экспонат - музейная или выставочная вещь, показанная на выставке или в музее, имеет характерные свойства для отображения господствующих идей эпохи, искусного направлении, достижений культуры, науки, образования или производства и т.п..

  • Экспонаты многих музеев начали свой ​​путь из частных собраний. Известны коллекционеры монет еще во времена Римской империи. Нумизматические коллекции в 20 веке - уважаемые экспонаты и гордость известных национальных музеев.
Экспонатами могут быть
  • живые существа (растения в парке или ботаническом саду, морские животные в океанариуме, дельфинариумом т.д.)
  • неживые существа - все разнообразие неживой природы и человеческих изделий;
  • выставочные, те, что предназначены для осмотра посетителей;
  • фондовые, предназначенные для научных исследований специалистами.

Граница между последними двумя группами весьма относительна. Новые научные открытия или даже мода могут быстро изменить отношение к фондовым или выставочных экспонатов и поменять их местами. В группу выставочных экспонатов переходят и ценные вещи из фондов после основательных реставраций.


1. На рубеже 18-19 веков

Экспонаты музея Лувр, отдел скульптур, двор Марли.
  • На рубеже 18-19 веков коллекционерство перешло в качественно новую фазу и вызвало появление первых публичных музеев.

Одним из первых был основан и открыт музей Лувр в Париже на основе королевских сборников живописи, мебели, ковров, гобеленов. Значительно пополнен за счет грабительских действий воинами Наполеона, Лувр стал образцом для создания крупных национальных музеев в странах победителях Наполеона - в Лондоне и Берлине.


2. Музеи влияния

Музей Боде в Берлине на музейном острове

Так возникли первые "музеи влияния", музеи - образцы, по уставу которых формировали свои сборники экспонатов страны победители Наполеона. Обязательными были большие помещения (а музейный городок, музейный остров, как в Берлине), наличие сборников картин Италии эпохи Возрождения, рисунков, нумизматики.

С оглядкой на музеи влияния формировались коллекции экспонатов таких музеев, как Эрмитаж, Старая Пинакотека, Мюнхен, Художественно-исторический музей, Вена, Музей изобразительных искусств (Будапешт), Метрополитен-музей в 20 в. и тому подобное.


3. Произведения искусства доколумбовой Америки, экспонаты Метрополитен-музея

  • Культура чиму, Перу.

  • Ацтеки, керамика.

  • Золотая маска


4. Важные переоценки

Гобелены серии "Дама с единорогом" - экспонаты музея Клюни, парижского музея средневековья.
  • 19 века характеризовалось переоценками прошлых эпох и обращением к национальной истории. Именно в 19 веке возникают термины "готика", "примитив", а вместе с произведениями эпохи античности и возрождение приобретают художественной стоимости вещи суток барокко, рококо, шинуазри, чуть позже классицизма. Оригинальные вещи суток готики, средневековья или барокко переходят в музейное собрание как экспонаты.
  • Большие коллекции средневековых артефактов переходят в музейное собрание, хотя долгое время не были достойными музейной заинтересованности и не имели даже устава экспонатов. Это было время, когда ценный материал ( золото, серебро) частично уступила место дешевым материалам при условии их виртуозной обработки (эмали Лиможа, керамика городов Дерута или Кальтаджироне, французские Аррас, венецианское стекло, мебель Ризенера т.д.). Мастерство исполнения начала цениться на уровне ценных материалов.

А в архитектуре приобретают мощи исторические стили - неоготика, неоренессанс, необарокко, неорококо. Через 100 лет интерьеры в исторических стилях сами станут экспонатами музеев ( Линдерхоф, залы в исторических стилям Зимнего дворца). Доля интерьеров насыщается оригинальными вещами прошлых эпох (старинная мебель, керамика, персидские ковры). Так, Золотой кабинет дворца Ханенко в Киеве украшают гобелены эпохи рококо, а сам кабинет имеет украшения в стилистике неорококо. В 20 веке и гобелены, и сам интерьер стали экспонатами Музея искусств имени Богдана и Варвары Ханенко - как свидетели эпох рококо и неорококо.


5. Всемирные выставки

Лондон, Хрустальный дворец, всемирная выставка 1851 року.Головний фасад.

На показ экспонатов повлияли Всемирные выставки, основанные в Западной Европе. Первая состоялась в 1851 в Лондоне. Страны участники представляли лучшие образцы национальных художественных изделий. Так, Российская империя удивила посетителей художественными изделиями из чугуна, не считался материалом, пригодным для художественных изделий и мастерством обработки малахита. Хрупкий малахит в руках художников был способен украсить как дамскую брошь, так и дверную панель. Этот переход от небольшой броши к дверной панели вызвал удивление и восхищение выставочными экспонатами, зафиксированными в тогдашних мемуарах. Удивление вызвал и самый экспонат выстаки - Хрустальный дворец, где были развернуты главные экспозиции. Произведение специалиста по созданию оранжерей по имени Джозеф Пакстон вздрогнул сознание и архитекторов, и философов, и посетителей выставки, ведь начал новое направление в мировой архитектуре.


6. Специализация

Ювелирные изделия суток маньеризма, экспонаты музея Виктории и Альберта
Театральная сцена 18 века - экспонат музея-усадьбы Останкино, Москва.
Туристический план расположения экспонатов Музея народной архитектуры и быта Украины

Специализация пришла еще в частные коллекции (коллекция рисунков Франции 16 в. Кобенцля, археологические предметы сборки Кампана, библиотека Залуских, сборник прикладного искусства средневековой Европы Базилевського). Прошло отделения научных сборников от художественных. Это привело исчезновение так называемых кабинетов курьезов, где научные и художественные экспонаты показывали посетителям вместе.

Довольно быстро пришла специализация и в музее. Появились музеи по тематике

искусства ( Музей Виктории и Альберта, Музей этнографии и художественного промысла Института народоведения НАН Украины)


Расширилась в 20 веке воображение и о самом экспонат. Ими стали выступать вещи разных размеров или цельные явления - Музей вторсырья, Киев, музей миниатюрных книг, ряд скансенов, где экспонатами музеев объекты национальной народной архитектуры (типы жилья, ветряки, служебные помещения, целые комплексы сооружений и т.п. - Музей народной архитектуры и быта Украины). Целостным комплексом экспонатов выступают сохранены усадьбы прошлого - Кусково, Дворцово-парковый ансамбль "Самчики", Качановка (национальный историко-культурный заповедник), где экспонатами уже выступают и архитектурные объекты, и парк, и исторический ландшафт. Как и в завершенной музейной экспозиции, в историческом ландшафте ничего менять нельзя.


См.. также


Источники

  • же "Советский музей", № 2, 1992 (рус), статья "Музеи влияния"
  • же "Советский музей", № 5, 1990 (рус)
  • же "Наука и жизнь", № 2,1980 (рус)
  • же "Художник", № 6, 1974 (рус)
  • Луис Дуке Гомес, "Золото Колумбии", М, "Искусство", 1982 (рус)