Надо Знать

добавить знаний



Экспрессионизм



План:


Введение

Худ.Егон Шиле. Альберт фон Гютерслог, 1918, Миннеаполис, США.

Экспрессионизм (от франц. Expression - выражение, выразительность) - литературно-художественная стилевая тенденция авангардизма, сформировавшейся в Германии в начале ХХ века. Имел своих сторонников в искусстве Франции, Австрии, Польши, немецкоязычной Швейцарии.


1. Возникновение

Основной творческий принцип экспрессионизма - отражение обостренного субъективного мировоззрения через гипертрофированное авторское "Я", напряжение его переживаний и эмоций, бурную реакцию на дегуманизации общества, обезличивание в нем человека, на распад духовности, заверенный катаклизмами мирового масштаба начала ХХ в. Из всех направлений нового искусства 20 в. экспрессионизм остро запечатлевший конфликт художественной личности, человека вообще с трагической и антигуманной буржуазной действительностью. В произведениях одних мастеров экспрессионизм приводил к чрезвычайного обострения трагического мировосприятия, в других - к художественным утопий, элитарности, замкнутого среды, которое воспринималось островком спасения духовных и гуманистических ценностей. Этот конфликт приводил к радикальности художественных решений, к мятежному противопоставления и разрыва с академическими традициями.

Противоречия самого экспрессионизма, излишне агрессивные формы его, сразу бросались в глаза, вызвали неприятие как консервативной публики, так и радикальных политических систем - фашизма в Германии, Италии, коммунизма в СССР. Во времена Гитлера произведения многих экспрессионистов в Германии или продавали за границу, либо уничтожали. Значительные цензурные ограничения были эти произведения и в СССР времен сталинской империи.


Стилистика экспрессионизма в 20 веке отразилась в кино, живописи, графике, литературе, скульптуре, всего в архитектуре.


2. Отличительные черты экспрессионизма

Марианна фон Веревкин. Красный город, 1909 г.
  • заинтересованность глубинными психическими процессами;
  • отрицание как позитивизма, так и рационализма;
  • обновление формально-стилистических средств, художественной образности и выразительности, порой несовместимых между собой, как глубокий лиризм и всеобъемлющий пафос;
  • субъективизм и заинтересованность гражданской темой.
  • бунт против устоявшихся академических форм в изобразительном искусстве при сохранении главных жанров ( портрет, батальный жанр, бытовая картина, мифологический или религиозный образ, пейзаж, даже натюрморт)

3. Главные представители в живописи


4. Галерея

  • Эдвард Мунк. Больная дочь 1907, Лондон.

  • Эрнст Барлах. Скульптура ангела, летящего Кельн, Антонитенкирхе.

  • Эрнст Барлах.Скульптуры на фасаде Катариненкирхе, Любек.

  • Виткевич Станислав Игнаций, композиция, 1918 г.

  • Виткевич Станислав Игнаций. Австралийский пейзаж, пастель, 1918 г.

  • Эгон Шиле. Семья, Австрийская галерея, Вена.

  • Эгон Шиле. Кувшины, 1918, Вена, прив. сборник

  • Эрнст Людвиг Кирхнер, розовые розы, 1918, Сент Луис, Миссури, США.


5. В литературе Украины

В украинской литературе экспрессионизм начал Василий Стефаник, который от декадентских стихотворений в прозе перешел на принципы экспрессионизма. Классический экспрессионизм утвердил Осип Турянский повестью "Вне боли". В стилевом течение экспрессионизма частично вписывается творчество Николая Кулиша ("97"), частично - Бажана (сборник "17-й патруль"), а особенно проза Николая Хвылевого (включая произведение "Я (Романтика)"), Ивана Днепровского, Юрия Липы, Тодося Осьмачки.


Источники

  • Paul Raabe & Ludwig Greve: Expressionismus. Literatur und Kunst 1910. Eine Ausstellung des Deutschen Literaturarchivs im Schiller-Nationalmuseum Marbach aN, vom 8. Mai bis 31. Oktober 1960. Katalog Nr. 7, Marbach aN 1960 (wird im DLA laufend neu aufgelegt).
  • Paul Raabe: Die Autoren und Bcher des literarischen Expressionismus. Ein bibliographisches Handbuch in Zusammenarbeit mit Ingrid Hannich-Bode, Stuttgart: JB Metzlersche Verlagsbuchhandlung 1992, ISBN 3-476-00756-1.
  • Theodor Sapper: Alle Glocken dieser Erde. Expressionistische Dichtung aus dem Donauraum, Wien: Europaverlag Wissenschaft 1974, ISBN 3-203-50494-4.
  • Die expressive Geste. Deutsche Expressionisten und afrikanische Kunst, Hatje Cantz Verlag, Ostfildern 2007, ISBN 978-3-7757-1918-6
  • Nicole Leonhardt: Die Farbmetaphorik in der Lyrik des Expressionismus. Eine Untersuchung an Benn, Trakl und Heym. Ubooks Verlag, 2004.
  • Silvio Vietta u. Hans-Georg Kemper: Expressionismus. Mnchen 1975. (= UTB. 362.) - 6. Aufl. Ebd. 1994, ISBN 3-8252-0362-X
  • Karl-Heinz Morscheck: Expressionismus. Stil und Umsetzung. Englisch Verlag. Wiesbaden 2005, ISBN 978-3-8241-1334-7
  • Walter Fhnders (Hrsg.): Expressionistische Prosa. Ein Studienbuch. Aisthesis, Bielefeld 2001, ISBN 3-89528-283-9
  • Fr eine erste bersicht: Ralf Georg Bogner: Einfhrung in die Literatur des Expressionismus. Darmstadt 2005.
  • Ришар Л. Энциклопедия экспрессионизма. М.: Республика, 2003 (рус).

См.. также


Искусство Это незавершенная статья искусства.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам