Надо Знать

добавить знаний



Экстер Александра Александровна



План:


Введение

Александра Экстер

Александра Александровна Экстер (в девичестве - Григорович * 18 января 1882, Бялосток, Гродненськой губернии, ныне Польша - ? 17 марта 1949, Фонтане-о-Роз, близ Париж) - педагог, маляр, сценограф. Яркий представитель европейского кубизма и футуризма.


1. Биография

Александра Александровна Григорьевич родился 1872 года в Белостоке Гродненской губернии. Отец - белорус, мать гречанка. Вскоре родители переехали в Киев, и Ася, так называли ее друзья, стала киевлянкой. Окончила гимназию Святой Ольги и Киевское художественное училище. Вместе с ним здесь учились будущие авангардисты А. Богомазов и А. Архипенко. Среди преподавателей был Николай Пимоненко. Женившись Александра Григорович взяла немецкая фамилия мужа-адвоката. В Киеве она поселилась с мужем на улице Б. Хмельницкого, 27. В мансарде находилась ее студия, а в ней работали будущие корифеи мирового декорационного искусства Вадим Меллер, Анатоль Петрицкий, Павел Челищева. К Париж Экстер уехала за новыми впечатлениями. Но в парижской академии учили тому же, что и в Киеве: академические программы повсюду одинаковы. Киевский приятель Экстер познакомил ее со сторонником нового искусства поэтом Аполлинером, а тот отвел в мастерскую Пикассо. Там она и нашла новую философию искусства. "В ее парижской доме, так же, как в ней самой, бросалось в глаза своеобразное сочетание европейской культуры с украинским бытом. На стенах среди рисунков Пикассо и Брака можно было увидеть украинский вышивки, на полу - украинская ковер, к столу подавали глиняные горшочки, яркие майоликовые тарелки варениками" . Это воспоминания Алисы Коонен, актрисы Московского камерного театра, в котором Александра Александровна поставила свои лучшие спектакли : "Саломея", "Ромео и Джульетта". Умерла она в 1949 году в пригороде Парижа. Уже совсем больной, писала друзьям, тоскующего по Москве, по Киеву: "Зима, поступающего будет очень тяжелая. Это девятая зима с начала войны, и для меня она будет тяжелая".


2. Творчество

Дизайн костюма Фамира Кифаред к драме "Фамира Кифаред"

Французский художник-кубист Леже, приятель Александры Экстер, не раз упрекал Аси чрезмерную яркость ее полотен. Под влиянием этой критики она написала несколько монохромных картин. Но это для нее был цветной пост, и начиная с 1914 года, ее кубизм взорвался всеми цветами радуги, она была очарована украинским народным искусством. Эти произведения имели коммерческий успех. Их выставляли и охотно покупали в Полтаве, Киеве, Москве, Берлине. Сельские художники в свои собственные произведения внесли динамику кубофутуризма, а Экстер под их влиянием кольорувала плоскости и грани своей живописи яркими красками. Открывая выставку крестьянки Анны Собачко в Киеве 1918 года, во времена УНР, Экстер сказала: "Молодые славянские народы предпочитают радостным ясным цветам". То же самое говорила она Леже. И под ее влиянием, также как и других выходцев из Украины и России, французские кубисты раскрепостили свою палитру. И Экстер пошла дальше французов. Она стала абстракционисткою, на что не решились ее парижские друзья Пикассо, Брак, Леже. В своей киевской студии она учила абстрактного искусства даже детей, предлагая им иллюстрировать сказку не сюжетно, а с помощью ритмов. Обновила она театральное искусство. Едва ли не впервые в мировой сценографии решилась обыгрывать весь куб сцены, а не только ее пол-планшет. Нынешние поклонники Мельпомены в Европе и Америке зачастую и не догадываются, что новейшим оформлением сценического действа - лаконичным, конструктивным, подвижным - они обязаны художницы из далекой Украины. Одна из самых известных его картин - "Фундуклеевская улица" (ныне Богдана Хмельницкого). Здания на ее картине несутся вниз к Крещатику, как дети на санках. Ошарашенный зритель этого произведения не удержался от эпиграммы :

Не может быть сомнения,
Здесь доказательств немало:
Не за землетрясения
Она "пейзаж" писала?

Неоценимый вклад Экстер и в театральное искусство первой половины ХХ века. Иннокентий Анненский написал несколько оригинальных трагедий на еврипидовской сюжеты и "вакхического драму" "Фамира кифаредов" (шла в сезон 1916-1917 гг на сцене Камерного театра в Москве). Режиссер был театра Александр Таиров. Декорации были оформлены в авангардистских-конструктивиському стиле Экстер. По мотивам ее театральных костюмов также были созданы скульптуры. Эскизы, выполненные на плоскости бумаги, творчески преобразованы в пластические формы. Отлитые из бронзы, они покрыты эмалью.


  • Эскиз костюма "Фамира Кифаред". Менада, 1916

  • Три женские фигуры, 1910


Литература


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам