Надо Знать

добавить знаний



Элам



План:


Введение

Расположение Элама на юге современного Ирана
Ассирийские армия Ашурбанипала сжигает столицу Элама Сузы, 647 г до н.Хр.

Элам - одна из древнейших известных цивилизаций, древняя страна на юго-западе Иран, примерно в пределах современных провинций Хузестан и Илам (название последней происходит от Элама). Эламский речь, которая не была родственна никакой другой язык, появляется в пиктографических надписях перед 3000 г до н.Хр. Столицей Элама были Сузы, и Элам был тесно связан культурно и политически с Шумером и Вавилонией (которые он временно завоевывал в 2 тысячелетии до н.Хр.) до времени включены и ассимиляции персидском империей Ахеменидов (6 ст. в н.Хр.).


История Это незавершенная статья истории.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.



1. Элам (Элам в Библии)

Согласно Библии, Элам (родоначальник Элама) были семиты ([[| Быт]] 10:22). Еще до своего падения Содом подвергся нападению войск эламского Лаомерова, который действовал в союзе с царем Сеннаар ([[| Быт]] 14:1-11). Эламиты славились своими стрелками ([[| Ер]] 49 :: 35), однако они были завоеваны ассирийцами и частично размещены в Самарии ([[| Езд]] 4:9-10).

В эламские земли располагался город Сузы ([[| Дан]] 8:2).

К началу нашей эры эламиты еще сохраняли свою этническую своеобразие и присутствовали в Иерусалиме дня Пятидесятницы ([[| Деян]] 2:9).


2. Эламский язык

О генеалогических связях эламского языка с самого начала его изучения высказывались различные точки зрения. Делались попытки связать его с кавказскими, алтайскими, дравидийские языковыми семьями.

В последнее время наиболее интересными представляются две гипотезы: Элама-дравидская и Элам-афразийская. Первая была высказана еще в 1856 Г. Калдвелом, и подробно изучена в 1970-е - 1980-е гг Д. В. МакАлпином. После этих работ эта гипотеза была поддержана многими исследователями, в том числе И. М. Дьяконовым. В 1992 в В. Блажек была высказана альтернативная гипотеза о родстве эламского языка с афразийских языков и даже о вхождении его в афразийских макросемьи. 10 лет спустя обе гипотезы были рассмотрены Г. Старостиным, не отвергая ни одного из них, однако показал, что, во-первых, большинство Элама-дравидийских соответствий являются общими с другими семьями ностратической макросемьи, а второе - число возможных лексических параллелей между эламские языке и афразийских, с одной стороны, и эламские языке и ностратических, с другой, примерно одинаково. По мнению Старостина это может свидетельствовать в пользу того, что эламские язык является в некотором смысле мостом между двумя этими макросемьи, которые в конечном итоге могут образовывать макросемьи еще более высокого уровня, объединяющая, возможно, большинство языковых семей Евразии .


3. История Элама

Статуэтка из Сузы 1904.

Историю Элама можно условно разделить на три периода, охватывающие более двух тысячелетий. Период до первого известен как протоеламский:

  • Протоеламский период: 3200 до н.э. - 2700 до н.э., идущий локально в замке.
  • Старый эламский период: 2700 до н.э. - 1600 до н.э., ранний период, который проходил до прихода к власти в Сузах династии Епарти.
  • Ближний эламский период: 1500 до н.э. - 1100 до н.э., период до вавилонского вторжения в Сузы.
  • Неоеламский период: 1100 до н.э. - 539 до н.э., период характерного иранского и сирийского влияния. В 549 году до н.э. Элам завоевывают персы, однако они настолько адаптируют культуру порабощенной страны, что Иосиф Флавий даже называл эламитов предками персов (ВД кн.1, гл.6: 4).

4. Описание

Эламом в древности называлась низменная, а в средней и верхней части - горная рек Каруна и Керхе, вливаются в высохшую теперь лагуну Персидского залива восточнее р. Тигр, а также окружающие горные районы - по крайней мере нынешние иранские области Хузистан и Фарс, может быть и более отдаленные (на Восток). В самых эламские текстах страна называется Hatamti, встречается и Hal-tamti - форма, возможно, более архаичная (ср. Элам. Hal 'страна').

В III тысячелетии до н. Е.. с шумеро-аккадских источников известен целый ряд эламские городов-государств: Шушен (Сузы), Аншан (Анчан), Симашко, Б / Парахсе (позже Мархаши), Адамдун (видимо, шумерский форма термина Hatamti) и многие другие.

Во II тысячелетии до н. Е.. важнейшими составными частями Элама были Шушен (Шушун) и Анчан; эламские цари неизменно указывают эти два города в своей титулатуре. Шушен - это Сузы греческих авторов, хорошо исследованное городище между Карун и Керхе, поселения, восходит к IV тысячелетию до н. Е..; Анчан - это городище Тепе-Малья недалеко от совр. Шираза в Фарси.


5. Цари Элама

5.1. Аванская династия

Первые сведения о государстве Элам относятся примерно к концу XXVII - первой половине XXVI века до н. Е.., Когда в Северном Двуречье властвовали цари Авана. Около 2500 г. до н. э. правители шумерского города Киш сумели избавиться эламского господства. В настоящее время в Аван утвердилась новая династия, основателем которой был, вероятно, Пели. Впрочем, история этого времени известна очень плохо. Около 2300 г. до н. э. Элам был покорен Аккадским государством, но аккадцев не сумели удержать страну в своей власти и вынуждены были на несколько лет ее оставить. Новый аккадский царь Римушу смог вновь захватить Элам и полностью опустошить страну. Тем не менее, царям Аккада, несмотря на ряд походов, вероятно, не удалось по-настоящему покорить Элам, и племянник Маништушу, царь Нарам-Суэн, в конечном счете, заключил с эламиты письменный договор, по которому Элам обязался согласовывать свою внешнюю политику по Аккадским царством, но сохранил внутреннюю независимость. Это первый известный нам в мировой истории международный договор. Он написан по-эламские, но аккадской клинописью, которая с этого времени начала распространяться и в Элам. При последнем представителя Аванской династии, Уголок-Иншушинак, когда Аккад сам пал под натиском племен Гутиев, Элам вернул себе независимость. Но кутии напали и на Элам, в результате чего государство распалось на несколько отдельных областей. Только через сто лет страна сумела воссоединиться, и началось новое возвышение Элама под властью царей династии Симашко.


5.2. Династия Симашко

Вскоре после полного распада Аванского царства Элам был завоеван ур ским царем Шульги. В течение нескольких десятилетий страна управлялась шумерскими чиновниками. Только при Урской царя Шу-Суэн появились сведения, что в эламские городе Симашко правит некий царь Гирнамме. Преемник Гирнамме - Енпилухан - смог отделиться от Ура и захватил города Аван и Сузы. Хотя сам Енпилухан был вскоре пленен шумерским войском, Элам к тому времени полностью снял с себя власть шумеров. Урской гарнизоны везде выгоняли, а самим шумерам пришлось вскоре бежать из страны. Под властью царя Хутрантемпти эламиты стали совершать набеги на территорию Междуречья и вскоре смогли отомстить Уру за их господство в Элам. Последний царь III династии Ура Ибби Суэн был низложен с помощью эламские войск, после чего эламские гарнизоны были размещены в Уре и других крупных городах Шумера. Тем не менее, им пришлось уйти оттуда через несколько лет. При царе Идатту I правители Симашко подчинили своей власти весь Элам. Однако процветание эламского государства продолжалось менее полувека. Вскоре цари Симашко стали терять свое могущество, и примерно в первой половине XIX века до н. Е.. власть над Эламом перешла к новой династии Суккаль-махов.


5.3. Династия Суккаль-махов (Епартидов)

Основатель династии - некий Епарти - был выходцем из низов, который получил власть над страной не по наследству, а в результате борьбы. Потомки Епарти, особенно царица Шильхаха, сумели существенно укрепить царскую власть и усилить эламские государство. Структура власти в Эламе представляла тогда своего рода триумвират. В стране существовало одновременно три правителя: 1) суккаль СУЗ, 2) суккаль Элама и Симашко, 3) суккаль-мах. Царем страны фактически считался суккаль-мах, его резиденция находилась в замке. После его смерти на эламские престол обычно вступал суккаль Элама и Симашко. Обычно это был брат покойного. А суккалем Суз (правителем столицы) суккаль-мах ставил своего старшего сына. Таким образом, власть в Эламе переходила не от отца к сыну, как это было принято тогда в других государствах, а от старшего брата к младшему. О политической истории династии Суккаль-махов до нас дошли только отрывочные сведения. Элам тогда вел войны с Вавилонией и Аккадским царством, с переменным успехом. В начале XV века до н. Е.. династия Суккаль-махов внезапно оборвалась. Неизвестно почему, но можно предположить, что Элам был завоеван касситами. Только через века Элам смог вновь вернуть себе независимость под властью царей Аншана и Суз.


5.4. Династия царей Аншана и Суз (Игехалкиды и Шутрукиды)

Это, несомненно, наиболее славный период эламские истории, оставил также большое количество археологических памятников, в частности знаменитый зиккурат Дур-Унташ (ныне Чога-Замбиль), построенный царем Унташ-Напирише.

Новой эламской династии, видимо, удалось в это время сломить сепаратизм местной знати и укрепить центральную власть. С начала XIII в. до н. э. начинается новая серия эламских завоеваний. Эламитам удалось захватить обширную область на реке деятельности, в том число и город Эшнунну (При царе Унташ Напирише (вступил на царство в 1275 р.до. н.э). Через эту область проходили караванные пути из Двуречья на нагорья Ирана. Эти победы эламитов содействовали кризису касситской династии в Вавилонии и полному освобождению Элама из-под вавилонской власти.

При царе Китен-Хутране (начал царствовать в 1235 г. до н.э.) было совершено два завоевательных похода на Вавилонию, взят Ниппур, а затем Исин. Но все попытки эламского правителя укрепиться в Вавилонии были сорваны ассирийским царем Тукульти-Нинурта I, который сам был заинтересован в гегемонии над Вавилоном, в чем преуспел гораздо больше эламского царя. Вскоре после смерти Китен-Хутрана в Элам к власти приходит новая династия - Шутрукидов, названная по имени царя Шутрук-Наххунте. Этот царь в 1160 году совершил победоносный поход на Вавилон, полностью разорив город, взяв с Вавилонии огромную дань. Среди военной добычи была взята знаменитая стела с законами Хаммурапи, найденная потом в Сузах археологами. В 1157 году до н. Е.. касситская династия в Вавилоне закончила свое существование, но Элама не удалось полностью подчинить Вавилонию.

Наивысшего развития Эламская держава достигла при царе Шильхак-Иншушинак, который значительно расширил эламские владения, особенно в горах Загра и восточнее их. Ему удалось вторгнуться и в Ассирию, где он занял южноассирийский город Экаллате.

После поражения Элама, нанесенного ему Навуходоносором I, царем Вавилона в 1130 г. до н. э. (Битва на реке Улая), а затем после поражения Вавилонии, нанесенного ей ассирийским царем Тиглатпаласар I в конце XII века до н. Е.., Обе страны, Элам и Вавилония, испытывают период упадка. В Эламе восстанавливается или сохраняется господство местной знати; отсутствие крепкого централизованного государства и крайнюю непрочность царской власти, которая превратилась в игрушку борющихся клик знати, мы встречаем и в I тысячелетии до н. Е.. как характерные черты истории Элама.

Новоеламская династия


6. Религия эламитов

Религия эламитов - политеизм, имела много черт, сближавшие ее с религиями соседней Месопотамии. Главным божеством в III тысячелетии до н. Е.. была богиня Пиненкир (существовали еще 2 богини-матери - Парти и Киририша), через тысячу лет "на престоле" его сменил мужской бог Хумпан. Большое значение играл также культ бога города Сузы Иншушинака. Другие известные боги - Хутран, Манзат, Наххунте, Нарунди.

По верованиям эламитов, каждое божество имело сверхъестественно аурой Китен, которая могла превращаться в металлический или каменный знак - табу.

Богам приносили жертвы и поклонялись в храмах, построенных наподобие месопотамских на вершинах ступенчатых пирамид - зиккуратов. Такой зиккурат сохранился в нынешнем Чога-Занбиль, он построен во времена царя Унташ-Напириши. Кроме того, известны обряды поклонения богам в священных рощах, которые росли возле храмов.


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам