Электронный билет (гражданская авиация)

Пример электронного билета

Электронный билет или e-ticket - это электронный документ, удостоверяющий договор воздушной перевозки между пассажиром и авиакомпанией. В отличие от бумажного авиабилета, электронный билет представляет собой цифровую запись в базе данных авиакомпании.


1. Недостатки технологии бумажных билетов

Технологии применения традиционных бумажных авиабилетов создавались в первой половине XX века с учетом возможностей применялись в то время технологий хранения, передачи и обработки информации. В частности, для хранения информации применялись бумажные носители, для передачи - телеграфные и телефонные голосовые каналы, для поиска информации большие хранилища бумажных носителей просматривались глазами. Используемые технологии не позволяли проводить в массовом порядке за приемлемо короткое время даже выборочную проверку авиабилетов, которые предоставлялись пассажирами для получения услуг перевозки или для возврата средств при отказе от перевозки. Таким образом, выписан билет должен быть сам по себе носителем информации, которая необходима для предоставления услуг и соответствующих денежных расчетов. Вместе с тем, на различных стадиях процесса продажи билетов и перевозки пассажира теоретически возможны преднамеренные злонамеренный действия по фальсификации информации о заключенных договорах перевозки с целью незаконного получения любой финансовой выгоды. (Например, в законно купленной билете исправлять информация маршрута и цену билета на более высокую, после чего такой билет предъявляется к возвращению. Также известны случаи оформления поддельных билетов на похищенных бланках и другие виды махинаций). В результате этих и многих других факторов были выработаны специальные меры по проведению процедур продажи авиабилетов. В частности, существовали следующие ограничения:

1. Авиабилет должен быть выпущен на специальном бланке, который снабжен средствами защиты от подделок (например, бумага с водяными знаками).

2. Бланки авиабилетов должны быть бланками строгой отчетности, в отношении которых действуют специальные правила учета, хранения, передачи для использования, утилизации.

3. Процедура выпуска авиабилета подразумевала копирование информации с билета на другие носители информации (например, отрывные купоны билета) и передачу этих носителей в другие предприятия для учета, использования, приема к исполнению, архивирования и других целей.

Все это делало процедуру выпуска авиабилета достаточно дорогим. Есть сведения, что расходы авиакомпаний на выпуск бланков билетов и другие расходы, связанные собственно с организацией продажи билетов на бумажных бланках, достигали 10 долларов за каждый проданный билет.


2. Преимущества электронного билета

В конце XX века ситуация с хранением, передачей, обработкой и поиском информации существенно изменилась. Существенно возросли скорость передачи и обработки информации, а также емкость информационных хранилищ и скорость поиска информации. Все это сделало возможным появление технологии электронных билетов. В отличие от бумажного билета, электронный билет представляет собой совокупность записей в базах данных различных компьютерных систем. Для электронного билета не требуется специальный бланк - вся информация хранится в памяти компьютера и при необходимости быстро передается с одного компьютера на другой. Соответственно, снижаются затраты авиакомпаний на изготовление бланков и их обращение. Далее, с развитием средств электронной коммерции и электронных платежей появляется возможность оплаты авиабилета с помощью автоматизированных устройств (банкоматы, платежные терминалы, банковские компьютерные системы). Таким образом, сокращаются затраты авиакомпаний и агентов по продаже билетов на организацию денежного обращения. Кроме того, внедрение технологий электронного билета позволяет снизить и некоторые другие расходы.


3. Бронирование электронных билетов

Бронирование электронных билетов может осуществляться как традиционным способом (через операторов и компьютерные системы бронирования), так и самостоятельно пассажирами через интернет-сайты авиакомпаний и агентств. Оплата билета также может происходить как традиционным способом (наличными кассиру), так и с помощью средств электронных платежей.

4. Сайты продажи электронных билетов

Электронный билет можно самостоятельно купить в интернете на специальных сайтах. Преимущества интернет-покупки билета заключаются в том, что лицо что бронирует билет получает полную информацию о всех возможных перелеты, предложенных авиакомпаниями на данном маршруте, а также видит структуру образования цены авиабилета, с указанием платы за саму перевозку и сборов аэропорта. Покупка осуществляется гораздо быстрее стандартной покупки через ТУРБЮРО. Покупка и оплата электронного билета осуществляется на сайтах, которые подключены к ресурсам продажа билетов авиакомпаний. Для оплаты принимается кредитная карта. Подтверждение о покупке высылается на электронный адрес.


5. Маршрут-квитанция

Маршрут-квитанция - это информация о факте бронирования и оплаты электронного билета, распечатанная на бумаге. В отличие от бумажных билетов, для маршрут-квитанции не требуются специальные бланки. Маршрут-квитанция печатается на обычной бумаге на обычном компьютерном принтере. Если пассажир бронирует билет самостоятельно - ему предоставляется возможность самостоятельно распечатать маршрут-квитанцию.

6. Регистрация на рейс

Регистрация пассажиров на рейс осуществляется через компьютерную систему управления отправки пассажиров, установленную в аэропорту. Предварительно в эту систему передается из систем бронирования информация о выпущенных билеты (электронных и бумажных). При регистрации пассажира с помощью электронного авиабилета предъявлять маршрут-квитанцию ​​не обязательно - вся необходимая информация уже есть в системе. При регистрации независимо от типа билета пассажиру выдается талон посадки, который является основным документом для пропуска пассажира в зону предполетного досмотра и посадки в самолет. Такой подход унифицирует работу сотрудников аэропорта на этапе от регистрации пассажира до его посадки в самолет.


7. Проект IATA E-ticketing

В 2004 Международная ассоциация воздушного транспорта запустила программу Simplifying the Business по реформированию индустрии коммерческих авиаперевозок. В рамках этой программы в 1 июня 2008 реку успешно завершен проект E-ticketing по переходу на 100% использование электронных билетов.