Надо Знать

добавить знаний



Элиас Канетти


LNP 1981 Canetti.jpg

План:


Введение

Nobel prize medal.svg

Элиас Канетти ( англ. Elias Canetti ), 25 июля 1905, г. Русе - 14 августа 1994, г. Цюрих) - немецкоязычный писатель и философ еврейского происхождения, родившийся в Болгарии. Ему принадлежит авторство понятия "Акустическая маска".


1. Биография

1.1. Детство и юность

Родился 25 июля 1905 года в г. Русе в Болгарии. Его родители Жак и Матильда Канетти родом из зажиточной сефардской семьи и переехали в Болгарии с Турции. 1911 семья уехала к родственникам в Манчестер, где родители могли получить работу. Шесть лет, проведенные в Болгарии Канетти ярко описал в первом томе своих воспоминаний. Однако в Англии семья была недолго. Неожиданно в октябре 1912 года умер отец Канетти. Мать решила переехать из Элиасом и его двумя младшими братьями в Вены. Только теперь Элиас стал изучать немецкий язык с помощью матери, поскольку его родным был язык ладино, а в Англии он овладел английским и немного французский. Вследствие событий Первой мировой войны и из-за слабого здоровья матери Канетти частые переезды. В 1916-1921 годах Канетти живет в Цюрихе, а в 1921-1924 годах - в Франкфурте-на-Майне, где и заканчивает гимназию.


1.2. Вена (1924-1938)

1924 мать Канетти вместе со своими младшими сыновьями решила поселиться в Франции, тогда как Элиас остался в Вене, где изучал в университете химию и защитил докторскую диссертацию в 1929 году [1]. Вместе Канетти развивал собственные интересы философией и литературой. В 1924 году он познакомился с везому Таубнер, которая в 1934 году станет его женой. Вера Таубнер разделяла его увлечение литературой и подталкивала к литературной карьеры (позже она сама стала писательницей). Однако Элиас Канетти во время учебы в университете занимался только литературным упражнениями.

В течение четырех лет Элиас посещал лекции сатирика Карла Крауса, который в то время он буквально боготворил, как, впрочем, и многие его современники. Элиас начинает собирать материал для исследования о феномене массы (толпы). Исследование Гюстава Ле Бона и Зигмунда Фрейда представляются ему не достаточными. Личные впечатления во время демонстраций во Франкфурте (1922) и, особенно, когда он был свидетелем поджога Дворца правосудия в Вене (1927) подтверждают его рассуждения.

Со временем Канетти расширяет круг знакомств, однако консервативных кругов, как с политической, так и с литературной точки зрения, он старается избегать. Он контактирует с представителями политической левой, однако не принимает активного участия в политической жизни. 1927 влюбляется в венгерскую поэтессу Ибби Гордон. В начале 1928 года Гордон переезжает в Берлин, и на ее приглашение Канетти проводит в Берлине лето 1928 года, где запизнаеться с местными художественными кругами (Джон Гартфильд, Виланд Герцфельд, Георг Гросс, Бертольд Брехт. Знакомится с Исааком Бабелем. В романе "Ослепление", который он пишет в течение 1930-1931 годов, изображающая контраст между уютным Веной и "сумасшедшим" Берлином. 1932 пишет драму "Свадьба", в следующем году - "Комедию тщеславия". Все три произведения сначала остаются неопубликованными. Растущая известность Канетти подталкивает его к публикации романа "Ослепление", но о дальнейшей литературную карьеру в атмосфере антисемитизма и все более влиятельной нацизма говорить не довоиться. В 1934 году он женится на везому Таубнер-Кальдерон (Veza (Venetiana) Taubner-Calderon, 1897-1963). После аншлюса Канетти и его жена Веза ищут пути покинуть Германию.


1.3. Лондон (1939-1971)

Супруги Канетти в конце 1938 года выехало через Францию ​​в Великобритании. Часто меняя адреса, Канетти живут в Лондоне и его пригородах. В течение многих лет они нанимают две отдельные квартиры; их брак не соответствовал конвенционный представлениям того времени и был скорее интимной дружбой. Веза взяла на себя роль по продвижению наследия мужа и поощрения его к литературному труду. Параллельно Канетти было много любовниц, что не влияло на отношения с женой, все было известно.

После переезда в Лондон Канетти сосредоточился на сборе материалов и написании своей главной философской работе "Масса и власть". На протяжении двадцати лет он ничего не публикует и работает только над этим проет. 1946 роман "Ослепление" публикуется в английском переводе, что делает Канетти известным в творческих кругах Англии. Канетти общается с такими интеллектуалами, как Бертран Рассел, Эрих Фрид, Дилан Томас. 1952 Канетти получил британское гражданство. В этот период Канетти сделал несколько небольших путешествий по Англии, ездил в Прованса, Греции, Италии, в Марракеш.

В 1950-х годах работа "Масса и власть" уже была готова, но Канетти медлил с публикацией. Он снова обратился к драматургии, написав "Ограниченные во времени". В 1960 году он же опубликовал "Массу и власть", но был разочарован небольшим резонансом. С 1963 года немецкое издательство "Карл Гансер" взялось за публикацию как ранних, так и новых произведений Канетти, что в конце принесло ему широкое признание. В мае 1963 года умерла жена Канетти Веза.


1.4. Цюрих (1972-1994)

В середине 60-х годов Канетти познакомился с реставраторкою из Цюриха Герой Бушор (Hera Buschor), с которой вскоре имел очень близкие отношения. Он часто посещает Цюрих и 1971 году женится на Герою и переезжает годом позже в Швейцарию. 1972 рождается дочь Иоганна. Канетти берется за написание автобиографии, первый том которой "спасенных язык", посвященный его детству и юности. 1977 года выходит в свет его автобиография, восторженно воспринято как читателями, так и критиками. 1981 Канетти присуждена Нобелевскую премию, но он принимает решение не давать никаких интервью и живет довольно уединенно, занимаясь лишь семейными делами. Однако семейная идиллия рушится из-за заболевания жены раком. 1988 жена умирает. 1994 умирает и сам Канетти в возрасте 89 лет. Он похоронен на кладбище Флунтерн в Цюрихе. Большая часть его архива и библиотека на 20 000 томов открыта для исследователей, однако "частная" часть архива (дневники и большинство писем) по завещанию Канетти должна оставаться недоступной в течение 30 лет, т.е. до 2024 года.

Могила Канетти на кладбище в Цюрихе

2. Творчество

Канетти известен как автор стилистически совершенных рассказов и пьес с гротескными персонажами, которые находятся в психологической кризисе или опасности. Персонажи его драм, по выражению самого Канетти, являются своеобразными акустическими масками и изображают не так характеры в развитии, как конечные состояния сознания [2].

Самое известное произведение писателя - роман "Ослепление", в котором, продолжая традиции Ф. Кафки, писатель пишет об абсурдности и безумие окружающего мира. Главный герой романа - синолог Кинс, живущий в мире своих книг и старается избегать любого контакта с другими людьми. Персонажи романа появляются неспособными к коммуникации, они используют друг друга для удовлетворения собственных навязчивых идей и поездов. В 1981 году это произведение было отмечено Нобелевской премии по литературе. Вызывает удивление, что в данном произведении было буквально предусмотрено появление в шахматном мире фигуры Роберта Фишера.

В активе Канетти лица в выделяется его книга "Масса и власть". Эта работа выходит за рамки социологической студии, сочетая в себе элементы психологии, методы этнологии и параллели по зоологии. Толчком к написанию работы стали массовые беспорядки 1927 года в Вене, свидетелем которых был Канетти. В книге он пытается ответить на вопрос, что такое масса, как она образуется, чем она захватывает, ее роль в современном обществе. Главный тезис Канетти - индивид в массе избавляется общественных ограничений. Социальные различия в массе знивельовуються и индивид получает обратно свою свободу. Открытая масса обладает тягой к разрушению. Ее цель - рост. Масса требует направления, цели, лежащей за пределами индивидуального и ритма, который обеспечивает ее целостность. Для образования массы необходим так называемый "массовый кристалл", прочной группы, вокруг которой масса растет.

Канетти классифицирует массы за "движущим аффектом":

  • Цькувальна масса направлена ​​на убийство;
  • Беженская масса направлена ​​на побег;
  • Запретная масса направлена ​​против существующих правил;
  • Обратная масса направлена ​​против недавних правителей;
  • Праздничная масса.

3. Произведения

  • Свадьба (Hochzeit) 1932
  • Ослепление (Die Blendung) 1935
  • Комедия тщеславия (Komedie der Eitelkeit) 1950
  • Масса и власть (Masse und Macht) 1962
  • Ограниченные сроком (Die Befristeten) 1964
  • Провинция человека (Die Provinz des Menschen: Aufzeichnungen) 1973
  • Характеры (Der Ohrenzeuge: Fnfzig Charaktere) 1974
  • Спасенный язык. История одной юности (Die gerettete Zunge: Geschichte einer Jugend) 1977
  • С факелом в ухе. История 1921-1931 (Die Fackel im Ohr: Lebensgeschichte 1921-1931) 1980
  • Перемигивания (Das Augenspiel) 1985

Примечания

  1. Katalogzettel sterreichische Nationalbibliothek - katzoom.onb.ac.at/DB4/ska/m002/z018/h039/d1173894.gif
  2. Изложение этого раздела по изданию: Gero von Wilpert, Lexikon der Weltliteratur, Bd. 1 Autoren, Krner, 1988, S. 256.

5. Украинские переводы

В издательстве Юниверс издан роман Канетти в украинском переводе "Ослепление".

  • Элиас Канетти, Ослепление, роман, пер. Алексей Логвиненко, Киев: Юниверс, 2003.

Литература

  • Penka Angelova: Elias Canetti - Spuren zum mythischen Denken. Zsolnay Verlag, Wien 2005. ISBN 3-552-05327-1
  • Dagmar Barnouw: Elias Canetti. Metzler-Verlag, Stuttgart 1979. ISBN 3-476-10180-0 (большая библиография, рецензии, литература о Канетти в 1976)
  • Salvatore Costantino (Hrsg.): Ragionamenti su Elias Canetti - Un colloquio palermitano. Verlag Franco Angeli, Mailand 1998, ISBN 88-464-0582-X (Aufstze von Manfred Durzak, Roberto Esposito, Giulio Schiavoni, Franz Schuh, Hans Georg Zapotoczky und Salvatore Costantino ber Canetti)
  • Friederike Eigler: Das autobiographische Werk von Elias Canetti. Verlag Stauffenburg, Tbingen 1988. ISBN 3-923721-37-4
  • Helmut Gbel: Elias Canetti. Rowohlt Taschenbuch Verlag, Reinbek 2005. ISBN 3-499-50585-1
  • Sven Hanuschek: Elias Canetti. Biographie. Carl Hanser Verlag, Mnchen 2005. ISBN 3-446-20584-5
  • Sven Hanuschek (Hrsg.): Der Zukunftsfette. Neue Beitrge zum Werk Elias Canettis. Verlag Neisse, Dresden 2008, ISBN 978-3-940310-40-8
  • Rudolf Hartung: Elias Canetti - Ein Rezipient und sein Autor, 1992. ISBN 3-89086-885-1
  • Konstantin Kaiser: Die Distanzierung der Macht: Elias Canetti und die Wiener Gruppe. In: Zwischenwelt. Zeitschrift fr Kultur des Exils und des Widerstands, 20. Jg., Nr. 2 Wien: September 2003 S. 4-6. ISSN 1606-4321 - dispatch.opac.d-nb.de/DB = 1.1/LNG = EN / CMD? ACT = SRCHA & IKT = 8 & TRM = 1606-4321
  • Thomas Lappe: Elias Canettis Aufzeichnungen 1942-1985. Modell und Dialog als Konstituenten einer programmatischen Utopie. Alano Verlag, Aachen 1989. ISBN 978-3-924007-76-8
  • Thomas Lappe: Die Aufzeichnung: Typologie einer literarischen Kurzform im 20. Jahrhundert. Explizite Passagen zu Elias Canettis Aufzeichnungen. Alano Verlag, Aachen 1991. ISBN 978-3-89399-108-2
  • Werner Morlang (Hrsg.): Canetti in Zrich: Erinnerungen und Gesprche. Nagel & Kimche in Carl Hanser Verlag, Mnchen 2005. ISBN 3-312-00353-9.
  • Carol Petersen: Elias Canetti. Colloquium-Verlag, Berlin 1990. ISBN 3-7678-0774-2
  • Edgar Piel: Elias Canetti. Beck-Verlag, Mnchen 1984. ISBN 3-406-09588-7.
  • Erich W. Schaufler: Elias Canettis Autobiographie in der deutschen Presse. Edwin Mellen Press, Lewiston ua 1992. ISBN 0-7734-9593-2 - (Studies in German language and literature; 11)
  • Fatih Tepebasili: Elias Canetti: Das Gefhl absoluter Verantwortlichkeit. Die Wissenschaft in Elias Canettis Roman "Die Blendung" und "Aufzeichnungen". izgi Yayınları. Konya 2003, ISBN 975-8156-97-7
  • Kristian Wachinger: Elias Canetti. Bilder aus seinem Leben. Carl Hanser Verlag, Mnchen 2005. ISBN 3-446-20599-3

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам