Надо Знать

добавить знаний



Эль Греко


El greco.JPG

План:


Введение

Эль Греко (El Greco), настоящее имя Доменикос Теотокопулоса ( греч. Δομήνικος Θεοτοκόπουλος , * 1541 - ? 7 апреля 1614) - испанский художник греческого происхождения. Один из представителей Критской школы.


1. Происхождение и обучение

Родился в Кипре. Сохранились данные о гороскоп Эль Греко, по которому он Рак. Так он родился между 21 июня и 21 июля. Семья была довольно богатая. Отец Георгиос Теотокопулоса был сборщиком налогов. Вероятно, семья принадлежала к католичества. Доменико был брата доживал век с ним в Испании.

2. Иконы

Мадонна милосердия

Первые произведения искусства, что увидел парень, - это иконы. Свидетельство об обучении в иконописца требуют уточнений, но влияние иконописных схем православие имеют некоторые произведения Доменико Теотокопулоса. Особенно это заметно в церковном образе "Мадонна милосердия" ( 1605, Иллескас, госпиталь де ла Каридад). Православному достаточно увидеть это произведение, чтобы сразу вспомнить икону "Покров Богородицы". Но влияние католических схем значительно больше и композиция Эль Греко гораздо ближе к церковных образов и схем католичества ( Пьеро делла Франческа - "Мадонна дель партий", "Мадонна милосердия" Доменико Гирляндайо и другие).


3. Автопортреты

Из документов известно, что Доменикос писал автопортреты. Патрон Эль Греко в Риме Джулио Кловио писал в ноябре 1570 г.: "В Рим только приехал молодой кандиець, ученик Тициана, которого следует считать (по моему мнению) одним из лучших мастеров живописи. Среди своих произведений он написал свой автопортрет, который поразил мастерством всех художников Рима ".

Есть еще один документ о существовании второго автопортрета. В посмертном описи имущества художника, который унаследовал сын Хорхе Теотокопулоса найдено: "Портрет моего отца в раме с отделкой". Итак, автопортреты Эль Греко существовали, задачей исследователей является или найти их, или найти сведения об их потере.


4. Итальянский период

Остров Крит, где родился Доменико, в те времена принадлежал Венецианской республике. Неудивительно, что молодой Эль Греко в поисках судьбы перебрался в столицу Адриатики. Если правда, что он ученик Тициана, то находился в Венеции. В его произведениях чувствуется влияние произведений гения Тициана, а некоторые картины настоящие вариации произведений великого венецианца ("Покаяние Марии Магдалины", Музей изобразительных искусств (Будапешт)).

Еще большее влияние на художественную личность Эль Греко были произведения другого гения из Венеции - Якопо Тинторетто (1518-1594). Сведений о обучение в мастерской в ​​Тинторетто пока нет. Учиться Доменико мог в произведениях Тинторетто и самостоятельно, а их было достаточно в церквях и братствах Венеции.


4.1. Эль Греко в Риме

По записям Джулио Кловио, земляка Эль Греко, можно достаточно точно взначиты, когда он переехал в Рим - в октябре-ноябре 1570 года. Так, в Венеции он не удержался. Кловио дал рекомендацию к кардиналу Алессандро Фарнезе, документ сохранился. Доменикос довольно быстро получил в Риме покровителей из семей Орсини и Фарнезе. С високоосвитченим Фульвио Орсини Эль Греко сошелся ближе. Так, личная библиотека Фульвио насчитывала около 1 600 томов и позже стала достоянием Ватикан. Любил книги и Эль Греко. Основания для приближения были еще и потому, что Фульвио коллекционировал картины.

Римский период художника весьма плодотворен и по собственным произведениям, и по знакомству с жизнью и произведениями художников Рима. Написал Доменикос и портрет Джулио Кловио ( 1572, музей Каподимонте, Неаполь).

В последующих произведениях есть небольшое влияние и образов Микеланджело, особенно скульптуры ("Уложение Христа в гроб" 1555 г. Микеланджело и "Бог отец с мертвым телом Христа (Святая Триця)" Эль Греко, Прадо, Мадрид). Однако он давно приобрел индивидуальности и так перерабатывает чужие композиционные схемы, которые способны опознать только настоящие специалисты.


5. Проблема света в картине

Эль Греко из тех, кто долго и успешно решал проблему света в картинах. Еще в византийских иконах он видел людей, озаренных сверхреальное божественным светом ("Преображение Господне" так поразило свидетелей, что те попадали на землю. Их до сих пор так рисуют на православных иконах).

В творческом наследии мастера есть бытовая картина, где проблема искусственного освещения главная в произведении. Это "Мальчик, раздувает огонь свечи" (Каподимонте, Неаполь). Загадкой остается полотно "Испанское пословица", ибо и он решен в искусственном освещении.

Еще загадочные его многочисленные религиозные произведения, где свет и правда идет как от самого Бога ("Христос со св. Иосифом, земным отцом", все "Поклонение волхвов", все варианты "Благовещение", все образы "Христа в Гефсиманском саду" и другие ).


6. Жизнь в Испании

Эль Греко не удержался и в Риме. Крупные строительные работы начались в Испании. О них много говорили в Риме. В поисках богатых заказчиков в Испании и новых пространств для творчества Доменикос переезжает в Мадрид. Стать придворным живописцем короля Филиппа II Эль Греко не смог, поэтому поселился в Толедо.

  • "Преображение Господне", Новгород, XV в.)

  • Иоанн Креститель

  • Портрет главного инквизитора дон Фернандо Нуньес де Гевара


7. Семья

(1600-1605, oil on canvas, 81 ? 56 cm), Портрет Хорхе Мануэля Теотокопулоса, Museo Provincial de Bellas Artes, Seville

Художник близко сошелся с Иероним да лас Куэвас, которая родила ему внебрачного ребенка. Это был единственный сын Эль Греко - Хорхе Теотокопулоса. Причины невозможности брака с женщиной неизвестные (возможно невельможне происхождения или то, что Эль Греко оставался иностранцем без знания испанского языка). Все это предположение. Сохранилось посвящен портрет женщины с меховой накидкой. Возможно, это Иеронима ( 1577, Глазго, Поллок-хаус). Мальчишка с факелом на холсте Похороны графа Оргаса ( 1587, церковь Сан-Тома, Толедо), предположительно является изображением сына Хорхе.

Есть и другой портрет, на котором изображен взрослый Хорхе с палитрой и кистями в руках.


8. Есполио (Раздевание Христа перед казнью) 1579

Христа привлекли на Голгофу и еще заставили себя нести тяжелый крест. Толпа собралась посмотреть на того, кого только хотел видеть царем Иудеи, а теперь готовили казнить как преступника. Палач уже задел край одежды Христа. Ремесленник-плотник готовит крест для казни и ни на кого не смотрит. Как загипнотизированные на крест и плотника смотрят три Марии. Казнь вот-вот начнется, но ужас уже господствует в человеческих сердцах.

Невозможно отыскать иконографические истоки произведения. Невозможно найти подобные композиционные схемы. Лишь отдаленно что-то напоминает иконы великих и безымянных мастеров Византии. Однако некоторые детали значительно вдиризняються от иконописной традиции пропавшей в то время империи.


9. Личная библиотека Эль Греко

Сохранилось описание личной библиотеки Эль Греко, где наряду с книгами по архитектуре, греческими классиками и итальянскими поэтами ( Петрарка, Ариосто, Тассо) - находятся и теологические труды. Среди последних - "О небесной иерархии" псевдо-Дионисия Ареопагита, произведения которого, написанные во второй половине 5 века, сыграли огромную роль в истории религиозно-философской мысли. Ясно, что Ареопагитика вдохновляла мастера. Это был не только художник, но и мыслитель-мистик, в полотнах которого с космическим пространством и потусторонним светом, с экстатическими персонажами и святыми фанатиками, воплощенная идея вечного католичества.


10. Эль Греко и маньеризм

Эль Греко - художник эпохи маньеризма. Его религиозные картины имеют ощутимое влияние маньеристов Рима ("Казнь св. Маврикия", 1582, "Благовещение", 1696, "Изгнание торгашей из храма", "Коронация Девы Марии"). Но талантливый художник неоднократно пересекал узкие границы маньеризма и наполнял полотна такими деталями, композиционными схемами и личными находками, о его маньеризм забывают. Гений Эль Греко выходит на первый план и берет в плен.

  • Открытие пятой печати - Эль Греко, ( 1608 - 1614)

  • Краевид Толедо. 1604 - 1614. Музей Метрополитен, Нью-Йорк ]]


11. Прославленный и любимый Толедо

Эль Греко изредка рисовал пейзажи миста.Завжды это только Толедо. Он много читал и рассматривал карты разных городов. Во времена жизни Эль Греко карты получили распространение и имел возможность их видеть (карта Милана ок. 1572 г., картографы Георг Браун и Хогенбург) . Но как отличается "Пейзаж и карта города Толедо" Эль Греко (1610-14) от технической карты Брауна и Хогенбурга.

О "Вид Толедо в грозу" Эль Греко уже существует библиотека. К нему обращались и будут обращаться веками. Это неожиданность в творчестве мастера и шедевр, которых единицы в мире.



12. Портреты Эль Греко

Маньеристы Эль Греко становился суровым и неподкупно правдивым в портретах, как корифеи Антонис Мор (бл.1520-1577) или Тициан (ок. 1485-1576). Чтобы написать удачный портрет, ему неважно было хорошо знать модель.

Постоянное выживание среди чужих, недоброжелательных и опасных людей научила его распознавать лица портретируемых. Поэтому его портреты такие разные, психологически насыщенные, и все-таки мастерской.

Пожилым и грустным появился Кловио (грек на чужбине) на его портрете 1572 Портрет присуще жанровое окраски - Кловио демонстрирует собственно созданные в книге миниатюры, которые считали шедевром мастера.

Мощь католицизма и опасная непоколебимость убеждений бьют по портрету инквизитора Ниньо де Гевара, что подписывал приговоры на сожжение еретиков Толедо.

Приязнь и восхищение умом и даром поэта - свидетели портрета монаха Хортенсио Парависино.

Портретов кисти Эль Греко много. Они производили сильное впечатление и на портретируемых, и на современников, и на художников, постоянно их копировали. До сих пор спорят копия или оригинал портрет поэта Алонсо Ерсилья и Суньига. Но важно, что портрет сохранился и сохранил долю гению Эль Греко (Эрмитаж, Петербург).

  • Портрет Каваррубиаса

  • Родриго Васкес, президент Совета Кастилии

  • Этюд к портрету главного инквизитора де Гевара

  • Портрет главного инквизитора дон Фернандо Нуньес де Гевара

  • Папа римский Пий V (частное собрание)

  • Портрет рыцаря с рукой на груди. около 1580 г.

  • Портрет неизвестного кабальеро, ок. 1584-1594 гг.


13. Смерть

Эль Греко умер в Толедо 7 апреля 1614. Надгробие из порфира и прах исчезли (известны лишь по литературе, были и исчезли). Разрушены и дом в Толедо, где жил художник. Художника забыли на три века.

14. Громкая посмертная слава в 20 веке

Мало кто имел такую ​​громкую и мощную посмертную славу в 20 веке, как Эль Греко. Каждое открытие документа о нем или нового источника становилось сенсацией. Но тихим и религиозным произведениям Эль Греко не мешает суета сует этого мира. Как не мешает и восторг перед портретами его кисти миллионов зрителей в музеях мира. Ведь они давно и на постоянно вошли в вечность.

Об произведения Эль Греко немало книг и альбомов. И еще больше их напечатают. Есть много открыток и репродукций. В Толедо создан музей художника в одном из дворцов той эпохи, ибо дом мастера не сохранили.

Об Эль Греко сняты художественные фильмы :

  • В США "Эль Греко" с Мелом Фаррелом в главной роли.
  • В 1966 г. "Эль Греко" режиссер Лучано Сальса.
  • В 2007 - режиссер Яннис Смарагдис.

В 21 веке славу Эль Греко умножает интернет.


15. Дом-музей Эль Греко в Толедо

Худ. Франсиско Пачеко.Подвийний портрет неизвестного сеньора и дамы. Музей в Севилье.

В 1585 году художник арендовал дом маркиза де Виллены, где и жил почти всю жизнь. Это был комплекс довольно старых зданий, яки сдавали всем желающим. Мастер занимал 24 комнаты, где разместил гостиной, столовой, свою библиотеку и майстерню.Ель Греко перенес в свой дом привычку слушать музыкантов во время обеда, как это делали в Венеции 16 века. Аскетичным в быту и очень религиозным испанцам это было неприемлемым и непонятным обычаю чужака. Художник хорошо понимал подозрительное отношение окружения и жил скрытно, достаточно обособленно. Но в мастерскую допускал клиентов-заказчиков, немногих друзей и коллег-митцив.Серед визитеров Эль Греко был и художник Франсиско Пачеко, будущий учитель Веласкеса. Пачеко, который разделял все предрассудки испанцев, многого не понял во время визита, но рисовал портрет Эль Греко, который был потерян. Позже были разрушены и помещения, где проживал Эль Греко.

Современный Дом-музей Эль Греко - это отреставрированная усадьба герцогини Архона, что только напоминает прежний дом где Виллена и находится в другом городе. Наличие аутентичных вещей и мебели эпохи 16 века, обломки мраморных скульптур и картины лишь воспроизводят атмосферу исчезнувшей дома художника.

Подтверждением несколько чрезмерной посмертной славы художника стало построение в 1929 г. в городе Лос-Анджелес копии современного дома-музея Эль Греко, так называемые "Апартаменты Эль Греко" ( англ. El Greco Apartments ). Этот дом имеет 12 квартир и первоначально использовался как небольшой отель. Дешевый провинциальный поезд ко всему более-менее прославленного побудил оказать даже этом доме-копии статуса архитектурного памятника в 1980 году.


16. Галерея

  • Иоанн Евангелист. Музей Прадо, Мадрид

  • Покаяние Марии Магдалины. Ок. 1589. Музей изящных искусств, Будапешт

  • Христос на кресте. ок. 1577. Частная коллекция

  • Апостолы Петр и Павел. Эрмитаж

  • Христос Пантократор. ок. 1600. Национальная галерея Шотландии, Великобритания

  • Христос лечит слепого, Дрезден

  • Триптих из Модены

  • Благовещение

  • Крещение Христа

  • Благовещение

  • Три горы Синая

  • Эль Греко, Тайная вечеря.

  • Изгнание торгашей из храма

  • Эскиз к картине "Есполио" раздевания перед казнью

  • (Гефсиманский сад) или Моление о чаше (Эль Греко)

  • Святая Троица

  • "Есполио", первый вариант

  • "Есполио", авторская копия


17. Страны, где хранят произведения Эль Греко

  • Великобритания
  • Голландия
  • Греция
  • Дания
  • Италия
  • Испания
  • Германия
  • Польша
  • Россия
  • Румыния
  • Венгрия
  • Франция
  • США
  • Чехия

Источники

  • David Davies, El Greco, Phaidon, Lausanne, 1976 (en).
  • Каптерева Т.П. "Искусство Испании.Очерки.М," Искусство ", 1989, (рус).
  • Фейнберг Л.Г.Гренберг Ю.И. "Секреты живописи старых мастеров, М." Изобразительное искусство ", 1989, (рус).
  • "Памятники культуры.Новые токрытия.М." Наука ", 1976, (рус).
  • Данилова И.Е. "Итальянская Монументальная живопись", М. "Искусство", 1970, (рус.)
  • Киплик Д. И. "Техника живописи старых мастеров, М-Л," Искусство ", 1950 (рус).

См.. также


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам