Надо Знать

добавить знаний



Эмиль Дюркгейм



Эмиль Дюркгейм
?mile Durkheim
Emile Durkheim.jpg
Родился 15 апреля 1858
Эпиналь, Франция
Умер 15 ноября 1917
Париж, Франция
Известный социолог и этнолог

Эмиль Дюркгейм ( фр. ?mile Durkheim ; МФА : [Emil dyʁkɛm] ; 15 апреля 1858, Эпиналь, Франция - ? 15 ноября 1917 Париж, Франция) - французский социолог и этнолог.

Считается одним из основателей социологии как науки, оперирует собственными эмпирическими, которые служат не только иллюстрацией к разнообразных гипотез, а главным образом для их доказательства. В академическом курсе истории классической социологии имя Эмиля Дюркгейма стоит рядом с такими учредителями научной социологии как Макс Вебер, Фердинанд Тьоннис и Георг Зиммель.

Эмиль Дюркгейм родился на северо-востоке Франции, в небогатой семье раввина. В детстве будущего автора социологической теории готовили к религиозному поприща его предков, обучая древнееврейскому языку, Тори и Талмуда. Однако он довольно рано отказался продолжить семейную традицию. Биографы Дюркгейма подчеркивают, что значительное влияние на это решение оказала его школьная учительница-католичка. Некоторое время он испытывал склонность к католицизма, но католиком Дюркгейм не стал, также не стал он и атеистом. С юных лет и до конца жизни он оставался агностиком. Постоянно подчеркивая важную социальную и нравственную роль религии, он сделал предметом своей веры науку вообще и социальную науку в частности.

В 1879 году Дюркгейм с третьей попытки поступил в Высшую Нормальной школы ( Ecole Normale Sup?rieure ) В Париже, где одновременно с ним учились известный философ Анри Бергсон и выдающийся деятель социалистического движения Жан Жорес, с которым Дюркгейм поддерживал дружеские отношения. Среди профессоров Нормальной школы наибольшее влияние на формирование взглядов будущего социолога оказали видные ученые: историк Фюстель де Куланж и философ Эмиль Бутру. Среди студентов Дюркгейм пользовался большим уважением и выделялся серьезностью, ранней зрелостью мысли и любовью к теоретическим дискуссиям, через что товарищи прозвали его "метафизиком".

Окончив в 1882 году Нормальную школу, Дюркгейм несколько лет преподавал философию в провинциальных лицеях. В 1885 - 1886 гг он побывал в научной командировке в Германии, где познакомился с состоянием исследований и преподавания философии и социальных наук. Особенно большое впечатление на него произвело знакомство с выдающимся психологом и философом В.Вундтом, основателем первой в мире лаборатории экспериментальной психологии.

В 1887 г. Дюркгейм был назначен преподавателем "социальной науки и педагогики" на филологическом факультете бордоской университета. Там же в 1896 г. он возглавил кафедру "социальной науки" - фактически, первую кафедру социологии во Франции.

С 1898 к 1913 г. Дюркгейм руководил издательством журнала "Социологический ежегодник" (было издано 12 томов журнала). Сотрудники журнала, приверженцы дюркгаймивських идей, создали научную школу, получившую название "Французская социологическая школа". Деятельность этого научного коллектива занимала ведущее место во французской социологии вплоть до конца 1930-х годов.

С 1902 года Дюркгейм преподавал в Сорбонне, где возглавлял кафедру "науки о воспитании", которая впоследствии была переименована в кафедру "науки воспитания и социологии". Преподавательская деятельность была очень интенсивной, и многие из его научных работ родились из лекционных курсов. Дюркгейм был блестящим оратором, и его лекции пользовались большим успехом.

Профессиональная деятельность занимала главное место в жизни Дюркгейма, но, несмотря на это, он принимал активное участие в различных общественных организациях и движениях. Он был человеком демократических и либеральных убеждений, сторонником социальных реформ, основанных на научных рекомендациях. Вместе с тем Дюркгейм был противником революционного социализма, считая, что глубокие социальные изменения происходят в результате длительной социальной и нравственной эволюции. С этих позиций он пытался примирить враждующие классовые силы, рассматривая социологию как научную альтернативу левому и правому радикализму.

Практическая цель его профессиональной и общественной деятельности состояла в том, чтобы вывести французское общество с тяжелого кризиса, в котором оно находилось в последней четверти XIX в. после падения прогнившего режима Второй Империи, поражения в войне с Пруссией и кровавого подавления Парижской Коммуны. В связи с этим он активно выступал против сторонников возрождения монархии и приверженцев "сильной власти", против реакционных клерикалов и националистов, отстаивая необходимость национального согласия на республиканских, светских и рационалистических принципах, на основе которых во Франции сформировалась Третья республика.

Первая Мировая война нанесла тяжелый удар по Французской социологической школе, поставив под вопрос общий оптимистический настрой социологии Дюркгейма. Некоторые известные работники школы погибли на фронтах войны. Погиб и сын основателя школы - Андре, блестящий молодой лингвист и социолог, в котором отец видел последователя своего дела. Смерть сына ускорила смерть отца. Эмиль Дюркгейм скончался 15 ноября 1917 года в Фонтенбло под Парижем в возрасте 59 лет, не успев завершить многое из начатого.

Дюркгейм ввел в научный оборот теоретическое понятие "коллективных представлений" для обозначения идей, не заимствованных из практического опыта, а будто навязанных людям самим общественной средой. Такой взгляд на зависимость мышления человека от господствующих в обществе представлений развил Леви-Брюль своей теорией "логического мышления".

Произведения Эмиля Дюркгейма Дюркгейм Э. Первобытные формы религиозной жизни: Тотемное система в Австралии. - М.: Юниверс, 2002. - 423 с. - [1]

В честь этого человека назван астероид 10330 Дюркгейм.


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам