Надо Знать

добавить знаний



Эмиль Золя


Emile Zola.jpg

План:


Введение

Эмиль Золя ( фр. mile Zola * 2 апреля 1840, Париж - 29 сентября 1902, Париж) - французский романист, критик и политический активист.


1. Биография

Хотя Золя родился в Париже, свое детство он провел в южной Франции, где его отец, инженер итальянского происхождения, был замешан в строительство системы городского водоснабжения. Старший Золя умер в 1846 г., оставив мадам Золя и своего маленького сына в нищете.

Несмотря на то, что Золя окончил лицей Святого Луиса в Париже, он дважды не сдал экзамен на степень бакалавра, что было предпосылкой для дальнейшего образования, и в 1859 г. он начал искать доходное занятие. Большую часть следующих двух лет Золя был безработный и жил в большой бедности. Он жил, отдавая в залог свои вещи и, согласно легенде, ел воробьев, которых ловил через окно на своем чердаке. Наконец, в 1862 г. Золя нанялся на работу клерком. Чтобы дополнить свой доход, Золя начал писать статьи для различных периодических изданий. В 1865 г. Золя написал свой первый автобиографический роман "Исповедь Клода". Получив достаточную репутацию как писатель, чтобы содержать себя и свою мать, он бросил работу в издательстве, чтобы иметь время заниматься писательством.

В последующие годы Золя продолжил свою карьеру журналиста и написал два романа "Тереза ​​Ракен" (1867) и "Мэдлин Фера" (1868). Проект Золя, первоначально включал 10 романов, постепенно расширялся и охватил 20 томов.

"Счастье Ругонов", первый роман в серии, появился в серийной форме в 1870 г., но был прерывается со взрывом Франко-прусской войны в июле и был наконец напечатан в книге в октябре 1871 г.

В 1870 г. Золя женился Габриэлла-Александриной Меле, которая была его спутником почти пять лет. В первой половине 70-х Золя часто встречался с Клодом Моне, Альфонсом Доде и Иваном Тургеневым. Также, как основатель и знаменитый член натуралистического движения, Золя опубликовал несколько трактатов на художественную тему.


1.1. Участие в политической жизни Франции

Статья в газете "Орор"

13 января 1898 была опубликована статья писателя "Я обвиняю" как реакция на дело Дрейфуса. Она написана в форме открытого письма, адресованного тогдашнему президенту Франции Феликсу Фору. В письме обвинялся французское правительство в антисемитизме и противозаконном заключении Альфреда Дрейфуса. Золя отмечал предвзятости военного суда и отсутствия серьезных доказательств вины Дрейфуса.

Письмо было напечатано на первой странице газеты и вызвал большой ажиотаж как в самой Франции, так и далеко за ее пределами. Золя был обвинен в клевете и приговорен 23 февраля 1898 года. Чтобы предотвратить заключение, писатель бежал в Англии. Он смог вернуться во Францию ​​лишь после самоубийства полковника Анри и бегства майора Эстергази, двух главных фигур дела Дрейфуса в июне 1899 года.

Статья Золя привела к широкому резонансу в культурном мире, стала примером того влияния, которое интеллектуальная элита может сделать на тех, кто при власти.


2. Творчество

Первые литературные выступления Золя относятся к 1860-м гг. - "Сказки с Нинон" (Contes Ninon, 1864), "Исповедь Клода" (La confession de Claude, 1865), "Завещание умершего" (Le vu d'une morte, 1866), "Марсельские тайны".

Стремительно молодой Золя подходит к своим основным произведениям, к центральному узлу своей творческой деятельности - двадцатитомная серии "Ругон-Маккари" (Les Rougon-Macquarts). Уже роман "Тереза ​​Ракен" (Thrse Raquin, 1867) заключал в себе основные элементы содержания грандиозной Естественной и социальной истории одного семейства в эпоху Второй империи".

Золя тратит очень много усилий, чтобы показать, как законы наследственности сказываются на отдельных членов семьи Ругон-Маккаров. Вся огромная эпопея связана тщательно разработанным планом, опирающимся на принцип наследственности - во всех романах серии выступают члены одной семьи, настолько широко разветвленной, что отростки ее проникают как в высшие слои Франции, так и в глубочайшие ее низы.

Последний роман серии включает родословное дерево Ругон-Маккари, которое должно служить путеводителем по крайне запутанному лабиринту родственных отношений, положенных в основу системы грандиозной эпопеи. Настоящим и действительно глубоким содержанием произведения является конечно не эта сторона, связанная с проблемами физиологии и наследственности, а те социальные изображения, которые даны в "Ругон-Маккари". По той же сосредоточенностью, с которой автор систематизировал естественное (физиологическое) содержание серии, мы должны систематизировать и понять ее социальное содержание, интерес которого исключителен.

Стиль Золя противоречив в своей сущности. Прежде всего - это стиль мелкобуржуазный в чрезвычайно ярком, последовательном и завершенном выражении, - "Ругон-Маккари" не случайно является "семейным романом", - Золя дает здесь очень полное, непосредственное, очень органичное, во всех своих элементах жизненное раскрытие бытия мелкой буржуазии. Видение художника отличается исключительной целостностью, емкостью, но именно мещанское содержание интерпретируется им с глубочайшим проникновением.

Здесь мы вступаем в область интимного - начиная с портрета, занимает видное место, до характеристик предметной среды (вспомним великолепные интерьеры Золя), до тех психологических комплексов, возникающих перед нами, - все дано в исключительно мягких линиях, все сентиментализировано. Это - своеобразный розовый период". Роман Радость жить (La joie de vivre, 1884) может рассматриваться как наиболее целостное выражение этого момента в стиле Золя.

Намечается в романах Золя и стремление обратиться к идиллии - от реального битоизображения к своеобразной мещанской фантастике. В романе Страница любви (Une page d'amour, 1878) дано идиллическое изображение мелкобуржуазной среды с сохранением реальных бытовых пропорций. В "Мечты" (Le Rve, 1888) реальная мотивировка уже устранена, дается идиллия в обнаженной фантастической форме.

Нечто подобное встречаем мы и в романе "Преступление аббата Муре" (La faute de l'abb Mouret, 1875) с его фантастическим Параду и фантастической Альбиной. "Мещанское счастье" предоставлен в стиле Золя как нечто падающее, вытесняется, что уходит в небытие. Все это стоит под знаком ущерба, кризиса, имеет "роковой" характер. В названном романе Радость жить рядом с целостным, полным, глубоким раскрытием мелкобуржуазного бытия, поэтизируется, данная проблема трагической обреченности, надвигающейся гибели этого бытия. Роман построен своеобразно: таяние денег определяет развитие драмы добропорядочных Шанто, хозяйственная катастрофа, уничтожающая "мещанское счастье", представляется основным содержанием драмы.

Еще полнее это выражено в романе "Завоевание Плассана" (La conqute de Plassans, 1874), где распад мещанского благополучия, хозяйственная катастрофа интерпретируется как трагедия, имеющая монументальный характер. Мы встречаемся с целой серией таких "падений", - постоянно осознаваемых как события космической важности (запутались в неразрешимых противоречиях семейство в романе "Человек-зверь" (La bte humaine, 1890), старый Бодю, Бурр в романе "Дамское счастье" (Au bonheur des dames, 1883)). Когда рушится хозяйственное благополучие, мещанин убежден, что рушится весь мир, - такой специфической гиперболизацией отмечены хозяйственные катастрофы в романах Золя.

Мелкий буржуа, переживающий свой закат, получает у Золя полное и законченное выражение. Он показывается с разных сторон, выявляющие его сущность в эпоху кризиса, он дается как единство разносторонних проявлений. Прежде всего, - это мелкий буржуа, переживающий драму хозяйственного распада. Такой Муре в "Завоевание Плассана", этот новый мещанский Иов, такие благотворительные рантье Шанто в романе Радость жить, такие героические лавочники, сметанные капиталистическим развитием, в романе "Счастье дам".

Святые, мученики и страдальцы, как трогательная Полина в Радости жить или несчастная Рене в романе "Добыча" (La cure, 1872), или нежная Анжелика в "Мечте", которую так близко напоминает Альбина в Преступлении аббата Муре", - вот новая форма социальной сущности героев Золя. Людей этих характеризуют пассивность, безволие, христианское смирение, покорность. Все они отличаются идиллическим прекраснодушие, но все они смяты жестокой действительностью. Трагическая обреченность этих людей, их гибель, несмотря на всю привлекательность, красивость этих чудесных созданий, роковая неотвратимость мрачной судьбы их, - все это является выражением того же конфликта, который определял драму Муре, чье хозяйство рушилось, в патетическом романе " Завоевание Плассана ". Сущность здесь одна, - различна только форма явления.

Как наиболее последовательная форма психологии мелкой буржуазии в романах Золя даются многочисленные правдоискатели. Все они куда-то стремятся, охвачены какими-то надеждами. Но тут же выясняется, что надежды их тщетны, а стремление слепые. Затравленный Флоран из романа Чрево Парижа" (Le ventre de Paris, 1873), или несчастный Клод из Творчества (L'uvre, 1886), или прозябает романтик-революционер из романа "Деньги" (L'argent, 1891), или беспокойный Лазарь в "Радости жить - все эти искатели одинаково беспочвенны и бескрылые. Никому из них не дано достигать, никто из них не поднимается до победы.

Таковы основные устремления героя Золя. Как видим, они разносторонни. Тем более полным и конкретным оказывается то единство, в котором они сходятся. Психология падающего мелкого буржуа получает у Золя чрезвычайно глубокую, целостную интерпретацию.

Два романа о рабочем классе - "Ловушка" (L'assommoir, 1877) и "Жерминаль" (Germinal, 1885) - выдаются характерными произведениями в том смысле, что здесь в мелкобуржуазном мировосприятии преломляется проблема пролетариата. Эти романы можно назвать романами о классовом соседстве. Золя сам предупреждал, что его романы о рабочих имеют целью упорядочение, усовершенствование системы отношений буржуазного общества и отнюдь не "крамола". В этих произведениях есть много объективно-истинного в смысле изображения современного Золя пролетариата.

Бытие этой социальной группы в произведениях Золя полно величайшего трагизма. Все здесь охвачено смятением, все стоит под знаком неотвратимости судьбы. Пессимизм романов Золя находит выражение в их своеобразном, катастрофическом строении. Всегда противоречие разрешается так, что трагическая гибель является необходимостью. Все эти романы Золя имеют одинаковое развитие - от потрясения к потрясению, от одного пароксизма к другому развертывается действие, чтобы докатиться до катастрофы, все подрывает.

Это трагическое осознание действительности очень специфично для Золя - здесь лежит характерная особенность его стиля. Вместе с этим возникает отношение к мещанскому миру, которое можно назвать сентиментализирующим.

В романе "Деньги" биржа возникает как нечто противоположное деградирующей мелкой буржуазии; в "Дамское счастье" - грандиозный универсальный магазин раскрывается как утверждение новой действительности; железная дорога в романе "Человек-зверь", рынок со всей сложной системой товарного хозяйства в романе "Чрево Парижа "городской дом, представленный как грандиозная" machine pour vivre .

Характер интерпретации этих новых образов резко отличен от всего изображаемого Золя ранее. Здесь царят вещи, человеческие переживания оттеснены проблемами хозяйствования и организации, с совершенно новыми материями обращается художник - его искусство освобождается от сентиментализма.

Возникают в произведениях Золя и новые человеческие фигуры. Это уже не мещанские Иовы, не страдальцы, не напрасны соискатели, а хищники. Им все удается. Они всего достигают. Аристид Саккаре - гениальный проходимец в романе "Деньги", Октав Муре - капиталистический предприниматель высокого полета, хозяин магазина "Дамское счастье", бюрократический хищник Эжен Ругон в романе "Его превосходительство Эжен Ругон" (1876) - вот новые образы.

Золя дает достаточно полную, разностороннюю, развернутую концепцию его - от хищника стяжателя вроде аббата Фожа в "Завоевание Плассана" до настоящего рыцаря капиталистической экспансии, каким является Октав Муре. Постоянно отмечается, что несмотря на различие масштабов, все эти люди - хищники, захватчики, вытесняющие добропорядочных людей того патриархального мещанского мира, который, как мы видели, поэтизировал.

Образ хищника, капиталистического дельца, дан в одинаковом аспекте с вещным образом (рынка, биржи, магазина), который занимает в системе стиля Золя столь существенное место. Оценка хищничества переносится и на вещный мир. Так, парижский рынок и универсальный магазин становятся чем-то ужасным. В стиле Золя предметный образ и образ капиталистического хищника надо рассматривать как единое выражение, как две стороны света, познаваемого художником, приспособливающегося к новому социально-экономического уклада.

В романе "Дамское счастье" дано столкновение двух сущностей - мещанской и капиталистической. На костях разоряющихся мелких лавочников возникает огромное капиталистическое предприятие - весь ход конфликта представлен так, что "справедливость" остается на стороне под напором. Они побеждены в борьбе, уничтожены фактически, но морально они торжествуют. Это разрешение противоречия в романе "Дамское счастье" очень характерно для Золя. Художник раздваивается здесь между прошлым и настоящим: с одной стороны, он глубочайшим образом связан с рушатся бытием, с другой - он уже мыслит себя в единстве с укладом, он свободен уже настолько, чтобы представлять себе мир в его действительных связях , в полноте его содержания.

Творчество Золя научно, его отличает стремление поднять литературное производство на уровень научных знаний своего времени. Его творческий метод получил обоснование в специальной работе - "Экспериментальный роман" (Le roman exprimental, 1880). Здесь видно, насколько последовательно художник проводит принцип единства научного и художественного мышления. "" Экспериментальный роман "есть логическое следствие научной эволюции нашего века, говорит Золя, подводя итог своей теории творческого метода, что является перенесением в литературу приемов научного исследования (в частности Золя опирается на работы знаменитого физиолога Клода Бернара). Вся серия "Ругон-Маккари" осуществлена ​​в плане научного исследования, проведенного в соответствии с принципами "Экспериментального романа". Научность Золя является свидетельством тесной связи художника с основными тенденциями его эпохи.

Грандиозная серия "Ругон-Маккари" перенасыщена элементами планирования, схема научной организации этого произведения представлялась Золя существенной необходимостью. План научной организации, научный метод мышления - вот основные положения, которые можно считать исходными для стиля Золя.

Более того, он был фетишистом плана научной организации произведения. Его искусство постоянно нарушает границы его теории, но сама природа планового и организационного фетишизма Золя вполне специфична. Здесь сказывается характерный способ представления, что отличает идеологов технической интеллигенции. Организационная оболочка действительности постоянно принимается ими за всю действительность, форма заменяет содержание. Золя выражал в своих гипертрофия плана и организации типичное сознание идеолога технической интеллигенции. Приближение к эпохе осуществлялось через своеобразную "технизации" буржуа, осознавшего свое неумение организовать и планировать (за это неумение его всегда бичует Золя - Счастье дам") познания эпохи капиталистического подъема у Золя реализуется через плановый, организационно-технический фетишизм. Теория творческого метода, развернутая Золя, специфика его стиля, обнажается в момент, обращенных к капиталистической эпохи, восходит к этому фетишизму.

Роман "Доктор Паскаль" (Docteur Pascal, 1893), завершающий серию Ругон-Маккари", может служить примером такого фетишизма - вопросы организации, систематики, конструирования романа выделяются здесь на первое место. В этом романе раскрывается и новый человеческий образ. Доктор Паскаль - это нечто новое по отношению и к падающим мещанам и к побеждает капиталистическим хищникам. Инженер Гамелен в "Деньгах", капиталистический реформатор в романе "Труд" (Travail, 1901) - все это разновидности нового образа. Он недостаточно развернут у Золя, он только намечается, только становится, но сущность его уже вполне понятна.

Фигура доктора Паскаля является первым схематическим наброском реформистской иллюзии, в которой находит свое выражение тот факт, что мелкая буржуазия, форму практики которой представляет стиль Золя, "техницизируясь", примиряется с эпохой.

Типичные черты сознания технической интеллигенции, прежде всего фетишизм плана, системы и организации, переносятся на ряд образов капиталистического мира. Такой, например, Октав Муре из Счастья дам", не только крупный хищник, но и большой рационализатор. Действительность, которая еще недавно оценивалась как мир враждебный, теперь осознается в плане какой-то "организационной" иллюзии. Хаотический мир, зверская жестокость которого еще недавно приходилось, теперь начинает представляться в розовых одеждах "плана", планируется на научных основах не только роман, но и общественная действительность.

Золя, всегда тяготел к тому, чтобы превращать свое творчество в орудие реформирования, улучшения действительности (это отражалось в дидактизма и риторизмом его поэтической техники), теперь приходит к организационным утопий.

Неоконченная серия "Евангелий" ("Плодовитость" - "Fcondit", 1899, "Труд", "Справедливость" - "Vrit", 1902) выражает этот новый этап в творчестве Золя. Моменты организационного фетишизма, всегда свойственные Золя, здесь получают особенно последовательное развитие. Реформизм становится здесь все более захватывающей, господствующей стихией. В "плодовитость" создается утопия о планомерном воспроизводстве человечества, это евангелие превращается в патетическую демонстрацию против падения рождаемости во Франции.

В промежутке между сериями - "Ругон-Маккари" и "Евангелия" - Золя написал свою антиклерикальную трилогию "Города": "Лурд" (Lourdes, 1894), "Рим" (Rome, 1896), "Париж" (Paris, 1898) . Драма аббата Пьера Фромана, ищущего справедливости, дана как сейчас критики капиталистического мира, что открывает возможность примирения с ним. Сыновья мятущегося аббата, который снял рясу, выступают как евангелисты реформистского обновления.


3. Украинские переводы

В Украине Золя известный от 1870-х. Впервые его перевел Иван Франко (новелла "Наводнение", опубликованная в альманахе "Днестрянка", 1876). Он же автор вступительного слова к изданию повести Золя "Молот", переведенной Ольгой Рошкевич (1879).

  • Сочинения. - Т. 1-18. - Харьков - Киев - Одесса, 1929-1930.
  • Карьера Ругонов. - М., 1959.
  • Добыча. - М., 1960.
  • Чрево Парижа. - М., 1960.
  • Жерминаль. - М., 1961.
  • Счастье Ругонов. - М., 1969.
  • Завоевание Плассана. - М., 1972.
  • Осада мельницы / / Книга приключений. - М., 1986.
  • Сочинения. - Т. 1-2. - М., 1988.

Литература

Википедия содержат высказывания, автором которых является: Эмиль Золя


Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам